Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.Ход урока.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными, 9 класс. Ход урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinennye_predlozhenia_s_pridatochnymi_iz.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными, 9 А класс.
Цели:
- Повторить теоретический материал, посвященный теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными», подготовить учеников к сдаче зачета по пройденному материалу;
- Развивать способности грамотно и быстро определять тип придаточного предложения, верно использовать в письменной и устной речисложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;
- Воспитывать у учащихся интерес к процессам, происходящим в современном русском языке.
Оборудование: учебник, таблица для ведения счета.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа над новым материалом
Учитель: Вам предлагалось повторить тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». Степень усвоения вами этого материала мы определим с помощью небольшого блицопроса.
Учитель диктует ученикам вопросы, ученики записывают номер вопроса и краткий ответ к нему.
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
- Каким образом придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению? Перечислите эти способы.
- Какую речь могут передавать придаточные изъяснительные?
- Какое указательное слово подчеркивает и выделяет значение придаточного изъяснительного в рамках сложноподчиненного предложения?
Учитель: Для закрепления пройденного материала я предлагаю вам сыграть в следующую игру. Вы разделитесь на 3 команды (или учитель делит класс самостоятельно по рядам). Затем вам будут предлагаться определенные задания, которые необходимо решать либо сообща, либо с помощью представителя от команды. Победит та команда, которая сделает наименьшее количество ошибок.
Для записи счета можно начертить на листе ватмана и повесить на доску следующую таблицу:
№ задания | Первая команда | Вторая команда | Третья команда | |||
ошибки | поощрения | ошибки | поощрения | ошибки | поощрения | |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
Упражнение №1.
Превратите простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные части предложения придаточными изъяснительными. Запишите получившиеся предложения, расставляя знаки препинания. Составьте схемы получившихся предложений.
Образец: Я рад успешному окончанию сложной работы. – Я рад, что сложная работа успешно окончилась.
- Мы прочитали о путешествии Миклухо-Маклая. (Мы прочитали о том, как Миклухо-Маклай путешествовал.)
- Он много рассказывал о поездке в Венгрию. (Он много рассказывал о том, как съездил в Венгрию.)
- Он чувствовал себя ужасно, до головокружения. (Он чувствовал так ужасно, что у него кружилась голова.)
- Она так и не смогла забыть о недавно пережитом. (Она так и не смогла забыть о том, что недавно пережила.)
- Всем известно о расширении нагреваемых частиц. (Всем известно, что при нагревании частицы расширяются.)
- Остается пожелать вам не оставляющей в жизни удачи. (Остается пожелать вам, чтобы в жизни вас не оставляла удача.)
Упражнение №2.
Выполняется аналогично предыдущему.
Спишите, расставляя необходимые знаки препинания и объясните их постановку. Выделите придаточные предложения и отметьте способы их присоединения к главному предложению. Подчеркните грамматические основы предложений.
1. По нескольку раз в день Николай Петрович записывал в тетрадку(,) откуда и с какой силой дует ветер. 2. Ганна расспрашивала Николая Петровича(,) зачем он записывает в тетрадку все(,) что происходит в воздухе и в воде. 3. В степной полосе был расположен родной Колин городок(;) лесов не было. 4. Пароход сел на мель вблизи того города(,) куда ехал Леонтьев. 5. Теперь Леонтьеву стало ясно(,) о чем он будет писать. 6. Он охотно соглашался во всем(,) что говорил капитан. (К. Паустовский)
1) откуда и с какой силой дует ветер; откуда, с какой; Николай Петрович записывал, ветер дует; 2) что происходит в воздухе и в воде; зачем он записывает в тетрадку все; зачем , все, что; Ганна расспрашивала, он записывает, что происходит; 3) лесов не было; бессоюзный способ присоединения, городок был расположен, не было; 4) куда ехал Леонтьев; того, куда; пароход сел на мель, ехал Леонтьев; 5) о чем он будет писать; о чем; стало ясно, он будет писать; 6) что говорил капитан; со всем, что; он соглашался, капитан говорил.
Упражнение №3.
Выполняется аналогично предыдущему упражнению.
Преобразуйте предложения с прямой речью в сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Спишите, вставляя необходимые знаки препинания, объясните их постановку. Образец: - завтра первого урока не будет, - сообщил нам учитель. – Учитель сообщил нам, что завтра первого урока не будет.
- – Почему же химия отменяется? – с удивлением спросили мы.
- – Сколько времени осталось до конца урока? – шепотом спросил меня сосед по парте.
- Раздалась команда капитана: «Всем покинуть корабль!»
Орфографический диктант.
Купить булку белого и батон; отправить комбайн на комбинат; ввернуть шуруп; забить в стену гвоздь; настроиться на важную трансляцию; подготовить доклад к конференции; побить рекорд предшественника; жить в приморском городе; сесть в салон автомобиля; подготовить президиум к выступлению; добиваться выполнения поставленной цели; высокие моральные идеалы.
IV. Подведение итогов
В качестве подведения итогов происходит подсчет очков, набранных каждой командой, выявление и награждение победителя. Выставление оценок.
V. Домашнее задание
§7, упражнение 51
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"
Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...
Придаточные определительные и придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении
Урок-путешествие по стране "Придаточные предложения"....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....
Проект урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным»
Тип урока: повторение и закрепление изученного...
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)
Цели урока:научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и с...
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»
Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...