"Такой нужный и ненужный мягкий знак"
творческая работа учащихся по русскому языку
Творческая работа "Такой нужный и ненужный мягкий знак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
takoy_nuzhnyy_i_nenuzhnyy_myagkiy_znak.doc | 847.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТАКОЙ НУЖНЫЙ И НЕНУЖНЫЙ
МЯГКИЙ ЗНАК»
Содержание
Введение
Основная часть
Существительные женского рода на шипящий без мягкого знака.
Наречия на шипящий без мягкого знака.
Формы глаголов без мягкого знака.
Ш, Ж, Ч, Щ не нуждаются в мягком знаке.
Вывод.
Заключение.
ЦЕЛЬ: выяснить неубедительно обоснованное использование мягкого знака с различными частями речи в русской орографии.
ЗАДАЧИ:
- формирование познавательной деятельности;
- развитие самостоятельно мыслящей личности с собственной жизненной позиции.
МЕТОДЫ:
- беседа;
- наблюдение;
- устные, письменные опросы;
- письменные работы;
- тестирование.
В ходе исследовательской работы было выявлено, что труднее всего дается запоминание орфографических правил. Были проведены словарные диктанты, устные опросы на пять правил орфографии среди детей, работников школы и родителей. Диаграммы показывают результаты работ. Наибольшее количество ошибок допущено на правописание мягкого знака после шипящих.
Введение
В алфавите, как известно, имеется специальная буква Ь – мягкий знак, которая может показать мягкость пятнадцати звуков. Она это делает и на конце слова, и перед согласными в середине, и для разделения в корнях:
конь, соль коньки, горький вьюга, льет
Служит для различения лексических значений: угол-уголь, кон-конь, мел-мель…
Безусловно, очень нужная буква… Но всегда ли она так необходима? Конечно, мы не можем, не имеем права изменять современное письмо. Но обсудить, какие изменения желательны, у нас право есть.
Как было уже сказано, что в русском языке существуют пятнадцать согласных звуков, которым бывает необходим Ь. Но еще существуют всегда твердые Ж, Ш и всегда мягкие Щ, Ч (й, ц к теме не относятся).
Основная часть
Вспомним правило о Ь в конце слов после шипящих. Таких правил много. Пишется: дрожь (но еж), тишь (но камыш), мощь (но хвощ), дичь (но клич)… Зачем здесь Ь? Ведь что пиши его, что не пиши – читается одинаково. Говорят: затем, чтобы узнать, где слова женского рода. Неужели мы потому знаем о женском роде, например, слова рожь, что пишем его с Ь? Нет, как раз наоборот: знаем, что оно женского рода и поэтому пишем в конце Ь. И без этого можно знать, какого рода это слово: спелая рожь, тропка во ржи, пшеница с рожью. Ведь пишем же мы во множественном числе: туч, дач, рощ, кож, каш, вельмож, невеж. Нет буквенного указания на род, и все без него обходятся.
Можно было бы ввести одно правило: после шипящих в конце слова никогда не пишется Ь. Следовательно, конечные написания ЖЬ, ЩЬ, ЧЬ – запрещены. Везде, во всех словах. Простое указание – сколько облегчения в письме.
Сразу избавимся от хлопот и затруднений. То приходилось зубрить и помнить наречия: уж, замуж, невтерпеж, сплошь, вскачь, прочь, настежь. А теперь просто не будет отдельного правила о правописании этих слов. Будет действовать общее правило…
Приходилось заучивать сочетания ЧК, ЧН, ЩН и др. – в них никогда не ставится Ь. А теперь это правило поглощается общим.
Возьмем написания идешь, глядишь, живешь, читаешь… Зачем в этих формах Ь? Что меняется, если будем писать: идеш, живеш…? Можно же привыкнуть…
Надо будет и в формах повелительного наклонения писать: отреж, отрежте; спряч, спрячте… и т.д. По-моему, не страшно. А если вопрос: как же повелительное наклонение останется необозначенным? Так и останется. Есть же форма ЛЯГ – и всем она понятна.
Так ли необходим мягкий знак?
С ь | Без ь |
Идешь Глядишь Спрячь Спрячьте Мощь Дичь Вскачь Сплошь | Идеш Глядиш Спряч Спрячте Мощ Дич Вскач Сплош |
Оправданы ли такие изменения? Думаю, что да. Фонемы Ш, Ж в русском языке всегда твердые, Ч, Щ – всегда мягкие. У этих фонем твердость и мягкость – неизбежные признаки. Поэтому их не следует обозначать. Мягкий знак не нужен.
Итак, одно лишь новое правило никогда не пиши мягкий знак после шипящих – снимает целый ряд орфографических затруднений не только для детей, но и для взрослых. Это видно по диаграммам.
Но пока этого правила нет (и будет ли вообще), будем писать так, как принято: лишь, уж, сплошь, отрежьте…
Заключение
Мы рассмотрели только один из недостатков русской орфографии. А сколько их еще… Сделать орфографию более легкой – вполне реально. Конечно, измененные написания в первое время будут резать глаз. Ведь были же реформы, и было их немало. Возьмем написания например, с Ъ, или же (цырульник и другие слова с ЦЫ. Изменили написания. Помучались вначале, но потом привыкли.
Ведь привыкаем же мы к новым написаниям в чувашском языке: Чаваш ен, сер-шыв, тунти кун, ытлари кун и т.д. Привыкли к названиям переименованных остановок, улиц, городов. Ко всему привыкает человек.
Библиографический список
1. И.И. Постникова. Фонетика – это интересно.
2. Г.Г. Граник. Секреты орфографии.
3. Русский язык и литература для школьников №2, 2015 г.
4. М.В. Панов. «Секреты орфографии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...
Сказка о Твёрдом и Мягком знаках
Мои ученики, несмотря на возраст, очень любят, когда на уроках русского языка я рассказываю им сказки. Не об Иване - царевиче, не о Василисе Прекрасной - о буквах, частях слова, орфограммах.Мне кажетс...
Правописание мягкого знака у существительных после шипящих.
Цели урока:Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике;Коррекционно-развивающие: развивать...
"Мягкий знак после шипящих"
В данной перфокарте есть слова для проверки знаний по теме "Мягкий знак после шипящих", 2 варианта слов....
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
Консультация для родителей. Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака мягкого
Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака....
Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс
Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....