Сохраним богатство живого мира
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Живилова Вера Петровна

Урок проводится в игровой форме для учащихся 5 классов. Дети в коце урока сами создают плакаты и защищают тему предложенную им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект37.5 КБ
Microsoft Office document icon конспект53.5 КБ
Файл задания группам12.18 КБ
Файл prezentatsiya_dlya_uroka.pptx241.34 КБ

Предварительный просмотр:

1.Ф.И.О. учителя: Живилова Вера Петровна

2. Класс: 5

Дата: 12 мая Предмет «Биология»

3. Тема урока «Сохраним богатство живого мира»

4. Тип урока:

-по основной дидактической цели: урок формирования новых знаний

(урок формирования новых знаний, закрепления изученного материала, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, урок практического применения знаний, умений, комбинированы урок);

-по способу проведения: сочетание различных форм работы(сочетание различных форм работы, игра и др.)

5 ЦЕЛЬ:  сформировать знания учащихся о растениях и животных, занесенных в Красную книгу и элементы экологического мышления

6.Задача: развить умение получать информацию из разных источников  об исчезающих растениях и животных, анализировать полученную информацию. познакомить с историей создания Международной Красной книгой., некоторыми растениями и животными ,занесенными в «Красную книгу» Ленинградской области. 

Ожидаемый результат:

Формирование УУД:

Личностные УУД: повысить мотивацию к обучению, развить активную гражданскую позицию, уважительное отношение к природе и друг к другу.

Регулятивные УУД: развить умения ставить перед собой познавательную цель, регулировать процесс  выполнения учебных действий, чёткое выполнение требования познавательной задачи.

Коммуникативные УУД: точно и полно выражать мысли, аргументировать свою точку зрения, умение участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничестве, владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: формирование познавательной цели, поиска и выделения информации, умения анализировать с целью выделения признаков, умение устанавливать причинно -следственные связи.

УМК: учебник Биология 5 класс Пономарёва И.Н., И.В.Николаев, О.А.Корнилова. -М.: Вентана -Граф

Этапы урока

Наименование этапа

Цель этапа

Время

1

Организационный момент

Настрой учащихся на урок, мотивация к учебной деятельности

2мин

2

Определение темы  и цели урока. Обсуждение проблемных вопросов

Введение темы урок, определение цели и задач урока.

6 мин

3

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Повторение  изученного материала

Планирование работы учащихся

6мин

4

Самостоятельная работа в группах

Изучить новый материал. Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничестве, владеть монологической и диалогической формами речи.

14мин

6

Физкульпауза

Отдых учащихся, смена деятельности.

2 мин

7

Выступление учащихся. Выполнение творческих работ.

Формирование у учащихся элементов экологического мышления

12минут

8

Подведение итогов. Домашнее задание

Выявление усвоения нового материала ,д/з

2мин

9

Рефлексия

Самооценка учащихся своей деятельности

1 мин



Предварительный просмотр:

Использование современных технологий: технология развивающего обучения.

Оборудование: слайд-презентация, раздаточный материал : карточка для рефлексии и работы в группах, компьютеры на группу, листы ватмана, клей, цветные карандаши, фломастеры, вырезки из газет,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

предметные

УУД

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Организационный момент

Приветствие учащихся, подготовка к уроку, настраивание учеников на рабочую деятельность.

Готовятся к уроку.

2.Объявление темы и цели урока.

Обсуждение проблемных вопросов

Вашему вниманию предлагаю музыкальный клип Олега Газманова

Вы посмотрели клип, о чем он?

Почему исчезают растения и животные на Земле?

Сейчас много биотехнологий, чтобы создать новые виды растений и животных, как вы думаете, зачем нужно сохранять животных и растения? (природные сообщество создают, пищевые цепи)

Попробуйте, сформулировать тему урока.

Верно, тема урока: «Сохраним богатство живого мира» (слайд1.тема урока)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке. Чему научимся на уроке?

Цель нашего урока познакомиться с редкими и исчезающими животными и растениями, занесенными в Красную книгу Ленинградской области.(слайд 2.цель урока)

Задачи: определить факторы угрозы.

Как сохранить разнообразие существующих и исчезающих животных и растений? (знать и различать растения и животных)

Откуда мы можем узнать об исчезающих растениях  и животных? (из СМИ, книг, энциклопедий, Красной книги)

Слушают

Определяют тему и цели урока

Знакомство с клипом о животных и растениях Красной книги

Умение анализировать источники получения информации

Умение аргументировано высказывать свою точку зрения

Умение  определять образовательную цель и пути ее достижения

Развитие гражданской позиции

3.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

-Что такое Красная книга? (Красная книга-перечень редких и исчезающих видов и организмов Земли.)

Когда появилась и в связи с чем?

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растительного и животного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтебло (во Франции) на международной конференции, был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения и редкие виды. На составление первого списка ушло 14 лет. Учёные решили назвать этот список Красной книгой. Красные книги бывают трех видов международные, национальные, региональные.В них мы можем прочитать о:

1-исчезающиеся

2-сокращающиеся

3-редкие

4-мало изученные

5-восстановленные

6-исчезнувшие

виды растений и животных.

В нашей стране есть своя Красная книга. Впервые она была издана в 1984 году.

В Красную книгу России входят:

а) млекопитающие;
б) птицы;
в) рыбы;
г) насекомые;
д) растения.

В нашей Ленинградской области тоже есть своя Красная книга.

Как вы думаете, является ли содержание Красной книги постоянным?

