Интегрированные задания при изучении фонетики и орфоэпии
картотека по русскому языку на тему
Интегрированные задания при изучении фонетики и орфоэпии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_pri_izuchenii_fonetiki_i_orfoepii.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция при изучении фонетики и орфоэпии
- Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова?
«Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне». « Что, Таня, что с тобой?! «Мне скучно»... (А. Пушкин) Найдите в орфоэпическом словаре не менее 5 слов с буквенными сочетаниями.
2. Прочитайте стихотворения. С помощью, каких звуков создается рифма в этих стихах? Произнесите рифмующиеся слова, вслушайтесь в их звучание. Какой гласный произносится долго, какой кратко?
1. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина,
Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. (А. Фет) Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид. И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит... (М. Лермонтов) Задания:
1).Проведите фонетический разбор выделенных строк. Найдите открытые и закрытые слоги.
2). Найдите и выпишите слова, в которых: а) одинаковое
количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков [Власенков 2002].
3. Прочитайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взят этот текст. Выпишите непонятные вам слова. В каком разделе науки о языке изучаются такие слова? Найдите их значение в словаре (этимологическом, толковом).
Ч..дный город Миргород! Каких в нем нет строений! И под с..ломе(н, нн)ою‚ и под очеретяною, даэ/се под д..р..вя(н‚ нн)ою крыше/о; (на)лраво улица, (на)лево улица, в..3де пр..крас?ный плетень; по нем в..ется хмель, на нем висят горшки, из(3а) него по..солнечник выказывает свою со?нце..бразную голову, краснет мак, м..лькают толстые тыквы... Роскош..! Плетень всегда убран предметами, которые делают его еще более ж..в..писным: напяленною тахтою, шш сорочкою, или шароварами. В Миргород. нет (не, ни) воровства, (не, ни) моше(н, нн)ичества‚ и поэтому каждый вешает, что ему вздумае(ться‚ тоя). Если будете подходить к площад.., то, верно, на время остановитесь полюбова(тся, ться) видом: на ней находи(тся‚ ться) лужа, удивительная лужа! единстве(н‚ нн)оя, какую только вам удавалось когда видеть! Она 3..нима..т почти всю площадь. Пр..крас?ная лужа! Дома и домики, которые и..дали можно пр..нять за копны сена, обступивши вокру.., дивятся красот. ее.
Задания:
1). Найдите все орфограммы в этом тексте. Дайте объяснение каждой из них.
2). Определите, какими фонемами различаются пары слов: Миргород- в Миргороде; жить- жизнь; гонять -гоняй; люк -лёг.
3). Назовите согласные фонемы в словах обступивши, вьется, полюбоваться
4). Выпишите, выбрав из текста 3 слова с открытыми слогами и 3 -
с закрытыми [Власенков 2004].
4. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал.
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.
А.С. Пушкин
1. Понаблюдайте за использованием в поэтическом тексте таких
средств звуковой выразительности, как аллитерация и ассонанс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "
Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока. Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...
Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель деятельности учителя:1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.2.Развивать мышление учащихся.3.Формировать уме...
Повторение изученного по по теме "Фонетика и орфоэпия"
урок повторения изученного материала по теме "Фонетика. Орфоэпия" (5 кл.)...
Презентация к уроку "Повторение изученного по фонетике и орфоэпии"
презентация к уроку русского языка в 5 классе...
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ФОНЕТИКИ,ГРАФИКИ, ОРФОЭПИИ, ОРФОГРАФИИ ПО ВОПРОСАМ И ЗАДАНИЯМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Конспект урока в 10 классе...