Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Русских Ирина Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса УМК Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_b_fgos.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией  протокол №__  ________                                          ____________       Русских И.С.

Подпись                             ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР

______________________

дата

_________   _____________

Подпись                    ФИО

 Утверждено:

Приказ от

Директор МАОУ СОШ №1

_________       Квасова Н.А.

Подпись                    ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Русский язык  »

для    5 «  Б » класса

175 часов   (5часов в неделю)

Составитель  рабочей программы:

Русских Ирина Сергеевна                                                       

Квалификационная категория        первая

2018 -  2019 учебный год

Раздел 1. «Введение»

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая  программа по предмету  «    Русский язык»  ___5__ класс.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.  № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-     Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при    

       реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  

       образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Устав МАОУ СОШ №1;

  • Приказ МАОУ СОШ №1 от 31.08.2018г. № 575-О «Об утверждении основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»  на 2017 – 2018 учебный год»;

  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. №  276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».

  • Рабочая программа по предмету «Русский язык»: (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:М.: Просвещение, 2015) 

1.2 Особенности рабочей программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

1.3 Приоритетные формы и методы работы с учащимися:

  •   урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
  • урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
  • учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;
  • групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
  • самостоятельная работа учащихся имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

  • построение учебных диалогов
  • коллективные,  индивидуальные,  групповые формы обучения.
  • эксперимент,
  • наблюдение,
  •  редактирование,
  • интерпретация,
  •  устное и письменное обсуждение (дискуссия),
  • работа с информационными источниками,
  •  презентация,
  • тренинг,
  •  самоконтроль;
  • творческая мастерская,
  • работа с текстом ( трансформация текста, создание текста и пр.);
  •  урок самоконтроля (ученик сам оценивает степень сформированности того или иного умения, делает работу над ошибками);
  •  игровой урок (языковая или речевая игра);

1.4 Приоритетные формы и виды контроля.

 Входной контроль в начале и в конце четверти;

Текущий вформе:

  • устного, фронтального опроса,
  • контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями,
  •  тестов,
  • проверочных работ,
  • комплексного анализа текстов,
  •  диагностических работ,
  •  лабораторных работ,
  • практических работ (практикумов),
  •  контрольных изложений,
  • контрольных сочинений,
  •  взаимоконтроля,
  •  самоконтроля,
  •  составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися,
  •  различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический),
  • наблюдения за речью окружающих,
  •  сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя,
  • анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления,
  • работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации(в том числе представленных в электронном виде);                                                                                                            
  •   итоговый контрольный диктант,
  • словарный диктант,
  • комплексный анализ текста.

1.5 Сроки реализации программы.

Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.

1.6 Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

 Учебный предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Филология»  В учебном плане в 5 классе  отводится  175 часов (5 часов в неделю, 35 недель).

1.7 Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечена учебно – методическим комплектом:

  1. Основная образовательная программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:М.: Просвещение, 2015).
  2. Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2012),рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для учителя:

  1.  Г.В.Цветкова. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. – Волгоград: Учитель, 2015.
  2. Н.В.Киселева, Е.А.Маханова. Уроки профессионального мастерства. Русский язык. 5-8 классы: технологические карты, сценарии, презентации, видеофрагменты уроков в электронном приложении. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Львов В.В., Львова С.И. Конспекты уроков для учителей русского языка для 5 класса.
  4.  Бондаренко М .А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс :— М. : Просвещение, 2016г.
  5. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диагностические работы. 5 класс :— М. : Просвещение, 2016.
  6. Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.М. Старкевич . Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс :— М. : Просвещение, 2016.
  7.  Потапова Г.Н. Зачетные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской: — М. : издательство «Экзамен», 2016.

Могут быть использованы:

  1. Г.А. Богданова «Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса». В 2-х частях. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2017г.

Электронные образовательные ресурсы.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • МФУ;
  • документкамера;

Интернет – ресурсы:

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki

1. http://uchkopilka.ru/

2.http://gigabaza.ru/doc/138683-pall.html

3. http://festival.1september.ru/articles/580769/

4. http://pedsovet.su/publ/70-1-0-5898

5.http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_18.html

6. https://vk.com/pptlit

7. https://vk.com/club50566795

8. https://vk.com/club65673602

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»

В результате освоения рабочей программы в 5 классе планируется достижение обучающимися следующих

  1. Личностных результатов
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

  1. Метапредметных результатов:
  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

  1. Предметных  результататов:

по фонетике и графике:

  • производить фонетический разбор слова;
  • соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
  • свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
  • не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

  • пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
  • толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
  • давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять основу слова;
  • образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
  • производить морфемный разбор;
  • производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

  • различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
  • производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

  • выделять словосочетание в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
  • определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
  • определять грамматическую основу предложения;
  • определять вид предложения по количеству грамматических основ;
  • определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
  • определять однородные члены;  
  • определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
  • различать простое и сложное предложение;
  • производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

  • находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • обосновывать выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

  • находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
  • обосновывать место и выбор знака препинания;
  • находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  • определять стиль текста;
  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  • пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

2.2.Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности учащихся.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

  • альбом,
  • газета,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • выставка
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия,
  • презентация.

2.3.  Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата.

– виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих оноклассников.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.
  7. Выполнение заданий по разграничению понятий.
  8. Систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.
  2. Сбор и классификация коллекционного материала.
  3. Выполнение работ практикума.
  4. Проведение исследовательского эксперимента.
  1. Оценочные средства:
  • Тесты;
  • Индивидуальные карточки;
  • ВПР по материалам интернет – ресурсов;
  • Административные контрольные работы;
  • Сочинения – рассужения;
  • Сочинения – описания;
  • Изложения ( полные, краткие)
  • Устные ответы

Раздел 3. «Содержание учебного предмета».

3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС ( с указанием реионального компонента)

Язык – важнейшее средство общения

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.

Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант.

 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

 Изложение. Контрольный диктант .

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

К.Р. Контрольный тест.

 Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольная работа.

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

К.Р. Контрольный диктант .

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант».

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.

P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

К.Р. Контрольный диктант.

Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и  в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

К.Р. Изложение. ( Текст для изложения взят из хантыйской  сказки М. К. Анисимковой «Оленья шкура»)

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Контрольная работа

3.2 Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета        

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы…);
  • работа с текстом, представляющим собой отрывок из художественного произведения;
  • интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;
  • уроки речевого этикета с использованием наглядности;
  • работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка;
  • приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом;
  • знакомство с жизнью, историей, традициями хантов в текстах для комплексного анализа;
  • уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки;
  • рассказы о русских лингвистах;
  • уроки о различных функциях языка.

3.3. Межпредметные связи.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.

Понятийно-терминологический межпредметный материал.

Общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.д., во втором случае -на смежных понятиях. Например:

  •  в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
  •  в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, ав истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
  •  в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;
  •  в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон,речитатив, тембр;
  •  в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление;
  •  в русском языке: группы языков народов России, славянские языки, а в географии: народы мира; народы, населяющие Россию, языковые семьи;

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений.  Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа  над связной речью учащихся. Например:

  •  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
  •  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
  •  в химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни;
  •  в математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д.;
  •  в биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д.;
  •  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
  •  в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

Учебно-дидактическиймежпредметный материал русского языка может быть не контекстным и контекстным. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.

Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Т.о. учителю необходимо специально развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.

На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в его беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений.

3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения

     Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической неободимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

     Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами.

     На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения.

    В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

    Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся.

    Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.

    Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2). качество подготовки в начальной школе не соответствует требованиям средней школы (дети плохо читают, не умеют работать с литературой, недостаточно развита устная монологическая речь

Следует отметить, что учащиеся 5 класса обладают слабой нетренированной памятью, не могут запомнить определение, правило, не говоря уже об изложении, близком к тексту. Этот вид работы на сегодняшний день является самым «провальным» в данном классе. Даже при составленном коллективно и записанном плане результаты творческой работы катастрофические. Можно отметить пассивное восприятие текста, абсолютное неумение строить высказывание, нежелание работать, вникать, применить усилие,. Изучение русского языка в 5 классе также предполагает овладение различными видами разборов слова, что вызвало огромные затруднения. Знания учащихся о разборе хаотичны либо отсутствуют, что говорит о недостаточном внимании к такому виду работы в начальной школе. Даже имея план разбора, учащиеся не могут написать ни строчки.

