Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста Ф. Л. Абрамова «Сосны»
Цели:
Обучающие: освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа - миниатюры Ф. Л. Абрамова и подготовка к созданию собственных текстов по идеальному образцу.
Развивающие: формирование надпредметных способов учебной деятельности: понимания текста, анализа текста (осознание возможности языковых явлений в художественном тексте, формирование навыков лингвистического анализа художественного текста и способность оценивать эстетическую ценность языка), исследовательских умений, умений участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умения организовать себя на выполнение поставленных задач.
Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству Ф. Л. Абрамов, воспитание самостоятельности, взаимовыручки, чувства ответственности; воспитание нравственных эстетических, патриотических качеств личности.
Оформление урока: портреты Ф. Л. Абрамова, книги Ф. Л. Абрамова из школьной библиотеки.
Ход урока
- Ребята, какова цель нашей работы с текстом?
- Понять текст.
- Какие этапы понимания текста мы проходим?
- Три этапа. 1 .Прочитал текст, но не все в нем понял.
2. Прочитал текст и понял только то, что в нем есть.
3. Прочитал текст и понял даже то, чего в ней нет.
- Какова же цель нашей работы с текстом?
- Подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга (любая мысль может помочь понять автора).
Вступительное слово учителя об авторе:
- Федор Александрович Абрамов (1920 -1983) - прекрасный русский писатель. Он родился и вырос на Севере - в Архангельской области, Пинежском районе. Пинега — любимая река его детства.
Потом Федор Александрович учился, защитил диссертацию (т. е. стал ученым), преподавал литературу в Ленинградском университете; писал и издавал книги, но о своем родном крае не забывал, часто навещал его, летом обычно там жил. И не случайно главные герои книг Абрамова - простые люди, крестьяне, жители северной деревни и — родная природа.
Вдумаемся в название одной из книг Федора Александровича: «Где лето с зимою встречаются» (М., 1987; книга демонстрируется). Нетрудно догадаться, о чем она. - Да, о природе. В этой книге, прекрасно иллюстрированной художником Николаем Александровичем Устиновым, - миниатюры о разных временах года. Одна из них - «Пинега». Помещена эта миниатюра в таком «окружении»: до нее - «Погожим летом», после нее - «Ржаное поле»; значит, Пинега в миниатюре - летняя.
Это - миниатюра из книги «Где лето с зимою встречаются». «Окружение» ее - летнее: «Ржаное поле», «Татарник»; значит, и сосны в миниатюре «живут» летом.
Читаем ее, стараясь подняться на третью ступень понимания.
Сосны.
В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.
Работа в группах. Ответьте на вопросы. Заполните таблицу.
Что вы можете сказать о заглавии? | |
Назовите тему текста | Она отражена в заглавии - «Сосны» |
Сформулируйте идею текста | С темой неразрывно связана идея: сосны - символ вечности и могущества природы. |
Как раскрывается тема и идея миниатюры? | Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все предложения ее; в этом - их смысловая связь (все они - прямо или косвенно о соснах). |
Назовите средства структурной связи | Средства структурной связи интонация, единство временного плана (план настоящего времени): миниатюра «Сосны» представляет собою описание, а основа этого типа речи - перечень признаков предмета описания, которые воспринимаются одновременно. |
Как связаны предложения в тексте? В чем смысловая часть? | Названные средства структурной связи предложений в данном тексте сочетаются с другими. Первое предложение связано с заглавием лексическими средствами: слова сосны и лес относятся к одной тематической группе. Второе предложение связано с первым общим смысловым обстоятельством (тихо в лесу, и птицы поют в лесу). На фоне тишины кажутся особенно звонкими, переливчатыми песни птиц (На все лады заливаются птицы). Веселому пению птиц противопоставлено величавое спокойствие сосен; союз и в сочетании с частицей только соединяет второе и третье предложения, представляющие собой противопоставляемые высказывания. Сосны такие высокие, что верхушки их купаются в синеве неба. Слово купаются употреблено здесь в переносном значении: уходят в небесную синеву. Впечатление о соснах как исполинах усиливает сравнение их с равнодушными великанами', сравнение выражено именем существительным в форме творительного падежа (-«творительный сравнения»). В это же (т. е. третье) предложение входит парцеллят - распространенное сказуемое Шумят нескончаемым шумом. Четвертое предложение связано с третьим цепным способом; сцепляющие слова: сосны - от них, кроме того, близки по смыслу нескончаемость шума сосен и вечность «течение времени, не имеющее начала и конца» (из Словаря). Глагол веет употреблен в переносном значении - навевает (вызывает, пробуждает) мысли о вечности, космосе. К слову космос в русском языке есть синонимы им космос миру вселенная. Однако писатель предпочел им космос. Возможно, потому, что слово мир имеет омоним (мир - «отсутствие войны»), а это внесло бы в предложение некоторую неясность (о каком мире идет в нем речь?), употребление же слова вселенная привело бы к нарушению законов благозвучия речи (сравните: вечностью, вселенной и вечностью, космосом). Местоимение от них, соотносясь с именем существительным сосны, возвращает нас к заглавию миниатюры, что придает ей композиционную завершенность. Первое и последнее предложения миниатюры - односоставные, безличные; по характеру грамматической основы они отличаются от предложений основной части - двусоставных; благодаря этому более четко выделяются начало и конец текста. |
Определите стиль миниатюры. | Стиль художественный: изображая величавые сосны, автор делится раздумьями, которые они навевают. |
Задание на дом на выбор:
- Написать анализ текста Ф. А. Абрамова «Сосны»
- Создать свою миниатюру.
Литература
- Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лирические миниатюры
Урок по солженицыну для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-44705-1359442192.jpg)
Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-108763-1356451817.jpg)
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"
Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-43631-1534385038.jpg)
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-43631-1534385038.jpg)
Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»
Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/01/picture-651623-1438424208.jpg)
Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтени...