Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
статья по русскому языку на тему

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии встречных усилий на уроках гуманитарного цикла как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

Знания – дети удивления и любопытства.

                                                                                                             Луи де Бройль.                                                        

     

      Что сделать, чтобы на каждый урок ребенок шёл как на праздник, чтобы загорались глаза от пусть маленьких, но открытий? Как и многие коллеги, я  стараюсь избегать штампов, ищу новые приёмы и методы, стараюсь активизировать на уроке каждого ученика.        

В моей практике обучения русскому языку и литературы главное место занимает построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Эта технология разработана кандидатом педагогических наук Е.В.Коротаевой и применяется в основном на уроках изучения новой темы или первичного усвоения нового материала.

       В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества.  

Задача педагога состоит в том, чтобы подготовить учащихся к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, чтобы в будущем этот человек смог достичь определенного успеха.

Новизна технологии встречных усилий заключается в следующем. Она формирует положительную мотивацию к процессу обучения, повышает культуру умственного труда, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает осознанное отношение к результату учебной деятельности.

      Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов:

  • разминка;
  • контрольно – подготовительный этап;
  • постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»;  
  •  «сотворчество»;
  •  рефлексия.

      На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы.

Рассмотрим каждый этап урока.

1. Начало урока. Разминка.

     Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Некоторые приемы этого этапа.

«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку, удивительный факт, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.

Так, например,  знакомство с  темой  «Лексика» учитель начинает с чтения стихотворения И.Токмаковой «Плим»

Ложка – это ложка,                          А я придумал слово,

Ложкой суп едят.                              Смешное слово «плим».

Кошка – это кошка.                          Я повторяю снова:

У кошки шесть котят.                       Плим, плим, плим.

Тряпка – это тряпка.                        Вот прыгает и скачет.

Тряпкой вытру стол.                        Плим, плим, плим.

Шапка – это шапка.                         И ничего не значит.

Оделся и пошел.                              Плим, плим, плим.

И задает вопрос: «Является ли плим словом?» Если ученики не смогут ответить сразу на вопрос, то учитель возвращается к этому стихотворению в конце урока.

Или более простой вариант: при знакомстве с темой  «Состав слова» учитель предлагает школьникам ответить на простой вопрос: Может ли приставка оказаться в середине слова? (Да – водопровод, трубопровод и т. д.).

«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урока. Например, на уроке по теме «Словообразование» предлагается записать стихотворение Г.Сапгира:

Чудак – математик

В Германии жил.

Он булку и масло

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

        Не страшно, если сначала вы услышите самые разнообразные версии того, как эти строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное – не забыть вернуться к предположениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости.

«Погружение» проводится по «Учебной цепочке», при этом возможны варианты:

1.Учащиеся один за другим составляют характеристику какого – то языкового явления. Так, вспоминая, что  они знают о глаголе, ученики 7 класса говорят:

- Отвечает на вопросы что делать?

- Изменяется по временам.

- Обозначает действие и т.д.

2.Цепочку начинает  учитель, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д. Можно ограничиться цепочкой учащихся одного ряда, одной группы, чтобы не затягивать урок.

Разминка создает необходимый эмоциональный  и интеллектуальный настрой учителя и учеников.

2.Контрольно – подготовительный этап урока.

Здесь происходит уплотнение имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего освоения учебного материала. Такой подход  требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Прием называется «Лови ошибку». Этот прием уместно использовать на повторительно – обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам. Здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель непременно допустит ошибки, например, он утверждает «Основу составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание». Ученики не должны соглашаться с суждением, где окончание включается в основу слова. А для того чтобы школьники помнили, что это игра, можно сопровождать такие ошибки условными знаками (например, вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь и т. д.)

3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой требует определенных усилий.

Приемы, используемые на данном этапе.

«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. (Учителю не забыть вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока).

«Знаю – не знаю».  Этот прием более всего уместен при изучении новой темы. После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся.

Например, после сообщения темы урока «Правописание не с причастиями» и записи нескольких примеров учитель предлагает каждому ученику вспомнить, как пишется не с другими частями речи (что я знаю), определить, что  влияет на поведение причастий (что я могу узнать), сделать вывод о возможном правописании не с причастиями (чего я не знаю), поверить себя по тексту учебника (что я узнал). Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» разработана Д.Огл, сокращенно она называется «З – Х – У»

«Вопросы к тексту». Каждому ученику предлагается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить сигналы степени освоения темы. Такой прием называется  инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения.

4. Сотворчество.

Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий в совокупное знание по предмету. Деятельность учителя складывается из организационных функций.

