Лирические миниатюры
календарно-тематическое планирование (литература, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЕрмаковаС.В .,учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ № 30
г. Калининграда
ЛИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
Александра Исаевича Солженицына
(Урок внеклассного чтения в 9 классе)
ЦЕЛИ: – совершенствовать умение анализировать литературное произведение (проблему жанрового своеобразия);
- определить роль «Крохоток» в творческой биографии самого автора и историко-литературном процессе;
-развивать умение работать в группе;
-возбудить интерес к творчеству писателя, его личности.
Словарь:
Диссидент-(лат.)- инакомыслящий ,несогласный с политическими взглядами
Прецедент- случай
Импрессионизм-направление в искусстве, ставящее задачей передать субъективные впечатления
ХОД УРОКА
Урок был проведен в рамках Недели литературы (1 четверть) как урок памяти писателя, произведение прочитано заранее.
В этом году нам впервые предстоит встреча с творчеством А.И.Солженицына.
- Что знаете об А.И.Солженицыне? (высказывания учащихся)
Работа по развитию речи. Составление портрета нашего классика и современника в одном лице.
2.Прочитайте высказывания современников (каждый получил карточку с суждениями) и выделите главное, ключевое определение.
Показ слайдов № 1, № 2
Александр Исаевич Солженицын
|
Творчество
|
3.Прочитаем оценку творчества и деятельности А.И.Солженицына Л.Сараскиной, биографа писателя (Книга вышла в 2008 году. В ней запечатлена почти вся жизнь писателя, но смерти нет и не будет, пока люди будут читать произведения писателя).
4.Словарная работа: «диссидент».
Сегодня на уроке мы прикоснемся к истокам творчества писателя, его лирическим миниатюрам «Крохотки». Исследователи их еще называют «стихотворениями в прозе», маленькими рассказами, этюдами, эссе.
Работа с опорными словами в теме урока:
1.Лирический-господство чувств, признаки стихотворения (размер, использование небольших соразмерных строф)
2.Миниатюра-малая проза (объем),например,афоризмы.
Показ слайда №3
Лирические миниатюры
|
(Слово учителя)
В обширной критической литературе, посвященной творчеству писателя, его лирическим миниатюрам отводится мало места. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого внимания, так как оказались значительным событием как в творческой биографии самого автора, так и в литературном процессе 60-70-х гг. 20в.
«Крохотки» были написаны в 1958-1960 гг. в Рязани, но опубликовать их не смог. В 1964 г впервые отдал в самиздат (пояснить). Они вышли за границей под названием «Этюды и крохотные рассказы».Это первая публикация в зарубежной русской прессе произведений Солженицына, отвергнутого в СССР. Цикл состоит из 17 миниатюр, различных по своему объему, тематике, жанрово-стилистическим признакам. Долгие годы считалось, что «стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (7 кл.) едва ли не единственный прецедент (случай) этого рода в русской классике, удавшийся одному писателю (1878-1882).Но замечательные образцы прозаической миниатюры в русской словесности -явление известное. Черты этого жанра можно обнаружить у В.Короленко «Огоньки»(7 кл.), и у И.Бунина «Первая любовь». Поэтический элемент присущ и прозе М.Пришвина «Мартовская капель»(6 кл.)
Цель урока обозначена: не только отработать специфику данного жанра, но и показать его развитие, своеобразие в творчестве писателя.
Сообщение учащегося об основных чертах, характерных для тургеневских миниатюр.
Итак, очень кратко определили истоки жанра, убедились, что у Солженицына были предшественники.
Показ слайда № 4
Цели:
|
В чем же заключается заслуга писателя, что нового внес он в этот жанр ?
(Работа в группах, обсуждение миниатюр с использованием опорных вопросов для исследования).
Что значит рассмотреть, проанализировать с точки зрения формы и содержания?
- При необходимости повторения понятий обращайтесь к таблицам Мещеряковой, т.е. к инструментарию анализа.
