Программа элективного курса по русскому языку "Учимся оценивать речевое поведение", 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
В программе элективного курса представлена методика развития у учащихся умений оценивания речевого поведения. В данной методике представлены как традиционные методы, так и инновационные технологии. В этом заключается ценность данного курса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Речевая культура является одним из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие аспекты культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи – это раздел науки о языке, в результате изучения которого у учащихся должно быть развито умение говорить и писать правильно, в соответствии с данной речевой ситуацией; умение точно, ясно и эмоционально передавать мысли.
Сочетание курса по русскому языку и элективного курса «Учимся оценивать речевое поведение» даёт возможность максимально эффективно сформировать у школьников функциональную грамотность, под которой понимается «способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать».
В результате изучения программы данного курса учащиеся получат знания о нормах речевого поведения; овладеют умением выстраивать свою речь в соответствии с нормами и правилами речевого этикета и умением оценивать свое речевое поведение и речевое поведение сверстников с точки зрения соответствия его нормам русского речевого этикета. Кроме того, элективный курс «Учимся оценивать речевое поведение» имеет и важное воспитательное значение. Курс направлен не только на развитие необходимых в речевой практике коммуникативных умений, способствующих успешному речевому поведению, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые являются важными для культурного и воспитанного человека.
Цель курса – развитие у школьников знаний правил речевого поведения, умений оценивания речевого поведения сверстников и взрослых, а также расширение культурологической и коммуникативной компетенций учащихся.
Задачи курса:
Развивать положительную мотивацию к процессу обучения.
Совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся.
Развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления.
Развивать умение логически верно излагать мысли.
Развивать творческие способности, критическое, образное мышление, коммуникативные умения и навыки в аспекте речевого поведения.
Развивать систему ценностных отношений к родному языку.
Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.
Воспитывать бережное отношение к слову, ответственное отношение к собственной речи.
Развитие у школьников умений оценивания речевого поведения осуществляется поэтапно. На первом этапе учащимся даётся общее представление о проблеме речевого поведения, развивается чувство осознания актуальности данной проблемы, т.е. развиваются знания, умения, формирующие жизненное и личностное самоопределение учащихся. На втором этапе формируются умения, направленные на развитие смыслообразования (мотивации) учащихся. На третьем этапе развиваются умения и способы действия, необходимые для осуществления нравственно-этического оценивания. На четвертом этапе осуществляется работа, направленная на развитие умений, необходимых для ориентирования в социальных ролях и межличностных отношениях.
Эффективными средствами развития умений оценивания речевого поведения являются инновационные технологии рефлексивного обучения, рефлексивного «Языкового портфеля», проектной технологии и специально разработанные методы: беседа и сообщение; задачи и упражнения; устные сообщения учащихся, письменные сочинения и работа со справочной лингвистической литературой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В результате изучения элективного курса «Учимся оценивать речевое поведение» будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами пятиклассников, формируемыми при изучении данного курса, являются:
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметными результатами изучения курса «Речевой этикет» являются:
- Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, обсуждениях актуальных тем;
4. Овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами изучения курса являются:
1. Овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Содержание курса:
- Тема: «Русский речевой этикет» (2 ч.). Что такое речевой этикет. Формулы речевого этикета. Правила речевого поведения.
- Тема: «Что такое эпиграф?» (1 ч.) Что такое эпиграф. Что такое вежливость.
- Урок-конференция (2 ч.): а) Что такое речевой этикет? б) Речевое поведение человека – признак его культурности. в) Это интересно! Происхождение слов здравствуй, спасибо, благодарю, прощай. г) Знаем ли мы правила речевого общения? д) «Пустое «Вы» сердечным «Ты» она, обмолвясь, заменила». Или: как обратиться к собеседнику? е) Вежливость во время спора: миф или реальность?
- Урок-практикум (3 ч.). «Речевое поведение в ситуациях и задачах».
- Урок-практикум (3 ч.). «Учимся оценивать речевое поведение».
