Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
статья (7, 8 класс) на тему
В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивного обучения, методы интерактивного обучения. Статья делится на две части: значение интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения, интерактивные методы обучения и виды заданий на уроках русского языка и чтения. Автор затрагивает проблему низкой мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья. От того, на сколько будет сформирована познавательная активность детей, зависит успешность усвоения ими материала учебных предметов, степень общего развития. В статье раскрывается эффективность интерактивных методов обучения как форм организации познавательной деятельности. Автор приходит к выводу, что сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках. Решение проблемы мотивации к обучению означает создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В связи с этим рассмотрены виды заданий на уроках русского языка и чтения. Особое внимание уделено устным и письменным видам заданий, которые позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме. Акцентируется внимание на место учителя в интерактивных уроках, на взаимодействие учеников в ходе учебного процесса. Автор объясняет, что в ходе учебной деятельности идёт не трансляция педагогом учебной информации, а организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Статья предназначена для учителей русского языка и чтения специальных ( коррекционных) общеобразовательных школ VIII
вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_obucheniya.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
Л.Н.Толстой
Совершенствование учебно – воспитательного процесса в современной школе включает изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приёмов, активизацию деятельности обучающихся в ходе урока. Важно, чтобы учащийся не был пассивным обьектом воздействия. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приёмы, технологии, используемые на уроках как средство повышения познавательной активности, расширения кругозора, развития самостоятельности обучающихся. А также содействовать сохранению и укреплению здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогут информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребёнка, делают процесс обучения более осознанным. Появление в арсенале учителя такого устройства, как компьютер, гармоничное сочетание традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решить многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.
Рассмотрим, в чем особенность интерактивных методов.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Основу плана урока составляют интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал.
Признаки интерактивного обучения:
• возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме;
• диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи;
• организация активной мыслительной деятельности педагога и учащихся, не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности;
• осознанное создание учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме, это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни;
• свобода выбора;
• создание ситуации успеха, т.е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;
• рефлексия, т.е. самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Интерактивные методы обеспечивают:
• Высокую мотивацию.
• Прочность знаний.
• Творчество и фантазию.
• Коммуникабельность.
• Активную жизненную позицию.
• Командный дух.
• Ценность индивидуальности.
• Свободу самовыражения.
• Акцент на деятельность.
• Взаимоуважение.
• Демократичность
Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требуется и ФГОСами.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию. Интерактивные формы обучения дают возможность каждому ученику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и т.д. Учебное взаимодействие включает в себя не только связку «учитель-ученик», но и «ученик-ученик». При организации учебных диалогов возникает потребность в пересмотре привычной системы оценки деятельности учащихся.
ФГОС предполагает, что профессиональное мастерство современного учителя состоит и в организации работы обучающихся на уроках:
• в группах и парах
• индивидуальная поддержка детей
• организация проектной деятельности
Интерактивные методы:
• Игра
• Парные и групповые
• «Древо решений»
• «Мозговой штурм»
• «Общая дискуссия»
• Проекты
• «Общий галдёж»
• Словесные ассоциации
Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Виды заданий на уроках русского языка:
Устная работа
1. Игру «Интервью-знакомство» проводится на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
2. Взаимопроверка правил (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
3. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
4. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)приехал, радос( т) но.
Письменные работы
1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.
2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой.
3. В начале урока или в конце можно проводить взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Когда учащиеся научатся работать в паре, можно переходить к работе в группе ( группа должна быть небольшой, 3-5 человек).
Начинать работу в группах с 5 класса. Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной. Учащиеся в группах подчиняются общей задаче урока.
На ранней стадии применения групповых занятий можно использовать более простой способ деления: при входе в класс учащиеся берут карточки разного цвета или разной формы – квадраты, круги, треугольники, звездочки. Желая совместить задачу создания учебных групп с контролирующей задачей, учитель заранее раскладывает на столе рубашкой вверх карточки, которые содержательно объединены общей темой.
Также в 5 – 7 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.
1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?..»). Например, кто больше подберет однокоренных слов, прилагательных женского рода.
2. Пример работы в 8 классе по теме «Предложение.» Цель: развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в предложениях с прямой речью.