Приемы данного этапа: упражнения, коллективные опорные сигналы (кластер), таблицы, схемы, анализ текста.

5. Рефлексия.

Основное его содержание – осмысление результатов работы.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме. Процесс обобщения цели и целей трансформируется в подведение итогов. Существует и такой педагогический прием, как эссе – пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

Приемы данной технологии можно применять автономно на традиционных уроках. Технологию встречных усилий можно использовать на уроках литературы, истории и других предметах.

Теперь я  приведу примеры использования некоторых приемов.

    «Отсроченная отгадка». 

I.1.Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь. 2.И почудится вам, что на березе звенят маленькие хрустальные колокольчики.

Вопрос: В первом предложении определения однородные, так как отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения. Между однородными членами стоят запятые. Во втором предложении определения тоже отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения, но запятой между ними нет. Почему?

II.Вопрос: В сложноподчиненных предложениях могут оказаться рядом два союза. Надо ли ставить между ними запятую? Расставьте знаки препинания: Солнце светит так что если закрыть на минуту глаза сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.

III.Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять. Вопрос: Отчего он оказался таким уродом?

IV.Задание: Прочитайте эпиграф к уроку. О какой части речи здесь идет речь?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

«Лови ошибку».  Знаете ли вы…

- что составное глагольное сказуемое состоит из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может;

- что основное лексическое значение составного сказуемого заключено во вспомогательном глаголе, а грамматическое значение  выражено в неопределенной форме глагола.

«Сотворчество»: Задание: В чем заключается волшебная сила прилагательных? Заполните «цветок – знание». Центром этого чуда будет имя прилагательное, а лепестки должны определить его роль в нашей речи (конкретизируют, описывают, украшают, задают настроение, передают впечатления, оценивают, уточняют).

А теперь посмотрим, как работает эта технология на практике.

Тема урока: Деепричастие как часть речи.

1.Разминка. «Отсроченная отгадка»

Учитель: Прочитайте  стихотворение Р.Саути «Лодорский водопад». Как падают воды в Лодоре? Что объединяет данные слова?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча…

2.Контрольно – подготовительный этап урока.

На доске запись:

В тот вечер был закат бескровен

И даль затянута свинцом.

                                  (М. Дудин)

Зловещий красный закат тревожил меня и бередил душу.

                                                                  (В.Тендряков)

Учитель: 1. Сформулируйте задание к данным предложениям.

2. Измените второе предложение так, чтобы вместо второго глагола появилось слово, обозначающее добавочное действие, которое отвечало бы на вопрос: что делая?

3. Постановка учебной цели, создание ситуации вызова.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученики. Цель урока: познакомиться с деепричастием и узнать грамматические признаки этой части речи; учиться отличать деепричастие от других частей речи и использовать его в устной и письменной речи.

Учитель: прочитайте параграф 26, заполните таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал».

Сотворчество. 

Упражнение 1.

Легко и осторожно ступая босыми ногами, словно крадучись, шла она по направлению к реке.

Испекши душистый ржаной хлеб, положив в холщовую сумку головку лука, щепотку соли и один каравай и прикрыв стальные чистым льняным полотенцем, Марья заторопилась на сенокос.

Учитель: Найдите деепричастия, задайте к ним вопросы, подчеркните, выделите суффиксы, определите вид.

Упражнение 2. Прочитайте фразеологические обороты под цифрами 1 – 6 и в справке. Проанализируйте образец. Сформулируйте задание к упражнению.

1) Скрепя сердце                            4)как сыр в масле катается

              …                                                                   …

2)через пень – колоду                   5)засучив рукава

           …                                                                …

3)сломя голову                                 6)лежать на боку

          …                                                                …

Справка: не покладая рук, стиснув зубы, спустя рукава, очертя голову, высунув язык, не разгибая спины, продавать глаза, собак гонять, сидеть сложа руки, валять дурака, живет припеваючи.

Образец: другими словами, иначе говоря.

Задание 3: Составьте кластер по теме «Деепричастие как часть речи».

Рефлексия. 

Возвращаемся к записанному вначале стихотворению Саути. Оцените его соответствие изучаемой теме. Трансформируйте цель урока в подведение итогов (Мы познакомились с деепричастием, узнали грамматические признаки этой части речи, научились отличать деепричастие от других частей речи…)

Учитель: Послушайте притчу. Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудреца спросил: «А что ты делал целый день?» - и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимаю участие в строительстве храма».

А что же на занятии делали вы?

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Технология встречных усилий на уроках русского языка

В предложеном материале подробно реализуется используемая технология....