- Урок-практикум (3 ч.). «Жизнь – театр… Или: сколько у нас ролей?»
- Работа над практико-ориентированным проектом «Словарь вежливых слов и выражений»(внеурочная деятельность в течении одной недели (всего 6 часов), направленным на формирование мотивов познавательной деятельности и ценностных ориентаций.
Тематическое планирование курса:
№ п/п | Вид/форма работы | Кол-во часов | Тема | Технологии, методы и приёмы | Содержание (знания, умения, навыки) | Что должен знать, уметь, к чему должен быть готов ученик |
1 | 1. Лекция | 2 | «Русский речевой этикет» | Беседа, написание сочинения на тему «Какое место в моей жизни занимает речевой этикет?» | 1. Знания о понятии «этикет», «речевой этикет»; знания о формулах речевого этикета; знания о правилах речевого поведения; 2. развитие умения пользоваться формулами речевого этикета и правилами речевого поведения в конкретных речевых ситуациях; 3. развитие навыков и готовностей к осознанному стремлению к соблюдению правил речевого поведения. | - знать понятия «этикет», «речевой этикет»; - знать формулы речевого этикета; -уметь пользоваться формулами речевого этикета и правилами речевого поведения в конкретных речевых ситуациях; - быть готовым соблюдать правила речевого поведения |
2. Урок по развитию речи | 1 | «Что такое эпиграф?» | Написание сочинения одному из эпиграфов. | 1. Знания о понятии «эпиграф»; знания о понятии «вежливость»; 2. умение писать мини-сочинение в соответствии с эпиграфом; 3. умение доказывать свою точку зрения по проблеме. | - знать понятие «эпиграф»; - уметь писать мини-сочинение в соответствии с эпиграфом; - уметь доказывать свою точку зрения по проблеме | |
2 | 1. Урок-конференция | 2 | а) Что такое речевой этикет? б) Речевое поведение человека – признак его культурности. в) Это интересно! Происхождение слов здравствуй, спасибо, благодарю, прощай. Г) Знаем ли мы правила речевого общения? д) «Пустое «Вы» сердечным «Ты» она, обмолвясь, заменила». Или: как обратиться к собеседнику? е) Вежливость во время спора: миф или реальность? | Устные сообщения учащихся | 1. Знания о понятии «речевой этикет», «речевая культура», «формула речевого этикета» (развитие учебных, познавательных мотивов); 2. умения и навыки соблюдения правил и норм речевого поведения (развитие социальных мотивов); 3. развитие осознания необходимости изучения темы, стремления получать положительные отметки (развитие внешних мотивов). | - знать понятие «речевой этикет», «речевая культура», «формула речевого поведения»; - уметь соблюдать правила и нормы речевого поведения; - осознавать необходимость изучать тему; - стремиться получать положительные отметки |
2. Урок-практикум | 3 | «Речевое поведение в ситуациях и задачах» | Решение учебных познавательных задач | 1. Знание об этикетных формулах, знание о правилах и нормах речевого поведения (развитие учебных, познавательных мотивов); 2. умения использовать этикетные формулы и правила речевого поведения в речи в разных ситуациях общения (социальные мотивы); 3. готовность осознания смысла изучения темы «Речевое поведение в ситуациях и задачах». | - знать об этикетных формулах, правилах и нормах речевого поведения; - уметь использовать этикетные формулы и правила речевого поведения в речи в разных ситуациях общения; - осознавать смысл изучения темы; | |
3 | Урок-практикум | 3 | «Учимся оценивать речевое поведение» | Решение учебных познавательных задач, упражнений | 1. Знание правил речевого поведения; 2. умение опознавать речь, несоответствующую правилам речевого поведения; 3. умение создавать речь, соответствующую правилам речевого поведения. | - знать правила речевого поведения; - уметь опознавать речь, несоответствующую правилам речевого поведения; - уметь создавать речь, соответствующую правилам речевого поведения |
4 | Урок-практикум | 3 | «Жизнь – театр… Или: сколько у нас ролей?» | Упражнения на определение социальных ролей говорящих и составление диалогов с учётом этих ролей | 1. Знания о понятии «социальная роль»; 2. умение определять социальные роли говорящих; 3.умение выстраивать диалог в соответствии с социальной ролью. | - знать понятие «социальная роль»; - уметь определять социальные роли говорящих; - уметь выстраивать диалог в соответствии с социальной ролью |
Работа над практико-ориентированным проектом «Словарь вежливых слов и выражений»(внеурочная деятельность в течение одной недели (всего 6 часов), направленным на формирование мотивов познавательной деятельности и ценностных ориентаций. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ
«СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ»
Разработали: ученики 5 «А» класса
Зверев Никита,
Колосова Юлия,
Кочнев Дмитрий,
Круглова Александра,
Островский Владимир,
Панова Снежана
Слово учителя
Краткая аннотация проекта
Между учениками 5-го «А» класса возникают конфликтные ситуации из-за того, что они невежливо общаются друг с другом: не здороваются, грубят друг другу, забывают попросить прощения за проступок, не благодарят за оказанную услугу. Поэтому было решено разработать с учениками проект «Словарь вежливых слов».
