Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).
Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Форма урока: урок – исследование.
Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательная цель: познакомить с произведениями кировского писателя П.П.Маракулина, особенностями его творчества, организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе с текстовым материалом.
Развивающая цель: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, оригинальности и ассоциативности мышления.
Воспитательная цель: воспитывать неравнодушное отношение к художественному тексту, воспитывать чувство любви к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miniatyury_pavla_marakulina.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
«Лирические миниатюры П.П.Маракулина».
Подготовила учитель русского
языка и литературы МКОУ Ленинская ООШ с.Заречье
Подосиновского района
Кировской области
Залесова О.И.
Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).
Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Форма урока: урок – исследование.
Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательная цель: познакомить с произведениями кировского писателя П.П.Маракулина, особенностями его творчества, организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе с текстовым материалом.
Развивающая цель: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, оригинальности и ассоциативности мышления.
Воспитательная цель: воспитывать неравнодушное отношение к художественному тексту, воспитывать чувство любви к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.
Оборудование:
- тексты произведений П.П.Маракулина;
- компьютер и проектор,
- презентация «Лирические миниатюры П.П.Маракулина»;
- рабочие материалы (приложения).
Приложение 1.
Задание группе:
1.Прочитайте лирическую миниатюру.
2.Определите замысел автора.
3.Проанализируйте изобразительно-выразительные средства языка.
4.Сделайте вывод, в чем особенность этого произведения (схема, таблица).
5.Выразите свое отношение к прочитанному.
6.Подготовьте в группе сообщение о прочитанном.
Приложение 2.
РЫЖИКИ
Удивительное по красоте создание – рыжик: такое впечатление, будто смотришь через зеркальный цилиндр ружейного ствола на солнце и видишь все до одного самоцветные кольца алмазной сверловки.
Но если еловый рыжик – это, образно говоря, тигренок, то боровой рыжик – настоящий тигр, потому что нередко достигает размеров деревенской ватрушки.
Есть люди, ставящие боровой рыжик выше всех грибов вообще, включая белый гриб. Еще не так далеки те времена, когда Вятка отправляла для самых дорогих ресторанов Парижа маленькие дубовые бочонки с мочёной брусникой, молодую конину и... рыжики.
В северных вятских деревнях рыжик используют очень разнообразно. Кроме соления, из него пекут пироги, варят супы (особенно знаменит молочный суп из рыжиков), добавляют в любую грибовиицу для запаха три-четыре грибка, жарят, маринуют…
Боровой рыжик тяготеет к траве и молодой сосне, хотя нередко появляется в огромных количествах и в старых борах-беломошниках и особенно – в борах на песчаных почвах, любит можжевеловые куртины и сферическую обтекаемость грив, балок и увалов.
Приложение 3.
ШКАТУЛКА ИЗ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА
Кустарник, который имеет свойство тем лучше выглядеть, чем хуже погода, – это можжевельник. Родом он из ценного семейства кипарисовых, обладает целым набором удивительных качеств. Одно из них заключается в его антисептической волшебности, которую давно подметил народ, пропаривая с вересом (местное название можжевельника) корчаги, ушаты, кадушки и бочки под огурцы, соленые грибы и капусту. Можжевеловый аромат – враг всякой плесени.
Из древесины можжевельника в городе Халтурине делают шкатулки, напоминающие своим узором кожу крокодила. А ветка можжевельника, срезанная или сломленная зимой во время лыжной прогулки, в банке с водой отпускает корешки, после чего цепко уживается в цветочных горшках на равных с комнатными геранями и фикусами.
Ко всему этому стоит добавить еще, что плоды можжевельника – лакомое блюдо многих птиц: тетеревов, свиристелей, дроздов, соек...
У нас шутят: можжевеловая ложка настолько вкусна сама по себе, что масла в кашу совсем не требуется.
Приложение 4.
ЧЕРЕМУХА
Так пахнет, может быть, только миндаль! Так горит и брызжет светом, может быть, лишь раскаленная нить в электрической лампочке!
А как ее любят у нас соловьи! Черемуха! До настоящего цветения, пожалуй, больше недели осталось, но уже дрожат бисерной величины бутончики, как будто дожидаясь какого-то сигнала, тока и напряжения... Щелкнет невидимый выключатель – и вспыхнут, дивно раскроются душистые цветы красавицы севера!
ЗАКОН КРАСОТЫ
Так уж получается, что на какие-нибудь ничтожные хлопоты мы тратим куда больше времени и усилий, чем на осмысление красоты, окружающей нас.
Но разве с материнским молоком не переходит в нас счастливая способность радостно улыбнуться от одного только небесного тепла и света? Не говоря уж о бесподобной соловьиной песне в черемуховых зарослях, которые, бывало, чуть не ломятся под тяжестью росы и цветов.
Не открывайте тогда свое окно в черные лаковые эти прутья, не задевайте стеклянными створками светящиеся эти грозди! Волшебный яд черемуховых ароматов нагрезит во сне и наяву столько разного, что вскрикнешь от удивления: на белую, свернувшуюся в кольцо собаку будет похож туман в травянистой пойме реки, отчетливо услышится каждое слово пастушки и каждый выкрик пастуха на том берегу, а черно-пестрые коровы в струящемся мареве покажутся пятнистой березовой рощей, которая вдруг решила перейти на другое место.
Приложение 5.
СЕВЕРНЫЙ ВИНОГРАД
Дни первых инеев и первых заморозков, пожалуй, лучшие дни для заготовки плодов шиповника впрок.
Если щука по осени любит брать в пасмурные теплые дни с тихими дождиками, то в сухую, холодную и ветреную погоду мертвого бесклевия я ставлю спиннинг под ольху или березу, вынимаю целлофановый пакет и обследую речной обрыв, где в игловых зарослях пламенеют, как рубиновые камни, красные плоды нашего северного винограда – шиповника.
ЗАРЕЧНЫЙ ПАРК
Видел в Заречном парке кусты безобразно обломанной рябины...
Все чаще прихожу к тоскливой мысли о том, что человек (особенно за последние десять–пятнадцать лет) становится по отношению к природе каким-то жуликоватым хищником, практически почти не наказуемым.
Приложение 6.
«А знаете ли вы нашу природу?»
Задание 1.
«Наиболее ягодные и грибные места, по обыкновению, подсказывают человеку птицы и звери, которые, можно сказать, бывают привязаны:…»
- К каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы? Поставьте стрелки в таблице, которые говорят, к каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы.
Птицы и звери | Ягоды и грибы, к которым привязаны птицы и звери |
Медведь | К белому грибу |
Глухарь | К малине |
Журавль | К рябиновым ягодам |
Белка | К клюкве |
Дрозд | К бруснике и костянике |
Тетерев | К чернике |
Приложение 7.
«А знаете ли вы нашу природу?»
Задание 2.
Как утверждает П.Маракулин в миниатюре «Косач» («Тихая родина», Горький 1976г.), что «голоса птиц и зверей почти всегда сродни естественным звукам окружающей среды». Вспомните, какие звуки напоминают голоса птиц и зверей? Задание похоже на предыдущее.
С одной стороны голоса птиц и зверей | С другой – естественные звуки окружающей среды |
волк | Утробный звук болотной трясины |
тетерев | метель |
глухарь | ручей |
журавль | Скрип дерева |
медведь | Гром небесный |
Приложение 8.
«Соревнование с писателем».
Задание 3.
Вставьте изобразительно-выразительные средства в миниатюру «Мухомор».
- «Мухомор».
Всем известно, что мухомор – один из самых ядовитых грибов. Но таков парадокс действительности: нет в лесу гриба _____________ мухомора.
Ах, глаза, не умом вы живёте,
Тянет вас к показной ____________:
Вон опять, разнаряжен, как _________ ,
На поляне стоит мухомор.
Может быть, природа с умыслом сделала таким ___________ , чтобы даже подслеповатый грибник не спутал ни с каким другим грибом? Кто-то метко зарифмовал мухомор со _____________: в самом деле, красный цвет этих поганок виден издалека, как бы аварийно сигналя нам: «Стоп, опасность!»
И всё-таки нельзя не залюбоваться ______________ красотой мухомора, шелковистостью его _______________ ножки, горошинами, звёздочками, крапинками на красном небе шляпки. Они разбросаны так прихотливо, что невольно вспоминаешь для сравнения ___________ , ______________ , ________________ !
Но осудив бесполезность красавца, отверженного людьми, нельзя не заметить такую его странную черту. Мухомор для опытного грибника служит указателем ____________ грибных мест. Не обязательно рядом, но где-то поблизости всегда найдёшь ____________ гриб, нередко – белый!
Приложение 9.
- «Мухомор».
Всем известно, что мухомор – один из самых ядовитых грибов. Но таков парадокс действительности: нет в лесу гриба красивее мухомора.
Ах глаза, не умом вы живёте,
Тянет вас к показной позолоте:
Вон опять, разнаряжен, как вор,
На поляне стоит мухомор.
Может быть, природа с умыслом сделала таким ярким, чтобы даже подслеповатый грибник не спутал ни с каким другим грибом? Кто-то метко зарифмовал мухомор со светофором: в самом деле, красный цвет этих поганок виден издалека, как бы аварийно сигналя нам: «Стоп, опасность!»
И всё-таки нельзя не залюбоваться броской красотой мухомора, шелковистостью его стройной ножки, горошинами, звёздочками, крапинками на красном небе шляпки. Они разбросаны так прихотливо, что невольно вспоминаешь для сравнения леопарда, пантеру, снежного барса!
Но осудив бесполезность красавца, отверженного людьми, нельзя не заметить такую его странную черту. Мухомор для опытного грибника служит указателем хороших грибных мест. Не обязательно рядом, но где-то поблизости всегда найдёшь добрый гриб, нередко – белый!
Лирические миниатюры П.П.Маракулина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и природоведения по теме: «Подготовка к сочинению- миниатюре». «Учимся постигать красоту родной природы».
Интегрированный урок литературы и природоведения в 5 классе...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»
« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...
Урок литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"
Конспект урока литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"...
Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"
Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...