Вашу исследовательскую работу должен будет защищать один ученик.
Записи заносить в таблицу ( см. ниже)
Ход исследавания
Условно разобьем миниатюры на группы по форме:
_1 группа: «Крохотки», написанные в форме аллегорической миниатюры (иносказательный смысл).
В качестве образца анализа рассмотрим вместе с учителем миниатюру «Вязовое бревно»:
- Что становится объектом описания? (Обыкновенная колода дерева)
-Что символизирует вязовое дерево?(Стойкость, могущество природы. способность к сопротивлению и сохранению своих живительных сил)
- Художественные средства, которые использует автор для раскрытия идейного замысла? (эпитеты, олицетворения, сравнение, многосоюзие, инверсия).
Проблематика | Автор-позиция | Стилевые особенности | Примечания |
Выявим особенности авторского стиля: представленное «мгновение», казалось бы, повседневности приобретает яркость, красочность, импрессивность (субъективность) и одновременно выражает более глубокий, чем кажется ,на первый взгляд, смысл.
Работа в группах (Смотри вопросы-приложения к анализу).
Аллегорический смысл содержит и миниатюра «Костер и муравьи».
Вопросы:
1.Какое мгновение жизни попадает в поле зрения героя-повествователя?
2.Как автор поэтизирует стихийный героизм? (Через описание…)
3.В чем смысл миниатюры?
4. Отметьте стилистические особенности: (почувствовали выразительность описания? публицистичность? призывность? С помощью каких языковых средств?)
Приблизительные ответы:
1.Муравьи попали в костер вместе с бревном ,в котором жили.
2.Автор поэтизирует их стихийный героизм через описание действий: мечутся, погибают в пламени …
3.Нежелание покидать свой родной дом
4.Но этим смысл не исчерпывается: возвратиться, чтобы возродить…
Вывод 1:
Нельзя покидать родину, находящуюся в опасности - страстный призыв к современникам. Позже эта мысль найдет отражение в статье «Образованщина»(1974_),где Солженицын осудит русскую интеллигенцию, уехавшую на запад из-за материальных соображений, обвинит их в равнодушии, отсутствии патриотизма. Очень сильно и лирическое начало -_чувства самого автора. Уловили актуальность ?
2-ая группа.
Иначе построены миниатюры, которые условно можно определить как философские этюды.
«Колхозный рюкзак»
Вопросы:
1.Какой обыкновенный предмет явился толчком к размышлениям автора?
2.Какими качествами этого плетеного короба восхищается
повествователь?
3.Но: о чём размышляет автор, какие качества русской женщины- колхозницы опосредованно хочет отразить автор?
4.Какой художественный приём он использует: диалог или внутренний
монолог?
5.Каким неожиданным выводом завершил повседневное повествование
автор? Не возникли ли у вас ассоциации с творчеством А.С.Пушкина? Какие строчки можете процитировать)? (тема о назначении поэта и поэзии).
Несёт ли повествование метафорический (переносный) смысл?
Приблизительные ответы :
1.Крестьянская корзинка, рюкзак.
2.Прочный.
3.Но: смекалистость, трудолюбие женщины, взявшей на свои плечи про-
питание семьи.
4.На первый план выдвигаются размышления автора (внутренний
монолог).
5.Ассоциации-с писательским трудом, который он понимает как ответст-
венность, общественный долг: «чувства добрые» лирой пробуждать,
« милость к падшим» призывать, « глаголом жечь сердца людей».
Вывод 2:
Эти мысли развивает дальше в творчестве («Нобелевская лекция»). Подлинное искусство может уберечь мир от нравственной катастрофы.
3-я группа. «Крохотки» близки по жанру к литературному фельетону.
«Мы – то не умрём»
Вопросы:
1.За что писатель гневно обрушивается в этом фельетоне на сограждан?
2.Можно ли утверждать, что автор-повествователь выступает как гражданин,
моралист (как понимаете это слово)?
3.Удалось почувствовать нравоучительный характер миниатюры?
