Самоанализ уроков русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс) на тему

Волобуева Марина Ивановна

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

учителя русского языка и литературы

Волобуева М.И.

  1. Тема «Род несклоняемых имен существительных»

Дата проведения: 12.12.2016 г.

Класс: «6» класс.

  1. Данный урок был 11-ым  в системе уроков по теме «Имя существительное ».
  2. Этот урок связан с предыдущими уроками и опирается на знания, полученные ранее.
  3. Данный урок  был посвящен не только введению нового материала, но и закреплению уже полученных знаний по теме «Имя существительное» из раздела «Морфология. Орфография. Культура речи».
  4. При подготовке к уроку были учтены  следующие требования:

- Содержание учебного материала соответствовало требованиям образовательного стандарта и учебной программы.

- Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроено научно, логично, последовательно.

- В основу  урока был положен системно-деятельностный подход.

6.  Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 


7.         Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

               На уроке я использовала групповую форму работы. Работа в группах     предусматривала организацию совместной деятельности учащихся.  Ребята  объединились в     группы: «Знайки», «Знатоки», «Умницы».  Данная тема трудная,  и  я решила, что в     процессе выполнения заданий в группах, учащимся она будет более  доступна. 

  8.  Ребята  6 класса очень активные, эмоциональные, с удовольствием участвуют в учебных и внешкольных мероприятиях.

               При подготовке к уроку были учтены следующие особенности класса:

              -  небольшие проблемы с дисциплиной;

              - разный уровень знаний.

9. Цели урока:

1)  Предметные:  способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых  имён  существительных;  способствовать  формированию  представления  об  особенностях  рода  несклоняемых  имён  существительных.

2)  Личностные:  способствовать  развитию  речи  учащихся,  обогащению  и  усложнению  словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету.

 3)  Метапредметные:  способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

              10. На уроке решались следующие задачи:

- Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,  проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы.  Обеспечить  ситуации,  способствующие  развитию  умений  анализировать   и  различать  род  несклоняемых   имён  существительных.  Обеспечить  условия  для  развития  умений  грамотно,  чётко  и  точно  выражать  свои  мысли.

Эти задачи, были направлены на усвоение нового материала, на умение определять род несклоняемых имен существительных.

             11. Выбор структуры урока обосновывается тем, что заявленная тема    

             вызывает трудности у учащихся.

             12. В ходе урока сочетались групповая, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос(повторение теоретического материала).

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 15 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

На данном занятии  использовались  технологии:

- здоровьесберегающие технологии, (проведение физминутки)

- технологии коллективного сотрудничества,

 (ребята учились работать в коллективе, сообща.)

- компьютерные технологии. (на уроке использовалась презентация).

             13.       С точки зрения психологии и методики преподавания все     использованные на уроке приемы работы   соответствовали возрастным возможностям учащихся. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
            14. Изменений в ходе урока не было.

            15. Мне удалось достичь цели урока, решить поставленные задачи урока,  избежать перегрузки и переутомления учащихся.

            16. Общая самооценка урока: средняя.

            17. В  целом,  урок прошел успешно.  На мой взгляд, можно отметить  несколько недочетов: излишняя эмоциональность речи учителя и недостаточно сформированное умение учителя  распределять внимание на уроке.      

                В конце урока я оценила деятельность детей, но,  на мой взгляд, не все     выставленные отметки были правильные с методической точки зрения.      

18.  Именно  с  устранением выявленных мною замечаний я начну следующий урок.

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы Волобуева М.И.

Данный урок проводился в 5 классе. В классе 14 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе Коровиной.

Тема урока «Образ Родины в стихах о природе». Это первый урок знакомства с поэзией о родине.

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  1. Образовательный: формирование представления о понятии «образ родины», выражение  «образа» в языковых средствах.
  2. Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
  3. Воспитательный:привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой,искусством.

Использовала на уроке презентацию, аудиозапись стихотворения, музыкальные композиции , картины художников и рисунки детей,выставку книг оренбургских поэтов, раздаточный материал для оформления газеты.

Тип урока : интегрированный, в форме педагогической мастерской.

