Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_miniatyury_m.m.prishvina_pod_snegom.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Анализ лирической миниатюры М.М. Пришвина «Под снегом»
Цели: создать условия для
- обучения анализу текста;
- развития творческих способностей детей;
- воспитания чуткого, внимательного читателя, бережно относящегося к родной природе, умеющего открывать тайны природы.
Оформление:
Портрет М.М. Пришвина, картины русских художников о природе.
Ход урока.
- Что вы знаете о Михаиле Михайловиче Пришвине?
( Рассказ учащихся)
«Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, или это я тебя зову из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться»,-
так писал Михаил Михайлович Пришвин в своей книге дневниковых
записей, которая называлась «Дорога к другу».
- О каком друге говорит писатель?
- О читателе.
- О каком читателе мечтает автор?
- Вдумчивом, внимательном, добром, способным видеть сердцем.
- Как мы озаглавим тему нашего урока?
- Друг. Друг природы. Сердце, обращенное в голубые озера земли. Зрячее сердце.
- Какие три ступени при анализе текста мы знаем?
- первая — прочитал текст и не все в нем понял;
-вторая — прочитал текст и понял только то, что в нем есть;
- третья — прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.
-Какую цель поставите при работе над текстом М.М.Пришвина?
- Понять, что хотел сказать автор своему другу-читателю. Научиться читать читает не только текст, но и подтекст, «между строк».
- Давайте же будем настоящими друзьями Пришвина. Постараемся понять, что скрывается за каждым словом в его миниатюре.
Прочитаем миниатюру М. М. Пришвина:
Под снегом
Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок.
- Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст?
- В лесу тихо; так тихо, что слышно, как мышь под толстым покровом снега грызет корешок.
- Кто слушает звуки зимнего леса?
- Автор миниатюры.
- Предположите, как это произошло?
- По лесной дорожке или тропинке идет человек; на его лице - выражение интереса или радости, потому что он любуется природой.
- Какие слова подчеркивают его радость?
- «… удалось услышат» — значит посчастливилось
- Какое лексическое значение имеет глагол удасться подчеркивает успех, удачу при осуществлении, выполнении чего-либо; следовательно, автор миниатюры внимательно и терпеливо прислушивался к зимнему лесу и обрадовался тому, что услышал; убедился: и в зимнем, заваленном снегом лесу продолжается жизнь.
- Что еще вызывает радость автора?
- Природа доверила ему свои маленькие тайны. Он смог войти в природу бережно, с любовью, что она не закрылась от него даже под снежным покровом.
- Как вы понимаете слова «услышать, как мышь под снегом грызет корешок»?
- Маленькая серенькая мышка в своей норке грызем корешок, держа его передними лапками. Глазки у нее как маленькие черные бусинки. В норку сквозь снег попадает тусклый зимний свет.
- Почему автор решил, что это мышка?
- Он видел следы на снегу.
- Почему мышь не затаилась при его приближении?
- Он стоял долго, прислушивался к звукам, и мышь не услышала его
- Почему используется «как», а не что? ( что «мышь под снегом грызет корешок»
- Тогда изменится картина.
- Какие звуки вы услышали? Какую картину окружающего пространства видите?
-Что хочет показать автор этой картиной?
- Волшебную красоту зимнего леса. Бесценное богатство природы. Беззащитность природы и ее доверчивость.
-К чему призывает автор своего друга-читателя?
-Любить природу.
-Что значит - любить природу?
-Это не значит просто любоваться. Быть внимательным наблюдателем природы. Беречь ее. Человек не царь природы, а ее создание. И, следовательно, должен заботиться о ней как сын.
-Послушайте советы Михаила Михайловича Пришвина своему другу-читателю
Первый совет писателя: - За неведомым не мчись далеко, оно рядом.
Второй совет писателя: - Удивляйся каждому мгновению как чуду.
Третий совет писателя: - Внимательно слушай звуки природы - это живые голоса!
Четвертый совет писателя: - Открывай в природе для себя каждый день новую тайну.
Пятый совет писателя: - Радуйся каждому мгновению в природе. Оно неповторимо!
- Подходит к концу наше путешествие. Но впереди еще много тайн, загаданных Пришвиным.
- А стали ли мы сегодня друзьями Пришвина?
Hе разлучайтесь с книгами Пришвина, читайте книги Пришвина. Они
ответят вам на многие вопросы, многому научат.
- Что на уроке было новым?
-Что было самым неожиданным?
- Что было самым интересным?
- Какой момент вызвал душевный подъем, вдохновение?
Задание на дом: Составьте свою миниатюру на любую тему
Литература:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.; Л., 1934.
2.Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста. Журнал «Русский язык в школе» №1-2001
3. Пришвин М.М. Миниатюры «Под снегом», «Неведомому другу».
4.Козловский Ю. Поэзия прозы // Пришвин М. М. Избранное.— М., 1977.— С. 10.
Интерпретация миниатюры М.М.Пришвина «Под снегом»
Читая миниатюру Михаила Михайловича Пришвина «Под снегом», невольно задумываешься: о чем хотел сказать автор всего одной фразой: « Удалось увидеть, как мышь под снегом грызет корешок». Как можно под снегом увидеть мышь, грызущую корешок? Вероятно, в лесу тихо. Так тихо, что слышен звук из-под снега. Автор представил маленькую серую мышь, сидящую на задних лапках, а в передних держащую корешок. Острые зубы мышки грызут корешок. В мертвой зимней тишине звук слышен человеку, замершему на краю поляны. Но почему именно мышь? А кто же еще может шуршать в зимний морозный день под слоем снега.
По лесной тропинке идет человек. На его лице выражение довольства: ведь ему удалось услышать, а удалось - значит посчастливилось. Вероятно, он долго, с пристальным вниманием созерцал , всматривался, вслушивался в мир природы. И в этом спящем зимнем лесу услышал не треск деревьев от мороза, а звук жизни. Мышь вопреки морозу ведет активный образ жизни! Автор миниатюры обрадован тому, что услышал, убедился: и в зимнем, заваленном снегом лесу продолжается жизнь.
В этой маленькой заметке чувствуется гордость автора тем, что он смог войти в природу таким образом, что она доверилась ему и открыла одну из своих маленьких тайн. Только пристальное и бережное внимание к природе может быть так вознаграждено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лирические миниатюры
Урок по солженицыну для 9 класса...
Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"
Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»...
Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтени...
Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»
Анализ лирической миниатюры Ф.А.Абрамова «Сосны»...