Чтобы достичь поставленной цели, мы отправимся в экспедицию по Ленинградской области.

Умение анализировать информацию

Знакомство с историей Красной книгой

Развитие умения планировать пути достижения цели

Умение строить аргументированную монологическую речь

5.Самостоятельная работа в группах

Познакомимся с животными и растениями  СПб и ЛО занесенными в Красную книгу. Мы будем работать в группах. В своих творческих работах на листе ватмана, используя различные источники информации: интернет, презентации, которые есть в нашей копилке, книги, энциклопедии, Красную книгу, информационные вырезки, картинки из журналов с растениями, животными) нужно представить работу по теме.

1.Звери

2.Птицы.

3.Растения

4.Рыбы

Задание для каждой группы даны на карточках.

Группы «Птицы», «Звери», «Растения», «Рыбы».

Выступая, можете предлагать интересные задания своим одноклассникам.

Критерии оценивания ответов учащихся, представляющих группу вам даны на карточках.

Работа в группах, использование разных источников

Знакомство с животными, растениями Красной книги

Работа с различными источниками информации. Подбор материала по теме.

4.Физминутка

«Лес»

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Выполняют упражнения, предложенные в стихотворении

6.Выступление учащихся. Выполнение творческих заданий.

По группам представляют результаты, выполненных заданий

Выступление представителей от групп.

Знакомство с растениями и животными Красной книги

Умение вести диалог с учетом позиции напарника

Повышение экологической сознательности

7.Подведение итогов.

домашнее задание

Что по - вашему мнению, надо сделать для спасения природы? (ученые должны выявлять виды и сообщества организмов, которым угрожает опасность, вводить запреты а любое уничтожение, создавать питомники, заповедники, национальные парки

Растения и животные исчезают очень быстро, а новые появляются очень медленно, какой посильный вклад мы можем внести в сохранение природы? (кормушки, сбор макулатуры, посадка деревьев, не разорять гнезда, муравейники, не собирать растения, занесенные в Красную книгу)

-Какие животные и растения Ленинградской области находятся под охраной? Слайд(3)

Вернемся к поставленной цели урока: выполнили ли мы поставленную цель?

Д/з: обязательное: параграф 27, дополнительно: познакомиться с книгами Джеральда Дарелла, основателя зоопарка на острове Джерси, основателя Фонда охраны дикой природы.

Обобщение изученного материала

Умение анализировать степень достижения цели

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке:

-;

-

На партах у Вас листочки, выразите свое отношение к теме урока:

Я сегодня (понял) осознал…

Я сегодня почувствовал…

самооценивание учениками собственной деятельности на уроке

Выразить свою гражданскую позицию



Предварительный просмотр:

1.Звери

- Рассказ о 4 представителях.(картинки) ) по 3 предложения

-загадки (4)

- - интересные факты (1-2 факта)

стихотворение

Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Критерии оценок

«5» полные, развернутые ответы, творческий подход, эстетичность оформления работы

«4» неполные ответы, творческий подход,  эстетичность работы.

«3» небольшие недочеты в работе, неполные ответы.

2.Птицы.

- Рассказ о 4 представителях. (картинки)

-использовать оригами птички, далее приклеить их на  плакат, написать на птичках, птиц из КК

Критерии оценок

«5» полные, развернутые ответы, творческий подход, эстетичность оформления работы

«4» неполные ответы, творческий подход,  эстетичность работы.

«3» небольшие недочеты в работе, неполные ответы.

3.Рыбы

- Рассказ о 4 представителях.(картинки) по 3 предложения

анаграммы (о 3 представителях).другим  группам

Критерии оценок

«5» полные, развернутые ответы, творческий подход, эстетичность оформления работы

«4» неполные ответы, творческий подход,  эстетичность работы.

«3» небольшие недочеты в работе, неполные ответы.

4.Растения

- Рассказ о 4 представителях.(картинки) ) по 3 предложения

-песню, спеть вместе «Не рвите цветы , не рвите!

Критерии оценок

«5» полные, развернутые ответы, творческий подход, эстетичность оформления работы

«4» неполные ответы, творческий подход,  эстетичность работы.

«3» небольшие недочеты в работе, неполные ответы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Сохраним богатство живого мира

Слайд 2

Цель урока: формирование знаний о редких и исчезающих животных и растениях, занесённых в Красную книгу Ленинградской области

Слайд 3

Красная книга Международный уровень Национальный уровень Региональный уровень

Слайд 5

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Сохраним лес живым"

·         Игра-викторина «Сохраним лес живым» построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками, модификация телевизионной версии викторины ...

«Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов».

Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по  биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об...

Урок биологии в 5 классе ФГОС Сохраним богатство живого мира

Цель урока формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни;Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы ч...

Тест по теме «Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов». 9 класс

Тест по теме  «Многообразие  живого мира.Уровни организации и основные свойства живых организмов».9 класс...

Методическая разработка сценария экологического конкурса агитбригад: «Сохраним планету живой!»

Цель: Посредством театрализованных форм способствовать повышению экологической культуры студентов, воспитанию деятельностного подхода к решению экологических проблем.Задачи агитбригады:- экологическое...

Акция «Сохраним лес живым!»

Отчет об акции «Сохраним лес живым!»...

ОТКРЫТЫЙ УРОК "СОХРАНИМ БОГАТСТВО ЖИВОТНОГО МИРА"

Презентация к уроку в 5 классе по формуле "ИКТ+ФГОС+ТРИЗ"...