Конспект урока "Русский язык в профессии" 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок представляет собой занятие по профориентации. Цели урока: создать условия для профориентации в профессиях, связанных с русским языком, дать представление о профессии журналиста. Основная задача урока сводится к формированию практических навыков учеников в создании текстов разных жанров (интервью, репортаж) с учётом стилистических особенностей публицистического стиля. На уроке использованы методы, приёмы современных педтехнологий (РКМЧП, ИКТ-технологии, технологии деятельностного подхода. Основной приём - создание текста по образцу, расчитан на творческих ребят, способных использовать клише, образец как импульс к реализации собственных идей. Урок построен в игровой форме (командное выполнение заданий, взаимное щценивание между командами). Рефлексия урока - создание синквейнов о профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkiy_yazyk_v_professii.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
учителя русского языка и литературы
МБОУ Касплянская СШ
Андреевой Веры Вячеславовны
на тему:
«Русский язык в профессиях»
Цели:
1. Создание условий для профориентации в профессиях, связанных с русским языком;
2. Дать представление о профессии журналиста, об особенностях журналистской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение создавать интервью,
- Формировать умение создавать тексты публицистического стиля с учётом его стилистических особенностей,
Развивающие:
- Развивать диалоговое общение в паре, группе.
- Развивать положительную мотивацию к выбору профессии.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к умственному труду, к профессиям, связанным с русским языком.
Планируемые результаты:
- знание о профессиях, связанных с русским языком;
-умение создавать текст интервью, репортажа с учётом характерных стилистических особенностей публицистического стиля;
-умение сотрудничать в паре, группе;
-умение своевременно выполнять поставленную задачу, совместно находить пути решения;
-владение отдельными принципами журналиста при написании разных по жанру текстов;
- пробуждение интереса к профессии журналиста.
Технологии/приёмы: технология РКМЧП (элементы), ИКТ-технологии, игровая технология, технология деятельностного подхода.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – «Русский язык в профессиях». Мы будем говорить о профессиях, которые связаны непосредственно с русским языком, и об одной профессии конкретно.
Мне очень важен ваш эмоциональный настрой, покажите мне его: если вам сейчас комфортно, уверенно – вы просто сидите (это ваш сигнал); если вы волнуетесь, испытываете дискомфорт – мы вам поможем ..( комплекс совместных упражнений , направленных на уравновешение дыхания, чувств…).
Итак, в путь!
- Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
К сожалению рамки урока не позволят нам сегодня говорить обо всех профессиях сразу. Мы вспомним те профессии, которые не обойдутся без знаний по русскому языку и остановимся на одной из них – самой интересной – на журналистике, попробуем себя в роли профессионала.
Каковы же цели нашего урока ? Попробуйте сформулировать: чему мы должны научиться? Что узнать? Чего достичь? (Опрос)
(приблизительные ответы:
- Пробудить интерес к профессиям, связанным с русским языком.
- Выяснить роль, которую играет русский язык в той или иной профессии.
- Постичь особенности работы журналтиста, основанные на знаниях о русском языке.)
- Актуализация знаний.
Существует такая информация: в мире более десяти тысяч профессий, из них около ста – самые востребованные. Мы же будем говорить о тех профессиях, которые немыслимы без знаний о русском языке. Вопрос об их востребованности вы решите сами. Акцентируем внимание на профессиях, где язык (знания о нём), речь (устная форма языка) – основа.
Готовясь к уроку, я обнаружила, что такие профессии условно можно разделить на две группы: профессии, где язык – средство (инструментарий), то есть те профессии, которые пользуются ресурсами языка, знаний о нём), и профессии, где язык – предмет (объект) изучения, то есть те профессии, где изучают язык. Посмотрите на слайд 3.
Работая в паре, распределите на две группы предложенные профессии.
(Работа в паре. Опрос)
Сравним, что у нас совпало . (демонстрация слайда 4).
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете: все предложенные на слайде профессии (политика, чиновника, журналиста, учёного-лингвиста, философа, психолога, писателя, учителя, эксперта , редактора, библиотекаря) используют устную форму языка-речь, однако специфические особенности речи у каждой профессии свои…О чём я говорю?
(Опрос. Ответ : о стилях речи)
Попробуйте распределить данные профессии по стилям речи в паре. Какой конкретно стиль речи используется представителями той или иной профессии.
(Опрос.)
Обратимся к слайду 5. Согласны ли вы с таким распределением стилей по профессиям? Заметьте, у отдельных профессий можно обнаружить не только основной книжный стиль общения (рабочий), но и дополнительный (возможный при определённых ситуациях).
Например, политик должен уметь не только выступать как оратор (публицист), но и владеть языком государственных документов, подобно чиновнику (официально-деловой).
- Работа по теме урока.
Теперь мы переходим к конкретной профессии, реализовать которую вне языковой сферы невозможно. Это – журналистика.
(смена слайда. Слайд 6)
- Конечно, вы все имеете представление об этой профессии. Кто такие журналисты? В чём заключается суть их деятельности? Каков ведущий стиль речи? Поговорим об этом. (Опрос)
Профессия журналиста – широкоформатная. Можно работать тележурналистом, можно быть радиоведущим, ведущим программы, можно работать в издательстве… Однако для этой профессии, я думаю, характерны всем известные жанры. Попробуйте их вспомнить. (Опрос)
Слайд 7 – сравним жанры тележурналистов и газетных журналистов.
- Скажите, чем должен обладать журналист для гармоничного осуществления своей деятельности. (Опрос)
Ознакомимся с этическим кодом журналиста на слайде 8.
Ребята, мы, конечно, не претендуем на роль профессионалов, однако попробовать работать в определённом жанре нам необходимо. Объединимся в две команды (группы). Работать мы будем по командам. Во время выполнения каждого задания вы оцениваете своих соперников по критериям на карточках, которые я вам раздаю. (образец в приложении 1).
Этап 1. Ситуация 1. ИНТЕРВЬЮ.
Все мы знаем, что такое интервью как жанр (корреспондент опрашивает респондента).Безусловно, любой журналист знает, как составить интервью, но не каждый стал профессионалом- мастером в этом жанре. Я прокомментирую вам вашу задачу (составить интервью с известным человеком), вы же отметьте себе основные особенности создания вопросов, обратите внимание на характер этих вопросов, их речевое оформление, уловите смысловые особенности…
(ученики записывают структуру составления вопросов и слушают комментарий учителя, представленный на слайдах ( интервью с Владимиром Соловьёвым).
Итак, время на подготовку -6 минут. Определитесь: кто из вас будет составлять какие вопросы?
(Комментарий учителя: Шаг первый – приветствие.
- Представить себя и собеседника
- Создать атмосферу комфорта, дружелюбия
Шаг второй-«лёгкие вопросы»
- Начало интервью.
- Вопросы, которые не «напрягают» собеседника.
- О жизни, работе, о семье…
- «Когда Вы.. ?»
- «Сколько лет Вы…?» «Где Вы… ?»
Шаг третий. Вопросы с «комплиментом».
- Позволяют предрасположить собеседника…
- Выход на «доверительность» беседы…
Шаг четвёртый. Вопросы «ситуативные».
- Самые интересные вопросы на не «реальные», а предполагаемые обстоятельства…
- Позволяют узнать сокровенные мысли, точку зрения (по желанию респондента)
Шаг пятый. Прощание.)
Обратите внимание на слайд 15. Выберите командой себе собеседника.
(Музыкальное сопровождение – лёгкая инструментальная музыка).
_Проверим, что получилось у наших журналистов.
(Вариант опроса –за каждый вид вопросов отвечает один из участников команды. Зачитываются «лёгкие» вопросы, затем вопросы с «комплиментом» и отдельно «ситуативные» вопросы.
Прослушиваются и оцениваются представителями другой команды выступающие.)
ИТОГ ситуации первой. Мне показалось, что проба интервью удалась.
(Несколько оценивающих предложений по выступлениям команд)
Этап 2. Ситуация 2. РЕПОРТАЖ.
Теперь переходим к следующему жанру – репортажу. Вс помним особенности этого жанра (слайд 16).
Повторим стилевые особенности публицистического текста. (слайд 17)
Повторим структуру репортажа по событию.(слайд 18)
- 1. Зачин ( место и время события).
- 2. Основная часть (ход события).
- 3. Концовка (авторская оценка события).
Какие актуальные события жизни нашего села (города) вы бы сделали темой репортажа?
(опрос)
Обратите внимание на слайд 19: репортаж также может быть посвящён проблеме, требующей решения.
- 1. Зачин ( место, обстоятельства проблемы).
- 2. Основная часть (процесс решения или состояние нерешенности проблемы).
- 3. Концовка (авторская оценка факта).
Создавая группой мини-репортаж по выбранному вами событию, проблеме, старайтесь учесть языковые, стилистические особенности текста; его структуру.
(Время 12 минут)
(Музыкальное сопровождение)
Итак, приступим к прослушиванию репортажей . Пожалуйста, выступайте с вашими работами.
(Опрос, оценивание команд)
Учитель: Я прошу вас сдать оценочные листы для подведения итогов.
- Рефлексия.
Сегодня мы вспомнили разные профессии , которые непосредственно связаны с русским языком. Профессий таких немало. В одних профессиях русский язык – объект изучения (учитель помогает постичь грамматику русского языка, преподаватель предоставляет исчерпывающую информацию об одном из разделов дисциплины «ЯЗЫКОЗНАНИЕ», учёный-филолог, -лингвист сам исследует определённый вопрос или явление, связанное с русским языком. В других профессиях язык – средство донесения специфической информации: психолог, писатель, политик, чиновник, ЖУРНАЛИСТ…На примере профессии журналиста мы видим, что без знания законов публицистики, без знаний их стилистических особенностей стать профессионалом нельзя.
-Каковы ваши впечатления от нашего эксперимента?
(Опрос)
Попробуйте командой сочинить синквейн о профессии журналиста или другой профессии упомянутой выше .Это будет итогом нашей работы.
[Журналист
Остроумный, любознательный
Беседует, сообщает, узнаёт
Умеет преподносить информацию
Интересная профессия]
Приложение.
Карточка оценивания
ФИ выступающего | Интервью | Репортаж | ИТОГ | ||||
Содержание вопросов | Речь | Грамма- тика | Содержание текста | Речь | Грамма- тика | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
… |
Критерии оценки:
Содержание вопросов/текста- а) оригинальное, логичное (2 балла)
б) обычное, логичное (1 балл)
в) скучное, банальное (есть логические
недочёты) (0 баллов)
Речевое оформление вопросов/текста – а) богатое, яркое (2балла)
б) книжная речь, обычное (1 балл)
в) бедное (есть ошибки) (0 баллов)
Грамматическое оформление вопросов/текста – а) грамотное построение
предложений, форм слов (2 балла)
б) грамотная речь (допуск 1- 2
грамматических недочёта) – (1 балл)
в) сплошные грамматические ошибки
(0 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урокарусского языка в 5 классе "Буквы Ы –И после Ц"
самоанализ урокав...
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Конспект русского язык во 2 классе «А» Кирьяновой О.А. по теме «Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Способствовать развитию умения писать текст под диктовку, осуществлять его проверку; создать условия для проверки умения писать слова с безударными гласными...
Конспект английского языка в 5 классе
Конспект урока английского языка в 5 классе по теме "Travtl and leisure"...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...