Проект урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

 

Тип урока: повторение и закрепление изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_v_9_klasse.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ»

Цель урока: закрепление и углубление знаний о сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным.

Задачи урока:

  1. формировать умения находить сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным в тексте, расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
  2. развивать речь учащихся и их коммуникативные навыки, развивать навыки грамотного письма, выразительного чтения и работы с текстом публицистического стиля;

                  формировать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру и опыт      поведения, соответствующий принятым эстетическим нормам; развивать нравственные чувства и способствовать выработке нравственных привычек.

Ценности, положенные в структуру урока.

  1. Общечеловеческие: любовь к  родной природе
  2. Общекультурные: моральные нормы, культура поведения
  3. Педагогические: работоспособность, коммуникабельность.
  4. Личностные: трудолюбие, ответственность

Место урока в разделе школьной программы

№ урока

Тема урока

Количество часов

6

6.1

Сложноподчинённое предложение.

Понятие сложноподчинённого предложения.

1

6.2

Виды сложноподчинённого предложения

2

6.3

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

2

6.4

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

2

6.5- 6.12

Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным

14

7

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

4

Средства обучения

  1. Учебник,
  2.  тетрадь,
  3. памятка (тетрадь для правил),
  4. раздаточный материал ( тексты для комплексного анализа и самостоятельных работ),
  5.  интерактивная доска,
  6. презентации,
  7. лист контроля.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

В 9 А классе в 2009-2010 учебном году обучаются 26 человек, из них 13 мальчиков и 13 девочек.

 Большинство детей из благополучных, полных семей, материально обеспеченных.

 Есть дети, которые живут в неполных семьях и воспитываются только мамой в связи с потерей кормильца (Перевезенцева Н.,Соколов С., Чинёнкова С.) или родители находятся в разводе (Бочкарёв А., Коноплёв С., Николаев Ж., Устинов М.).

По результатам первого полугодия 2009-2010 учебного года высокие способности в усвоении учебного материала показали  5 человек: 1 учащийся имеет только оценку «отлично» (Зуева К.), 4 учащихся имеют оценки «отлично» и «хорошо». Средними способностями обладают 15 человек. Слабоуспевающими являются 6 человек (Давыдов А., Кирьянов С., Иняшев Т., Коноплёв С., Николаев Е.,  Соколов А.) . Успехи в учёбе сформировали общественное мнение в классе: учиться хорошо - это престижно.

В классе выделилась группа учащихся (5 человек) с высокой степенью развития познавательного интереса и стремлением к достижению поставленной задачи. Детям свойственна высокая творческая активность. Они легко усваивают учебный материал, обладают устойчивым вниманием с быстрой его переключаемостью на разные виды деятельности, сохраняют работоспособность на протяжении всего урока. У учащихся хорошо развито восприятие, преобладает образная память, особенно зрительная, словесно-логическая, долговременная. Развита наблюдательность, особая восприимчивость, умение видеть и выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать. Ученики владеют терминологией, обнаруживают осознанность усвоенного. У детей адекватная самооценка.

У детей второй группы (15 человек) внимание произвольное, объём, концентрация и устойчивость внимания средние. Преобладает механическая память. Материал усваивают не сразу. Для прочного усвоения требуется 1-2 раза повторить нужные правила, рассуждения, выводы, определения. Дети видят и выделяют признаки, анализируют и сравнивают, классифицируют и обобщают, устанавливают причинно-следственные связи, но не всегда. Часто им нужна помощь учителя. Словесный запас соответствует норме. Связно излагают свои мысли в письменной и устной форме. Творческие задания иногда вызывают затруднения.

Третьей группе детей (6 человек) свойственна пассивность на уроке. Процесс написания, решения, ответа опережает процесс анализа, обдумывания, отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Внимание низкое. Слаборазвиты слуховая, зрительная, моторная память, и они кратковременны. Этой группе детей необходимы упражнения с комментированием, частое повторение каждого действия, индивидуальная помощь, контроль со стороны учителя, задания, выполняемые только по образцу. Словарный запас беден, так как дети мало читают, речь их слабо развита. Они не могут объяснить свой выбор решения, очень медленно усваивают учебный материал, низок их уровень обучаемости, к волевому усилию не способны.