Проект «Словарь вежливых слов» будет формировать духовно–нравственные качества учащихся, воспитывать уважительное и бережное отношение к людям, будет способствовать развитию познавательной активности, критического мышления. Проект, раскрывая сущность понятия «вежливость», будет развивать внутреннюю культуру детей, умение общаться; расширит словарный запас учащихся, будет способствовать формированию особого мнения о вежливом человеке. Учащиеся в ходе работы над проектом будут учиться добывать новые знаний о речевом этикете, вежливости и этикетных формулах, у них будет развиваться умение работать в команде. Всё это поспособствует развитию у учащихся умений оценивания речевого поведения.
В разработке проекта участвовали 6 человек:
Круглова Саша – командир проекта – организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта.
Панова Снежанна – помощник командира – помогает командиру организовывать работу группы над вопросами темы, отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу.
Колосова Юлия, Зверев Никита, Островский Вова – библиографы – отвечают за сбор источников информации по теме проекта.
Кочнев Дима – художник – отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.
В составлении анкеты и анализе результатов анкетирования принимали участие Круглова Саша и Панова Снежанна.
Учащиеся работали по следующему плану:
1. Составьте анкету и проведите анкетирование своих одноклассников на тему «Знаю ли я вежливые слова?»
2. Проанализируйте результаты анкетирования и выявите, знают ли ваши одноклассники вежливые слова.
3. Выделите тематические группы вежливых слов и выражений (слова приветствия, прощания, обращения, благодарности, извинения, просьбы, пожелания, знакомства, комплимента, отказа и др.).
4. Используя различные источники информации (научная литература, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.), подберите к каждой тематической группе вежливых слов и выражений этикетные формулы.
5. Самостоятельно решите, как будет выглядеть ваш словарь.
6. Оформите «Словарь вежливых слов и выражений» и представьте его классу.
1 ШАГ. Составление анкеты «Знаю ли я вежливые слова?» и проведение анкетирования одноклассников.
Анкета включает следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое вежливые слова?
А) Да
Б) Нет
2. Знаете ли вы, зачем нужны вежливые слова?
А) Да
Б) Нет
3. Всегда ли вы употребляете вы в своей речи вежливые слова?
А) Да
Б) Нет
В) Не всегда
4. Употребляют ли ваши друзья в своей речи вежливые слова?
А) Да
Б) Нет
5. Приведите примеры вежливых слов и выражений к следующим ситуациям:
А) Приветствие:
Б) Прощание:
В) Благодарность:
Г) Извинение:
ШАГ 2. Анализ результатов анкетирования.
Проанализировав ответы своих одноклассников, мы можем сделать следующие выводы:
На первый вопрос анкеты (знаете ли вы, что такое вежливые слова?) положительно ответили 34,1% одноклассников, отрицательно – 65,9%. Значит, большинство наших одноклассников не знают, что такое вежливые слова.
