Заключительный урок по теме "Однородные члены предложений" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Худорожко Лилия Владимировна

Урок построен в соответствии с ФГОС. В нем используется рейтингово-накопительная система, дифференцированный подход к закреплению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_predlozheniya_8_klass.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «Однородные члены предложения»

Фамилия, имя ученика_____________________________________

№ пп

Вид деятельности

Макс.кол-во баллов

Факт. кол-во баллов

1

2

Обязательная часть

Словарный диктант

50

3

3

Проверочная работа по теме «Однородные и неоднородные определения»

9

4

Тест по теме «Знаки препинания и их отсутствие в предложениях с однородными членами»

5

5

Тест по теме «Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами»

5

6

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения»

28

Накопительная часть

Подбор примеров по темам:

-«Запятая перед повторяющимися и двойными союзами»

-«Запятая перед союзам И в сложных предложениях и отсутствие запятой перед союзом И в предложениях с однородными членами»

-«Постановка двоеточия и тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах»

15

5

5

5

Мои баллы____________

Критерии:

«5»-40-50 баллов

«4»-29-39 баллов

«3»-19-28 баллов


Преподаватель: Худорожко Лилия Владимировна

Учебное заведение: ГБДОУ СОШ № 594 Московского района

Учебная дисциплина: русский язык

Тема: «Однородные члены предложения»

Данный урок завершает большой раздел, посвященный однородным членам предложения. Впервые эта тема изучается в 5 классе, когда учащиеся знакомятся с определением однородных членов и условиями постановки знаков при них. В 8 классе этот материал дополняется и расширяется. Основная трудность заключается в том, чтобы уметь отличать однородные члены от похожих на них неоднородных членов, сложных предложений, а также верно расставлять знаки или объяснять их отсутствие. Основная дидактическая цель урока – обобщение и систематизация знаний об однородных членах предложения. Все урока  задания внесены в презентацию. Урок является подготовительным к контрольной работе, поэтому на следующем уроке должен быть анализ 5-го этапа и окончательное заполнение технологической карты урока.

       Использование РНС при изучении раздела дает возможность учащимся:

1. Планировать свою деятельность при изучении темы.

2. Скорректировать свои результаты.

3. Учит оценивать результаты своей деятельности.

Целевая аудитория: 8 класс

Тип урока: закрепление, 1 акад. час

Цели урока:

Знание: знать понятия «однородные члены предложения», «обобщающее слово», «однородные и неоднородные определения»

Понимание: понимать условия постановки знаков при однородных членах

Применение: находить в тексе однородные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, находить пунктуационные ошибки

Анализ: анализировать тексты с точки зрения использования в них конструкций с однородными членами

Синтез:  составлять предложения и тексты, используя предложения с однородными членами

Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий

Оборудование:

1.Учебник по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской

2.Раздаточный материал

3.Технологическая карта урока

4.Презентация урока

План урока:

  1. Организационный момент                                                                                                1 мин
  2. Сообщение темы и цели урока                                                                                         1 мин
  3. Ознакомление с технологической картой урока                                                         3 мин

4.     Обобщение изученного

А) Первый этап (знание)                                                                                                             3 мин

Б) Второй этап (понимание)                                                                                                       7 мин

В) Третий этап (применение)                                                                                                     10 мин

Г) Четвертый этап (анализ)                                                                                                          8 мин

Д) Пятый этап (синтез)                                                                                                                  10 мин

5.     Итог урока                                                                                                                               2 мин

       

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня мы обобщим  изученное по теме: «Однородные члены предложения». В течение урока каждый из вас будет выполнять задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке оценится по сумме набранных баллов.

3 Ознакомление с технологической картой урока..

- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите свою фамилию и имя в специальной графе.

- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.

- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.

4.  Обобщение изученного.

А) Первый этап (знание).

-Дайте определение однородным членам.

- Какие члены предложения могут  быть однородными?

- Дайте определение обобщающего слова.

-  Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Приведите примеры.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

- Прочитайте задания Первого этапа. Посмотрите, сколько баллов можно получить за каждое. Выберите то задание, которое вам по силам. Выполните его на распечатке.

(Проверка с помощью компьютера).

- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите ваш балл.

Б) Второй этап (понимание).

- Второй этап покажет, как  вы понимаете тему.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое задание. Выберите то, которое будете выполнять. Объясните знаки препинания или их отсутствие на распечатке.

( После выполнения заданий проводится фронтальная проверка).

За каждый правильный ответ Задания 1 – 1 балл;  за каждый правильный ответ Задания 2 – 2 балла.

Впишите в технологическую карту те баллы, которые вы заработали.

В) Третий этап (применение ).

- Третий этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.

- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.

( Проверка с помощью компьютера).

Ученики сверяют ответы с образцом. Анализируем ошибки.

- 1 балл за каждый правильный ответ  Задания 1; 2 балла за каждый правильный ответ Задания 2; 1 балл за каждый правильный комментарий знаков или их отсутствие.

- Общее количество баллов впишите в технологическую карту.

Г) Четвертый этап (анализ).

- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет проанализировать предложенный материал, выбрать правильный ответ, аргументировать свой выбор.

- Прочитайте задания, посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за каждое. Выберите посильное для себя задание.

(При проверке Задания 1 выдаются ключи с номерами предложений, которые являются правильным ответом.

При проверке Задания 2 учащиеся получают ключи с номерами предложений с верными ответами и схемы-комментарии к ним).

- Заполните технологическую карту.  Правильный ответ за Задание 1 – 1 балл; правильный ответ за Задание 2 – 2 балла.

Д) Пятый этап (синтез).

- На этом этапе урока вам надо распространить предложения по теме или составить текст.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как они оцениваются. Выберите то задание, которое вы будете выполнять.

(При проверке спрашиваю по 2 человека с каждого варианта. Ответившие вписывают свои баллы в технологическую карту, подсчитывают общий балл. У остальных учеников собираю тетради, проверяю работу, выставляю баллы, перевожу их в отметки).

5. Итог урока.

- Что повторяли на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно…

2. Было интересно…

3. Теперь я могу…

4. Я бы хотел…

                                                                                                                          Приложение

  Первый этап (знание)

Задание 1. Я могу найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения.

1) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

2) О подвигах Ильи Муромца, любимого русского народного богатыря, сохранилось много былин.

3) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности.

4) Нигде не было ни капельки света, ни фонаря, ни коптилки.

5) Свет луны уже померк, и в воздухе повеяло острой сыростью.

6) Дождь уже перестал и полился лишь по мокрым листьям деревьев.

7)Одинокая яркая звезда сверкала над лесами.

8) Олег усмехнулся, однако чело и взор его омрачилися думой.

9) Олег прислушивался, однако слышал только удары своего сердца.

Задание 2. Я могу найти предложения с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения, указать часть речи, которой они выражены.

Дидактический материал тот же.

                                                     Второй этап (понимание)

Задание 1. Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила, представленные в схеме.

  Дидактический материал тот же.

Задание 2. Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, не опираясь на схему.

                                                       Третий этап (применение)

Задание 1. Я могу расставить знаки препинания, иногда с опорой на учебник.

1) Щеки его румяны и полны и смуглы.

2) На бесконечном просторе блеск и движение грохот и гром.

3) У самого родника росли не только ели но и дубы.

4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с клейкими листочками.

5) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц да стук топора.

Задание 2. Я могу расставить знаки препинания самостоятельно.

1) Умен и пригож да на дело не гож.

2) И тотчас высокая трель ударила по черной воде и рассыпалась средь зарослей сусака и кувшинок.

3) Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то шумные схватки боевые.

4) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

5) Щегол держится в полях на лесных опушках и в бурьянах.

Задание 3. Я могу не только самостоятельно расставить знаки, но и доказать наличие или отсутствие знаков при однородных членах с помощью графического комментария.

Дидактический материал тот же.

                                                              Четвертый этап (анализ)

Задание 1. Я могу найти предложения с ошибками в постановке знаков препинания.

1) Ты захвати в лес с собой нашу книжку, да на чем сидеть.

2) Человек, оставшись в лесу один, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит или сшибает палкой сухие листья.