Раздел 4. «Тематическое планирование»

                Тематический план        

П/П

Основные разделы

Р/Р

Контрольные и проверочные работы(тесты)

Всего

час

1.

Язык и общение.

-

2

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

4

1

22

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

7

1+1

31

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

3

1

14

5.

Лексика. Культура речи.

1

1

7

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

3

1

23

7.

Морфология. Орфография. Культура реч.

Имя существительное.

4

1

22

8.

Имя прилагательное.

4

1

15

9.

Глагол.

5

4

35

10.

Повторение и систематизация изученного.

4

11.

Всего.

31

12

175

Календарно-тематическое планирование


№п/п

Тема урока

Дата

Раздел/ тема (количество часов)

Ваш учебник. Вводный урок

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке

 Повторение изученного в начальной школе.

 Р/р . Стили речи

 Звуки и буквы. Произношение и правописание

Орфограмма

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Правописаниенепроверяемых безударных гласных в корне слова

Правописание проверя-емыхсогласных в корне слова

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Буквы И, У, А после шипящих

Разделительные Ъ и Ь

Раздельное написание предлогов сдругими словами

Р/р Текст, тема текста

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

Глагол. -Тся и -ться в глаголах

Личные окончания глаголов

Имя существительное

Имя прилагательное

Р/р Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»

Местоимение

Р/р. Основная мысль текста

Повторение материала по разделу

Контрольный диктант

Синтаксис.Пунктуация

Словосочетание, виды словосочетаний

Разбор словосочетания

Предложение

Р/р Сжатое изложение

(упр.144)

Р/р Сжатое изложение

(упр.144)

Виды предложений по цели высказывания.

Восклицательныепредложения

Р/р. Как писать отзыв?

Р/р. Как писать отзыв?

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Сказуемое

Тире между подлежа-щим и сказуемым.

Нераспространённые и распространённые члены предложения

Второстепенные члены

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Предложения с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Предложения с обращением

Р/р Письмо

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Р/р Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Сложные предложения

Знаки препинания в сложном предложении

Синтаксический разбор сложного предложения

Прямая речь

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Диалог

Повторение

Р/Р. Сжатое  изложение (упр.261)

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Работа над ошибками.

Фонетика. Гласные и согласные звуки. Чередование гласных и согласных звуков

Твёрдые и мягкие согласные.

Р/р Повествование. Изложение по упр.283.

Р/р Повествование. Изложение по упр.283.

Звонкие и глухие согласные.

Графика. Алфавит

Р/р Сочинение-описание предмета

Обозначе-ние мягкости согласного звука с помощью мягкого знака

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Орфоэпия

Фонетический разбор слова

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Проверочная работа. Тест

Лексика. Слово и его лексическое значение

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Повторение по теме «Лексика»

Тест по теме «Лексика»

Р/р Устное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февраль-ская лазурь»

Морфемика. Словообразование. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слова

Окончание.

Основа слова

Р/Р Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма

Корень слова

Р/р Рассуждение

Суффикс

Приставка

Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем

Морфемный разбор слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Буква З-С на конце приставок

Буква З-С на конце приставок

Буквы О-А в корне

-ЛАГ-  -ЛОЖ-

Буквы О-А в корне

-РАСТ-  -РОС-

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Буквы Ы-И после Ц

Буквы Ы-И после Ц

Повторение по теме «Морфемика. Орфография»

Р/Р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского "Сирень"

Проверочная работа. Тест

Работа над ошибками

Морфология. Имя существительное как часть речи

Имя существительное как часть речи

Р/Р Доказательство в рассуждении

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Имена существительные собственные и нарицательные

Имена существительные собственные и нарицательные

Род имён существительных

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Р/р Изложение с изменением лица(упр.547)

Р/р Изложение с изменением лица(упр.547)

Множественное число имён существи-

тельных

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Морфологический разбор

Повторение по теме «Имя существительное»

