"Сохраняй живого колыбель"
методическая разработка (9, 10, 11 класс) по теме

Интегрированный урок литературы и химии "Сохраняй живого колыбель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranyay_zhivogo_kolybel.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(литература + химия)

«Сохраняй живого колыбель…»

Муравьёва Анна Мячеславовна, учитель химии

Саламатова Ольга Хасанбековна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, к воде как к важнейшему ресурсу, необходимому для выживания человечества.

Задачи урока:

  1. Систематизировать и углубить знания учащихся о проблеме охраны окружающей среды.
  2. Показать общность тем русской и ненецкой литературы, продолжить формирование умений и навыков исследовательской деятельности, самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
  3. Продолжить экологическое воспитание школьников: познакомить учащихся с произведениями северных писателей, посвящёнными охране родного края; сформировать у учащихся принципиальную необходимость сохранения природы как важнейшей предпосылки выживания человечества.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум

Формы работы учащихся на уроке: групповая работа, работа в парах

Оборудование:

выставка литературы по теме урока, портреты северных поэтов и писателей, фотоплакаты «Охрана природы – забота каждого человека»; оборудование для проведения экологического исследования: мини-экспресс лаборатория «Пчелка-У», карты-инструкции к лабораторным работам, лабораторная посуда и оборудование; мультимедиапроектор, интерактивная доска.

План урока:

  1. Выразительное чтение стихотворения Р. Ругина «Мольба природы».

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Р. Ругина «Мольба природы».

  1. Вступительное слово учителя литературы.

Вы прослушали стихотворение замечательного северного поэта Романа Ругина. Ругин – певец Севера, защитник родной природы, поэт-философ, размышляющий о новых реалиях жизни, оценивающий их в сравнении с заветами предков, со старым, мудрым, выверенным веками укладом быта северных народов, их отношением друг к другу и к Матери-Земле. Родился поэт 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа.

«Моя жизнь была тесно связана с рекой. Отец мой – потомственный рыбак. Жизнь народа ханты от удачной рыбалки зависит во многом. Хороший улов – это праздник, его, как правило, делили с родными и соседями», – пишет Р. П. Ругин.

  1. Определение темы и идеи стихотворения.

Определим тему стихотворения и его главную мысль.

  1. Работа с изобразительно-выразительными средствами (групповая работа).

Какие средства помогают автору точно и выразительно высказать эту мысль?

Учащиеся работают в группах:

1 группа: какими средствами выразительности пользуется автор,

 говоря о реке, воде, рыбе?

2 группа: найдите и выпишите олицетворения. Какова роль этого тропа в стихотворении?

Какие строки стихотворения говорят о реалиях сегодняшнего дня? Каким словом определяет автор действия людей?

Какому герою автор доверяет высказать наболевшее? (обратить внимание на антитезу, противительные союзы).

Что можно сказать о синтаксисе произведения? Какие конструкции употребляются автором и с какой целью? (риторические вопросы, подталкивающие читателя к размышлению; восклицательные предложения, придающие экспрессивность стихотворению).

  1. Подведение итога: как средства выразительности помогают автору передать главную мысль стихотворения?

Вывод:

О нелегкой суровой жизни северных народов Роман Ругин знает не понаслышке. Писатель изучает свой край. Поэтому так близки и дороги его сердцу заботы земляков о будущем своего края. Во многих своих рассказах автор поднимает проблемы сохранения природы Севера. В своих произведениях Р. Ругин напоминает читателю: нужно помнить, что ты человек, который является представителем своего народа и должен быть достойным его корней.

В 1963 году в Тюменском книжном издательстве выходит первая книга Р. Ругина «Лыланг ик» (Живая вода). Это сборник стихов на языке ханты. Критик и литературовед А.И. Овчеренко по достоинству оценил творчество Ругина: «Мы имеем дело со сложившимся и зрелым писателем, хорошо владеющим пером».

  1. Вступительное слово учителя химии.

Говоря об экологии в целом, нельзя забывать о том месте, где мы с вами живём. Ямало-Ненецкий автономный округ – это кладовая природных ресурсов, основной поставщик нефти и газа. Но развитие нефте- и газопромыслов повлекло за собой цепь серьёзнейших экологических проблем, причём чаще всего из-за неразумного, преступно халатного поведения людей.

Одной из проблем, волнующих в настоящее время не только Романа Ругина, но и всех людей, является качество воды. К сожалению, не все вещества, которые могут растворяться в воде, полезны или хотя бы безвредны для здоровья. Высокие концентрации веществ, содержащих железо, придают воде плохой вкус и вызывают нежелательные отложения в трубах. Соединения, содержащие серу, придают воде неприятный запах. Вещества, содержащие такие элементы, как ртуть, свинец, кадмий и мышьяк, могут растворяться в воде и даже в малых концентрациях опасны для здоровья людей. Даже солнечный свет может вызвать образование потенциально вредных веществ при освещении хлорированной воды, если она содержит некоторые примеси.

  1. Лабораторная работа «Экологические исследования по теме «Вода» (работа в парах).

А какую воду пьём мы с вами? Сегодня мы проведём лабораторную работу по определению загрязненности воды. На ваших столах образцы воды: водопроводной, из реки Пур (забор воды осуществлен воспитанниками объединения «Малая механизация Севера» в районе 97, 100 и 105 км), модельный раствор сточных вод химического предприятия. Анализ воды мы будем проводить с помощью тест-систем. (Принцип действия тест-систем для анализа воды и водных растворов основан на впитывании раствора, содержащего компонент-загрязнитель, гидрофильной основой. Впитывается строго определенное количество раствора, после чего наступает насыщение. Анализируемый компонент реагирует с находящимися на индикаторной полосе химическими веществами – реагентами с образованием окрашенных соединений. Возникающая окраска визуально наблюдается на индикаторной полоске. Концентрацию анализируемого вещества в растворе определяют по цвету и интенсивности окраски).

Учащиеся выполняют лабораторную работу (работа в парах).

Выводы по работе: степень загрязненности представленных образцов воды _______.

  1. Подведение итогов урока.

Есть на Ямале места, которые особенно близки нам с вами, места, заставляющие сильнее биться наши сердца при мысли о них – это Пуровский район и наш любимый посёлок Самбург. Каждый житель нашего района – местный или приезжий – с теплотой и тревогой думает о родных местах, о замечательном настоящем и будущем своего края. Сделать это будущее прекрасным – задача каждого из нас!

Подводя итоги сегодняшнего разговора, хочется закончить урок отрывком из произведения Еремея Айпина. В нём боль за нашу землю, страстный призыв задуматься и остановиться, пока ещё не поздно. Если мы не прислушаемся к этому призыву, то, вполне возможно, нашим детям и внукам надо будет искать для жизни новые планеты.

«Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в Земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек. Всё взаимоответственно, всё держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший Землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество. Но боль изначальную чувствуют очень немногие, а конечную – почти все. Ибо каждый замах обязательно откликнется…».

(Еремей Айпин «Я слушаю Землю»)

Приложение 1

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕСТ-СИСТЕМ

  1. Тест-система для экспресс-анализа воды и водных сред «рН»

Извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемую воду на 5-10 с. Через 3 мин сравните окраску участка с образцами контрольной шкалы (норма: 6-9).

За результат анализа принимайте значение рН, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске соответствующий интервал значений рН).

  1. Тест-система для экспресс-анализа содержания нитратов в продуктах питания и водных средах «Нитрат-тест»

Извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемый раствор на 5-10 с. Через 3 мин сравните окраску участка с образцами контрольной шкалы (ПДК: в питьевой воде – 45 мг/л, в воде рыбохозяйственных водоемов – 40 мг/л).

За результат анализа принимайте значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске – соответствующий интервал концентраций).

  1. Тест-система для экспресс-анализа воды и водных сред «Железо общее»

Перед контролем содержания общего железа определите значение рН среды анализируемого образца (например, с помощью индикаторной бумаги или тест-системы рН-тест).

При значениях рН среды от 2 до 4 извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте или оторвите от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемую воду на 5-10 с. Определите концентрацию железа общего, сравнив через 1 мин окраску участка с образцами на контрольной шкале.

При значениях рН среды от 4 до 11 поместите анализируемую пробу объемом около 5 мл в чистую пробирку, колбу или банку. Добавьте в пробу на кончике шпателя (50 мг) буферный реактив – винную кислоту из пакета. Перемешайте пробу и протестируйте, как описано выше.

  1. Тест-система для экспресс-анализа воды и водных сред «Активный хлор»

Извлеките индикаторную полоску из пакета. Отрежьте или оторвите от индикаторной полоски рабочий участок размером около 1*1 см. Нанесите на рабочий участок, как показано на рисунке, каплю анализируемой пробы до образования равномерно смоченного пятна. Определите концентрацию активного хлора, сразу же сравнив окраску в месте нанесения капли, в зоне наиболее плотной окраски, с образцами на контрольной шкале.

За результат анализа принимайте значение концентрации, соответствующее ближайшему по окраске образцу шкалы (при промежуточной окраске – соответствующий интервал концентраций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Сохраним лес живым"

·         Игра-викторина «Сохраним лес живым» построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками, модификация телевизионной версии викторины ...

Классный час-экскурсия "Сохраним живой лес".

Авторский материал. Может быть полезен в работе с детьми с ОВЗ. Направление- экологическое и духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста....

Сохраним богатство живого мира

Урок проводится в игровой форме для учащихся 5 классов. Дети в коце урока сами создают плакаты и защищают тему предложенную им....

Урок биологии в 5 классе ФГОС Сохраним богатство живого мира

Цель урока формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни;Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы ч...

Классный час «Сохранить книгу, сохранить цивилизацию, сохранить себя…»

Классный час посвящен значимости книг в истории человечества на примере современной литературы....

Методическая разработка сценария экологического конкурса агитбригад: «Сохраним планету живой!»

Цель: Посредством театрализованных форм способствовать повышению экологической культуры студентов, воспитанию деятельностного подхода к решению экологических проблем.Задачи агитбригады:- экологическое...

Акция «Сохраним лес живым!»

Отчет об акции «Сохраним лес живым!»...