Характеристика обучающего субъекта 

Образование высшее, окончила Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара в 1999 году, присвоена квалификация: учитель русского языка и литературы, специальность «Филология». Педагогический стаж 14 лет. В течение шести лет посещала творческую мастерскую «Преподавание современной литературы в старших классах», в 2004 году окончила курсы НИРО «Анализ и интерпретация художественного текста», в 2010 году- «Трудные вопросы орфографии при подготовке к ЕГЭ», в 2011 году – «Трудные вопросы пунктуации при подготовке к ЕГЭ» .

.

Конспект урока  с теоретическим обоснованием

Этапы урока

Содержание урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны учеников

Вводно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

А) приветствие.

Б) проверка готовности детей к уроку.

2. Конкретизация задач урока.

3. Ознакомление с «Листом знаний» (приложение №1), в который на протяжении всего урока учащиеся будут вносить баллы за выполненные задания

Создание благоприятного психологического климата на уроке, настрой детей на урок и сосредоточение их внимания.

Знакомство с целью урока, планом работы и условиями заполнения «Листа знаний».

Дети настраиваются на урок.

Учащиеся осознают цель урока, настраиваются на работу, определяют перспективу работы до конца урока, готовятся внимательно слушать.

Подготовительный этап

Даётся задание повторить темы: «Виды сложноподчинённого предложения» и «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным»

Учитель поясняет задание, указывает темы, чтобы дети повторили ранее изученный материал.

Учащиеся работают с памяткой, учебником, интерактивной доской, вспоминают типы придаточных сложноподчинённых предложений.

Актуализация знаний, умений и навыков

1. Индивидуальные задания

Организация  индивидуально-дифференцированной работы учащихся

Учащиеся с высокой степенью подготовки получают карточки для самостоятельной работы, выполняют работу согласно заданию (приложение №2).

2. Фронтальная работа: графический диктант

Развитие абстрактного мышления учащихся, умения видеть структуру предложения. Активизация зрительно- слухового восприятия.

Учащиеся  второй группы слушают предложения, читаемые учителем, записывают в тетрадь схемы предложений (приложение №3).

Проверка работы учащихся (схемы предложений проецируются на доску)

Развитие навыков взаимопроверки.

Учащиеся меняются с соседом по парте тетрадями, проверяют записанные схемы, сверяясь с доской; выставляют баллы в «Лист знаний»

Закрепление изученного материала

Комплексный анализ текста (приложение №4)


Отработка навыков выразительного чтения, комплексного анализа текста. Воспитание нравственных качеств, норм поведения.

Ученики выразительно читают текст, определяют тему и основную мысль текста, находят художественные приёмы, которые использует автор для раскрытия основной мысли высказывания; формулируют основную мысль текста и записывают её в виде СПП с придаточным изъяснительным.

Работа по группам

( класс делится на три группы по уровню развития)


Организация дифференцированной работы учащихся

Учащиеся выполняют работу согласно заданию:

1 группа- преобразует предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным, составляет схему предложения и выполняет его пунктуационный анализ.

2 группа- выписывает из второго абзаца СПП с придаточным изъяснительным, выполняет его полный синтаксический разбор.

3 группа- находит в 3-5 абзацах СПП с придаточным изъяснительным, выписывает их, объясняет постановку знаков препинания, составляет схемы.



Проверка работы учащихся в группах, исправление допущенных ошибок.

Развитие навыков самоконтроля, произвольного внимания.

Ученики зачитывают предложения, составленные самостоятельно или выписанные из текста, объясняют постановку знаков препинания. Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками. Выставляют баллы в «Лист знаний»

Контрольно-оценочный этап

Самостоятельная работа: даётся тест для проверки усвоения материала (приложение №5).

Учитель просит назвать признаки СПП с придаточным изъяснительным.

Проверка усвоения материала, умение формулировать вывод об изученном.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание теста; проверяют ответы, спроецированные на доску, подсчитывают баллы и вносят их в «Лист знаний».

Формулируют вывод об изученном по теме.

Подведение итогов, самооценка. Учитель благодарит за работу на уроке, отмечает активность учащихся, выставляет и аргументирует оценку каждого ученика.

Создание доброжелательного настроя на последующие уроки. Формирование адекватной самооценки учащихся.

Учащиеся считают баллы, заработанные за урок и внесённые в «Лист знаний», переводят их в систему «оценка».

Домашнее задание

Определение домашнего задания: из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выписать СПП с придаточным изъяснительным. Инструктаж по его выполнению

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, задают учителю вопросы по его выполнению. Подают дневники для выставления оценок.

