« Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Цель урока: отработать алгоритм распознавания структуры СПП, дать общее представление о придаточных изъяснительных, отметить особенности СПП с придаточными изъяснительными,определить, на какие вопросы они отвечают; научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, продолжать развивать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся, применяя их на практике.

Задачи урока:

Обучающие: продолжать формировать умения находить главную и придаточную часть СПП, придаточные изъяснительные в составе сложноподчинённых предложений; средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными придаточными ; уметь различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи, различать союзы и союзные слова; Развивающие: продолжать развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся, используя различные синтаксические конструкции СПП с придаточными изъяснительными, формировать внимание, память, логическое мышление; совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма; развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы. Развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения; развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

Воспитательные: развивать языковое чутье, воспитывать интерес к родному языку. Тип урока: урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_izyasn.9kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 9 классе по теме

« Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2018г.

Цель урока: отработать алгоритм распознавания структуры СПП,  дать общее представление о придаточных изъяснительных, отметить особенности СПП с придаточными изъяснительными,определить, на какие вопросы они отвечают;  научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, продолжать развивать орфографические и пунктуационные навыки обучающихся, применяя их на практике.

Задачи урока:

Обучающие: продолжать формировать умения находить главную и придаточную часть СПП,  придаточные изъяснительные  в составе сложноподчинённых предложений; средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с указанными  придаточными ; уметь различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи, различать союзы и союзные слова;                                            Развивающие: продолжать развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся,  используя различные синтаксические конструкции  СПП с придаточными изъяснительными, формировать  внимание, память, логическое мышление; совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма; развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы. Развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения; развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.

Воспитательные: развивать  языковое чутье, воспитывать интерес к родному языку.                                                                                                       Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник "Русский язвк» 9 класс под редакцией Н.М.Шанского, М. «Просвещение» 2012 г, индивидуальные раздаточные карточки..

 Тип урока: комбинированный.                                                                                                         Формы работы учащихся: работа в парах, всем классом, работа с текстом.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Повторение изученного материала. Ученики читают предложения, составленные по данным схемам упражнения № 115, стр. 74.

Осложненное списывание. Выпишите сначала предложения ССП с придаточными определительными, а потом остальные. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

1. За окном в ночных потемках шумела буря какою обыкнове...о природа разража...ся перед грозой.  2. Оставить ран...ого командира в лесу  где были немцы он не мог.  3.  Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том чтобы русские до пр...бытия резервов действовали за Эльбой только ле...кими отрядами. 4. Комната в которой лежал больной была чистая и светлая. 5. Я хочу чтоб к штыку пр...равняли перо.

- Какие предложения СПП с придаточными определительными вы выписали? Какие выписали потом? Почему? На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

Вывод: Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы  и поясняют слова главной части ССП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду - чего? вижу - что и т. п.

Во сне мне грезилось, будто я попал в капкан.

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:

Я считаю ... Мы с другом условились ... По внешнему виду можно предположить ...

Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:

1.Союзов: что, как, будто, чтобы, ли.

2. Союзных слов: что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему.

Многие ССП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:

У бойцов явственно обозначилась уверенность в том, что самое трудное позади. О людях судят по тому, что они в своей жизни сделали.

II.Проверка знаний. Отработка умений и навыков. Комментированное  письмо.

Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где

изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным  словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.

1. Нам было очень обидно что мальчишки Ставрополя заснули. Мы решили разбудить их но сначала не знали как это сделать. И вот кто-то предложил провести операцию БМ что означает боевые мальчишки. 2 Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало. 3. Улица что он помнил по детским воспоминаниям теперь была засажена липами. Я знаю что она меня теперь не простит.                              4. Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило. 5. Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной.

Запомни! Использование в одном и том же предложении союза

И частицы  ли недопустимо, так как частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.

Редактирование

 Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях.

  1. Воспитатель спросил, что долго ли ребенок работал над рисунком и о чем в них хотел рассказать.

   2. Алла спросила, что спит  ли мама или хочет ли  дослушать ее рассказ.

III. Творческая работа. (С афоризмом. Материал на карточках)

«Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений., а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы».

                                                                                                          В.Сухомлинский

Задания:

- можно ли считать высказывание афоризмом? Почему?

- составьте схемы к сложноподчинённым предложениям

- подберите антоним к слову эгоист

- составьте свой афоризм со словом, которое является антонимом к слову эгоист. Составьте схему предложения.

IV. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (работа в парах). Работа с

 учебником. Упражнение № 117, стр. 75. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания и объясните их постановку. Выделите придаточные предложения и отметьте способы их присоединения к главному предложению. Подчеркните грамматические основы предложений.

V. Подведение итогов урока.

  • Что мы сегодня повторяли?
  • Расскажите о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными?
  • Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными.
  • Что вызвало наибольшую сложность?
  • Ребята, давайте, посмотрим какие задания из экзамена по русскому языку (ОГЭ) мы отрабатывали?

Оценки за урок.

Домашнее задание. По группам:1)Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль СП  тексте»;2)Найти и выписать из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными определительными и изъяснительными, подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:   Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания...

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными по роману в стих...

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.Ход урока.

Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными, 9 класс. Ход урока....

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...