"Сохраняй живого колыбель"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) по теме
Интегрированный урок литературы и химии "Сохраняй живого колыбель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranyay_zhivogo_kolybel.rar | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
(литература + химия)
«Сохраняй живого колыбель…»
Муравьёва Анна Мячеславовна, учитель химии
Саламатова Ольга Хасанбековна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, к воде как к важнейшему ресурсу, необходимому для выживания человечества.
Задачи урока:
- Систематизировать и углубить знания учащихся о проблеме охраны окружающей среды.
- Показать общность тем русской и ненецкой литературы, продолжить формирование умений и навыков исследовательской деятельности, самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
- Продолжить экологическое воспитание школьников: познакомить учащихся с произведениями северных писателей, посвящёнными охране родного края; сформировать у учащихся принципиальную необходимость сохранения природы как важнейшей предпосылки выживания человечества.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум
Формы работы учащихся на уроке: групповая работа, работа в парах
Оборудование:
выставка литературы по теме урока, портреты северных поэтов и писателей, фотоплакаты «Охрана природы – забота каждого человека»; оборудование для проведения экологического исследования: мини-экспресс лаборатория «Пчелка-У», карты-инструкции к лабораторным работам, лабораторная посуда и оборудование; мультимедиапроектор, интерактивная доска.
План урока:
- Выразительное чтение стихотворения Р. Ругина «Мольба природы».
Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Р. Ругина «Мольба природы».
- Вступительное слово учителя литературы.
Вы прослушали стихотворение замечательного северного поэта Романа Ругина. Ругин – певец Севера, защитник родной природы, поэт-философ, размышляющий о новых реалиях жизни, оценивающий их в сравнении с заветами предков, со старым, мудрым, выверенным веками укладом быта северных народов, их отношением друг к другу и к Матери-Земле. Родился поэт 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа.
«Моя жизнь была тесно связана с рекой. Отец мой – потомственный рыбак. Жизнь народа ханты от удачной рыбалки зависит во многом. Хороший улов – это праздник, его, как правило, делили с родными и соседями», – пишет Р. П. Ругин.
- Определение темы и идеи стихотворения.
Определим тему стихотворения и его главную мысль.
- Работа с изобразительно-выразительными средствами (групповая работа).
Какие средства помогают автору точно и выразительно высказать эту мысль?
Учащиеся работают в группах:
1 группа: какими средствами выразительности пользуется автор,
говоря о реке, воде, рыбе?
2 группа: найдите и выпишите олицетворения. Какова роль этого тропа в стихотворении?
Какие строки стихотворения говорят о реалиях сегодняшнего дня? Каким словом определяет автор действия людей?
Какому герою автор доверяет высказать наболевшее? (обратить внимание на антитезу, противительные союзы).
Что можно сказать о синтаксисе произведения? Какие конструкции употребляются автором и с какой целью? (риторические вопросы, подталкивающие читателя к размышлению; восклицательные предложения, придающие экспрессивность стихотворению).
- Подведение итога: как средства выразительности помогают автору передать главную мысль стихотворения?
Вывод:
О нелегкой суровой жизни северных народов Роман Ругин знает не понаслышке. Писатель изучает свой край. Поэтому так близки и дороги его сердцу заботы земляков о будущем своего края. Во многих своих рассказах автор поднимает проблемы сохранения природы Севера. В своих произведениях Р. Ругин напоминает читателю: нужно помнить, что ты человек, который является представителем своего народа и должен быть достойным его корней.
В 1963 году в Тюменском книжном издательстве выходит первая книга Р. Ругина «Лыланг ик» (Живая вода). Это сборник стихов на языке ханты. Критик и литературовед А.И. Овчеренко по достоинству оценил творчество Ругина: «Мы имеем дело со сложившимся и зрелым писателем, хорошо владеющим пером».
- Вступительное слово учителя химии.
Говоря об экологии в целом, нельзя забывать о том месте, где мы с вами живём. Ямало-Ненецкий автономный округ – это кладовая природных ресурсов, основной поставщик нефти и газа. Но развитие нефте- и газопромыслов повлекло за собой цепь серьёзнейших экологических проблем, причём чаще всего из-за неразумного, преступно халатного поведения людей.
Одной из проблем, волнующих в настоящее время не только Романа Ругина, но и всех людей, является качество воды. К сожалению, не все вещества, которые могут растворяться в воде, полезны или хотя бы безвредны для здоровья. Высокие концентрации веществ, содержащих железо, придают воде плохой вкус и вызывают нежелательные отложения в трубах. Соединения, содержащие серу, придают воде неприятный запах. Вещества, содержащие такие элементы, как ртуть, свинец, кадмий и мышьяк, могут растворяться в воде и даже в малых концентрациях опасны для здоровья людей. Даже солнечный свет может вызвать образование потенциально вредных веществ при освещении хлорированной воды, если она содержит некоторые примеси.
- Лабораторная работа «Экологические исследования по теме «Вода» (работа в парах).
