Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

 

     Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными по роману в стихах «Евгений Онегин».

     Я считаю, что в моей курсовой работе показала роль сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными, которые придают произведению образность, эмоциональность и выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatnyy_varit.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский

институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра русского языка и литературы

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Выполнил слушатель курсов

повышения квалификации

учитель русского языка и лит-ры

Судякова С.Ю.

Научный руководитель

Чебоксары

2012 год

План.

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
  2. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
  3. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

Введение

     Курсовая работа посвящается теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С. Пушкина “ Евгений Онегин ”».

     Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью.

     Проблема данного исследования: Какова роль сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

     Цель: показать особую роль сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными в процессе создания художественного текста.

     Задачи: 1. Умение работать со специальной литературой, включая Интернет-ресурсы.

                  2. Обобщение знаний о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

                  3. Проведение лингвистического эксперимента по поэтическому тексту.

     Роман « Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение,

Самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее  сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Пушкин работал над этим произведением  более восьми лет – с весны 1823 года до осени 1831 года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П. А. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

     Стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передает чувство поэта. Я испытала огромное удовольствие, читая первые главы замечательного романа в стихах А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Проблемы, поднятые в нем, актуальны и в наше время. Это произведение, в котором «отразился век» и современный человек.

     Роман по-прежнему живет, читается, ставится на сцене, звучит в музыке, волнует, помогает понять русскую душу. Не случайно Пушкин в конце второй главы романа высказал надежду, что «Евгений Онегин» останется в памяти потомков, тронет их сердца, напомнит им о его авторе:

И этот юный стих небрежный

Переживет мой век мятежный.

Могу ль воскликнуть, о друзья:

Воздвигнул памятник и я.

     Пушкин  своими произведениями так и просится на урок русского  языка. У поэта такой благородный, точно выверенный язык, который позволит у учащихся сформировать более объемное многомерное представление по изучаемой теме. Конечно, язык в романе «Евгений Онегин» сложен, но интересен.

     В романе много различных видов сложных предложений: сложносочиненное предложение, бессоюзное сложное предложение, сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных.

     Я решила остановиться только на сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными.

Их в романе (приблизительно) более 117 (64 – СПП с придаточными изъяснительными и  54 с придаточными определительными).

     

Основная часть

     Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью - это структуры с присловной зависимостью, особенностью которых является обязательная неполнота (структурная и смысловая)

главной части, требующей поэтому восполнения своего содержания.

     Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными- это структура с приславной зависимостью, для которого характерно описание предмета.

     Средства связи - союзы: что, чтобы, как, будто, как бы, ли.

     Союзные слова: кто, что, как, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, почему.

Например:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил. (7 глава, XXII)

Союзные слова: кто, что, как, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, почему.

Например:

 Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна; (4 глава , ХV )

     Сложноподчиненные предложения  с придаточными изъяснительными отвечают на вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного падежа).

Например:

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же. (1 глава)

     Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными отвечают на вопросы определения: какой? чей?

Например:

 В деревне, где Евгений мой,
Отшельник праздный и унылый,
Еще недавно жил зимой
В соседстве Тани молодой,(7 глава)

     Глаголы, существительные, краткие прилагательные и другие со значением речи, мысли, восприятия, чувства, состояния: говорить, сообщить, опросить, думать, знать, понимать, чувствовать, рад, доволен, уверен, известно, понятно, жаль и т. п.

И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь. (1 глава)

В главном предложении могут быть поясняемые слова существительные

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.(Глава 4,11 )

Сложноподчиненные предложения  с придаточными изъяснительными дополняют, объясняют, разъясняют  основную мысль в главном предложении.

Например: Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет (1 глава)

Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными определительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными содержат характеристику предмета и раскрывают его признак.

Например:

 Ему припомнилась пора,
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете.

СПП с придаточными изъяснительными

1 глава

1. Свет решил,

Что он умен и очень мил.(4)

2.И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему.(7)

3.Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне не досуг; (8)

4. К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.(16)

5.Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет. (17)

6.Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет. (23)

7.А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж такой мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами,

Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь. (26)

8.Причудницы большого света!

Всех прежде вас оставил он;

И правда то, что в наши лета

Довольно скучен высший тон; (XLII)

9 Руссо  (замечу мимоходом)

Не мог понять, как важный Грим

Смел чистить ногти перед ним,

Красноречивым сумосбродом.

10.Вот наш Онегин – сельский житель,

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный, а досель

Прядка враг и расточитель,

И очень рад, что прежний путь

Переменил на что-нибудь.(LIII)

11.Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворов,

Ни карт, ни балов, ни стихов. (LIV)

12…И завтра то же, что вчера…

13.И правда то, что в наши лета

Довольно скучен высший тон

14…Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как Байрон, гордости поэт.

2 глава

1.Он верил, что душа родная

Соединиться с ним должна,

Что безотрадно изнывая,

Его вседневно ждет она;

Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы.

И чуть не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника;

Что есть избранные судьбами,

Людей священных друзья;

Что их бессмысленная семья

Неотразимыми лучами

Когда-нибудь нас озарит

И мир блаженством одарит. (8)

2.И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой

3 глава

1.Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали(6)

2.Чего ты хочешь, попроси … (19)

3.Наказ основанный на том,

Чтоб барской ягоды тайком

Уста лукавы не ели

И пеньем были заняты

4..Ждала  Татьяна с нетерпеньем,

Чтоб трепет сердца в ней затих,

Чтобы прошло ланит пыланье.

5. Что знала, то забыла…

4 глава

1. Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру. (10)

2. Судите ж вы, какие розы

Нам заготовит Гименей

И, может быть, на много дней. (14)

3.Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С  печальной Таней наш приятель. (18)

4..Я только в скобках замечаю,

Что нет презренной  клеветы,

На чердаке вралем рожденной

И светской чернью ободренной, (19)

 

5.Позвольте: может быть, угодно

Теперь узнать вам от меня,

Что значат именно родные. (20)

6. В такой альбом, мои друзья,

Признаться, рад писать и я,

Уверен будучи душою,

Что всякий мой усердный вздор

Заслужит благосклонный взор

И что потом с улыбкой злою

Не станут важно разбирать,

Остро иль нет я мог соврать.(29)

7.Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет. (31)

8.Припомни, что сказал старик! (33)

9.Говорят,что в мире выше нет преград. (34)

10. Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лёд,

Того и жди, что упадет. (XLIII).

11.Стараться важно в том уверить,

В чем все уверены давно…

5 глава

1.Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена. (11)

2.Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей        

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа! (17)

3.Ольга к ней,

Авроры северной алей

И легче ласточки, влетает;

«Ну, говорит, скажи ж ты мне,

Кого ты видела во сне?» (21)

4.И кстати я замечу в скобках,

Что речь веду в моих строфах

Я столь же часто о пирах,

О разных кушаньях и пробках. (36)

5.Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она

6. Не зная, как его понять,

Мечтанья страшного значенье

Татьяна хочет отыскать. (24)

6 глава

1. Заметив, что Владимир скрылся,

Онегин, скукой вновь гоним,

Близ Ольги в думу погрузился,

Довольный мщением своим. (1)

2.И то сказать, что и в сраженье

Раз в настоящем упоенье

Он отличился, смело в грязь

С коня калмыцкого свалясь,

Как зюзя пьяный, и французам

Достался в плен: драгой залог! (5)

3.Онегин с первого движенья,

К послу такого порученья

Оборотясь, без лишних слов

Сказал, что он всегда готов. (9)

4.Во-первых, он уж был не прав,

Что над любовью робкой, нежной

Так подшутил вечор небрежно. (10)

5.Когда бы ведала Татьяна,

Когда бы знать она могла,

Что завтра Ленский и Евгений

Заспорят о могильной сени. (18)

6.Глядит – и видит, что пора

Давно уж ехать со двора. (24)

7. Он с удовольствием бывало,

Видался с ним, и так нимало

Поутру не был удивлен,

Когда его увидел он

8. Он всё боялся, чтоб проказник

Не отшутился как -нибудь

Уловку выдумав и грудь

Отворотив от пистолета

9. Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал

10. Когда б он знал, какая рана

Моей Татьяны сердце жгла!

11. Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится;

И узнавать себя стыдится;

7 глава

1.И всё, что радует, живит,

Всё, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье

На душу мёртвую давно. (2)

2.Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил (22)

3.Часы бегут; она забыла,

Что дома ждут его давно (25)

4.Татьяна видит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Онегин поражен,

В чем молча соглашался он

5. И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее – слава богу –

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной.

6. Но здесь с победою поздравим

Татьяну милую мою

И в сторону свой направим,

Чтоб не забыть, о ком пою…

8 глава

1.Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой. (11)

2.Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar (15)

3.И верно б  согласитесь вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была (16)

4. «Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?» (17)

5.Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я… (письмо Онегина к Татьяне)

6.Я с вами знал

Всё, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

7.Она спросила,

Давно ль он здесь, откуда он

И не из их ли он сторон?

8.Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать – и разумом всечасно

Смирить волненье в крови.

СПП с придаточными  определительными.

1 глава

1Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;(2)

2.Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,(8)

3.Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать.(17)

4.Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?(23)

5.Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.(27)

6.Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;(38)

7.И вы, красотки молодые,
Которых позднею порой
Уносят дрожки удалые
По петербургской мостовой,
И вас покинул мой Евгений.(43)

8.Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.(43)

9.Под небом Африки моей ,
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил.(50)

10.Вдруг получил он в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постеле

И с ним проститься был бы рад..

11.И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу.

2 глава

1.Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
 (1)

 

2.Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.(3)

3.Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;(10)

 4.В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений

Ему не нравились пиры;(11)

5.Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну,
Луну, небесную лампаду,

Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,(22)

6.Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле(30)

7.Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольна стала(31)

8.Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.(32)

3 глава

1.Милее мне домашний круг,

Где я могу…(2)

2.Скажи: которая Татьяна

-Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана

Вошла и села у окна(5)

 3.И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон ,
Который нам наводит сон, -
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.(9)

4.Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,

от коих я теперь отвык,(13)

5.Милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали… (27)

4 глава

1.Уничтожать предрассужденья,
Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет! (8)

2.Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним.(11)

3.Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;(15)

4.Ни эпиграммы площадной,
Которой бы ваш друг с улыбкой,
В кругу порядочных людей,

Без всякой злобы и затей,

Не повторил стократ ошибкой…(19)

5.Он иногда читает Оле
Нравоучительный роман,
В котором автор знает боле
Природу, чем Шатобриан, (26)

6.Но ты, Бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде,
Готов нам оказать услугу(35)

7.Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина

Порою той, что названа
Пора меж волка и собаки… (47)

5 глава

1.Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;(7)

2.То несомненный знак ей был,

Что едут гости.

6 глава

1.Влево от селенья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись.( XL)

2.Простите ж, сени,
Где дни мои текли в глуши,
Исполнены страстей и лени
И снов задумчивой души.(XLVI)

3.В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья.(XLVI)

7 глава

1.Или с природой оживленной

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?(3)

2.И вы ,читатель благосклонный,

В своей коляске выписной

Оставьте град неугомонный,
Где веселились вы зимой;(5)

3.В деревне, где Евгений мой,
Отшельник праздный и унылый,
Еще недавно жил зимой
В соседстве Тани молодой,

Моей мечтательницы милой,

Но где его теперь уж нет…

Где грустный он оставил след(5)

4.И Таня входит в дом пустой,

Где жил недавно наш герой.(17)

5.Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно..

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой.(22)

 

6.Она забыла,
Что дома ждут ее давно,
Где собралися два соседа
И где об ней идет беседа(25)

7.Но та, которую не смею

Тревожить лирою моею,

Как величавая луна,

Средь жен и дев блестит одна.(52)

8.Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.(53)

8 глава

1.В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза сала мне.(1)

2.Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,(13)

3.И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты(17)

4.Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,

Та, от которой он хранит

Письмо, где сердце говорит,

Где все наруже, все на воле,

Та девочка…. Иль это сон?..

Та девочка, которой он

Пренебрегал в смиренном доле,

Ужели с ним сейчас была

Так равнодушна, так смела. (20)

5.Да, может быть, боязни тайной

Чтоб муж иль свет не угадал

Проказы, слабости случайной…(34)

6.Ему припомнилась пора

Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,(34)

7.Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,(35)

8.Весна живит его: впервые
Свои покои запертые,
Где зимовал он, как сурок,
Двойные окны, камелек
Он ясным утром оставляет,
Несется вдоль Невы в санях(39)

9.Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?(42)

10.…За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...(46)

11.Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал…..

Иных уж нет, а те далече,

Как Сади некогда сказал.

А та, с которой образован

Татьяны милой Идеал….

О много, много рок отъял.(51)

Заключение

     Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными по роману в стихах «Евгений Онегин».

     Я считаю, что в моей курсовой работе показала роль сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными, которые придают произведению образность, эмоциональность и выразительность.

     Всего в романе я нашла 64 сложноподчиненных предложения с придаточными изъяснительными и 54 - с определительными.

1глава-12              1 глава-10

2 глава-7                                           2 глава-8

3 глава-4                                            3 глава-5

4 глава-10                                          4 глава-7

5 глава-6                                            5 глава-2

6 глава-11                                          6 глава-3

7 глава-6                                           7 глава-8

8 глава-8 (изъяснительные)            8 глава-10( определительные)

     Эти предложения характеризуют образ жизни молодого человека 20-х годов 19 века.

     Трудность работы состоит в том,  что сложноподчиненные предложения находятся в «онегинской строфе» и нужно искать их в необычном романе – в романе стихах, в сложном синтезе двух начал: прозы и стиха, романа и поэмы, эпоса и лирики.

Список использованной литературы

  1. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. М., «Художественная литература»,1998.
  2. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1983.
  3. Русский язык под ред. Е. Быстровой./ СПб.: Дрофа, 2010 г.
  4. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Urok-Evgenij-Onegin/Urok-po-Evgeniju-Oneginu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...

Карточка по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными и определительными"

Данная карточка рассчитана на контроль знаний обучающихся 9 (10) класса с задержкой психического развтия по теме "СПП с придпточными изъяснительными и определительными"...