Урок русского языка 3 класс "Части слова. Суффикс".
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Урок русского языка "Части слова. Суффикс и его значение", 3 класс, разработан по УМК "Школа 2100", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тороп Ольга Петровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №8»

х. Марьинский, Тбилисский район,

Краснодарский край.

Русский язык 3 класс / 1-4/

             Тема: «Состав слова. Суффикс и его значение в слове».

             Цели: - научить учащихся различать в словах суффиксы;    

                           разбирать слова по составу;

                        - развивать память, мышление, речь,

                          наблюдательность;                                                                                                                                  

                        - воспитывать интерес к процессу познания.

             Задача: на основе полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

  /  Подготовка рабочего места, посадка при письме, запись числа./

2. Минутка чистописания. /Слайд   1./

аа/ Аа/ аа/

абрикос аппетит аромат

3.Словарная работа. /Слайд   2-9./

Картинный диктант.

Учитель показывает рисунки на слайдах, ученики записывают слова, обозначают орфограммы.

/Ягоды, земляника, малина, крыжовник, черника, смородина, ежевика./

   - Проверьте себя. Какие слова не записаны у вас в тетрадях?

       / Черёмуха, костяника./

    - Запишите.

4. Работа с деформированным текстом. /Слайд   10./

/ Опадают, с, листья, осенью, деревьев./

- Выделите все знакомые орфограммы.

-Подчеркните грамматическую основу предложения.

/Дети работают у интерактивной доски. Учитель оценивает ответы./

5. Сообщение темы и цели урока. /Слайд   11./

-Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:

«С моею помощью совершаются превращения. В слове я стою после корня. Иногда в слове нас может быть два или три».

/Ответы детей./

- Правильно, это суффикс. Попробуйте сформулировать тему урока.

/Тему урока читаем на слайде. «Состава слова. Суффикс»./

6.Актуализация. /Слайд   12./

-Какие ещё части слова вы знаете?

7.Повторение изученного.

а).Упр. 193 на стр.131. Выполняется коллективно под руководством учителя.

-В словах река, речушка, реченька, речная (рыба) выделите:                                                окончания (чтобы найти окончание, нужно изменить слово, используй предлоги к, от  с);                                                                                                                                            основу (основа-это слово без окончания)                                                                                 -Одинаковая основа? Основы разные, поэтому это слова с разным значением;                                                                                                                 корень, /Что наблюдается в корне?/

-Какая часть осталась? /Суффикс/.

-Сделайте вывод, для чего служит суффикс?

/Суффикс служит для образования новых слов./

 

8. Образуй с помощью данных суффиксов новые слова: /Слайд   13./

лес + - ник                       

гном  + - ик

дед + - ушк

нога + - к

хвост + -ищ

сад +   -ов + ник

трактор + -ист

-Запиши, разбери по составу.

-Какое значение вносят в слова суффиксы –ик, -ушк, -к?

-Найди орфограмму «Чередование согласных в корне».

9. Физминутка. «Ваши глаза скажут вам спасибо!». /Слайд   13-18./

10. Постановка проблемы:

Вы сейчас показали, что умеете выделять части слова. Но как вы думаете, должен - же быть какой-то порядок в разборе слов по составу? Сейчас я вам предлагаю установить такой порядок, т.е. вывести алгоритм разбора слова по составу.

11. Работа в парах. Открытие нового знания.

/Учащиеся в карточках останавливают последовательность разбора слов по составу. Приложение1./

Установи последовательность разбора слов по составу.

-Выдели основу слова.

-Выдели приставку.

-Выдели суффикс.

-Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

-Измени слово и выдели в нём окончание.

-Справились? Замечательно!  /Ответы детей./                                                                     -А вот посмотрите, какой действительно существует порядок разбора слов по составу.

/На слайде демонстрируется алгоритм. У кого допущены ошибки, исправляют./ /Слайд   19./

  1. Измени слово и выдели в нём окончание.

2.   Выдели основу слова.

3.   Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

4.   Выдели приставку.

5.   Выдели суффикс.

-Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

12.  Закрепление.                                                                               а) Разбор слов по алгоритму со слайда. /Слайд   20./

   лапка                       коровушка

   пёсик                       грибок

б) Составить слова из данных частей.

/ Дети на магнитной доске составляют слова./

  трактор             по                лёт              на            

   дар                    ист              ок               шёл

в) Соотнеси данные слова со схемами.

     Самостоятельно выполнить упражнение №198, стр. 134.