На второй вопрос (знаете ли вы, зачем нужны вежливые слова?) 28,3% одноклассников ответили «Да», 71,7% ответили «Нет».
На третий вопрос (всегда ли вы употребляете вы в своей речи вежливые слова?) положительно ответили 30% одноклассников, отрицательно – 70%.
На вопрос: употребляют ли ваши друзья в своей речи вежливые слова? ответили «Да» 34,1%, «Нет» – 65,9%.
Привести примеры вежливых слов и выражений к ситуациям приветствия, прощания, благодарности, извинения смогли 30,3% одноклассников, 57,3% привели примеры приветствия и прощания, 12,4% привели примеры приветствия, прощания.
Таким образом, большинство одноклассников не знают, что такое вежливые слова, не знают, для чего они нужны в речи, не все и не всегда употребляют вежливые слова в своей речи, не могут привести примеры вежливых слов и выражений к самым распространенным ситуациям общения. Поэтому необходимо создание словаря вежливых слов и выражений для одноклассников, который смогут прочитать все желающие или обратиться к нему, когда возникнут какие-либо трудности в общении.
ШАГ 3. Выделение тематических групп вежливых слов и выражений.
В ходе коллективного обсуждения было решено в качестве основных, наиболее распространенных в речевом общении, выделить следующие группы вежливых слов и выражения:
- приветствия
- прощания
- обращения
- благодарности
- извинения
- просьбы
- пожелания
- знакомства
- комплимента
- отказа
ШАГ 4. Подбор к каждой тематической группе вежливых слов и выражений этикетных формул, используя различные источники информации (научная литература, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.).
Нами были использованы следующие источники информации:
1. Гольдин В.Е. Речь и этикет: кн. для внекласс. чтения учащ. 7–8 кл. М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 120 с.
2. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 5–6 классов. Киев, 1994. – 221 с.
3. Львова С.И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет: пособие для учащихся / С.И. Львова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 202 с.
4. Наврот Я. Магистр вежливых наук, или Путешествие в страну Патафию. – М.: Детская литература, 1991. – 190 с.
5. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
Изучив данную литературу, к каждой тематической группе вежливых слов и выражений мы подобрали этикетные формулы:
Приветствия: Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Нижайшее почтение! Добро пожаловать! Рад Вас видеть. Сердечно приветствую Вас. Доброе утро! Приветствую Вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хлеб да соль! Добрый вечер!
Нельзя говорить: Хелло! Привет! Прив! (употребляются по отношению к хорошо знакомым, близким людям, среди молодёжи) Здрасьте! Здорово!
Речевое приветствие «Здравствуйте» является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из описательных оборотов, типа «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю» и т. д. «Здравствуйте же многие лета» – находим же в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. С конца 17 века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у нас «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», но и им предшествовали чисто русские выражения, типа «добр здоровь» – снова с пожеланием здоровья. Как показывает анализ литературы, все начиналось и кончалось пожеланием здоровья – и здравицы в застолье, и прощание при разлуке: «Будь здоров».
Прощания: До свидания! До скорого свидания! Прощайте! Счастливого пути! Доброго пути! В добрый час! Честь имею откланяться! Всего доброго! До встречи!
Нельзя говорить: Гуд бай! Покеда! Пока! Всего! Будь! Бывай! Чао-какао!
Междометие «пока» входит в группу «прощальных» слов, которые употребляются в разговорной речи. Происходит оно от наречия «пока», представляющего собой сокращение старого «покамест». А это слово, в свою очередь, возникло в результате сращения частей словосочетания по+ка+место (по – предлог, ка – краткое местоимение в значении «какое»).
Слово «прощай» – бывшая форма повелительного наклонения глагола «прощать», имеющая «извинительное» значение. Первоначально «прощай» значило «прости (если что не так)». Это значение ощущается у слова во фразеологизме «прощай, не поминай лихом».
