Сказка о Твёрдом и Мягком знаках
материал по русскому языку (7 класс) по теме
Мои ученики, несмотря на возраст, очень любят, когда на уроках русского языка я рассказываю им сказки. Не об Иване - царевиче, не о Василисе Прекрасной - о буквах, частях слова, орфограммах.Мне кажется, что через сказку, через игру ребята лучше усваивают материал. Они даже сами пытаются придумать свои сказки. "Сказка о Твёрдом и Мягком знаках" родилась у меня прямо на уроке в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_tvyordom_i_myagkom_znakah.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА о Твёрдом и Мягком Знаках
В стране Фонемландии – событие! Как, вы не знаете эту страну? И не знаете её правителя – мудрого Буквоведа? И с жителями её, буквами, тоже не знакомы? Этого просто не может быть! Итак, эта страна граничит с такими странами, как Морфландией, Словообразией, Лексландией. Точнее, она находится в самом центре удивительного острова Грамматики.
В этой стране живут удивительный народ – буквы. Они очень дружные, потому что прекрасно понимают, что от их отношений зависит всё, ведь все слова состоят из букв. Конечно, кто-то дружит со всеми, как буква «а» или «и». А кто-то уж такой разборчивый! Например, буква «ю» с шипящими дружит только в трёх словах: «жЮри», «парашЮт», «брошЮра».
Казалось, всё у них хорошо, но всё-таки чего-то не хватало! Но вот чего – никто понять не мог.
И вот однажды… Весть о том, что в страну пришли странники, которые поселились в крошечном домике на окраине, разнеслась очень быстро. Всем не терпелось поскорее с ними познакомиться. Но как это сделать? Не идти же без приглашения?! Все просто стали ждать…
Странники, пришедшие в Фонемландию, были родные братья – Твёрдый и Мягкий знаки. На первый взгляд, они были очень похожи – такие кругленькие, такие маленькие. Правда, у одного из них была пышная чёлка. Как же он этим гордился! И при каждом удобном случае подчёркивал своему младшему брату: «Я – старший. У меня особый знак – чёлка. Так что ты во всём должен меня слушаться!» Что касается послушания, так об этом младшему брату не стоило и напоминать: по своему характеру он был очень тихий, скромный, застенчивый, искренний, отзывчивый. Одним словом, полностью оправдывал своё имя. Как же тяжело ему приходилось: из-за несносного характера старшего брата у них не было друзей. А как хотелось Мягкому знаку погонять в мяч, поиграть в прятки…
Дни шли за днями, а странники так и жили обособленно, одиноко.
На праздник, который устроил Буквовед, были приглашены все жители сказочной страны, в том числе и братья-близнецы. Все веселились, играли, смеялись. И только Твёрдый знак хмурился всё больше и больше: ему так не нравилось, что его брат, Мягкий знак, так легко сошёлся со всеми. Все согласные за исключением, пожалуй, «й» и «ц», охотно общались с новым знакомым (надо заметить, что «й» и «ц» тоже, как и Твёрдый знак, были немного зазнайками: у одного была великолепная шляпка с загнутыми вверх полями, другой гордился маленьким хвостиком, забыв, видимо, о «хвостиках» «д» и «щ», но они-то не зазнавались!) И даже гласные легко общались с Мягким знаком.
Твёрдый знак взорвался: «Как, вы не замечаете меня?! Не видите моей великолепной чёлки?! Не восхваляете меня?!» Все замерли, а он продолжал: «Я, да я самый главный! Я должен стоять первым в слове! Вы все должны мне подчиняться.»
-Простите, а какой звук Вы обозначаете? – вежливо спросила «с».
- Никакой! Да мне это и не надо! Всем достаточно посмотреть на мою причёску, чтобы понять, кто здесь главный.
- Нет, брат, здесь мы все равны. Каждый из нас может стоять в начале слова, - сказала «е».
- Предположим, не каждый! – прошептала «ы», но её никто не слышал.
- Хорошо, а что ты будешь делать в слове, если ты не обозначаешь звука?! – поинтересовался Буквовед.
- Я буду украшать слово. Одно моё присутствие…
- Извини, но этого мало! Каждый из нас по-своему прекрасен! Оглянись! – вставила элегантная «л»
- Вот твой младший брат по душе нам пришёлся: с его помощью мы сможем создать новые слова: «брат – братЬ, тол – толЬ», - добавила рассудительная «в».
- И разделять гласные и согласные: «семя – семЬя», - сверкнув озорными глазками, сказала «я».
- И образовывать формы глагола: «идёшЬ, беречЬ, режЬ»! – добавила «ш».
- Но с Мягким знаком будьте настороже! Не забывайте об орфографии, - подвёл итог Буквовед.
- Значит, я никому не нужен? Я здесь лишний? Мне нет места? – всхлипнул Твёрдый знак (и куда только делась его спесь!). Опустив голову, тяжело вздохнув, он было поплёлся домой, но его вдруг остановила «б» (не замечали – они очень похожи: только у одного чёлка, а у другого – пышный хвостик?!):
- Погоди, ты тоже нам сможешь помочь: ты тоже будешь разделять.
-Как брат?
- Почти, как брат. Но только будешь ты стоять…
- В начале слова?! – не сдерживая эмоций, закричал Твёрдый знак.
- Ты будешь стоять перед самой главной частью слова – перед корнем.
- Я буду начинать слово?!
- К сожалению, нет. Ведь ты не обозначаешь звука. Поэтому ты будешь стоять после приставки, - заключила «б».
- После приставки на согласный перед буквами: «е», «ё», «ю», «я», - добавил Буквовед. – Ты согласен?
- Конечно! Спасибо, друзья!
- А чтобы вас не путали, Мягкий знак будет стоять в корне, в суффиксе, в окончании. Ты – на стыке приставки и корня, после согласных перед гласными.
- А можно я обращусь с одной просьбой? Не за себя – за брата прошу! – сказал Мягкий знак. – Он старший, и у него есть великолепная чёлка, - пусть в алфавите он стоит впереди меня.
- Если вы позволите, я встану между вами. Мы в некотором роде – родственники, - пройдя вперёд, сказала «ы».
- Какие же мы всё-таки счастливые! Мы подружились! Мы пригодились! Мы будем очень стараться быть нужными вам.
-Не перестарайтесь! - прошипела «ц».
-Не перетрудитесь! – подхватила «й».
Но, к счастью, их слова никто не слышал: все поздравляли братьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка про мягкий знак
`СКАЗКА ПРО МЯГКИЙ ЗНАК` - это сценка о правописании мягкого знака после шипящих.Может быть использована для проведения КВН-ов, устных журналов, нестандартных уроков....
сказка про мягкий знак ( глаголы повелительного наклонения)
Небольшая сказка про мягкий знак при прохождении темы "Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения". Очень нравится деткам коррекционных классов....
Конспект логопедического занятия по теме "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса по теме "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"...
Презентация к логопедическому занятию "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Презентация к логопедическому занятию с учащимися 4 класса на тему "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"...
Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.
Презентация поможет родителям и детям автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания знакомы детям, направлены на развитие воспиятия, речи, внимания, памяти...
Технологическая карта логопедического занятия «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»
У обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи на письме много дисграфических и орфографических ошибок. Одной из трудностей у детей с ТНР является выбор в написании разделительного мягкого-твёрдого знаков...
Презентация логопедического занятия "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
Обобщение, систематизация знаний и формирование УУД у младших школьников с ТНР по написанию слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Активизация мыслительных операций (анали...