Современные образовательные технологии
опыты и эксперименты по русскому языку (10 класс) на тему
Современные технологии на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 124.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребѐнка, его развития, обучения.
Последнее время многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтоб ребѐнку урок был и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:
- технология перспективно-опережающего обучения;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
- проблемное обучение;
- модульные технологии;
- игровые технологии;
- интерактивные методы в обучении и воспитании.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах,
используемых в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
обмен первичной информацией; выявление противоречий; переосмысления полученных сведений;
сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,
доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Следующий прием, заслуживающий внимания, - прием «толстые » и «тонкие»
вопросы (на основе методики Б.Блума).
Известный американский психолог и педагог Б. Блум создал систематику вопросов («Ромашка Блума»), которая популярна в мире современного образования.
- Простые вопросы.
- Уточняющие вопросы.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
- Творческие вопросы.
- Оценочные вопросы.
- Практические вопросы.
Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:
6. Мог ли Троекуров
1. С кем из героев мы
попытаться сгладить конфликт? Как для этого знакомимся в 1 главе
произведения? Что мы
ему следовало поступить?
узнаѐм об их жизни?
5. Как характеризует Дубровского случай на псарне?
А. С. Пушкин
«Дубровский»
1 глава
2. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?
4. Проанализируйте | 3. Почему Троекуров, |
которая послужила | надменный в отношениях с |
причиной ссоры между | другими людьми, уважал |
Троекуровым и | Дубровского? |
Дубровским. |
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
- Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
- Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определѐнные навыки содержательного анализа текста.
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
Излюбленным приемом в году стал «Синквейн» (с данной технологией я познакомилась на портале «Сеть творческих учителей»).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится. Чаще всего использую этот метод на уроках литературы с 8 класса.
Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом – существительное.
2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные.
3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов.
5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием – синоним.
Пример синквейна
«Ромео и Джульетта», Романтическая, трагическая. Поражает, восхищает, завораживает. Нет повести печальнее на свете. Любовь.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра, экскурсия и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребѐнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим я использую в своей работе такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок-исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Такие уроки целесообразней проводить с 8 класса. Для исследования я беру систему знаков препинания. Таким образом, учащиеся к концу 9 класса узнают не только функцию знака препинания в тексте, но и историю знака: когда появился, почему так называется. В результате, при написании экзаменационного сочинения, (задание С 2.1) мы получаем уникальные работы, интересные по содержанию.
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьѐзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью я провожу урок-практикум по русскому языку в 5-ом классе. Цель этого урока - обратить внимание ребят на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.
Этапы урока-практикума:
экскурсия, наблюдения за природой; знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами; обсуждение увиденного; творческая работа учащихся; чтение сочинений (по желанию);
обсуждение и рецензирование творческих работ; исправление и доработка сочинений;
объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).
Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад и сегодня.
На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы.
Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Использование опорных схем на уроке – важнейшая составляющая перспективно-опережающего обучения. Мне представляется очень интересной эта методика, поскольку позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.
Так, в 5-м классе тема ―Буквы О-Е после шипящих‖ делится на две подтемы: ―Буквы О-Е после шипящих в корне‖ и примерно через 20 уроков ―Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных‖. Правописание О-Е после шипящих в суффиксах и в словах, образованных от глаголов (причастиях, отглагольных существительных, отглагольных прилагательных) вообще в 5 классе не изучается. Следовательно, одно правило дробится на несколько частей и изучается в течение нескольких лет (5–6 кл.). Я считаю, что целесообразнее дать учащимся это правило в полном объѐме в виде опорного конспекта и в течение нескольких уроков практически его закреплять, используя для этого различные формы и методы. Я использую следующую схему:
«Буквы о-е после шипящих».
Определить части речи.
существительное, прилагательное, глагол, причастие, отглагольное
наречие на о-е существительное, отглагольное
прилагательное
определить части слова.
Е, Ё
или
е, ѐ
(кроме слов-исключений определить наличие
и заимствованных.) ударения
под ударением без ударения
о е
Слова – исключения: шорох, шов, крыжовник, шок, шорты, шомпол, капюшон, обжора, трущоба, чопорный.
Для таких опорных схем учащимися заводится специальная тетрадь, которая является первым помощником при подготовке к экзамену.
В программу каждого класса я включаю дополнительный материал, который обеспечивает преемственность между годами обучения. Так, при изучении имени прилагательного в 5 классе, вводится понятие причастия. В 6 классе при изучении разрядов прилагательных, даю понятие действительные и страдательные причастия. В результате, в 7 классе ребята безболезненно усваивают программу при меньшем количестве часов.
На своих уроках особое внимание уделяю проговариванию. Этот прием называется комментированное управление. Суть его в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Вот как это происходит на уроке русского языка: весь класс подчиняется управлению учителя, управлению своего товарища ученика. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит за партами. Не будешь слушать – не напишешь: учитель не всегда пишет на доске за ведущим, только на первом этапе после объяснения нового материала. А далее пиши за ведущим, слушай внимательно его объяснение. Учитель тоже слушает ведущего и, если надо, одним словом направит или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. Но если вдруг случилось – ошибка! – лес рук многие готовы продолжить начатую работу или поправить ―неответ‖. Все всегда в курсе дела в классе. Дети раскованы, свободны, нет страха, что не ответишь, нет никакого напряжения в работе учителя с ними. На мой взгляд, такой подход в изучении русского языка даѐт возможность повысить уровень грамотности учащихся.
Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернѐшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.
Для актуализации базовых знаний учащихся провожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка». Учащиеся учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включаются в работу.
Для закрепления нового материала, очень хорошо подходят игры-соревнования: «Кто больше… (кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на такое-то правило (например, разделительные ъ и ь). Выигрывает тот, кто: 1) быстрее вручит учителю листок и 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и
нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны,
закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания: творческая работа;
подготовка иллюстраций к литературным произведениям; рисование обложек к литературным произведениям; инсценировка художественного произведения; наблюдение за природой; подготовка словарных диктантов;
составление конспекта, опорных таблиц; письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребѐнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребѐнка обобщать, систематизировать материал по теме.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. «Но как совмещать в рамках одного урока все эти различные технологии и приемы?» - спросите вы. Отвечу просто: «Нужен адаптивный урок». Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока. Так, например, при изучении темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием» я использовала схемы-опоры (опережающее обучение), в которых даны все корни с чередующимися гласными, а не только те, что даны в учебнике (мы работаем по программе Т.А. Ладыженской). Пригодилась на данном уроке ромашка Блума (технология развития критического мышления), мной были использованы всего лишь три лепестка, три вопроса-задания: простое, уточняющее и творческое. А в конце урока была проведена игра-эстафета (игровая технология).
Применяя различные технологии на уроках, я добиваюсь успеха: результаты обучения стали выше, я чувствую себя более уверенной среди своих коллег из других школ, так как владею современными методиками, я готова к изучению новых педагогических технологий, так как мне это интересно.
И закончить хочу словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...