Приложение №1

ЛИСТ ЗНАНИЙ ученика ______ класса

(Ф.И.)____________________________________________

Вид работы

Максимальное количество баллов

Баллы, полученные на уроке

Индивидуальное задание/ графический диктант

10

Анализ текста

5

Работа в группе

5

Тест

6

Итого:

26

Перевод баллов в оценку:

От 26 до 24 баллов – «5»

От 23 до 19 баллов – «4»

От 18 до 13  баллов  -  «3»

Менее 13 баллов       - «2»

Приложение №2

Карточка №1

Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему.

Но на веки вечные запомнил я как нежно гладили руки твои как они гладили мои волосы и шею и грудь когда я в полусознании лежал в постели.



Карточка №2

Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему.


Перед вечером когда уже стало ясно что неприятель везде бежит Кутузов вышел из Красного и поехал в Доброе куда была переведена главная квартира.



Карточка №3

Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему.

Я посмотрел на клен и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист  вздрогнул  на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам  чуть шелестя и качаясь.


Карточка №4

Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему.


Почему-то мне хочется чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.



Карточка №5

Задание: в предложенном предложении расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, обозначьте придаточное изъяснительное и средства связи частей сложного предложения, составьте схему.

 В свой предсмертный час по свидетельству слуги Щепкина  Михаил Семёнович просил  чтобы ему рассказали о Н.В.Гоголе с которым он ближе всего ощущал своё духовное родство.


Приложение №3

Предложения для графического диктанта:

  1. Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.
  2. В самое утро того дня, когда с ним сделался удар, он начал было письмо ко мне на французском языке.
  3. Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы.
  4. Когда вы приедете, напишите мне.
  5. Он долго смотрел в ту сторону, куда ушёл пароход
  6. Путники увидели море только когда поднялись на вершину горы.
  7. Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу.
  8. Мы давно знали, откуда появились эти слухи.
  9. У землянки, где помещались связные, на столбе повесили самый настоящий почтовый ящик, содранный с развалин дома.
  10. Когда я приходил, Олеся встречала меня со своим привычным сдержанным достоинством.

Приложение №4

Голубая ель.

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом...          

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
     

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.


                                                                                                                 (По Т.Тесс).
ЗАДАНИЯ: 
1. Определите тему и основную мысль.(1 балл)
2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным. (1 балл)
3. Какие художественные приемы использует автор для раскрытия основной мысли рассказа? Приведите примеры.(2 балла)


4. Работа в группах:

1 группа: найдите в тексте предложение с прямой речью. Преобразуйте его в СПП с придаточным изъяснительным, составьте схему полученного предложения, выполните пунктуационный анализ.

2 группа: из второго абзаца выпишите СПП с придаточным изъяснительным, выполните  его полный синтаксический разбор.

3 группа: выпишите из 3-5 абзацев СПП с придаточным изъяснительным. Объясните постановку знаков препинания в них, составьте схемы.

 5. Проверьте себя. (слайд)

Приложение №5

I вариант.

I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).

1.      В прошлом году  как рассказывал мне дед  лавиной снесло домик у дороги.

2.      По мере того  как мальчишки взрослели и привыкали к воде  им разрешалось садиться на весла.

3.      Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов  найденных в кургане.

4.      К полудню опять появились тучи и начал капать дождь  мелкий  теплый  не приносящий прохлады.

II. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной.

А. 1        Б. 2                В. 3                Г. 4

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. Нет                Б. 1                В. 2                Г. 4

IV. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным.

А. Нет                Б. 1                В. 2                Г. 3

V. Определите тип третьего предложения.

А. простое                         Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное        Г. сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме [двусоставное], союз [неопределенно-личное]?

А. 1                Б. 2                В. 3                Г. Нет

 

 

 

 

II вариант.

I. Найдите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).

1. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.

2. Это был первый бал после его приезда из Петербурга однако он присутствовал на нем без удовольствия  не стараясь понравиться.

3. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни  когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

4. Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы  я беру с собой компас..

II. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной.

А. 1        Б. 2                В. 3                Г. 4

III. Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное связывается с главным с помощью союза.

А. 1                Б.  3,4                В. 3                Г. 4

IV. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным  обстоятельственным.

