Лирические миниатюры
календарно-тематическое планирование (литература, 9 класс) по теме

Урок по солженицыну для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liricheskie_miniatyury.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                               ЕрмаковаС.В .,учитель русского языка

                                                                           и литературы   МОУ СОШ № 30

                                                                                        г. Калининграда

                 ЛИРИЧЕСКИЕ   МИНИАТЮРЫ

               Александра Исаевича Солженицына

                          (Урок внеклассного чтения  в 9 классе)

ЦЕЛИ: – совершенствовать  умение анализировать литературное произведение (проблему жанрового своеобразия);

              - определить роль «Крохоток» в творческой биографии самого автора         и историко-литературном процессе;

              -развивать умение работать в группе;

              -возбудить интерес к творчеству писателя, его личности.

Словарь:

Диссидент-(лат.)- инакомыслящий ,несогласный с политическими взглядами

Прецедент- случай

Импрессионизм-направление в искусстве,  ставящее задачей передать субъективные впечатления

                                                   ХОД   УРОКА

Урок был проведен в рамках Недели литературы (1 четверть) как урок памяти писателя, произведение прочитано заранее.

В этом году нам впервые предстоит встреча с творчеством А.И.Солженицына.

  1. Что знаете об А.И.Солженицыне? (высказывания учащихся)

Работа по развитию речи. Составление портрета нашего классика и современника в одном лице.

2.Прочитайте высказывания современников (каждый получил карточку с суждениями) и выделите главное, ключевое определение.

Показ слайдов № 1, № 2

                                                 Александр Исаевич Солженицын
                                                                   ( 1918 – 2008 )

  • Русский писатель
  • Публицист
  • Историк
  • Общественный и политический деятель

                                           

                                                               Творчество

  • Рассказы и повести:
  • Один день Ивана Денисовича
  • Матренин двор
  • Романы:
  • Архипелаг ГУЛАГ
  • Раковый корпус
  • В круге первом
  • Красное колесо
  • Воспоминания, эссе, публицистика

3.Прочитаем оценку творчества и деятельности  А.И.Солженицына  Л.Сараскиной, биографа писателя (Книга вышла в 2008 году. В ней запечатлена почти вся жизнь писателя, но смерти нет и не будет, пока люди будут читать произведения писателя).

4.Словарная работа: «диссидент».

Сегодня на уроке мы прикоснемся к истокам творчества писателя, его лирическим миниатюрам «Крохотки». Исследователи их еще называют «стихотворениями в прозе», маленькими рассказами, этюдами, эссе.

Работа с опорными словами в теме урока:

1.Лирический-господство чувств, признаки стихотворения (размер, использование небольших соразмерных строф)

2.Миниатюра-малая проза (объем),например,афоризмы.

Показ слайда №3

                                            Лирические миниатюры

  • Написаны  в 1958 – 1960 г.г.  в Рязани.
  • Цикл состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике, жанрово-стилистическим признакам.
  • В 1964 г. отдал свое произведение в самиздат – цикл «стихов в прозе» под общим названием «Крохотки».

(Слово учителя)

В обширной критической литературе, посвященной творчеству  писателя, его лирическим миниатюрам отводится мало места. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого внимания, так как оказались значительным событием  как в творческой биографии самого автора, так и в литературном процессе 60-70-х гг. 20в.

«Крохотки» были написаны в 1958-1960 гг. в Рязани, но опубликовать их не смог. В 1964 г впервые отдал в самиздат (пояснить). Они вышли за границей под названием «Этюды и крохотные рассказы».Это первая публикация в зарубежной русской прессе произведений Солженицына, отвергнутого в СССР. Цикл состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике, жанрово-стилистическим признакам. Долгие годы считалось, что «стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (7 кл.) едва ли не единственный прецедент (случай) этого рода в русской классике, удавшийся одному писателю (1878-1882).Но замечательные образцы прозаической миниатюры в русской словесности -явление известное. Черты этого жанра можно обнаружить у  В.Короленко «Огоньки»(7 кл.), и у И.Бунина «Первая любовь». Поэтический элемент присущ и прозе М.Пришвина «Мартовская капель»(6 кл.)

Цель урока обозначена: не только отработать специфику данного жанра, но и показать его развитие, своеобразие в творчестве писателя.

Сообщение учащегося об основных чертах, характерных для тургеневских миниатюр.

 Итак, очень кратко определили  истоки жанра, убедились, что у Солженицына были предшественники.

