«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
презентация к уроку (5 класс) на тему
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomina_a.a._prezentatsiya_spets.shkola_viii_vida_g.michurinsk_-_kopiya.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» Ш. Амонашвили
Актуальность. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение в развитии высших психических процессов. Игра является одним из средств формирования психических образований, необходимых для учебного процесса: мышления, внимания, памяти, воображения. Игра эффективно выполняет образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности. Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Теоретическое обоснование : В основу проекта легли идеи авторов: Л. С. Выготского , А.Р.Маллера , Н.Б. Лурье , А.Адлера
Цель проекта: Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения , связной устной и письменной речи посредством игровых технологий.
Задачи проекта: Изучение коррекционно-педагогического потенциала игровых технологий; Развитие психических процессов; Формирование приёмов связной устной и письменной речи: списывание , выполнение коррекционно-развивающих упражнений и заданий; письмо под диктовку; письмо изложения , сочинения. Увеличение объёма внимания и памяти; Развитие любознательности, самостоятельности(расширение словарного запаса); Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться прочных знаний по русскому языку? Вопрос учебной темы: Обучение учащихся посредством коррекционно-развивающих игр на уроке. Учебные предметы: Коррекционно-развивающие и познавательные игры по русскому языку, стихотворные упражнения, загадки, игра-путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение; схемы , карточки.
Проблемные вопросы: Какова роль игры в обучении русскому языку ; Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов; Как повысить интерес обучающихся к урокам русского языка; Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по активизации познавательной деятельности обучающихся.
Целевые группы(руководитель проекта и участники). Участники: учащиеся 8 ,9 классов, родители учащихся , психолог , учителя-предметники и начальных классов.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (1.09.2010 – 31.05.2011) ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ-(сентябрь) ОСНОВНОЙ-(октябрь-апрель) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ-(май)
Методы исследования: Текущие устные опросы; Тестирование; Наблюдение; Самостоятельная работа; Диктант.
Подготовительный этап Изготовление дидактического материала; Подготовка к игре; Ход игры; Результаты игры.
Процесс обучения и воспитания
Процесс обучения и воспитания
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП №№ п/п Подготовительный этап Кто отвечает Сроки выполнения 1. Донести до участников проекта важность данной проблемы. учителя 3-4 неделя сентября 2. Подобрать методическую, научно-популярную и педагогическую литературу, иллюстративный материал по данной теме. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 3 Провести обследование на начало реализации проекта. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября
4 Подобрать и подготовить материал, пособия и атрибуты для игровой деятельности. Учитель Фомина А.А. 1-2 неделя сентября 5 Обсудить с родителями обучающегося вопросы, связанные с проведением проекта. Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября 6 Составить список необходимого оборудования (цифровой фотоаппарат, видеокамера, DVD -плеер) Учитель Фомина А.А. 3-4 неделя сентября
ОСНОВНОЙ ЭТАП №№ п/п Основной этап Кто отвечает Сроки выполнения 1 Ознакомление обучающихся с развивающими и познавательными играми по русскому языку (адаптация- налаживание взаимодействия между учителем и обучающимся) учителя Октябрь-апрель 2 Провести наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью обучающихся во время урока (включение объекта в процесс САМО) Учитель ФоминаА. А. Октябрь-апрель 3 Апробация элементов + возможно коррекция Учитель ФоминаА. А. Октябрь-апрель
4 Просмотреть и провести анализ проведенного анкетирования для использования полученных данных в дальнейшей работе учителя Октябрь- апрель 5 Сфотографировать обучающихся во время работы над проектом Учитель ФоминаА. А. и родители Октябрь- апрель 6 Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы обучающихся, опросы родителей) учителя Октябрь- апрель 7 Оценка по результатам учебной работы Администрация школы, учителя май
Процесс обучения:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП №№ п/п Заключительный этап Кто отвечает Сроки выполнения 1 Организация презентации итогов проекта для обсуждения педагогическим коллективом Администрация, учителя 3-4 неделя мая 2 Наградить участников проекта грамотами («За активное участие в игре», «За активную помощь в реализации проекта» и т.д.) Администрация, учителя 1-2 неделя мая 3 Анализ и оценка эффективности технологии. Учителя 1-2 неделя мая
4 Предварительная оценка Учителя. 3-4 неделя мая 5 Адаптация к изменениям Учитель ФоминаА. А. 3-4 неделя мая 6 Окончательный анализ Учителя. 3-4 неделя мая
Уровень качества знаний в 8,9 классах (на начало учебного года) до начала реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий 8 + 9 +
Уровень качества знаний в 8,9 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта. класс Уровень качества знаний высокий средний ниже среднего низкий 8 + 9 +
Результаты : При обучении детей русскому языку посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, связной устной и письменной речи. Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр по русскому языку помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.
Выводы: Коррекционные приёмы обучения русскому языку направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся; Научившись развивать внимание детей, сумели придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделали учёбу радостной. Применение коррекционно-развивающих игр и заданий по русскому языку расширяет словарный запас обучающихся, воспитывает любовь к окружающему миру и подготавливает их к будущей жизни.
Информационные источники: И.А.Липина «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка». Начальная школа, №7,1999 . Е.П.Плешакова «Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, 3-4 классы». Волгоград, 2006г. И. Н.Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Издательство «Владос», Москва,1995г. Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №3, 2005г. Е.С. Унковская «Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида» Дефектология, №4,2009г. А.А.Мелик-Пашаев, А.А.Адаскина «Методики исследования и проблемы диагностики художественно- творческого развития детей» Дефектология, №5,2009г. Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» Москва, 1989г. Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва, 1991г. Сайт «Министерство образования и науки РФ» Сайт «Управление образования и науки по Тамбовской области» Сайт «Тамбовский институт повышения квалификации работников образования».
Распространение опыта Сайт школы: michkorsch.68edu.ru Проект был представлен в виде презентации на педсовете школы 27 мая 2011года, был обсуждён и одобрен педагогами.
Возможности использования Данный проект может быть использован на территории РФ в коррекционных школах VIII вида при индивидуальном обучении на дому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...
«Нетрадиционные формы и методы обучения и активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» К...
Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Данный материал представляет собой описание условий развития познавательной активности на уроках русского языка...
Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....