Урок русского языка 3 класс "Части слова. Суффикс".
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Урок русского языка "Части слова. Суффикс и его значение", 3 класс, разработан по УМК "Школа 2100", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_torop_o.p._chasti_slova_3kl.doc | 478.5 КБ |
pasport_multimediynoy_razrabotki.doc | 23 КБ |
russkiy_yazyk_3_kl_chasti_slova.suffiksy.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Тороп Ольга Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
х. Марьинский, Тбилисский район,
Краснодарский край.
Русский язык 3 класс / 1-4/
Тема: «Состав слова. Суффикс и его значение в слове».
Цели: - научить учащихся различать в словах суффиксы;
разбирать слова по составу;
- развивать память, мышление, речь,
наблюдательность;
- воспитывать интерес к процессу познания.
Задача: на основе полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
/ Подготовка рабочего места, посадка при письме, запись числа./
2. Минутка чистописания. /Слайд 1./
аа/ Аа/ аа/
абрикос аппетит аромат
3.Словарная работа. /Слайд 2-9./
Картинный диктант.
Учитель показывает рисунки на слайдах, ученики записывают слова, обозначают орфограммы.
/Ягоды, земляника, малина, крыжовник, черника, смородина, ежевика./
- Проверьте себя. Какие слова не записаны у вас в тетрадях?
/ Черёмуха, костяника./
- Запишите.
4. Работа с деформированным текстом. /Слайд 10./
/ Опадают, с, листья, осенью, деревьев./
- Выделите все знакомые орфограммы.
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
/Дети работают у интерактивной доски. Учитель оценивает ответы./
5. Сообщение темы и цели урока. /Слайд 11./
-Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:
«С моею помощью совершаются превращения. В слове я стою после корня. Иногда в слове нас может быть два или три».
/Ответы детей./
- Правильно, это суффикс. Попробуйте сформулировать тему урока.
/Тему урока читаем на слайде. «Состава слова. Суффикс»./
6.Актуализация. /Слайд 12./
-Какие ещё части слова вы знаете?
7.Повторение изученного.
а).Упр. 193 на стр.131. Выполняется коллективно под руководством учителя.
-В словах река, речушка, реченька, речная (рыба) выделите: окончания (чтобы найти окончание, нужно изменить слово, используй предлоги к, от с); основу (основа-это слово без окончания) -Одинаковая основа? Основы разные, поэтому это слова с разным значением; корень, /Что наблюдается в корне?/
-Какая часть осталась? /Суффикс/.
-Сделайте вывод, для чего служит суффикс?
/Суффикс служит для образования новых слов./
8. Образуй с помощью данных суффиксов новые слова: /Слайд 13./
лес + - ник
гном + - ик
дед + - ушк
нога + - к
хвост + -ищ
сад + -ов + ник
трактор + -ист
-Запиши, разбери по составу.
-Какое значение вносят в слова суффиксы –ик, -ушк, -к?
-Найди орфограмму «Чередование согласных в корне».
9. Физминутка. «Ваши глаза скажут вам спасибо!». /Слайд 13-18./
10. Постановка проблемы:
Вы сейчас показали, что умеете выделять части слова. Но как вы думаете, должен - же быть какой-то порядок в разборе слов по составу? Сейчас я вам предлагаю установить такой порядок, т.е. вывести алгоритм разбора слова по составу.
11. Работа в парах. Открытие нового знания.
/Учащиеся в карточках останавливают последовательность разбора слов по составу. Приложение1./
Установи последовательность разбора слов по составу.
-Выдели основу слова.
-Выдели приставку.
-Выдели суффикс.
-Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
-Измени слово и выдели в нём окончание.
-Справились? Замечательно! /Ответы детей./ -А вот посмотрите, какой действительно существует порядок разбора слов по составу.
/На слайде демонстрируется алгоритм. У кого допущены ошибки, исправляют./ /Слайд 19./
- Измени слово и выдели в нём окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
4. Выдели приставку.
5. Выдели суффикс.
-Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.
12. Закрепление. а) Разбор слов по алгоритму со слайда. /Слайд 20./
лапка коровушка
пёсик грибок
б) Составить слова из данных частей.
/ Дети на магнитной доске составляют слова./
трактор по лёт на
дар ист ок шёл
в) Соотнеси данные слова со схемами.
Самостоятельно выполнить упражнение №198, стр. 134.
/Проверка тетрадей в парах./
13. Итог урока. /Слайд 21./
Помоги Буратино. «Суффикс- это…
-часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;
- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
14. Д/З. Образуй однокоренные слова с данными суффиксами. Перфокарты. /Смотри приложение2/
Литература
1.Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 3 класс, Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева. Москва «Баласс» 2007г.
2. Учебник «Русский язык» 3 класс часть 1, Р.Н.Бунеев, Е.В, Бунеева,О.В.Пронина. Москва «Баласс» 2008г.
3. Физминутка. Масько Л.Г. Манчегорск, Мурманская область.
Приложение 1.
Установи последовательность разбора слов по составу.
-Выдели основу слова.
-Выдели приставку.
-Выдели суффикс.
-Подбери однокоренные слова. Выдели корень.
-Измени слово и выдели в нём окончание.
Приложение 2.
Перфокарта для домашнего задания
Тест №2 «Состав слова»
Вариант №1
1.Укажи правильный ответ:
Приставка – это… Корень – это…
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Общая часть однокоренных слов.
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
2.Укажи слова с суффиксом – ок- :
- молоко 4) близок 7) восток
- желток 5) дубок 8) гребешок
- урок 6) кружок 9) крокодил
3.Укажи слова с приставками:
- изба 4) списал 7) нарцисс
- сани 5) заучил 8) настройка
- сломал 6) выбить 9) зарница
4Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
- суффикс
- корень
- окончание
- приставка
Тест №2 «Состав слова»
Вариант №2
1.Укажи правильный ответ:
Суффикс – это… Окончание это…
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Общая часть родственных слов.
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
2.Укажи слова с суффиксом – ик- :
- дворик 4) покинуть 7) носик
- дикий 5) мячик 8) крик
- мальчик 6) пикать 9) столик
3.Укажи слова с приставками:
- изюминка 4) подсолнух 7) зайка
- покраска 5) надежда 8) поилка
- мальчик 6) нагрузка 9) наклейка
4.Укажи часть слова, которая служит для связи слов в предложении:
- окончание
- суффикс
- корень
- приставка
Паспорт мультимедийной разработки.
Автор: Тороп Ольга Петровна____________________
Образовательное учреждение: Муниципальное Общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» х. Марьинского, Тбилисского района,Краснодарского края.
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: «Состав слова. Суффикс и его значение в слове».
Тип: презентация
Источник: собственная разработка + интернет-ресурсы, +общеобразовательная программа «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 3 класс, Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева. Москва «Баласс» 2007г.
Resource id #1950
Предварительный просмотр:
Паспорт мультимедийной разработки.
Автор: Тороп Ольга Петровна____________________
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
х. Марьинского, Тбилисского района,Краснодарского края.
Должность: учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: «Состав слова. Суффикс и его значение в слове».
Тип: презентация
Источник: собственная разработка + интернет-ресурсы, +общеобразовательная программа «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 3 класс, Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева. Москва «Баласс» 2009г.
Resource id #3328
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания. аа/ Аа/ аа/ абрикос аппетит аромат
Словарные слова. Проверь себя! Ягоды, земляника, малина, крыжовник, черника, смородина, ежевика, черёмуха, костяника.
Рассыпанные слова: опадают, с ,листья, осенью, деревьев. Осенью листья опадают с деревьев.
Тема урока: «Состав слова. Суффиксы.» Будем учиться: -находить в словах суффиксы; -определять в словах знакомые части слова; -выведению алгоритма разбора слов по составу.
Части слова: КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ
Образуй новые слова: лес + -ник гном + -ик дед + -ушк нога + -к хвост + -ищ сад +-ов + -ник трактор + -ист лесник гномик дедушка ножка хвостище садовник тракторист
Алгоритм разбора слова по составу. 1.Измени слово и выдели в нём окончание. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери однокоренные слова. Выдели корень. 4. Выдели приставку. 5. Выдели суффикс.
Разбери по составу: лапка пёсик коровушка грибок
Помоги Буратино. Суффикс это- 1- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; 2- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение" (вводный урок)
Урок русского языка (5 класс)....
Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"
Технологическая карта урока русского языка Тема: Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....
Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Урок русского языка, 6 кл, суффиксы ЧИК, ЩИК
Урок русского языка, 6 кл, суффиксы ЧИК, ЩИК...