Консультация для родителей. Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака мягкого
методическая разработка по теме

Пищагина Нина Алексеевна

Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл консультаций «Если ребёнок пишет с ошибками…»

Консультация №2.Формирование навыка употребления разделительного мягкого знака

Одной из наиболее распространённых и стойких ошибок в письменных работах обучающихся начальной школы является пропуск разделительного мягкого знака. Как известно, разделительный мягкий знак употребляется в середине слова после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И. Часто дети не могут понять, почему в слове СЕМЬЯ пишем разделительный мягкий знак, а  слово СЕМЯ – без Ь? Наибольшие трудности испытывают школьники с речевыми проблемами, так как у них снижен фонематический слух и нет так называемого «речевого чутья». Как помочь таким детям?

В первую очередь – научить улавливать паузу(остановку)после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И. Дать почувствовать, что в слогах с разделительным Ь гласный отлетает от согласного, как бы спотыкается, образуется пауза. Очень эффективно включать в работу движения рук: МЯ,НЕ,РЮ… – руки вместе, МЬЯ,НЬЕ,РЬЮ… – руки развели в стороны.

Дети должны обязательно убедиться, что, когда в слоге появляется разделительный Ь, язык сильнее поднимается(напрягается) и немного отодвигается назад, напряжены и щёки, и губы. Поэтому произносим слоги с разделительным Ь перед зеркалом.

Работа по закреплению навыка употребления разделительного Ь должна идти на всех языковых уровнях и на разнообразном материале.

Закрепление разделительного Ь на уровне слога.

Дидактическая игра «Наоборот»:

Бросить ребёнку мяч и произнести слог со слитным звучанием согласного и гласного, ребёнок возвращает мяч и произносит согласный и гласный раздельно: МЯ – МЬЯ, ПЯ – ПЬЯ, СИ – СЬИ..

Дидактическая игра «Эхо»;

Ребёнок должен прочитать и  повторить цепочки слогов:

СЯ –СЬЯ –СЯ, ЗЬИ –ЗИ –ЗЬИ, НЬЯ –НЯ –НЬЯ…

Дидактическая игра «Будь внимательным»:

Называть слова с разделительным Ь и без него, ребёнок должен показать карточку, на которой написан соответствующий слог:

ЛЯ – ЛЬЯ

Коля – колья

Валя – Наталья;

ЗЯ – ЗЬЯ

Кузя – друзья, хозяин – козья (шерсть)..

Закрепление разделительного Ь на уровне слова.

Дидактическая игра «Один - много»:

Бросаете ребёнку мяч, называете  предмет в ед. числе, ребёнок должен назвать во мн. числе. Затем предлагаете записать  образованные слова(мн.числа)

Стул –стулья, полено –поленья, звено –звенья, соловей –соловьи, ручей – ручьи, крыло – крылья…

Дидактическая игра «Найди имена»:

Ребёнок должен подобрать к «детскому» имени взрослое и записать его:

Соня – Софья, Маша – Марья, Наташа -…, Илюша -…, Даша -…

Дидактическая игра «Образуй отчество»:

Ребёнок должен записать отчество: Василий –Васильевич, Юрий –Юрьевич, Валерий – Валерьевич…

Дидактическая игра «Угадай слово»:

Ребёнок должен угадать и записать последнее слово:

Звонко у моих ворот                             Мама, папа, брат и я

Резвый конь копытом …. (бьёт)            Вот и вся моя …. (семья)

Мы с сестрёнкою вдвоём                       К дню рожденья Кате

Утром чай с малиной … (пьём)             Мама сшила ….. (платье)

Дидактическая игра «Четвёртое лишнее»

Ребёнок должен найти слово, которое пишется без мягкого разделительного знака:

Счаст…е, пт…ицы, в…ют, крыл…я;

Бел…ё, руч…и, кл…юшка, брат…я.

Закрепление разделительного Ь на уровне словосочетания.

Дидактическая игра «Одним словом»:

Ребёнок должен заменить словосочетание одним словом -  именем прилагательным и записать его:

Лапка кошки – (кошачья), следы зайца -…, нора барсука -…, шерсть собаки -…

Дидактическая игра «Помоги Незнайке»:

Ребёнок должен найти ошибки и правильно записать словосочетания:

Кошачя шерсть, яркие перя, барсучя нора, медвежя шкура, большая семя.

Закрепление разделительного Ь на уровне предложения.

Учить детей сопоставлять по звучанию и значению слова, которые различаются только разделительным Ь.

Коля – колья, семя – семья, полю –полью, солю – солью, полёт – польёт.

Чтение скороговорок, пословиц, поговорок и нахождение в них слов с разделительным мягким, можно выписать(продиктовать):

Меланья – болтунья молоко болтала – болтала, да не выболтала.

Курьера курьер обгоняет в карьер. У нас на дворе подворье.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Закрепление разделительного Ь на уровне текста.

Прочитать стихотворение, записать по памяти:

Теплее солнце греет.

Покинул снег поля.

И ожили деревья –

Зелёные друзья.

Прочитать текст, где нужно, вставить ь разделительный:

В тиш…ине раздался выстрел. Убитая бракон…ером птица лежала на бер…егу. Она раскинула крыл…я. Пер…я были окрашены кров…ю. В небе тоскливо кричали пт…ицы.

Успехов всем!

В статье использованы материалы, рекомендованные Танцевой Н.А. «Приёмы и методы предупреждения нарушений письменной речи». //Логопед. 2009.№2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

"Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка во втором классе по теме "Разделительный мягкий знак. Закрепление."...

Конспект открытого урока по письму в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак».

Консперк урока по письму дл учащихся 3 класса школы 8 вида. Основной целью данного урока является дифференциация учащимися разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласн...

Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс

Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....

Консультация для родителей «Формирование навыка пересказа при помощи мнемотехники»

Мнемотехника это хороший способ запомнить нужную информацию. Она включает в себя совокупность визуального и звукового сопровождения. Для дошкольников это незаменимый способ, если необходимо легко...

Консультация для родителей "Формирование навыков личной гигиены у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии в семье".

Уважаемые родители! Я вам предлагаю упражнения по формированию и привитию навыков личной гигиены в домашних условиях. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья....

Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"

Консультация для родителей "Формирование навыка правильного письма у дошкольников"...