Конспект урока "Русский язык в профессии" 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Андреева Вера Вячеславовна

Урок представляет собой занятие по профориентации. Цели урока: создать условия для профориентации в профессиях, связанных с русским языком, дать представление о профессии журналиста. Основная задача урока сводится к формированию практических навыков учеников в создании текстов разных жанров (интервью, репортаж) с учётом стилистических особенностей публицистического стиля. На уроке использованы методы, приёмы современных педтехнологий (РКМЧП, ИКТ-технологии, технологии деятельностного подхода. Основной приём - создание текста по образцу, расчитан на творческих ребят, способных использовать клише, образец как импульс к реализации собственных идей. Урок построен в игровой форме (командное выполнение заданий, взаимное щценивание между командами). Рефлексия урока - создание синквейнов о профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk_v_professii.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 учителя русского языка и литературы

 МБОУ Касплянская СШ

Андреевой Веры Вячеславовны

на тему:

«Русский язык в профессиях»

Цели:

1. Создание условий для профориентации в профессиях, связанных с русским языком;

2. Дать представление о профессии журналиста, об особенностях журналистской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать умение создавать интервью,
  2. Формировать умение создавать тексты публицистического стиля с учётом его стилистических особенностей,

Развивающие:

  1. Развивать диалоговое общение в паре, группе.
  2. Развивать положительную мотивацию к выбору профессии.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к умственному труду, к профессиям, связанным с русским языком.

Планируемые результаты:

- знание о профессиях, связанных с русским языком;

-умение создавать текст интервью, репортажа с учётом характерных стилистических особенностей публицистического стиля;

-умение сотрудничать в паре, группе;

-умение своевременно выполнять поставленную задачу, совместно находить пути решения;

-владение отдельными принципами журналиста при написании разных по жанру текстов;

- пробуждение интереса к профессии журналиста.

Технологии/приёмы: технология РКМЧП (элементы),  ИКТ-технологии, игровая технология, технология деятельностного подхода.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – «Русский язык в профессиях». Мы будем говорить о профессиях, которые связаны непосредственно с русским языком, и об одной профессии конкретно.

Мне очень важен ваш эмоциональный настрой, покажите мне его: если вам сейчас комфортно, уверенно – вы просто сидите (это ваш сигнал); если вы волнуетесь, испытываете дискомфорт – мы вам поможем ..( комплекс совместных упражнений , направленных на уравновешение дыхания, чувств…).

Итак, в путь!

  1. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

К сожалению рамки урока не позволят нам сегодня говорить обо всех профессиях сразу. Мы вспомним те профессии, которые не обойдутся без знаний по русскому языку и остановимся на одной из них – самой интересной – на журналистике, попробуем себя в роли профессионала.

Каковы же цели нашего урока ? Попробуйте сформулировать: чему мы должны научиться? Что узнать? Чего достичь? (Опрос)

(приблизительные ответы:

  1. Пробудить интерес к профессиям, связанным с русским языком.
  2. Выяснить  роль, которую играет русский язык в той или иной профессии.
  3. Постичь особенности работы журналтиста, основанные на знаниях о русском языке.)

  1. Актуализация знаний.

Существует такая информация: в мире более десяти тысяч профессий, из них около ста – самые востребованные.  Мы же будем говорить о тех профессиях, которые немыслимы без знаний о русском языке. Вопрос об их востребованности  вы решите сами. Акцентируем внимание на профессиях, где язык (знания о нём), речь (устная форма языка) – основа.

Готовясь к уроку, я обнаружила, что такие профессии условно можно разделить на  две группы: профессии, где язык – средство (инструментарий), то есть те профессии, которые пользуются ресурсами языка, знаний о нём), и профессии, где язык – предмет (объект) изучения, то есть те профессии, где изучают язык. Посмотрите на слайд 3.

Работая в паре, распределите на две группы предложенные профессии.

(Работа в паре. Опрос)

Сравним, что у нас совпало . (демонстрация слайда 4).

