Урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.67 КБ
Файл dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu.pptx87.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

Цель урока:

Задачи урока:

Тип урока:

Формы работы учащихся на уроке:

Оборудование:

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте. Сядьте, пожалуйста, первыми те, чьи имена начинаются с гласного звука.

- Сядьте те, чьи имена начинаются с мягкого согласного звука.

- Сядьте те, чьи имена начинаются на твёрдый согласный звук.

Запомните, в какой группе вы сели. Вернёмся к обсуждению вашего выбора позже.

Слайд 1

  1. Повторение изученного материала. Синтаксический разбор предложения: Ты помнишь сказку о буре и солнце?4

- Объясните правописание орфограмм – согласных в предложении.

- Какая позиция для согласного звука является сильной, какая – слабой?

Задание на внимательность и на развитие речи учащихся:

- Выполните транскрипцию однокоренных слов солнце и волна. Обозначьте цветом твёрдые и мягкие звуки.

- Почему данные слова не являются однокоренными? Постройте рассуждение на данную тему.

  1. Актуализация знаний. Блиц-опрос:

- Какой раздел русского языка мы изучаем?

- На какие группы делятся все звуки русского языка?

- Из чего состоят гласные звуки? Согласные? Как образуются звонкие согласные?

- Сколько в русском языке гласных букв? А звуков? Как объяснить разницу?

  1. Изучение нового материала.

Объявление темы урока – «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

- Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока (Какие 2 роли у этих букв? При каких условиях выполняются эти роли?).

Слайд 3

Эти буквы хитрые, и их появление должны нас насторожить. Об одной роли этих букв мы с вами говорили, когда изучали тему «Твёрдые и мягкие согласные»

Слайд 4

Выполним транскрипцию слов: земля, колёса, пряник, тюль. Обозначим цветом согласный перед буквами е, ё, ю,я.

Слайд 5

Какую роль выполняют эти буквы?

Слайд 6

Проанализируйте слова на следующем слайде. Почему слова объединены в три группы? На каком месте в слове находятся изучаемые буквы?  их в таблице

Слайд 7, 8, 9, 10

  1. Первичное закрепление изученного материала. Пользуясь полученными знаниями, распределим слова со следующего слайда в 2 столбика:
  1. Буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук;
  2. Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

Слайд 11

Выполнение упр. 42 по дидактическим материалам, уровень сложности дети выбирают сами. Самопроверка.

Игра «Третий лишний»:

  1. Месяц, перец, семья
  2. Яблоко, ясень, тяжесть
  3. Юрта, земля, ягода

Слайд 12

А теперь вернёмся к началу урока и вашим именам. Кто понял свою ошибку, объясните.

Слайд 13

Итак, вернёмся к вопросам, на которые мы должны были ответить в ходе урока: какие 2 роли играют буквы е, ё, ю, я и когда это происходит?

Я попрошу вас «расшифровать» предложения со следующего слайда и выбрать то, которое говорит о вашем уровне понимания изученной темы, на полях тетради нарисовать кружок соответствующего цвета

Слайд 14

Домашнее задание: дополнить составленную на уроке таблицу примерами; «зашифровать» имена всех членов семьи, записать в тетрадь

Слайд 15

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я 2

Слайд 3

ВОПРОСЫ УРОКА: 1. КАКИЕ 2 РОЛИ ВЫПОЛНЯЮТ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ? 2. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЭТИ РОЛИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ? 3

Слайд 4

ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я 4

Слайд 5

ЗЕМЛЯ КОЛЁСА ПРЯНИК ТЮЛЬ 5

Слайд 6

ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО 1 ) 1 ) 2) 3) 6

Слайд 7

Е М Ё ЛКА Ю Г Я СНЫЙ ПО Е Л ПО Ё Т КА Ю ТА ПО Я С ОТЪ Е ЗД СЪ Ё МКА ВЬ Ю ГА ОБЕЗЬ Я НА 7

Слайд 8

ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ОБОЗНАЧАЮТ ПО ДВА ЗВУКА 1 ) 1 ) 2) 3) 8

Слайд 9

Е М Ё ЛКА Ю Г Я СНЫЙ П О Е Л П О Ё Т К А Ю ТА П О Я С ОТ Ъ Е ЗД С Ъ Ё МКА В Ь Ю ГА ОБЕЗ Ь Я НА 9

Слайд 10

ДВЕ РОЛИ БУКВ Е, Ё, Ю, Я БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК И МЯГКОСТЬ СОГЛАСНОГО ОБОЗНАЧАЮТ ПО ДВА ЗВУКА 1) ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ 1) В НАЧАЛЕ СЛОВА 2 ) ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ 3 ) ПОСЛЕ Ь И Ъ 10

Слайд 11

Все вокруг объяты страхом: Разъярённый людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. 11

Слайд 12

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» МЕСЯЦ, ПЕРЕЦ, СЕМЬЯ ЯБЛОКО, ЯСЕНЬ, ТЯЖЕСТЬ ЮЛА, ЗЕМЛЯ, ЯГОДА 12

Слайд 13

Алина Иван Алёна Александр Н иколай Т имофей Д иана Е вгения Е катерина Е гор Ю лия 13

Слайд 14

[ Й‘А Н‘ИЧ‘ИВО Н‘И ПОН‘АЛ] [Й‘А ПОН‘АЛ‘ Н‘И ФС‘О ] [Й‘А ПОН‘АЛ‘ ФС‘О] 14

Слайд 15

1. Дополните составленную на уроке таблицу примерами . 2. «Зашифруйте» имена всех членов вашей семьи (выполните транскрипцию). 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работ...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"

Разработка урока изучения нового материала...