Осуществляла данные подходы:

  1. Текстоориентированный(выбор из текста выразительных средств)
  2. Коммуникативный(работа в группах,развитие связной речи)
  3. Интегрированный(связь с музыкой и искусством)
  4. Личностно-ориентированный(привитие нравственно-этических ценностей)

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой  к предстоящей работе (пословица). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (в стихотворении найти-ключевое слово, в музыке-образы ),применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками-регулятивные УУД.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического  мышления.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с  картинами и рисунками о родном крае. Проводилась дважды на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с лирическим произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск  языковых средств.

На заключительном этапе урокаписьменный  мини-вывод (1 предложение) способствовал развитию  личностных  и коммуникативных УУД. При закреплении темы  прочтение собственного стихотворенияиспользовала как метод эмоционального стимулирования с вытекающей постановкой домашнего задания типичного характера.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе,оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом  регулятивных УУД.Цель урока достигнута.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» учителя русского языка и литературы Волобуева М.И.

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок проводился в общеобразовательном классе среднего уровня обученности и являлся заключительным уроком по изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». На предыдущих занятиях рассматривалось отражение в произведении трудностей военного времени, исследовались особенности поведения детей, анализировалась роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя. Последний урок — это размышление над нравственными проблемами рассказа. Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-размышление.

Цели урока:

- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

- создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

Для достижения целей урока использовала технологию проблемного обучения(создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация). Для развития у школьников способности понять проблематику произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию другого человека и выразить собственное мнение считала эффективным метод эмпатии (вживания), «в чувствования» человека в состояние другого объекта. Методы синектики и «мозгового штурма», развивающие креативность мышления, поиск нестандартных путей решения проблемы, применяла для разностороннего анализа поступков героев, для обогащения творческого и личностного опыта учеников. Методом дискуссии воспользовалась с целью предоставления обучающимся возможностей для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе.

На всех этапах урока я старалась формировать для детей атмосферу психологического комфорта системой поощрения работы учеников, созданием ситуации успеха и свободного выбора. Такие условия положительно повлияли на активность учеников, мотивацию познавательной деятельности. На основе личных ассоциаций, комментария высказывания писателя, имеющихся знаний и субъективного опыта шестиклассников формировала умение детей ставить перед собой цель и выстраивать алгоритм действий для ее достижения, осуществлять поиск и отбор нужной информации, формулировать свою позицию, строить понятные для собеседника высказывания. Для организации индивидуально-творческой работы использовала групповую и парную форму обсуждения вопросов, самостоятельную работу в виде записей в тетради с последующей самопроверкой по эталону, составление таблицы, цитатного плана, рассказ о герое, элементы дискуссии, прием «ловушки», инсценирование эпизода произведения.

Эмоциональным центром занятия было постижение мысли автора об уроках нравственности, которые получил его автобиографический герой от всех событий и благодаря учительнице. (Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, понимать и объяснять поступки окружающих, преодолевать свои слабости, формировать волю, отстаивать чувство справедливости и внутренней правоты, получил урок бескорыстной доброты и заботы в лице Лидии Михайловны, приобрел опыт духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице).

Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их сквозь призму собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.

Свои размышления по теме дети выразят дома при выполнении разноуровневых творческих заданий.

Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения (оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока), взаимооценки (при работе в парах), самооценки.

Цели и планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.

Личностные УУД:

- иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

- формировать познавательную и социальную мотивацию;

- давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

- планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

- прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией;

- устанавливать последовательность событий в тексте;

-осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

- выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

- формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

- формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

- классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

- создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

- понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка

Самоанализ урока "Второстепенные члены предложения", проведенного в 5 классе ...

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи"

Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи" составлен с целями, задачами в условиях реализации современных подходов обуения....

Самоанализ урока русского языка в 6 классе

Урок на тему «Подготовка к сочинению- рассуждению на дискуссионную тему» продолжает знакомство учащихся с  рассуждением как типом речи и знакомит с новым для них понятием «дискуссия». Эта тема по...

Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»

Данный урок  изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...