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете: все предложенные на слайде профессии (политика, чиновника, журналиста, учёного-лингвиста, философа, психолога, писателя, учителя, эксперта , редактора, библиотекаря) используют устную форму языка-речь, однако специфические особенности речи у каждой профессии свои…О чём я говорю?

(Опрос. Ответ : о стилях речи)

Попробуйте распределить данные профессии по стилям речи в паре. Какой конкретно стиль речи используется представителями той или иной профессии.

(Опрос.)

Обратимся к слайду 5. Согласны ли вы с таким распределением стилей по профессиям? Заметьте, у отдельных профессий можно обнаружить не только основной книжный стиль общения (рабочий), но и дополнительный (возможный при определённых ситуациях).

Например, политик должен уметь не только выступать как оратор (публицист), но и владеть языком государственных документов, подобно чиновнику (официально-деловой).

  1. Работа по теме урока.

Теперь мы переходим к конкретной профессии, реализовать которую вне языковой сферы невозможно. Это – журналистика.

(смена слайда. Слайд 6)

- Конечно, вы все имеете представление об этой  профессии. Кто такие журналисты? В чём заключается суть их деятельности? Каков ведущий стиль речи? Поговорим об этом. (Опрос)

Профессия журналиста – широкоформатная. Можно работать тележурналистом, можно быть радиоведущим, ведущим программы,  можно работать в издательстве… Однако для этой профессии, я думаю, характерны всем известные жанры. Попробуйте их вспомнить. (Опрос)

Слайд 7 – сравним жанры тележурналистов и газетных журналистов.

-  Скажите, чем должен обладать журналист для гармоничного осуществления своей деятельности. (Опрос)

Ознакомимся с этическим кодом журналиста на слайде 8.

Ребята, мы, конечно, не претендуем на роль профессионалов, однако попробовать работать в определённом жанре нам необходимо. Объединимся в две команды (группы). Работать мы будем по командам. Во время  выполнения каждого задания вы оцениваете своих соперников по критериям на карточках, которые я вам раздаю. (образец в приложении 1).

Этап 1. Ситуация 1. ИНТЕРВЬЮ.

Все мы знаем, что такое интервью как жанр (корреспондент опрашивает респондента).Безусловно, любой журналист знает, как составить интервью, но не каждый стал профессионалом- мастером в этом жанре. Я прокомментирую вам вашу задачу (составить интервью с известным человеком), вы же отметьте себе основные особенности создания вопросов, обратите внимание на характер этих вопросов, их речевое оформление, уловите смысловые особенности…

(ученики записывают структуру составления вопросов и слушают комментарий учителя, представленный на слайдах ( интервью с Владимиром Соловьёвым).

Итак, время на подготовку -6 минут. Определитесь: кто из вас будет составлять какие вопросы?

(Комментарий учителя: Шаг первый – приветствие.

  • Представить себя и собеседника
  • Создать атмосферу комфорта, дружелюбия

Шаг второй-«лёгкие вопросы»

  • Начало интервью.
  • Вопросы, которые не «напрягают» собеседника.
  • О жизни, работе, о семье…
  • «Когда Вы..     ?»
  • «Сколько лет Вы…?» «Где Вы… ?»

Шаг третий. Вопросы с «комплиментом».

  •  Позволяют предрасположить собеседника…
  • Выход на «доверительность» беседы…

Шаг четвёртый. Вопросы «ситуативные».

  • Самые интересные вопросы на не «реальные», а предполагаемые обстоятельства…
  • Позволяют узнать сокровенные мысли, точку зрения (по желанию респондента)

Шаг пятый. Прощание.)    

 Обратите внимание на слайд 15.  Выберите командой себе собеседника.  

(Музыкальное сопровождение – лёгкая инструментальная музыка).

_Проверим, что получилось у наших журналистов.