Р/Р. Сочинеие по картине (упр.563)

Систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Р/р Описание животного

Изложение (упр.585)

Р/р Описание животного

Изложение (упр.585)

Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц

Прилагательные полные и краткие

Правописание кратких прилагательных

Р/р Описание животного на основе его изображения (упр.598)

Морфологический разбор прилагательного

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант

Анализ контрольного диктанта

Р/р Художественное описание животного на основе наблюдений. Сочинение-этюд (упр.600)

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи

Правописание НЕ с глаголами

Правописание НЕ с глаголами

Р/р Рассказ

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма глагола

Правописание -тся  и  -ться в глаголах

Правописание -тся  и  -ться в глаголах

Виды глагола

Виды глагола

Контрольный диктант

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Буквы Е-И в корнях с чередованием

Р/р Невыдуманный рассказ

Время глагола Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Спряжение глагола

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Морфологический разбор глагола

Итоговая контрольная работа. Тест.

Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

Употребление времён.

Р/Р Сочинение в жанре репортажа

(упр.697)

Р/Р Сочинение в жанре репортажа

(упр.697)

Повторение по теме «Глагол»

Повторение по теме «Глагол»

Урок-зачёт по теме «Глагол» (устно)

Контрольная работа. Тест (письменно)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Анализ контрольного диктанта

Повторение. Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и корнях

Орфограммы в окончаниях

Употребление букв Ъ и Ь.

Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

Комплексный анализ текста

Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 1

1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) река широка2) характеристика героя3) длинный день 4) пролистал газету

2. В каком предложении есть обстоятельство?

1) Майор привез мальчишку на лафете.2) Тускло льется свет лампады.

3) Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.

4) Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.

3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) Больше всего Ваня любил конечно сказки.              2) Полно доченька не плачь.

3) Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.

4) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Все соседи только про неё и говорят — «Работница — золотые руки!»

2) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

3) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

4) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.

5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) край      2) сгореть         3) роль             4) взгляд

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) подушка мЯгка2) квартАл 3) нАчала4) свеклА

7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) умыват..ся, дрож.. 2) нет задач.., под..ехать

3) катаеш..ся, борщ.. 4) нал..ю, линюч..

8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) ч..рный, плеч..2) ц..фра, пальц.. 3) заб..ру, ката..м 4) и..пугать, ра..бег

9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) рю..зак, диало..2) морж.., синиц..3) г..мнастика, г..роизм4) подр..сти, прил..гательное

Прочитайте текст и выполните задания 10—16.

(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

10. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

11. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.

12. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

13. Из предложения (1) выпишите вводное слово.

14. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.

15. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.

16. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Ответ должен быть полным.)

Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 2

1. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) очень яркий 2) вокруг костра3) неизвестная планета4) спутник Земли

2. В каком предложении есть обстоятельство?

1) Подснежников корзину несите во дворец!2) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.

3) Шелестят зелёные сережки, и горят серебряные росы.4) Море качало утлый кораблик.

3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?

1) О чём ты заинька плачешь? 2) Такой тёплой зимы старожилы пожалуй не припомнят.

3) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

4) Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.

2) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.

3) «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.

4) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

5. В каком слове все согласные звуки глухие?

1) цапля2) весть3) шумный4) шубка

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) щавЕль2) дОговор3) понЯли4) помощь нУжна

7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) вертет..ся, овощ..2) стереч.., картеч..3) мощ..ный, в..юнок4) горяч.., под..ём

8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) расст..лать, кле..м2) отц.., лекц..я3) врач..м, расч..ска4) во..мущение, бе..полезный

9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) б..гряный, фи..летовый2) моноло.., во..зал3) выл..жить, водор..сли 4) птиц.., корж..к

Прочитайте текст и выполните задания 10—16.

(1)Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (3)Герда закричала им — она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

10. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.

11. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.

12.. Из предложения (5) выпишите прилагательные, выступающие в роли эпитетов.

13. Из предложения (3) выпишите вводное слово.

14. Из предложения (4) выпишите синонимы, обозначающие действия.

15. Сколько всего грамматических основ в предложении (4)? Ответ запишите цифрой.

16. Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие. (Ответ должен быть полным.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...