Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Казанина Ольга Ивановна

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnymi_izyasnitelnymi.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цели урока:

I. Познавательные: 

  1. повторить опознавательные признаки СПП;
  2. проверить знания о разных видах сложных предложений;
  3. познакомиться со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
  4. понять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП других видов.

II. Практические: 

  1. совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
  2. отличать СПП с придаточными изъяснительными от  других СПП;
  3. конструировать СПП по данному началу (заданной модели);

Задачи урока:

Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Научиться строить СПП с придаточными изъяснительными.

Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование урока: 

  1. карточки с дидактическим материалом «Синтаксическое домино»;
  2. компьютер;
  3. проектор;
  4. экран.
  5. презентация к уроку

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Оформление работ в тетрадях. (тема не записывается)
  2. Вступительное слово учителя.

Стадия вызова

Лингвистический эксперимент.

- Прослушайте предложения.  Какие из них можно  считать законченными: Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.

Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главному?

(В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения)

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)

Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска и записывается в тетради.

  1. Определение целей ЗХУ:

Знаем – хотим узнать – узнали (на доске пишет учитель)

Учитель добавляет цель:

-научиться  быть оптимистами по жизни…

  1. Знакомство с эпиграфом урока (он записан на слайде)

- спишите эпиграф, расставьте знаки препинания.

- Есть ли в этом предложении изъяснительные придаточные?

Жизненная мудрость заключается в том,

что надо учиться радоваться всему,

 что тебя окружает, радоваться жизни,

 какой бы тяжёлой она ни была.

5.  Знакомство со словарными словами ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ (работа с электронным ассоциативным словарем)

6. Актуализация прежних знаний

1)Инд-но – у доски   (1 человек): расставить знаки препинания в СПП, выделить графически предикативные части, определить вид придаточных

  1. Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.
  2. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
  3. Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.
  4.  Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.
  5. Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

2)Инд-но – за компьютером (1 человек решает тест «Готовимся к ГИА», созданный  в тестовой оболочке UniTest)

3) фронтально- синтаксическое лото – теоретический опрос о видах сложных предложений и видах придаточного в СПП

  1. Изучение новой  темы:

Углубление теоретических знаний. Заполнение таблицы по материалам учебника (стр.78-79)

К чему относится, что поясняет

Чем прикрепляется

Где находится по отношению к главному

К словам со значением мысли, речи, чувства.

Союзными словами: как, где, зачем, когда, что, что, сколько;

 союзами: что, как, будто, чтобы и частицей ЛИ.

Свободное  (до, после, внутри главного предложения)

7.Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.

1. Люблю                                                                    1. Что тебе интересно

2. Что было вчера                                                       2. Когда сосна шумит

3. Ты делаешь только то                                            3. Как где-то               опустилась стая уток

4. Слышно было                                                         4. То и будет сегодня

  1. Тренаж.

Отработка умения видеть главную и зависимую части СПП, расставлять знаки препинания, ставить вопрос от главного предложения к придаточному

Работа с учебником – упр. 116, стр. 80 ( по вариантам)

  1. Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.

Чтение притчи об осле  (учитель)

ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его  засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.

-Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Учитель:

О чем эта притча? Как вы ее поняли? Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:

Я убеждён в том, …

Я считаю, …

Я согласен с тем, …

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

  1. Подведение итогов урока

Что узнали? (заполняется последняя колонка таблицы)

Напутствие учителя:

Советы Д.Карнеги:

- чаще улыбайтесь;

- искренне интересуйтесь жизнью других людей;

- умейте выслушать до конца говорящего с вами;

       - говорите об интересующем вашего собеседника.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении "...

урок русского языка на тему: "СПП с придаточным определительным"

урок для уч-ся 9 класса с использованием регионального и религиоведческого компонента...

Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                      Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...