 

Показ слайда № 4

             

  Цели:

  • Проследить связь с предшественниками
  • Проанализировать миниатюры с точки зрения формы и содержания
  • Выяснить роль «Крохоток» в творческой биографии самого автора и их влияние на развитие историко-литературного процесса

В чем же заключается  заслуга писателя, что нового внес он в этот жанр ? 

(Работа в группах, обсуждение миниатюр с использованием опорных вопросов для исследования).

Что значит рассмотреть, проанализировать с точки зрения формы и содержания?

- При необходимости  повторения понятий обращайтесь к таблицам Мещеряковой, т.е. к инструментарию анализа.

Вашу исследовательскую работу должен будет защищать один ученик.

Записи заносить в таблицу ( см. ниже)

                                         Ход исследавания

Условно разобьем миниатюры на группы по форме:

_1 группа: «Крохотки», написанные в форме аллегорической миниатюры (иносказательный смысл).

В качестве образца анализа  рассмотрим вместе с учителем миниатюру «Вязовое бревно»:

- Что становится объектом описания? (Обыкновенная колода дерева)

-Что символизирует вязовое дерево?(Стойкость, могущество природы. способность к сопротивлению и сохранению своих живительных сил)

- Художественные средства, которые использует автор для раскрытия идейного замысла? (эпитеты, олицетворения, сравнение, многосоюзие, инверсия).

Проблематика

Автор-позиция

Стилевые особенности

Примечания

Выявим особенности авторского стиля: представленное «мгновение», казалось бы, повседневности приобретает яркость, красочность, импрессивность (субъективность) и одновременно выражает более глубокий, чем кажется ,на первый взгляд, смысл.

                           Работа в группах (Смотри вопросы-приложения к анализу).

Аллегорический смысл содержит и миниатюра  «Костер и муравьи».

Вопросы:

1.Какое мгновение жизни попадает в поле зрения героя-повествователя?

2.Как автор поэтизирует стихийный героизм? (Через описание…)

3.В чем смысл миниатюры?

4. Отметьте стилистические особенности: (почувствовали выразительность описания? публицистичность?  призывность? С помощью каких  языковых средств?)

Приблизительные ответы:

1.Муравьи попали в костер вместе с бревном ,в котором жили.

2.Автор поэтизирует их стихийный героизм через описание действий: мечутся, погибают в пламени …

3.Нежелание покидать свой родной дом

4.Но этим смысл не исчерпывается: возвратиться, чтобы возродить…

 Вывод 1:

Нельзя покидать родину, находящуюся в опасности - страстный призыв к современникам. Позже эта мысль найдет отражение в статье «Образованщина»(1974_),где Солженицын осудит  русскую интеллигенцию, уехавшую на запад из-за материальных соображений, обвинит их в равнодушии, отсутствии патриотизма. Очень сильно и лирическое начало -_чувства самого автора. Уловили актуальность ?

 2-ая группа.

Иначе построены миниатюры, которые условно можно определить как философские этюды.

                                     «Колхозный рюкзак»

Вопросы:

1.Какой обыкновенный предмет явился толчком к размышлениям автора?

2.Какими качествами этого плетеного короба восхищается                    

   повествователь?  

     3.Но: о чём размышляет автор, какие качества русской женщины-  колхозницы опосредованно хочет отразить автор?

     4.Какой художественный приём он использует: диалог или внутренний

        монолог?

     5.Каким неожиданным выводом завершил повседневное повествование

        автор? Не возникли ли  у вас ассоциации с творчеством А.С.Пушкина?  Какие строчки можете процитировать)? (тема о назначении поэта и поэзии).

        Несёт ли повествование метафорический (переносный) смысл?

   Приблизительные ответы :

     1.Крестьянская корзинка, рюкзак.

     2.Прочный.

     3.Но: смекалистость, трудолюбие женщины, взявшей на свои плечи про-

        питание семьи.

     4.На первый план выдвигаются размышления автора (внутренний      

        монолог).

     5.Ассоциации-с писательским трудом, который он понимает как ответст-

        венность, общественный долг: «чувства добрые» лирой пробуждать,    

        « милость к падшим»  призывать, « глаголом жечь сердца людей».

                                                 

         Вывод 2:

Эти мысли развивает дальше  в творчестве («Нобелевская лекция»). Подлинное искусство может уберечь мир от нравственной катастрофы.

3-я группа. «Крохотки» близки по жанру к литературному фельетону.

