Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_pridatochnymi_izyasnitelnymi.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Цели урока:
I. Познавательные:
- повторить опознавательные признаки СПП;
- проверить знания о разных видах сложных предложений;
- познакомиться со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
- понять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП других видов.
II. Практические:
- совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
- отличать СПП с придаточными изъяснительными от других СПП;
- конструировать СПП по данному началу (заданной модели);
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Научиться строить СПП с придаточными изъяснительными.
Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование урока:
- карточки с дидактическим материалом «Синтаксическое домино»;
- компьютер;
- проектор;
- экран.
- презентация к уроку
Ход урока.
- Орг. Момент. Оформление работ в тетрадях. (тема не записывается)
- Вступительное слово учителя.
Стадия вызова
Лингвистический эксперимент.
- Прослушайте предложения. Какие из них можно считать законченными: Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.
Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главному?
(В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения)
Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)
Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска и записывается в тетради.
- Определение целей ЗХУ:
Знаем – хотим узнать – узнали (на доске пишет учитель)
Учитель добавляет цель:
-научиться быть оптимистами по жизни…
- Знакомство с эпиграфом урока (он записан на слайде)
- спишите эпиграф, расставьте знаки препинания.
- Есть ли в этом предложении изъяснительные придаточные?
Жизненная мудрость заключается в том,
что надо учиться радоваться всему,
что тебя окружает, радоваться жизни,
какой бы тяжёлой она ни была.
5. Знакомство со словарными словами ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ (работа с электронным ассоциативным словарем)
6. Актуализация прежних знаний
1)Инд-но – у доски (1 человек): расставить знаки препинания в СПП, выделить графически предикативные части, определить вид придаточных
- Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.
- Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
- Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.
- Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.
- Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.
2)Инд-но – за компьютером (1 человек решает тест «Готовимся к ГИА», созданный в тестовой оболочке UniTest)
3) фронтально- синтаксическое лото – теоретический опрос о видах сложных предложений и видах придаточного в СПП
- Изучение новой темы:
Углубление теоретических знаний. Заполнение таблицы по материалам учебника (стр.78-79)
К чему относится, что поясняет | Чем прикрепляется | Где находится по отношению к главному |
К словам со значением мысли, речи, чувства. | Союзными словами: как, где, зачем, когда, что, что, сколько; союзами: что, как, будто, чтобы и частицей ЛИ. | Свободное (до, после, внутри главного предложения) |
7.Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.
1. Люблю 1. Что тебе интересно
2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит
3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток
4. Слышно было 4. То и будет сегодня
- Тренаж.
Отработка умения видеть главную и зависимую части СПП, расставлять знаки препинания, ставить вопрос от главного предложения к придаточному
Работа с учебником – упр. 116, стр. 80 ( по вариантам)
- Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.
Чтение притчи об осле (учитель)
ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.
-Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Учитель:
О чем эта притча? Как вы ее поняли? Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:
Я убеждён в том, …
Я считаю, …
Я согласен с тем, …
Могу с уверенностью сказать, …
Мне интересна мысль, …
- Подведение итогов урока
Что узнали? (заполняется последняя колонка таблицы)
Напутствие учителя:
Советы Д.Карнеги:
- чаще улыбайтесь;
- искренне интересуйтесь жизнью других людей;
- умейте выслушать до конца говорящего с вами;
- говорите об интересующем вашего собеседника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Конспект урока русского языка. 9 класс. СПП с придаточными причины.
конспект рабочего урока...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении "...
урок русского языка на тему: "СПП с придаточным определительным"
урок для уч-ся 9 класса с использованием регионального и религиоведческого компонента...
Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...
Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...