- Ребята, мы разделились на 2 группы (деление по цветным карточкам)
-Сейчас вам предстоит выполнять задание в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
- Учись выслушивать каждого члена группы.
- Не бойся выдвигать свое мнение, даже если оно может оказаться ложным.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- Умей идти на компромисс, учись уступать!
Задания для групп:
1 группе:
Прочитай. Расставь необходимые знаки препинания. Найди в тексте простые предложения с однородными членами. Подчеркни их.
Наступила ночь в лесу. По стволам толстых деревьев постукивает мороз хлопьями осыпается лёгкий иней. В темном небе рассыпались яркие но далекие звезды. Тихо беззвучно на снежных полянах.
Но в морозные ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц. Вот ухнул захохотал и закричал филин. Завыли и замолчали волки.
По белой скатерти снегов пробегают и оставляют узоры и ласки и лисы.
- Найди предложения, соответствующие схемам:
2 группе:
Прочитай. Расставь необходимые знаки препинания. Нади в тексте сложные предложения. Подчеркни их.
Снег весной растаял вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья но вода подобралась еще выше. Бобрята расплылись в разные стороны.
Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его вытащил из воды и принес домой.
За печкой он почистился потом нашел веник и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу а у стола ножка стала тоненькой. Это бобренок постарался! Вода в реке спала и я выпустил зверька.
4. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
5. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.
6. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой. При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по темам способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организовать эту игру лучше на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения.
Можно проводить эту игру в форме соревнования между двумя командами или рядами. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.
Игра «Определи пару» предлагается детям при изучении лексики и фразеологии.
П р и м е р ы :
тертый калач - отдать богу душу –
ни рыба ни мясо - кот наплакал –
дать нагоняй - с пустыми руками –
С целью повышения мотивации и познавательной активности обучающихся на уроках русского языка можно использовать Рангажирование – прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений или понятий и определить относительную важность или ценность каждого из них.
Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» я предлагаю детям такого рода задание: Расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении склонения имен существительных (работа в группах):
Утверждение | Ранг |
|
Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Несколько интерактивных методов обучения, которые можно использовать на уроках чтения, на примере известной русской народной сказки « Каша из топора».
- Технология « Мозговой штурм». Русские народные сказки бывают разных видов ( бытовые, волшебные, о животных). Задание: в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.
- Технология « Словесные ассоциации» + групповая работа.
В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления. Задание 1: В тексте сказки встречаются такие слова как «служивый», « побывка», « изба», «варево». Обсудите в группе и объясните значение слов, которое у вас напечатано на листочке. Задание 2: Установите очерёдность продуктов, которые солдат положил в кашу. ( топор, вода, соль, крупа, масло)
- Технология « Воспроизведение информации» Задание: поставить картинки в логическом порядке, озаглавить предложенную вам иллюстрацию, придумать 3 интересных вопроса к иллюстрации.
- Технология « Ролевая игра». Задание: Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию и с использованием вопросов, которые вы придумали к иллюстрации. Каждая группа готовит 1 иллюстрацию, чтобы получить анимацию всей сказки.
- Технология « Поиск соответствий» Задание: выберите имена прилагательные, характеризующие черты характера главных героев.(Каждая команда получает имя героя). Опишите героя, используя эти имена прилагательные.
Выводы:
- Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках.
- Успешное обучение школьников напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
- Мотивация способствует более успешному усвоению изучаемого материала.
Сегодня необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроке, так как они позволяют организовать работу в доступной, интересной, яркой и образной форме. Способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
обобщение опыта работы...
Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3"
Конспект урока по математике в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Число и цифра 3".Урок содержит игровой и занимательный материал....
урок биологии "Размножение пресмыкающихся" 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с особенностями жизнедеятельности пресмыкающихся.Задачи: Раскрыть особенности размножения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни.Коррегировать ум...
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Пути совершенствования обучения чтению учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Статья в журнале "Образование и наука в России и за рубежом", 2014, №7, стрю 23...
Программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Рабочая программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составлена на основе Программы спе...
"Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтенияв 4-9 классах ООШ, осуществляющей деятельность по АООП"
Сообщение было заслушано на видеоконференции со специалистами ИКП РАО и Министерства Просвещения РФ...