Грубовато-фамильярное «адью» («до свидания, прощай») пришло к нам в XIX веке из французского языка, где оно возникло в результате слияния предлога а и существительного dieu «Бог», а значит, буквально обозначает «с Богом, прощай, до свидания».
Обращения: Будьте любезны… Будьте добры.... Извините.... Простите.... Разрешите обратиться… Извините, вы не подскажете…
Местоимение ты употребляется: | Местоимение вы употребляется: |
1. по отношению к близкому, хорошо знакомому человеку; 2. в неофициальной обстановке общения; 3. при грубоватом, фамильярном обращении к человеку; 4. обычно при обращении к младшему или равному по возрасту (положению). | 1. по отношению к незнакомому или малознакомому человеку; 2. в официальной обстановке общения; 3. для выражения уважительного отношения к человеку; 4. при обращении к старшему по возрасту (положению). |
Благодарности: Покорнейше вас благодарю. Благодарю вас. Спасибо. Примите мою благодарность. Премного вам благодарен! Разрешите поблагодарить вас. Я вам так признателен! Приношу свою благодарность. Нет слов, чтобы выразить мою благодарность!
Толковый словарь Даля определяет слово «спасибо» как исходное наречие из славянского языка, которое прижилось в современном языке как сокращённое «спаси Бог», то есть сохрани Бог от чего-либо, убереги меня. Говоря «спасибо», люди желают тебе спасения, предполагая, что ты грешник.
Слово «благодарю» так же образовано из двух корней разных слов: БЛАГО + ДАРЮ. Произнося это словосочетание, мы делимся частью нашего блага и так отвечаем добром на добро лично, взаимно отдаём добро в подарок.
Извинения: Прошу меня извинить. Простите. Виноват. Прошу прощения. Извините меня. Примите мои извинения. Не сердитесь, пожалуйста. Извини, дружок. Извините меня, пожалуйста. Простите меня, пожалуйста. Приношу свои извинения
Нельзя говорить: Пардон. Сори.
Просьбы: Пожалуйста. Будьте любезны. Разрешите обратиться. Не сочтите за труд. Милости просим. Убедительно прошу Вас. Не откажите в любезности. Сделайте одолжение. Огромная просьба к Вам.
Слово «пожалуйста» произошло от слова «пожалуй», т. е. «подай», – оборот, который всегда «стоял по просительной части». Слово «пожалуйста» образовалось очень давно, но в законченном, современном виде пришло в литературную речь уже после Пушкина. С глубокой древности пользовались наши предки исконной формой повелительного наклонения «пожаловать». Глагол «пожаловать» имел несколько значений: пожалеть, помиловать, простить, почтить, и понятен был только «с голоса», т. е. в устной речи.
Отказа: Я не согласен выполнять это поручение. Ни в коем случае! К сожалению, я не смогу этого сделать. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. Сейчас мне некогда. Как-нибудь в другой раз. Мне жаль, но я очень занят. Я еще не выполнил предыдущее поручение. Почему я должен это делать? Кому это нужно! Да не стану я этого делать, и не проси! Что-то мне не хочется. Еще чего! Нет, нет, нет и еще раз нет! Решительно отказываюсь.
ШАГ 5. Решаем, как будет выглядеть наш словарь.
В ходе коллективного обсуждения мы решили оформить наш словарь в виде брошюры. Тематические группы вежливых слов и выражений будут располагаться в словаре по алфавиту. Словарь содержит следующие рубрики: «Слова благодарности», «Слова извинения», «Слова обращения», «Слова отказа», «Слова приветствия», «Слова просьбы», «Слова прощания». Каждая рубрика содержит набор вежливых слов и выражений, соответствующих тематике рубрики. Рубрика «Так нельзя говорить!» демонстрирует неэтикетные формулы, которые недопустимо употреблять в речи. Рубрика «Это интересно!» содержит дополнительные сведения для любознательных о вежливых словах и их происхождении.
ШАГ 6. Оформление «Словаря вежливых слов и выражений» и представление его классу.