А. 1,4                Б. 1,3                В.3,4                Г. 2,3

V. Определите тип второго предложения.

А.простое                                Б.сложносочиненное

В.сложноподчиненное          Г. сложное бессоюзное

VI. Есть ли среди приведенных предложений такие, структура которых соответствует схеме [двусоставное], союз [односоставное]?

А. 1                Б. Нет                В. 3                Г. 4

III вариант.

I. Найдите сложноподчиненные предложения  (знаки препинания не расставлены).

1.      Так как лето выдалось знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.

2.      Чуть брезжило когда нас разбудили

3.      В следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.

4.      Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

 

II.  Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине предложения.

А. 1                Б. 2                В. 3                Г. 4

III. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным  определительным.

А. 2                Б. 3                В. 1                Г. 4

IV. Найдите предложения, в которых придаточное связано с  главным с помощью союзного слова.

А. 1,4          Б. 2,4                В. 1,4                Г. 2,3

V.  Определите тип четвёртого предложения.

А. простое                              Б. сложносочинённое

                             В. сложноподчинённое         Г. сложное бессоюзное

VI. Использование какого союза придает предложению  с моря надвигался шторм, полеты запрещались   оттенок разговорной речи?.

А.        благодаря тому что                 Б.        потому что

В.        когда                                Г.        ввиду того что 

IV вариант.

I. Найдите сложноподчиненные предложения  (знаки препинания не проставлены).

1.          Лес очень ранимое существо и правила поведения в нём должны быть строгими.

2.  Почему-то считается что в лесу не нужны никакие правила поведения.

3. Обласканные дети поспешно вошли в дом чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.

4.Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

II.     Найдите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.

А. 1                Б. 2                В. 3                Г. 4

III.   Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным.

А. 2                Б. 4                В. 1                Г. 3

IV.  Найдите сложноподчиненное предложение с указательным  словом в главной части.

А. 5                Б. 4                В. 6                Г. 3

V.   Определите тип первого предложения.

А. простое                              Б. сложносочинённое

                             В. сложноподчинённое         Г. сложное бессоюзное

VI.  Выберите подчинительный союз, который точнее других передает стиль и смысл высказывания: …есть большое стремление к достижению поставленной цели, можно осуществить самые дерзкие мечты.

 А. раз                Б. коль                В. если        Г. как

Самоанализ урока.

На уроке в 9 классе по теме  «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ» поставлена следующая цель:

  1. закрепление и углубление знаний о сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным.

Задачами урока являются:

  1. формировать умения находить сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным в тексте, расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
  2. развивать речь учащихся и их коммуникативные навыки, развивать навыки грамотного письма, выразительного чтения и работы с текстом публицистического стиля;
  3. формировать эмоционально ценностное отношение к окружающему миру и опыт      поведения, соответствующий принятым эстетическим нормам; развивать нравственные чувства и способствовать выработке нравственных привычек.

Они взаимосвязаны с предыдущими учебными занятиями по предмету. Цели детьми поняты, приняты и осознаны.

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Урок состоит из шести этапов:

  1. на I и II этапах учащиеся знакомятся с целями урока и готовятся к работе, повторяют материал по теме.
  2. на III этапе организуется  индивидуально-дифференцированная и фронтальная работа учащихся, что способствует актуализации знаний учащихся. Развивается абстрактное мышление учащихся, умение видеть структуру предложения. Активизируется зрительно- слуховое восприятие.
  3. основным этапом является IV, на котором знания учащихся проверяется на практике. Организуется дифференцированная работа в группах в зависимости от уровня развития. Задания составлены так, чтобы у детей развивались творческое мышление, зрительное восприятие, монологическая речь, моторная память.
  4. на  V этапе проходит проверка усвоения материала, организуется индивидуальная работа учащихся.
  5. на VI этапе подводятся итоги работы на уроке, даётся домашнее задание.

На уроке применены различные формы деятельности учащихся: индивидуальная,  групповая и  работа в парах. Использованы словесно-наглядный, практический, творческий методы. Чередование воздействий на различные анализаторы детей (зрительный и слуховой) используются с целью лучшего восприятия учащимися учебной информации.

Работа по теме будет продолжена на последующих уроках, так как знание признаков сложноподчинённого предложения  с придаточным изъяснительным необходимы при изучении сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.Ход урока.

Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными, 9 класс. Ход урока....

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации....

Методическая разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

  Урок предусматривает различные формы организации совместной учебной деятельности: общение в паре «ученик-ученик», групповая работа, которые эффективны в процессе поиска способа решения у...