3) Куда он пошел: в гараж или Лену провожать?

4) Им приходилось , как землю рыть , так и  камни обтесывать.

5) Звезды начали меркнуть, и небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом.

6) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше, и кругом в тени рассыпанный аул.

7) Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

8) Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

Задание 2. Я могу найти все предложения с ошибками в постановке знаков препинания, исправить их и прокомментировать.

1) Виднелись или необозримые равнины, или далекие горы.

2) Видны были только белые стволы ближайших берез, да кусочек аллей.

3) В лесу и на полях было все занесено снегом.

4) Уже нельзя было ни остановиться, ни повернуть ни оглянуться.

5) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

6) Ветерок пролетал и то лесною веял земляникой, то соснами столетними дышал.

7) Пчелы на пасеке жужжат, да гудят.

8) Эта мельница, и кустарник, и запах листьев все было ново, необычно.

                                                           Пятый этап (синтез)

Задание 1. Я могу распространить предложения однородными членами.

1) Вдали куковала кукушка…

2) За две версты можно было различить малейший звук...

3) Посаженные заботливыми руками деревья:...

4) В лесу и ...

5) А звезды сверкают и …

6) На земле голо без пшеницы, и ржи…

7) Весной радуют глаз не только цветы, но и …

8) Пушкин, Толстой, Достоевский - …

Задание 2. Я могу составить текст по картине Ф.Васильева «Мокрый луг», используя предложения с однородными членами.

Задание 3. Я могу прокомментировать постановку знаков в предложениях с однородными членами.

Технологическая карта урока

Баллы

Мои баллы

Примечания

Я нашел предложения с однородными членами, подчеркнул их как члены предложения

1

Я нашел все предложения с однородными членами, подчеркнул их, указал части речи, которыми они выражены

2

Второй этап

Я объяснил знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила, представленные в схеме

5

Я объяснил знаки или их отсутствие, не опираясь на схему

10

Третий этап

Я расставил знаки препинания, иногда с опорой на учебник

5

Я расставил знаки препинания самостоятельно

10

Я не только самостоятельно расставил знаки, но и доказал наличие или отсутствие знаков с помощью графического комментария

Четвертый этап

15

Я нашел предложения с ошибками в постановке знаков препинания

4

Я нашел все предложения с ошибками в постановке знаков препинания, исправил их и прокомментировал

8

Пятый этап

Я распространил предложения однородными членами

8

Я составил текст, используя предложения с однородными членами

12

Я прокомментировал постановку знаков

3

Мои баллы_____________________________

Максимальное количество баллов за урок-50

Критерии:

41-50 баллов-«5»

30-40 баллов-«4»

19-29 баллов-«3»

                                                                      Рефлексия

Урок получился очень насыщенным по заданиям разной сложности. Все учащиеся остались довольны результатами. Каждый имел возможность выбирать задание по силам, поэтому результаты были объективны. Многие слабые и средние учащиеся почувствовали в себе силы получить балл, более высокий, чем всегда. Мне РНС помогла увидеть не только результаты, но и умение учеников реально оценивать свои знания и возможности. Считаю, что использование РНС на уроках очень эффективно, особенно при закреплении материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Приведение подобных членов. 7 класс".

Это второй урок. В ходе выполнения упражнений закрепляются  навыки приведения подобных членов и преобразования многочлена в многочлен стандартного вида; выявить уровень знаний учащихся по да...

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

Заключительный урок математики в 5-м классе по теме "Натуральные числа"

Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко может увлечь их своим предметом, но этот интерес надо поддерживать. Чтобы всем детям была интересна математика, я применяю на уроках игров...

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВ Тема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВТема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"Цель: последний урок в школе должен стать памятным для выпускников....

Брейн-ринг. Заключительный урок по физике в 7 классе

Материал представлен в виде телевизионной игры Брейн-ринг. Целью урока является вспомнить материал прошедшего учебного года, закрепить знания , полученные на уроках в течении года, в игровой...

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

Заключительный урок по комедии "Недоросль" 7 класс

Данная методическая разработка постороена с использованием метода "6 шляп" технология ТРКМЧП...