    /Проверка тетрадей в парах./

13. Итог урока. /Слайд   21./

    Помоги Буратино. «Суффикс- это…

-часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;

- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

14.  Д/З. Образуй однокоренные слова с данными суффиксами. Перфокарты. /Смотри приложение2/

Литература

1.Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 3 класс, Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева. Москва «Баласс» 2007г.

2. Учебник «Русский язык» 3 класс часть 1, Р.Н.Бунеев, Е.В, Бунеева,О.В.Пронина. Москва «Баласс» 2008г.

3. Физминутка. Масько Л.Г. Манчегорск, Мурманская область.

Приложение 1.

Установи последовательность разбора слов по составу.

-Выдели основу слова.

-Выдели приставку.

-Выдели суффикс.

-Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

-Измени слово и выдели в нём окончание.

Приложение 2.

Перфокарта для домашнего задания

                     Тест №2 «Состав слова»

                             Вариант №1

1.Укажи правильный ответ:

    Приставка – это…          Корень – это…

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Общая часть однокоренных слов.
  4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

2.Укажи слова с суффиксом  – ок- :

  1. молоко                     4) близок                 7) восток              
  2. желток                     5) дубок                   8) гребешок
  3. урок                         6) кружок                 9) крокодил

3.Укажи слова с приставками:

  1. изба                         4) списал                  7) нарцисс                
  2. сани                         5) заучил                  8) настройка
  3. сломал                     6) выбить                 9) зарница

4Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

  1. суффикс
  2. корень
  3. окончание
  4. приставка  

   

                     Тест №2 «Состав слова»

                             Вариант №2

1.Укажи правильный ответ:

 

Суффикс – это…           Окончание это…

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Общая часть родственных слов.
  4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

2.Укажи слова с суффиксом – ик- :

  1. дворик                   4) покинуть           7) носик
  2. дикий                    5) мячик                 8) крик
  3. мальчик                6) пикать                9) столик

3.Укажи слова с приставками:

  1. изюминка             4) подсолнух         7) зайка    
  2. покраска               5) надежда             8) поилка
  3. мальчик                6) нагрузка             9) наклейка

4.Укажи часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

  1. окончание
  2. суффикс
  3. корень
  4. приставка

 

Паспорт мультимедийной разработки.

Автор:               Тороп Ольга Петровна____________________

Образовательное учреждение: Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» х. Марьинского, Тбилисского района,Краснодарского края.

Должность:      учитель начальных классов

Предмет:     русский язык

Класс:  3

Тема: «Состав слова. Суффикс и его значение в слове».

Тип:  презентация

Источник: собственная разработка + интернет-ресурсы, +общеобразовательная программа «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 3 класс, Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева. Москва «Баласс» 2007г.

Resource id #1950


Предварительный просмотр:

 

Паспорт мультимедийной разработки.

Автор:               Тороп Ольга Петровна____________________

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

 х. Марьинского, Тбилисского района,Краснодарского края.

Должность:      учитель начальных классов

Предмет:     русский язык

Класс:  3

Тема: «Состав слова. Суффикс и его значение в слове».

Тип:  презентация

Источник: собственная разработка + интернет-ресурсы, +общеобразовательная программа «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 3 класс, Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева. Москва «Баласс» 2009г.

Resource id #3328

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Минутка чистописания. аа/ Аа/ аа/ абрикос аппетит аромат

Слайд 4

Словарные слова. Проверь себя! Ягоды, земляника, малина, крыжовник, черника, смородина, ежевика, черёмуха, костяника.

Слайд 5

Рассыпанные слова: опадают, с ,листья, осенью, деревьев. Осенью листья опадают с деревьев.

Слайд 6

Тема урока: «Состав слова. Суффиксы.» Будем учиться: -находить в словах суффиксы; -определять в словах знакомые части слова; -выведению алгоритма разбора слов по составу.

Слайд 7

Части слова: КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ

Слайд 8

Образуй новые слова: лес + -ник гном + -ик дед + -ушк нога + -к хвост + -ищ сад +-ов + -ник трактор + -ист лесник гномик дедушка ножка хвостище садовник тракторист

Слайд 9

Алгоритм разбора слова по составу. 1.Измени слово и выдели в нём окончание. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери однокоренные слова. Выдели корень. 4. Выдели приставку. 5. Выдели суффикс.

Слайд 10

Разбери по составу: лапка пёсик коровушка грибок

Слайд 11

Помоги Буратино. Суффикс это- 1- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; 2- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...

Урок русского языка, 6 кл, суффиксы ЧИК, ЩИК

Урок русского языка, 6 кл,  суффиксы ЧИК, ЩИК...