 (Вариант опроса –за каждый вид вопросов отвечает один из участников команды. Зачитываются «лёгкие» вопросы, затем вопросы с «комплиментом» и отдельно «ситуативные» вопросы.

Прослушиваются и оцениваются представителями другой команды выступающие.)

ИТОГ ситуации первой. Мне показалось, что проба интервью удалась.

(Несколько оценивающих  предложений по выступлениям команд)

Этап 2. Ситуация 2. РЕПОРТАЖ.

Теперь переходим к следующему жанру – репортажу. Вс помним особенности этого жанра (слайд 16).

Повторим стилевые особенности публицистического текста. (слайд 17)

Повторим структуру репортажа по событию.(слайд 18)

  • 1. Зачин ( место и время события).
  • 2. Основная часть (ход события).
  • 3. Концовка (авторская оценка события).

Какие актуальные события жизни нашего села (города) вы бы сделали темой репортажа?

(опрос)

Обратите внимание на слайд 19: репортаж также может быть посвящён проблеме, требующей решения.

  • 1. Зачин ( место, обстоятельства проблемы).
  • 2. Основная часть (процесс решения или состояние нерешенности проблемы).
  • 3. Концовка (авторская оценка факта).

Создавая группой мини-репортаж по выбранному вами событию, проблеме, старайтесь учесть языковые, стилистические особенности текста; его структуру.

(Время 12 минут)

(Музыкальное сопровождение)

Итак, приступим к прослушиванию репортажей . Пожалуйста, выступайте с вашими работами.

(Опрос, оценивание команд)

Учитель: Я прошу вас сдать оценочные листы для подведения итогов.

  1. Рефлексия.

Сегодня мы вспомнили разные профессии , которые непосредственно связаны с русским языком. Профессий таких немало. В одних профессиях русский язык – объект изучения (учитель помогает постичь грамматику русского языка, преподаватель предоставляет исчерпывающую информацию об одном из разделов дисциплины «ЯЗЫКОЗНАНИЕ», учёный-филолог, -лингвист сам исследует определённый вопрос или явление, связанное с русским языком. В других профессиях  язык – средство донесения специфической информации: психолог, писатель, политик, чиновник, ЖУРНАЛИСТ…На примере профессии журналиста мы видим, что без знания законов публицистики, без знаний их стилистических особенностей стать профессионалом нельзя.

-Каковы ваши впечатления от нашего эксперимента?

(Опрос)

Попробуйте командой сочинить синквейн о профессии журналиста или другой профессии упомянутой выше .Это будет итогом нашей работы.

[Журналист

Остроумный, любознательный

Беседует, сообщает, узнаёт

Умеет преподносить информацию

Интересная профессия]

Приложение.

Карточка оценивания

ФИ выступающего

Интервью

Репортаж

ИТОГ

Содержание

вопросов

Речь

Грамма-

тика

Содержание текста

Речь

Грамма-

тика

1.

2.

3.

Критерии оценки:

Содержание вопросов/текста- а) оригинальное, логичное (2 балла)

                                                    б) обычное, логичное  (1 балл)

                                                   в) скучное, банальное (есть логические

                                                       недочёты) (0 баллов)

Речевое оформление   вопросов/текста – а) богатое, яркое (2балла)

                                                                      б) книжная речь, обычное (1 балл)

                                                                      в) бедное (есть ошибки) (0 баллов)

Грамматическое оформление вопросов/текста – а) грамотное построение  

                                                            предложений, форм слов (2 балла)

                                                           б) грамотная речь (допуск 1- 2                  

                                                            грамматических недочёта) – (1 балл)

                                                          в) сплошные грамматические ошибки

                                                                                                            (0 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Конспект русского язык во 2 классе «А» Кирьяновой О.А. по теме «Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

Способствовать развитию умения писать текст под диктовку, осуществлять его проверку; создать условия для проверки умения писать слова с безударными гласными...

Конспект английского языка в 5 классе

Конспект урока английского языка в 5 классе по теме "Travtl and leisure"...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...