А какую воду пьём мы с вами? Сегодня мы проведём лабораторную работу по определению загрязненности воды. На ваших столах образцы воды: водопроводной, из реки Пур (забор воды осуществлен воспитанниками объединения «Малая механизация Севера» в районе 97, 100 и 105 км), модельный раствор сточных вод химического предприятия. Анализ воды мы будем проводить с помощью тест-систем. (Принцип действия тест-систем для анализа воды и водных растворов основан на впитывании раствора, содержащего компонент-загрязнитель, гидрофильной основой. Впитывается строго определенное количество раствора, после чего наступает насыщение. Анализируемый компонент реагирует с находящимися на индикаторной полосе химическими веществами – реагентами с образованием окрашенных соединений. Возникающая окраска визуально наблюдается на индикаторной полоске. Концентрацию анализируемого вещества в растворе определяют по цвету и интенсивности окраски).
Учащиеся выполняют лабораторную работу (работа в парах).
Выводы по работе: степень загрязненности представленных образцов воды _______.
- Подведение итогов урока.
Есть на Ямале места, которые особенно близки нам с вами, места, заставляющие сильнее биться наши сердца при мысли о них – это Пуровский район и наш любимый посёлок Самбург. Каждый житель нашего района – местный или приезжий – с теплотой и тревогой думает о родных местах, о замечательном настоящем и будущем своего края. Сделать это будущее прекрасным – задача каждого из нас!
Подводя итоги сегодняшнего разговора, хочется закончить урок отрывком из произведения Еремея Айпина. В нём боль за нашу землю, страстный призыв задуматься и остановиться, пока ещё не поздно. Если мы не прислушаемся к этому призыву, то, вполне возможно, нашим детям и внукам надо будет искать для жизни новые планеты.
«Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в Земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек. Всё взаимоответственно, всё держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший Землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество. Но боль изначальную чувствуют очень немногие, а конечную – почти все. Ибо каждый замах обязательно откликнется…».
(Еремей Айпин «Я слушаю Землю»)
Приложение 1
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕСТ-СИСТЕМ
- Тест-система для экспресс-анализа воды и водных сред «рН»
Извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемую воду на 5-10 с. Через 3 мин сравните окраску участка с образцами контрольной шкалы (норма: 6-9).
За результат анализа принимайте значение рН, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске соответствующий интервал значений рН).
- Тест-система для экспресс-анализа содержания нитратов в продуктах питания и водных средах «Нитрат-тест»
Извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемый раствор на 5-10 с. Через 3 мин сравните окраску участка с образцами контрольной шкалы (ПДК: в питьевой воде – 45 мг/л, в воде рыбохозяйственных водоемов – 40 мг/л).
За результат анализа принимайте значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске – соответствующий интервал концентраций).
- Тест-система для экспресс-анализа воды и водных сред «Железо общее»
Перед контролем содержания общего железа определите значение рН среды анализируемого образца (например, с помощью индикаторной бумаги или тест-системы рН-тест).
При значениях рН среды от 2 до 4 извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте или оторвите от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемую воду на 5-10 с. Определите концентрацию железа общего, сравнив через 1 мин окраску участка с образцами на контрольной шкале.
При значениях рН среды от 4 до 11 поместите анализируемую пробу объемом около 5 мл в чистую пробирку, колбу или банку. Добавьте в пробу на кончике шпателя (50 мг) буферный реактив – винную кислоту из пакета. Перемешайте пробу и протестируйте, как описано выше.
- Тест-система для экспресс-анализа воды и водных сред «Активный хлор»
Извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте или оторвите от индикаторной полоски рабочий участок размером около 1*1 см. Нанесите на рабочий участок, как показано на рисунке, каплю анализируемой пробы до образования равномерно смоченного пятна. Определите концентрацию активного хлора, сразу же сравнив окраску в месте нанесения капли, в зоне наиболее плотной окраски, с образцами на контрольной шкале.
За результат анализа принимайте значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске – соответствующий интервал концентраций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра "Сохраним лес живым"
· Игра-викторина «Сохраним лес живым» построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками, модификация телевизионной версии викторины ...
Классный час-экскурсия "Сохраним живой лес".
Авторский материал. Может быть полезен в работе с детьми с ОВЗ. Направление- экологическое и духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста....
Сохраним богатство живого мира
Урок проводится в игровой форме для учащихся 5 классов. Дети в коце урока сами создают плакаты и защищают тему предложенную им....
Урок биологии в 5 классе ФГОС Сохраним богатство живого мира
Цель урока формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни;Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы ч...
Классный час «Сохранить книгу, сохранить цивилизацию, сохранить себя…»
Классный час посвящен значимости книг в истории человечества на примере современной литературы....
Методическая разработка сценария экологического конкурса агитбригад: «Сохраним планету живой!»
Цель: Посредством театрализованных форм способствовать повышению экологической культуры студентов, воспитанию деятельностного подхода к решению экологических проблем.Задачи агитбригады:- экологическое...
Акция «Сохраним лес живым!»
Отчет об акции «Сохраним лес живым!»...