Урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.67 КБ |
dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu.pptx | 87.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе на тему «Двойная роль букв е, ё, ю, я»
Цель урока:
Задачи урока:
Тип урока:
Формы работы учащихся на уроке:
Оборудование:
Ход урока:
- Здравствуйте. Сядьте, пожалуйста, первыми те, чьи имена начинаются с гласного звука. - Сядьте те, чьи имена начинаются с мягкого согласного звука. - Сядьте те, чьи имена начинаются на твёрдый согласный звук. Запомните, в какой группе вы сели. Вернёмся к обсуждению вашего выбора позже. | Слайд 1 |
- Объясните правописание орфограмм – согласных в предложении. - Какая позиция для согласного звука является сильной, какая – слабой? | |
Задание на внимательность и на развитие речи учащихся: - Выполните транскрипцию однокоренных слов солнце и волна. Обозначьте цветом твёрдые и мягкие звуки. - Почему данные слова не являются однокоренными? Постройте рассуждение на данную тему. | |
- Какой раздел русского языка мы изучаем? - На какие группы делятся все звуки русского языка? - Из чего состоят гласные звуки? Согласные? Как образуются звонкие согласные? - Сколько в русском языке гласных букв? А звуков? Как объяснить разницу? | |
Объявление темы урока – «Двойная роль букв е, ё, ю, я». - Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока (Какие 2 роли у этих букв? При каких условиях выполняются эти роли?). | Слайд 3 |
Эти буквы хитрые, и их появление должны нас насторожить. Об одной роли этих букв мы с вами говорили, когда изучали тему «Твёрдые и мягкие согласные» | Слайд 4 |
Выполним транскрипцию слов: земля, колёса, пряник, тюль. Обозначим цветом согласный перед буквами е, ё, ю,я. | Слайд 5 |
Какую роль выполняют эти буквы? | Слайд 6 |
Проанализируйте слова на следующем слайде. Почему слова объединены в три группы? На каком месте в слове находятся изучаемые буквы? их в таблице | Слайд 7, 8, 9, 10 |
| Слайд 11 |
Выполнение упр. 42 по дидактическим материалам, уровень сложности дети выбирают сами. Самопроверка. | |
Игра «Третий лишний»:
| Слайд 12 |
А теперь вернёмся к началу урока и вашим именам. Кто понял свою ошибку, объясните. | Слайд 13 |
Итак, вернёмся к вопросам, на которые мы должны были ответить в ходе урока: какие 2 роли играют буквы е, ё, ю, я и когда это происходит? | |
Я попрошу вас «расшифровать» предложения со следующего слайда и выбрать то, которое говорит о вашем уровне понимания изученной темы, на полях тетради нарисовать кружок соответствующего цвета | Слайд 14 |
Домашнее задание: дополнить составленную на уроке таблицу примерами; «зашифровать» имена всех членов семьи, записать в тетрадь | Слайд 15 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я 2
ВОПРОСЫ УРОКА: 1. КАКИЕ 2 РОЛИ ВЫПОЛНЯЮТ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ? 2. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЭТИ РОЛИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ? 3
ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я 4
ЗЕМЛЯ КОЛЁСА ПРЯНИК ТЮЛЬ 5
ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО 1 ) 1 ) 2) 3) 6
Е М Ё ЛКА Ю Г Я СНЫЙ ПО Е Л ПО Ё Т КА Ю ТА ПО Я С ОТЪ Е ЗД СЪ Ё МКА ВЬ Ю ГА ОБЕЗЬ Я НА 7
ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ОБОЗНАЧАЮТ ПО ДВА ЗВУКА 1 ) 1 ) 2) 3) 8
Е М Ё ЛКА Ю Г Я СНЫЙ П О Е Л П О Ё Т К А Ю ТА П О Я С ОТ Ъ Е ЗД С Ъ Ё МКА В Ь Ю ГА ОБЕЗ Ь Я НА 9
ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ОБОЗНАЧАЮТ ПО ДВА ЗВУКА 1) ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ 1) В НАЧАЛЕ СЛОВА 2 ) ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ 3 ) ПОСЛЕ Ь И Ъ 10
Все вокруг объяты страхом: Разъярённый людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. 11
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» МЕСЯЦ, ПЕРЕЦ, СЕМЬЯ ЯБЛОКО, ЯСЕНЬ, ТЯЖЕСТЬ ЮЛА, ЗЕМЛЯ, ЯГОДА 12
Алина Иван Алёна Александр Н иколай Т имофей Д иана Е вгения Е катерина Е гор Ю лия 13
[ Й‘А Н‘ИЧ‘ИВО Н‘И ПОН‘АЛ] [Й‘А ПОН‘АЛ‘ Н‘И ФС‘О ] [Й‘А ПОН‘АЛ‘ ФС‘О] 14
1. Дополните составленную на уроке таблицу примерами . 2. «Зашифруйте» имена всех членов вашей семьи (выполните транскрипцию). 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"
В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....
Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"
Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю - дифференцированно оценить результаты работ...
Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"
Разработка урока изучения нового материала...