                                       «Мы – то не умрём»

Вопросы:

1.За что писатель гневно обрушивается в этом фельетоне на сограждан?

2.Можно ли утверждать, что автор-повествователь выступает как гражданин,

   моралист (как понимаете это слово)?

3.Удалось почувствовать нравоучительный характер миниатюры?

4.В каких строчках звучит ирония, ироническая интонация?

   Приблизительные ответы:

1.Гневно обрушивается за бессердечие, утрату памяти об умерших и потре-

  бительское отношение к жизни.

2.Нравоучительный трактат.

3.Иронический тон повествования.

          Вывод 3:

Писатель констатирует нравственные «болезни общества». Солженицын

сигнализирует о проблемах, которые позже подвергнет глубокому и все-

стороннему анализу в своих романах, эссе, публицистике.

4-я группа. «Крохотки» можно определить как путевые очерки – плод

путешествий автора на велосипеде вдоль Оки.

                                           «Прах поэта»

Вопросы:

1.Место действия очерка, реально ли оно?

2.Проследите, как очерковые зарисовки переплетаются с размышлениями,

   оценками, публицистическими интонациями автора:

  - В начале миниатюры автор выступает в роли наблюдателя-информатора.

    Как он описывает историческое прошлое?

  - Для чего введён второй рассказчик? Как приём контраста помогает автору  

    прокомментировать современность (какое это время), характеры людей

    (на какие детали обратили внимание)?

  - Что вызывает боль и гнев автора-мыслителя и судьи в конце очерка?

3.Какой образ особенно потрясает?

4.В чём Солженицын видит истоки духовного и нравственного падения

   соотечественников (разложения личности)? (обратите внимание на детали

   - символы веры, культуры).

 Приблизительные ответы:

1.Реальное место.

2.Рассказчик-повествователь тождествен автору.

3.В начале он наблюдатель, информирует об историческом прошлом Льгова.

   А во второй части – контраст с современностью, где второй рассказчик –

   равнодушный свидетель. В третьей части «прах поэта» - самая  пронзитель-

   ная строка. Автор – мыслитель, судья. Гнев, боль писателя, опечаленного

   разорением, уничтожением уникальных памятников (Даже враг не тронул).

   Я.Полонский – «репрессирован» ?!

4.Истоки нравственного падения соотечественников – в полном разрыве с на-

   циональными и религиозными традициями.

 

                 Вывод 4:

Миниатюра обличает идеологию коммунистов на документальной основе.

Подведём итоги.

Показ слайда 5.

     

                     Значение:

  • Возродил и развил жанр лирической миниатюры.
  • Прозвучали основные мотивы всего творчества писателя.
  • Проявился  своеобразный художественный почерк писателя: сплав исповеди и проповеди, публицистики, мемуаристики и документа, разнообразных языковых пластов.
  • Появление нового течения в литературе- «деревенской прозы», лирической прозы.

- В «Крохотках» представлены все основные темы творчества писателя, в которых он решает самые сложные проблемы нравственного, философского характера.

- За краткостью каждой миниатюры кроется глубина мыслей, чувств, переживаний о родной, любимой России. Миниатюры лиричны, носят импрессивный (субъективный) характер.

- Рассказчик-повествователь тождествен самому автору. В основе миниатюр-простые мгновения из реальной жизни самого автора.

-Мастерски владеет арсеналом приемов художественного письма, язык образный, речь эмоциональна .призывна, проста и понятна.

Еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока

  Читая миниатюры, мы убедились, что никакого парадокса в оценке личности Солженицына нет. Это действительно  личность яркая, неординарная, неравнодушная, стойкая, сильная – «один в поле воин». Именно от отсутствия множественности проявления личного сопротивления всему диавольскому так сокрушался писатель. Он ждет от каждого из нас личного участия в   «обустройстве» России.

-Писатель не только возродил, но и развил жанр миниатюры. В.П.Астафьев «Затеси», Б.Екимов «Миниатюры» (Лауреаты солженицынской премии)-продолжают традиции русской классической литературы.

             Домашнее задание:

Самостоятельно проанализировать одну из миниатюр или дать развёрнутый

ответ: «Каким вам представляется автор «Крохоток»?»

                    Литература:

1.Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына –    

   «Литература» №30/1997.

2.Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: «Айрис», 2000.

3.Сараскина Л. Александр Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2008.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"

Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...

Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»

« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...

Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»

Анализ  лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»...

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»

Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»...

Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)

   Урок литературы  по теме  "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина)  является уроком внеклассного чтени...