Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Модуль « ЯЗЫК И РЕЧЬ». Формулы общения.
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 год
Учитель русского языка и литературы МАОУ СШ № 55 г.Липецка Смотрова Л.Н.
Цель деятельности учителя | Формировать представление об изучаемом предмете; повторить объём знаний по модулю «Язык и речь» чт( язык – это средство человеческого общения); познакомить с материалом учебником по данной теме, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, закрепить понятия «речь»(язык в действии), «формы речи», «речевая ситуация»,стили речи. | ||
Тип урока | Урок погружения в развивающую речевую среду | ||
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.Воспитание любви к Родине, ее культуре, традициям Воспитание гражданина,имеющего активную жизненную позицию,стремящегося к саморазвитию,самореализации,успешности. | ||
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком( проблемно-диалогическая форма общения) ,эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа, технология сотрудничества | ||
Образовательные ресурсы |
| ||
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор | ||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем . | ||
Основные понятия | Речь, речевая ситуация,язык, языковые единицы, формы общения |
Структурные параметры
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Психологический настрой. (Работа со смайликами,анализ письма от Совушки-нахождение ключевого слова-ВНИМАНИЕ) - Тренинг «Внимание» | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные: уметь слушать собеседника. Развитие познавательного интереса к русскому языку |
2. Актуализация знаний с использованием интерактивной доски | -Сегодня у нас не обычный урок, а только фрагмент… И состоять он будет из различных блоков-уровней. Упр. «Мир за окном»(эмоциональное воздействие –настрой на речевую тему, путешествие по Липецку. «Осенняя галерея») -Какой модуль станет объектом наблюдения? - Попробуйте создать Образ-символ речи…(«ЛОГОС») Образ-символ языка(«ЛИНГВА»)… -Совершим путешествие или погружение в тему? -О чем будем говорить? «Формулы общения»-тема урока. -В чем состоит задача каждого из вас? -Молодцы, уровень понимания пройден | Учащиеся записывают число, приветствуют день (28.11.), используя предлоги С, БЕЗ. Подсказку ищут в институте ГРАММАТИКИ.Выясняют:модуль «Язык и речь» Высказывают предположения. По подсказкам находят тему Наполнить кластер(на доске)содержанием | Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение. Регулятивные: планирование, целеполагание |
3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Дидактическое задание. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Д/з для родителей - Л.Н.Толстой утверждал : «Если человек не научится сам говорить в школе ,он всю жизнь будет подражать…» -Мнение родителей? -Ваше мнение совпадают? -Как определите цель занятия?(Совершенствовать язык и речь) | Высказывают версии. -Научиться правильно излагать мысли .Выразительное чтение сочинений родителей. Совершенствование речи Выполняют творческое задание | Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему и цель совместно с учителем Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Открытие нового знания Обсуждение результатов предыдущего этапа,связь с последующим материалом. | -А сейчас поработаем в группах. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и продолжить фразу Г.О.Винокура : « Наряду с задачей писать грамотно существует и другая задача – 1)-Может ли выполнение этой задачи стать гарантом успешности человека?
Молодцы !И уровень осознания пройден удачно! 2).Речевая тема? И.Бунин, определяя свою связь с миром, писал: «Я вижу, слышу… Я счастлив -все во - Предлагаю заменить сочетание «любовь к Родине» синонимом . | Знакомятся с высказыванием, обсуждают, предлагают варианты. Отрабатывают понятие «успешный человек»,высказывают мнения, составляют «портрет» успешного человека Выполняют упр.»Вижу,слышу,чувствую». Определяется музыкальное восприятие темы.Слушаем «Песню о России». Учащиеся делятся восприятием темы. ПАТРИОТИЗМ… | Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; слушать и понимать речь других; работать в группе. Познавательные: учиться отбирать материал для сообщения, находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в группе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. |
5. Поиск информации Просмотр мультимедийной презентации Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов | ПрактикУМ Учитель координирует работу, предлагая для размышлений опорную схему: 1). ПАТРИОТИЗМ действия (дело) УРА-ПАТРИОТИЗМ (слово) 2).Фото-задачи 3).Обращение к опыту 5-классников… 4)Выразительное чтение ст.Л.Мартынова. 5)ПрактикУМ «Что говорим и как говорим» 6). 1.Голос- одежда живой речи, а душа ее - интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. С. Волконский 2. « …интонация может придать слову множество смыслов и даже обратный смысл. И. Андроников_ -Родина …Липецк… проговорите нежно,тихо,гордо… 6) Смотрим мульфильм - Почему выбрала этот фрагмент?(иллюстрация к интонации, характер человека виден… стиль общения и решаем задачу :о чем пойдет речь? -РС и стиль общения 7).Комментируют фото (РС) (Акция 9А «Подари улыбку городу») 8).Просьба : «Наведите порядок на слайде» 9).»Необычная викторина» (по стилям речи- работы девятиклассников :акция «Липчанам о городе»,»Радио Россия-Липецк» 10). А. Они заметили, что все канавы, в которых встречалась руда, располагаются среди зарослей высокой травы с фиолетовыми цветами. В. В одном из районов Липецкой области геологи искали руду. Б. Так на помощь геологам часто приходят растения. Г. Исследователи поднялись на вершину, нанесли на карту их местоположение и спустились в лагерь. 1)А В Б Г 3)В А Г Б 2)Г А Б В 4)В Г А Б - Где могут быть использованы данные тексты? 1.В Липецкой области сегодня переменная облачность,ветер северный,порывистый Температура +11 градусов … 2.-Ну и погодка сегодня…(!) (оптимист и пессимист)Словарь : Метаморфозы…(Превращение) Возможны превращения текстов из одного стиля в другой? Возможно (Тема) | Групповая работа по составлению высказывания.
Поиск ответов, комментарий к фото, рассказывающим о волонтерской работе учащихся 55 школы (дела).Ситуация выбора-право человека… Рассказ о делах класса Рассуждают ,опираясь на произведение Комментируют высказывания Упр.»Играем голосом» МФ.»Вовка в тридевятом царстве» О РС. Дают характеристику ситуации. Исправляют недочеты, связанные со стилями речи Узнают стили речи Готовятся к ГИА (Работа в парах) Метаморфозы…(Превращение) Почему это возможно (Тема) | Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,. Коммуникативные: уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать вывод; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь собеседников; с точностью и полнотой выражать свои мысли. Познавательные: уметь систематизировать материал, полученный в результате групповой работы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
6.Контроль знаний и первичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах 7. Рефлексия Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Тест « Навыки культурного поведения» -Что нам дало выполнение этого упражнения? «Несите слово убеждённо:знание – дар!»(уроки предков) А).Нравственные принципы народа,традиции Б.Автор? Нравственные принципы писателя. И.С.Тургенев…Ассоциации,связанные с именем? Работа с высказыванием:»Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык,этот клад,это достояние,переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим орудие; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!» -Умелые руки, чудо? Ищем мысль!!! Погружение или путешествие? Ключевые термины модуля?(Язык,речь,общение,патриотизм) -Найдите точку соприкосновения! -Какое открытие сделали? Общение- Оценим нашу общую работу,проверим внимание в конце урока и отдохнем под красивую мелодию.. | Работа с учебником и ответы на вопросы. Отчёт групп. Представление кластера «Этикетные слова». Выразительное чтение. Тест Навыки общения Д/з.Пословицы и поговорки на заданную тему. Библиотека им.Водопьянова,встреча с Е.Н.Полянской,200-летие… Советы Тургенева,аргументы писателя… Чудо -результат работы на успех + Определение объёма темы (кластер) Патриотизм …. Это и знание языка,и умение говорить, и постигать заветы предков, и сохранять традиции, и сам язык …Быть достойными гражданами России.. Учишься для себя и … для будущего страны… Составляют странички СЛОВАРЯ 5Б | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других. Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. Получить навыки общения |
7. Домашнее задание | Ст.Л.Успенского «Книга о языке» Разноуровневые задания (карточки) | Читают задание, слушают инструктаж. | |
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учебной деятель-ности | Эмоциональная, психологиче-ская и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. Слово учителя о значе-нии языка, речи | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фрон-тальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия | Листы обратной связи | |
2. Актуа-лизация знаний и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Дидактическое задание. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы | ||
3. Создание проблем-ной ситуации. | Обсуждение результатов предыдущего этапа | Обдумывают ответы на вопросы | Группо-вая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникатив-ные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | ||
Просмотр мультимедийной презентации | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фрон-тальная | Устные ответы | |||
Слушают учителя, | Групповая | Листы обратной связи. Уточ-няющие вопросы | ||||
Физкультминут-ка | Выполняют элементарные физические упражнения | Фрон-тальная | Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье | |||
4. Целепола-гание.. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индиви-дуальная, группо-вая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникатив-ные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность | ||
5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов | – К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи | Фрон-тальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы |
6. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Чтение и обсуждение высказываний о .) | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индиви-дуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
7. Само-стоятель-ная работа с само- проверкой | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятель-но выполняют упражнения разного уровня сложности | Индиви-дуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) | Письмен-ная работа | |
8. Вклю-чение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы | Фрон-тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследователь-ских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
9. Рефлек-сия учеб-ной деятель-ности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? ☺ ☹ | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индиви- дуальная | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...