4.В каких строчках звучит ирония, ироническая интонация?
Приблизительные ответы:
1.Гневно обрушивается за бессердечие, утрату памяти об умерших и потре-
бительское отношение к жизни.
2.Нравоучительный трактат.
3.Иронический тон повествования.
Вывод 3:
Писатель констатирует нравственные «болезни общества». Солженицын
сигнализирует о проблемах, которые позже подвергнет глубокому и все-
стороннему анализу в своих романах, эссе, публицистике.
4-я группа. «Крохотки» можно определить как путевые очерки – плод
путешествий автора на велосипеде вдоль Оки.
«Прах поэта»
Вопросы:
1.Место действия очерка, реально ли оно?
2.Проследите, как очерковые зарисовки переплетаются с размышлениями,
оценками, публицистическими интонациями автора:
- В начале миниатюры автор выступает в роли наблюдателя-информатора.
Как он описывает историческое прошлое?
- Для чего введён второй рассказчик? Как приём контраста помогает автору
прокомментировать современность (какое это время), характеры людей
(на какие детали обратили внимание)?
- Что вызывает боль и гнев автора-мыслителя и судьи в конце очерка?
3.Какой образ особенно потрясает?
4.В чём Солженицын видит истоки духовного и нравственного падения
соотечественников (разложения личности)? (обратите внимание на детали
- символы веры, культуры).
Приблизительные ответы:
1.Реальное место.
2.Рассказчик-повествователь тождествен автору.
3.В начале он наблюдатель, информирует об историческом прошлом Льгова.
А во второй части – контраст с современностью, где второй рассказчик –
равнодушный свидетель. В третьей части «прах поэта» - самая пронзитель-
ная строка. Автор – мыслитель, судья. Гнев, боль писателя, опечаленного
разорением, уничтожением уникальных памятников (Даже враг не тронул).
Я.Полонский – «репрессирован» ?!
4.Истоки нравственного падения соотечественников – в полном разрыве с на-
циональными и религиозными традициями.
Вывод 4:
Миниатюра обличает идеологию коммунистов на документальной основе.
Подведём итоги.
Показ слайда 5.
Значение:
|
- В «Крохотках» представлены все основные темы творчества писателя, в которых он решает самые сложные проблемы нравственного, философского характера.
- За краткостью каждой миниатюры кроется глубина мыслей, чувств, переживаний о родной, любимой России. Миниатюры лиричны, носят импрессивный (субъективный) характер.
- Рассказчик-повествователь тождествен самому автору. В основе миниатюр-простые мгновения из реальной жизни самого автора.
-Мастерски владеет арсеналом приемов художественного письма, язык образный, речь эмоциональна .призывна, проста и понятна.
Еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока
Читая миниатюры, мы убедились, что никакого парадокса в оценке личности Солженицына нет. Это действительно личность яркая, неординарная, неравнодушная, стойкая, сильная – «один в поле воин». Именно от отсутствия множественности проявления личного сопротивления всему диавольскому так сокрушался писатель. Он ждет от каждого из нас личного участия в «обустройстве» России.
-Писатель не только возродил, но и развил жанр миниатюры. В.П.Астафьев «Затеси», Б.Екимов «Миниатюры» (Лауреаты солженицынской премии)-продолжают традиции русской классической литературы.
Домашнее задание:
Самостоятельно проанализировать одну из миниатюр или дать развёрнутый
ответ: «Каким вам представляется автор «Крохоток»?»
Литература:
1.Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына –
«Литература» №30/1997.
2.Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: «Айрис», 2000.
3.Сараскина Л. Александр Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-44705-1359442192.jpg)
Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-108763-1356451817.jpg)
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"
Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»). Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Форма...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-97324-1546638985.jpg)
Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»
« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-43631-1534385038.jpg)
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-43631-1534385038.jpg)
Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»
Анализ лирической миниатюры М. Пришвина «Под снегом»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/01/picture-651623-1438424208.jpg)
Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтени...