Применения приемов стадии осмысления в ТРКМ на уроках русского языка в 5 - 9 классах по теме: «Синтаксис», для учащихся VIII вида
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Основу ТРКМ составляет базовая модель трёх фаз (стадий): «вызов», «реализация смысла» и «рефлексия». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельностью учителя и учащихся на стадии вызова. Здесь следует помнить о поставленных учениками целях, заданных вопросов, предъявленном опыте. Изучение нового материала накладывается на знания, опыт или вопросы, вызванные на первом этапе урока. Существуют следующие приёмы, работающие на стадии осмысления:
- «Инсерт»,
- «Бортовой журнал»,
- «Ромашка Блума»,
- «Блиц - контрольная».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primeneniya_priemov_stadii_osmysleniya.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Применения приемов стадии осмысления
в ТРКМ на уроках русского языка в 5 - 9 классах по теме:
«Синтаксис», для учащихся VIII вида
Основу ТРКМ составляет базовая модель трёх фаз (стадий): «вызов», «реализация смысла» и «рефлексия». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Важно, чтобы работа на втором этапе урока была тесно связана с деятельностью учителя и учащихся на стадии вызова. Здесь следует помнить о поставленных учениками целях, заданных вопросов, предъявленном опыте. Изучение нового материала накладывается на знания, опыт или вопросы, вызванные на первом этапе урока. Существуют следующие приёмы, работающие на стадии осмысления:
- «Инсерт»,
- «Бортовой журнал»,
- «Ромашка Блума»,
- «Блиц - контрольная».
Приём «Инсерт»
«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения. Авторы приёма Воган и Эстес, модификация К. Мередит и Д. Стилл.
Прием работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
- Знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику.
- Знаком «+» отмечают новую информацию, новые знания.
- Знаком «?» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
- Знаком «-» - думал иначе.
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки (Таблица 1):
Таблица 1 - Инсерт
«V» - знаю | «+» - новое | «?» - есть вопросы |
|
Заполняется в течение урока | |||
Учащиеся читают текст и делают пометы в таблице.
Задание: Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице. На какие вопросы вы получили ответы?
Приём «Инсерт» для учащихся 7 класса по теме урока «Простое и сложное предложение».
Текст: «Наша речь состоит из предложений. Предложение выражает законченную мысль. Все слова в предложении являются членами предложения.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.
Остальные члены предложения - второстепенные.
Предложения бывают простые и сложные.
Простые предложения имеют одну группу главных членов: подлежащее и сказуемое.
Например: Свеча догорает. В небе высоком звёзды зажглись.
Сложные предложения состоят из нескольких частей. В каждой части есть своя группа главных членов.
Например: Зарождались звёзды, зорька догорала, в роще за рекою птица замолчала.
Части сложного предложения отделяются друг от друга при чтении паузой, а при письме запятой.
Между частями сложного предложения ставится запятая или союз».
Далее проводится беседа по прочитанному теоретическому материалу.
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Текст №1 для 5 класса (тема урока: «Предложение»):
«Разговор Грамматики и Предложения:
- Скажи, Предложение, какую роль ты выполняешь в речи?
- Я выражаю законченную мысль.
- Открой ребятам секрет, как ты это делаешь.
- Я подбираю слова, ставлю их в нужном порядке и связываю по смыслу.
- Да, это интересная и важная работа. Объясни, пожалуйста, а как тебя нужно выделять при письме?
- Очень просто. Первое слово нужно писать с большой буквы, а в конце ставить точку, вопросительный и восклицательный знак.
- Ну что ж, я надеюсь, что ребята будут дружить с тобой в устной и письменной речи».
Текст №2 для 5 класса (тема урока: «Предложение»):
«Разговор Грамматики и Предложения:
- Предложение из чего ты состоишь?
- Я состою из слов.
- А как называются твои слова?
- Члены предложения. Среди них обязательно есть главные члены – подлежащее и сказуемое.
- Но ведь, кроме главных членов, в предложении могут быть и другие слова. Как они называются?
- Второстепенные члены предложения. Я всегда радуюсь, когда ребята употребляют в предложении не только главные члены, но и второстепенные.
- Я надеюсь, что ребята не будут тебя огорчать и постараются употреблять в речи больше интересных предложений».
Текст для 6 класса (тема урока: «Сложное предложение»):
«Как много ты уже знаешь о предложении:
- предложение должно выражать законченную мысль;
- слова в предложении должны быть связаны по смыслу;
- предложения нужно различать по интонации: . ! ?;
- Предложения бывают такие:
___________ =====. ___________ ===== _ _ _ _.
- В предложении выделяют главные члены: ___________ =====
- и второстепенные: _ _ _ _ ;
- Главные и второстепенные члены могут быть однородными, и записывают их так:
О, О, О. О и О. О, а О. О, но О.
Ты воскликнешь: «Какие сложные предложения!» - и будешь не прав. Все эти предложения простые. Так они и называются.
А сложными называются предложения, которые «сложены» из двух или нескольких предложений связанных по смыслу».
Текст для 7 класса (тема урока: «Обращение»):
«Обращение – это слово, называющее лицо, к которому обращена речь.
Обращение используют в речи для того, чтобы привлечь внимание собеседника. Произносят обращение с особой звательной интонацией.
Обращение может состоять из одного слова или из нескольких слов.
Например: Друг, не теряй надежды на удачу. Милый друг, ты всегда у меня душе.
Обращаться можно и к предметам как к живым существам.
Например: Ветры, дуйте! Шумите, вешние дубравы!
Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.
В начале предложения обращение выделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится, если обращение произносится с сильным чувством.
Например: Сани, езжайте сами. О,…
Сани! Езжайте сами. О!...
В середине предложения обращение выделяется запятыми с обеих сторон.
Например: Езжайте, сани, сами. ..., О, …
В конце предложения перед обращением ставится запятая, а после него – точка, восклицательный знак или вопросительный знак (по смыслу предложения).
Например: Сами езжайте, сани. …,О.
Ну-ка езжайте, сани! …, О!
Куда помчались, сани? …, О?»
Текст для 7 класса (тема урока: «Сложное предложение»):
«Разговор Грамматики и Сложного предложения:
- Скажите, уважаемое Предложение, почему Вас называют Сложным?
- Потому что я сложено из простых предложений.
- Неужели любые простые предложения могут соединяться в одно сложное?
- Нет, конечно. Только те предложения, которые связаны по смыслу.
- И сколько же частей Вы можете иметь?
- Две части и больше.
- Что Вы посоветуете ребятам помнить при встрече с Вами?
- Мои части всегда нужно отделять при письме запятой?
- А в устной речи?
- В устной речи – паузой».
Текст для 8 класса (тема урока: «Обращение»):
«Обращение – это слово, называющее лицо, к которому обращена речь.
При обращении надо учитывать, с кем ты разговариваешь, кому пишешь и по какому поводу обращаешься. Нужно уметь правильно это делать. В обращении проявляется отношение к собеседнику: уважение, почтение, любовь, забота. Даже если ты не уважаешь человека, надо обращаться к нему, соблюдая речевой этикет.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Речевой этикет – признак культурного человека».
Текст для 9 класса (Тема урока: «Предложение»):
«Разве могли бы мы выразить свои мысли, если бы не умели из слов построить законченное высказывание? Ведь слова, не связанные между собой, ещё не означают самой речи. Речь состоит из предложений. Предложение помогает оформить, выразить и передать мысль. Например: В детстве я очень любил книгу сказов П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Ту же мысль можно продолжить и развить в тексте: Особенно мне понравился сказ о мастере Даниле, который изваял из камня прекрасный каменный цветок.
Человек научился выражать мысли предложением не сразу. В древности наши предки просто присоединяли слова друг к другу, не изменяя формы. Например: капуста, листья, варить. Это звучит для нас не очень понятно.
Научиться соединять слова в словосочетания и строить из них предложения – значит научиться правильно выражать мысль. В общении важную роль играет выразительность речи. В устной речи ей служит интонация, а в письменной речи – знаки препинания: ? ! , : «».
Кто научился говорить с расстановками и с выражением, у того знак препинания сам просится на своё место.
В предложении знаки препинания вместе со словами служат более точному выражению мыслей и чувств. Вот как выразил свои мысли и чувства поэт Е. Русаков в стихотворных строчках:
Заблудился в чаще…
Глядя в синеву,
Голосом звенящим
Крикнул я: «Ау!»
Сердце бьётся, бьётся,
Замер не дыша…
Может отзовётся
Добрая душа?»
Приём «Бортовой журнал».
«Бортовой журнал» - основной приём стратегии эффективная лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Этот приём используется для организации деятельности.
В «бортовые журналы» учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.
«Бортовой журнал» можно оформить в виде следующей таблицы (Таблица 2):
Таблица 2 – Бортовой журнал
Что мне известно по данной теме? Предположения | Что нового я узнал из текста? Новая информация |
Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть таблицы.
При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связанную полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом.
Инструкция: «В течение 2 минут заполните 1-ю графу таблицы.
- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- Прочитайте предложенную информацию:
«Чем может быть выражено подлежащее?
- Существительным в Им. падеже. Например: Ветер унёс лодку в море.
- Местоимением в Им. падеже. Например: Я не приду к обеду.
- Словосочетанием. Например: Отец с сыном пошли на рыбалку.
Чем может быть выражено сказуемое?
- Глаголом. Например: Дети идут утром в школу».
- Что нового вы узнали из этого материала?
- Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого.
8 класс. Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения» (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Бортовой журнал «Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?»
Что мне известно по данной теме? Предположения | Что нового я узнал из текста? Новая информация |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Заполняется в течение урока |
Второстепенные члены предложения – все остальные слова | |
Подлежащее отвечает на вопросы: Кто? Что? | |
Сказуемое отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает? и др. |
Текст для 8 класса (Тема урока: «Виды простых предложений. Знаки препинания в предложении»):
«И у знаков препинания бывает настроение.
Носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак. Наша речь может выражать много хороших чувств: радость, гордость, торжество, одобрение, удивление. Например:
Ах, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!
(восхищение)
Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
(гордость)
Ласточка носится с криком – выпал птенец из гнезда!
(горе, жалость)
Мороз и солнце; день чудесный!
(радость)
К сожалению, в речи иногда выражаются и недобрые чувства. Тогда в восклицательных предложениях звучат упрёки, угрозы, насмешки, оскорбления. Например:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
(А.С. Пушкин)
В восклицательных предложениях может выражаться горе, печаль, сожаление, скорбь:
Царь завыл: «Ох, дети, дети!
Горе мне!...»
(А.С. Пушкин)
Любопытство и любознательность выражает на письме вопросительный знак. Сколько человек живёт, столько он задаёт вопросы.
Например:
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
(А.С. Пушкин)».
Таблица 2.2 - Бортовой журнал «Что мы знаем о знаках в предложении?»
Что мне известно по данной теме? Предположения | Что нового я узнал из текста? Новая информация |
В конце предложения ставятся . ? ! … | Заполняется в течение урока |
В середине предложения ставятся , : - | |
В конце повествовательного предложения ставится точка. | |
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак | |
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. |
Приём «Ромашка Блума».
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно поняла, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему в сложном предложении ставится запятая?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?».
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?»
Вопросы:
- При помощи чего выражается грамматическая связь в предложениях? (окончания, предлога).
- Где вы в обычной жизни можете наблюдать побудительную речь? (приказ, просьба, призыв, совет..).
Учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Приём «Блиц - контрольная»
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть учащиеся для дальнейшей успешной учебы. По темпу блиц - контрольная сходна с фактологическим диктантом, включает в себя 5—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.
Технология проведения: по команде учащиеся приступают к работе. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. Далее работы сдаются преподавателю или применяется вариант самопроверки.
Приём «Блиц - контрольная» №1 для учащихся 5 класса:
- Дополни словосочетание однородными членами
Морковь помыли ….
- Дополни предложение однородными членами
Бабушка связала внучке носочки, ….
- Как выделяются однородные члены предложения на письме?
- Как выделяются однородные члены предложения в устной речи?
- Расставь запятые в схемах однородных членов предложения.
О О / О О и О / О и О / О О О
- Расставь знаки препинания и начерти схему однородных членов предложения:
Рубанок доску обтесал подравнял и причесал.
Приём «Блиц - контрольная» №2 для учащихся 5 класса:
Сделай грамматический разбор предложения:
Майский ветерок принёс запах сирени.
Предложение: распр., нераспр.
Главные члены предложения:
Подлежащее –
Сказуемое –
Второстепенные члены предложения –
Какой частью речи выражен каждый член предложения -
Приём «Блиц - контрольная» для учащихся 6 класса:
- Из скольких частей может состоять сложное предложение? Что из себя представляет каждая часть?
- Как выделяют части сложного предложения на письме?
- Как выделяют части сложного предложения в устной речи?
- Составь из этих предложений одно сложное, без союза.
Солнце осветило верхушки сосен. Лес проснулся.
- Составь из этих предложений одно сложное с союзом и.
Сверкнула молния. Послышался резкий удар грома.
Приём «Блиц - контрольная» для учащихся 7 класса:
- Допиши определение: «Обращение – это слово, называющее лицо….»
- Для чего используют в речи обращение?
- Где обращение может находиться в предложении?
- Как обращение выделяют при письме?
- Найди обращение:
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая.
- Опять ты делаешь ошибки?...
Когда ты их исправишь, Рыбкин?
- А как без них я обойдусь?
Ведь на ошибках я учусь!
Приём «Блиц - контрольная» для учащихся 9 класса:
- Подлежащее и сказуемое - ….
- Подлежащее обозначает ….. и отвечает на вопрос…? Или …?
- Сказуемое обозначает ….. и отвечает на вопросы …? … ? Или …?
- Все остальные члены предложения называются …
- Нераспространённые предложения состоят из …. И …
- Предложения, имеющие второстепенные члены, называются…
- Однородные члены предложения относятся к …. И отвечают на вопрос.
- Между однородными членами предложения ставится ….
- Не ставится запятая только перед ….
- Однородные члены предложения без …. Слов называются нераспространёнными.
- Однородные члены предложения, имеющие при себе пояснительные, уточняющие слова, называются ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Урок русского языка 9 класс (II, VIII вида) ": Склонение имен прилагательных во множественном числе на -ЬИ"
Урок для коррекционной школыII, VIII вида...
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивног...