Консультация для родителей. Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака мягкого
методическая разработка по теме
Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_no2.formirovanie_navyka_upotrebleniya_razdelitelnogo_myagkogo_znaka.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл консультаций «Если ребёнок пишет с ошибками…»
Консультация №2.Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака
Одной из наиболее распространённых и стойких ошибок в письменных работах обучающихся начальной школы является пропуск разделительного мягкого знака. Как известно, разделительный мягкий знак употребляется в середине слова после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И. Часто дети не могут понять, почему в слове СЕМЬЯ пишем разделительный мягкий знак, а слово СЕМЯ – без Ь? Наибольшие трудности испытывают школьники с речевыми проблемами, так как у них снижен фонематический слух и нет так называемого «речевого чутья». Как помочь таким детям?
В первую очередь – научить улавливать паузу(остановку)после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И. Дать почувствовать, что в слогах с разделительным Ь гласный отлетает от согласного, как бы спотыкается, образуется пауза. Очень эффективно включать в работу движения рук: МЯ,НЕ,РЮ… – руки вместе, МЬЯ,НЬЕ,РЬЮ… – руки развели в стороны.
Дети должны обязательно убедиться, что, когда в слоге появляется разделительный Ь, язык сильнее поднимается(напрягается) и немного отодвигается назад, напряжены и щёки, и губы. Поэтому произносим слоги с разделительным Ь перед зеркалом.
Работа по закреплению навыка употребления разделительного Ь должна идти на всех языковых уровнях и на разнообразном материале.
Закрепление разделительного Ь на уровне слога.
Дидактическая игра «Наоборот»:
Бросить ребёнку мяч и произнести слог со слитным звучанием согласного и гласного, ребёнок возвращает мяч и произносит согласный и гласный раздельно: МЯ – МЬЯ, ПЯ – ПЬЯ, СИ – СЬИ..
Дидактическая игра «Эхо»;
Ребёнок должен прочитать и повторить цепочки слогов:
СЯ –СЬЯ –СЯ, ЗЬИ –ЗИ –ЗЬИ, НЬЯ –НЯ –НЬЯ…
Дидактическая игра «Будь внимательным»:
Называть слова с разделительным Ь и без него, ребёнок должен показать карточку, на которой написан соответствующий слог:
ЛЯ – ЛЬЯ
Коля – колья
Валя – Наталья;
ЗЯ – ЗЬЯ
Кузя – друзья, хозяин – козья (шерсть)..
Закрепление разделительного Ь на уровне слова.
Дидактическая игра «Один - много»:
Бросаете ребёнку мяч, называете предмет в ед. числе, ребёнок должен назвать во мн. числе. Затем предлагаете записать образованные слова(мн.числа)
Стул –стулья, полено –поленья, звено –звенья, соловей –соловьи, ручей – ручьи, крыло – крылья…
Дидактическая игра «Найди имена»:
Ребёнок должен подобрать к «детскому» имени взрослое и записать его:
Соня – Софья, Маша – Марья, Наташа -…, Илюша -…, Даша -…
Дидактическая игра «Образуй отчество»:
Ребёнок должен записать отчество: Василий –Васильевич, Юрий –Юрьевич, Валерий – Валерьевич…
Дидактическая игра «Угадай слово»:
Ребёнок должен угадать и записать последнее слово:
Звонко у моих ворот Мама, папа, брат и я
Резвый конь копытом …. (бьёт) Вот и вся моя …. (семья)
Мы с сестрёнкою вдвоём К дню рожденья Кате
Утром чай с малиной … (пьём) Мама сшила ….. (платье)
Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»
Ребёнок должен найти слово, которое пишется без мягкого разделительного знака:
Счаст…е, пт…ицы, в…ют, крыл…я;
Бел…ё, руч…и, кл…юшка, брат…я.
Закрепление разделительного Ь на уровне словосочетания.
Дидактическая игра «Одним словом»:
Ребёнок должен заменить словосочетание одним словом - именем прилагательным и записать его:
Лапка кошки – (кошачья), следы зайца -…, нора барсука -…, шерсть собаки -…
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»:
Ребёнок должен найти ошибки и правильно записать словосочетания:
Кошачя шерсть, яркие перя, барсучя нора, медвежя шкура, большая семя.
Закрепление разделительного Ь на уровне предложения.
Учить детей сопоставлять по звучанию и значению слова, которые различаются только разделительным Ь.
Коля – колья, семя – семья, полю –полью, солю – солью, полёт – польёт.
Чтение скороговорок, пословиц, поговорок и нахождение в них слов с разделительным мягким, можно выписать(продиктовать):
Меланья – болтунья молоко болтала – болтала, да не выболтала.
Курьера курьер обгоняет в карьер. У нас на дворе подворье.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Закрепление разделительного Ь на уровне текста.
Прочитать стихотворение, записать по памяти:
Теплее солнце греет.
Покинул снег поля.
И ожили деревья –
Зелёные друзья.
Прочитать текст, где нужно, вставить ь разделительный:
В тиш…ине раздался выстрел. Убитая бракон…ером птица лежала на бер…егу. Она раскинула крыл…я. Пер…я были окрашены кров…ю. В небе тоскливо кричали пт…ицы.
Успехов всем!
В статье использованы материалы, рекомендованные Танцевой Н.А. «Приёмы и методы предупреждения нарушений письменной речи». //Логопед. 2009.№2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
"Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка во втором классе по теме "Разделительный мягкий знак. Закрепление."...
Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак».
Консперк урока по письму дл учащихся 3 класса школы 8 вида. Основной целью данного урока является дифференциация учащимися разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласн...
Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс
Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....
Консультация для родителей «Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»
Мнемотехника это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для дошкольников это незаменимый способ, если необходимо легко...
Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".
Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья....
Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"
Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"...