Открытый урок в 5 классе. Тема «Суффиксы и их значение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Паршина Татьяна Анатольевна

повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе и его роли в слове;

углубить представление о данной морфеме через наблюдения за словами с суффиксами разных групп по значению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе.

Учитель: Паршина Татьяна Анатольевна.

Тема «Суффиксы и их значение»

Цели: повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе и его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдения за словами с суффиксами разных групп по значению

 

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А вы? Тогда улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и с таким замечательным настроением начнем наш урок

  1. Постановка учебной проблемы.

На экране появляется запись:

-онок- -ёнок-  -ик-  -ец-  -ник-  -тель-  -ат-  -очк-  -к-

-Что это за слова на доске? (дети)

-А что вы знаете о суффиксах? (дети)

 Сами по себе они ничего не значат, лишь только присоединившись к слову, они обретают смысл.

- Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?

Речь на сегодняшнем уроке пойдет о суффиксах, значит, как можно сформулировать тему нашего урока? (дети)

Откройте тетради, запишите число (10.02), классная работа и тему урока «Суффиксы и их значения»

- Какие цели поставим: что мы узнаем и чему научимся

3. Целеполагание.

На уроке мы поближе познакомимся с уже известной частью слова, узнаем о роли суффикса как средства образования новых слов, научимся находить суффиксы существительных, определять их значение,   образовывать новые слова при помощи этой морфемы. А для этого я объединила вас в три группы по три человека. На ваших столах лежат информационные карты, у каждой группы своя карта. Посмотрите в эти листы, в них указаны задания, они позволят  многое узнать о суффиксах. Используйте эту информацию в своем устном сообщении. На подготовку я даю 2-3 минуты.

 

  1. Воспроизведение знаний.

Каждая группа выходит к доске и рассказывает о том, что они узнали, приводят примеры.

1гр. «детеныши животных»

Задание классу: при помощи суффиксов образуйте новые слова от существительных

Заяц

Лиса

Медведь

Свинья

Лошадь -------------  

Собака

 - А сейчас я предлагаю вам погрузиться в подводный мир. Там постоянно встречаешь разных рыбных детей. А как их называют – не знаешь. Ведь у нас на земле все просто

У волка – волчата, у лося-…, у дрозда- …, у галки - …

Ну, а кто же у обитателей морских и речных просторов, как их называют?

У окуня -… (окуньки,)

У карася -...  (карасик)

У плотвы -…  (плотвички)

У трески -… (трещата)

У акулы -…  (акулята)

У кита -…     (китята)

Какие суффиксы «работали»?

-А теперь давайте всё, что мы узнали об этих суффиксах, запишем в специальную таблицу.

2 группа  «суффиксы, называющие лиц, людей по роду их  деятельности»

Дети говорят о своих суффиксах, о выполнении упр. №545

- упр№547 мы выполним все вместе. Прочитаем задание к этому упр. (Чужинов. Он выполняет его у доски)  

А теперь сделаем выводы:

О чем узнали? Что запишем в таблицу?

3 группа – «суффиксы со значением  житель какого-либо населенного пункта»

Дети рассказывают о суффиксах своей группы по значению.

Давайте совершим путешествие по населенным пунктам не только нашей страны, но и по загранице и узнаем, кто где живет

(путешествие по карте)

--------------

Выводы в таблицу

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь я предлагаю немного отдохнуть, размять уставшие пальчики, ручки и ножки.

  1. Дополнительное сообщение учителя.

-Вы рассказали не обо всех суффиксах.  Мир суффиксов богат и разнообразен. Я хочу дополнить ваши сообщения  и рассказать об очень интересной группе суффиксов.

Недавно прочитала  я сказки со странными названиями «Сестра Алёна и брат Иван», «Красная шапка» и «Дюймовка».

- А вы такие сказки знаете?

-Помогите названиям сказок обрести свой привычный вид. Запишите это в тетрадь. Будьте внимательны, не забывайте о знаках препинания.

-Зачитайте, что у вас получилось.

-Какие суффиксы принимали участие в строительстве существительных из названий сказок?

-Какое значение они имеют? Какие прилагательные помогут охарактеризовать эти суффиксы?  (добрые, ласковые) Еще их называют уменьшительно-ласкательные. С-сов с таким значением много. А вам они известны? Назовите (1 слайд)

-Задание! Найдите в предложениях слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

(предложения на слайде)

-Молодцы, вы замечательно справились с заданием.

-А теперь предлагаю вспомнить одну известную вам басню Крылова, о хитрой Лисице и наивной Вороне, именно те строки, где Лисица хвалит Ворону, чтобы выманить сыр? (прочитаем наизусть)

-Проведем эксперимент: уберем все суффиксы в словах Лисицы. Что получится? (читаем)

-Вам нравится такой вариант?

-Зачем Лисе понадобились слова с добрыми суффиксами?  (с их помощью она перехитрила Ворону)

Вывод: ------  

- И еще с одной группой удивительных суффиксов я хочу вас познакомить. Для этого вам нужно поработать с текстом, который находится у каждого из вас на столе. Не спешите искать в нем с-сы. Измените,  текст так, чтобы он соответствовал названиям «Малютка» (для 1 парты) и «Великан» (для 2 и 3 парты). На работу вам отводится 3 минуты.

(дети зачитывают)

-Как же так, ведь текст у всех вас был один и тот же. Что изменило его смысл? (суффиксы)

-Какие?

- Какое же они имеют значение? Какими прилагательными их можно охарактеризовать? (большой и маленький)

-А что это за слова по лексическому значению? (слова-антонимы)

Значит,  и суффиксы, при помощи которых были образованы слова в 2-х текстах, можно назвать антонимичными.

- У нас осталась незаполненной 1 строка таблицы, что мы запишем в нее?

(заполняют)

- А теперь представьте себе, что вдруг пропали все суффиксы. Все существительные, предложим, даны нам в готовом виде, ничего не надо отбрасывать. Вы бы хотели, чтобы это произошло? (ответ детей)

Рефлексия:

-Что узнали нового на уроке? (таблица)

-Полезен ли был урок?

-Чему научились?

-Что вызвало интерес?

Домашнее задание: упражнение №552, №553 на «5»

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

открытый урок 5 класс тема "баскетбол"

полное описание урока по баскетболу с описанием игр....

Открытый урок 11 класс тема: «Первичная обработка моркови».

Открытый урок по обслуживающему труду....

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....