Мы оформили наш словарь в виде брошюры. Представление словаря будет происходить на заключительном уроке русского языка по речевому этикету «Жизнь театр…, или Сколько у нас ролей?».
СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ
СОДЕРЖАНИЕ:
Кратко о «Словаре…»………………………………………………..3
Слова благодарности…………………………………………………4
Слова извинения………………………………………………………5
Слова обращения…………………..………………………………….6
Слова отказа…..……………………………………………………….7
Слова приветствия ……………………………………………………8
Слова просьбы…………………………………………………………9
Слова прощания………………………………………………………10
Кратко о «Словаре…»
«Словарь вежливых слов и выражений» предназначен для всех, кто интересуется проблемой речевого этикета. В данный словарь можно заглянуть, когда возникли трудности в общении или вы не знаете, какую этикетную формулу необходимо употребить в конкретной ситуации общения.
Тематические группы вежливых слов и выражений располагаются в словаре по алфавиту.
Словарь содержит следующие рубрики: «Слова благодарности», «Слова извинения», «Слова обращения», «Слова отказа», «Слова приветствия», «Слова просьбы», «Слова прощания». Каждая рубрика содержит набор вежливых слов и выражений, соответствующих тематике рубрики. Рубрика «Так нельзя говорить!» демонстрирует неэтикетные формулы, которые недопустимо употреблять в речи. Рубрика «Это интересно!» содержит дополнительные сведения для любознательных о вежливых словах и их происхождении.
Слова благодарности
Покорнейше вас благодарю.
Благодарю вас.
Спасибо.
Примите мою благодарность.
Премного вам благодарен!
Разрешите поблагодарить вас.
Я вам так признателен!
Приношу свою благодарность.
Нет слов, чтобы выразить мою благодарность!
*ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Толковый словарь Даля определяет слово «спасибо» как исходное наречие из славянского языка, которое прижилось в современном языке как сокращённое «спаси Бог», то есть «сохрани Бог от чего-либо, убереги меня». Говоря «спасибо», люди желают тебе спасения, предполагая, что ты грешник.
Слово «благодарю» также образовано из двух корней разных слов: БЛАГО + ДАРЮ. Произнося это словосочетание, мы делимся частью нашего блага и так отвечаем добром на добро лично, взаимно отдаём добро в подарок.
Слова извинения
Прошу меня извинить.
Простите.
Виноват.
Прошу прощения.
Извините меня.
Примите мои извинения.
Не сердитесь, пожалуйста.
Извини, дружок.
Извините меня, пожалуйста.
Простите меня, пожалуйста.
Приношу свои извинения.
Нельзя говорить: Пардон. Сори.
Слова обращения
Будьте любезны…
Будьте добры....
Извините....
Простите....
Разрешите обратиться…
Извините, вы не подскажете…
Местоимение ты употребляется: | Местоимение вы употребляется: |
1. по отношению к близкому, хорошо знакомому человеку; 2. в неофициальной обстановке общения; 3. при грубоватом, фамильярном обращении к человеку; 4. обычно при обращении к младшему или равному по возрасту (положению). | 1. по отношению к незнакомому или малознакомому человеку; 2. в официальной обстановке общения; 3. для выражения уважительного отношения к человеку; 4. при обращении к старшему по возрасту (положению). |
Слова отказа
К сожалению, я не смогу этого сделать.
Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча.
Сейчас мне некогда. Как-нибудь в другой раз.
Мне жаль, но я очень занят.
Я еще не выполнил предыдущее поручение.
Слова приветствия
Пламенный привет!
Доброго здоровья!
Позвольте поприветствовать Вас!
Здравствуй(те)!
Мое почтение!
Сколько лет, сколько зим!
Добро пожаловать!
Рад Вас видеть.
Сердечно приветствую Вас / Приветствую Вас!
Доброе утро! / Добрый день! / Добрый вечер!
Мое почтение!
Здравия желаю!
Нельзя говорить: Хелло! Привет! Прив! (употребляются по отношению к хорошо знакомым, близким людям, среди молодёжи) Здрасьте! Здорово!
*ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Речевое приветствие «Здравствуйте» является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из описательных оборотов, типа «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю» и т. д.
Слова просьбы
Пожалуйста.
Будьте любезны.
Разрешите обратиться.
Не сочтите за труд.
Милости просим.
Убедительно прошу Вас.
Не откажите в любезности.
Сделайте одолжение.
Огромная просьба к Вам.
*ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Слово «пожалуйста» произошло от слова «пожалуй», т. е. «подай», – оборот, который всегда «стоял по просительной части». Слово «пожалуйста» образовалось очень давно, но в законченном, современном виде пришло в литературную речь уже после Пушкина. С глубокой древности пользовались наши предки исконной формой повелительного наклонения «пожаловать». Глагол «пожаловать» имел несколько значений: пожалеть, помиловать, простить, почтить, и понятен был только «с голоса», т. е. в устной речи.
Слова прощания
До свидания!
До скорого свидания!
Прощайте!
Счастливого пути!
Доброго пути!
В добрый час!
Честь имею откланяться!
Всего доброго!
До встречи!
Нельзя говорить: Гуд бай! Покеда! Пока! Всего! Будь! Бывай! Чао-какао!
*ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Междометие «пока» входит в группу «прощальных» слов, которые употребляются в разговорной речи. Происходит оно от наречия «пока», представляющего собой сокращение старого «покамест». А это слово, в свою очередь, возникло в результате сращения частей словосочетания по+ка+место (по – предлог, ка – краткое местоимение в значении «какое»).
Слово «прощай» – бывшая форма повелительного наклонения глагола прощать, имеющая «извинительное» значение. Первоначально «прощай» значило «прости (если что не так)».
Приложение 2
Рефлексивный языковой портфель |
Содержание рефлексивного языкового портфеля:
Часть 1. «Досье»…………………………………………………………..3
Часть 2. «Языковая биография»………………………………………....5
Часть 3. «Языковой паспорт»……………………………………………8
ЧАСТЬ 1. «ДОСЬЕ»
МОЁ ИМЯ
Напиши о себе:
Фамилия: Соболева
Имя: Алина
Отчество: Викторовна
Что означает твоё имя? В переводе с латинского языка имя Алина переводится как «чужая», «другая». Есть и другие версии значения моего имени. Например, в арабских странах Алина – это женская форма имени мужчины Али, обозначающая «возвышенная», «благородная».
Я родилась: 16 апреля 2008 года
Я УЧУСЬ
В какой школе ты учишься: Я учусь в МОУ:СОШ №41, г.Борзя, Забайкальского края.
В каком классе ты учишься: Я учусь в 5 «А» классе
Мой учитель по русскому языку: Главацкая Наталья Владимировна
Я обучаюсь по УМК: Я обучаюсь по учебникам русского языка для 5-го класса под редакцией М.М. Разумовской.
МОЁ УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Дата | Мероприятие, праздник | Участие, исполняемая роль | Мои успехи |
10.09.2013 | Конкурс «Умники и Умницы» | Я принимала участие в команде «Умниц» от нашего класса, в команде было 7 человек. | Мы дошли до третьего тура, но в финал пройти не удалось. В нашей копилке было 9 жетонов. Нам дали поощрительные призы. |
29.11.2013 | Конкурс «Давайте расставим все точки над буквой Ё» | Я участвовала в команде «Совремешки», выступала с докладом «Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита». В своём докладе я раскрыла некоторые проблемы буквы Ё и показала важность её использования. | За лучший доклад на данном мероприятии я получила почётную грамоту участника. |
20.12.2013 | Конференция «На чистом русском» | Принимала участие в данной конференции. Выступала с докладом «Роль речевого этикета в нашей жизни», участвовала в конкурсах: «Синонимы», «Знатоки поговорок», «Анаграммы». | За лучший доклад на данном мероприятии я получила почётную грамоту участника, а также за победу в конкурсе «Синонимы» я получила медальку. |
15.01.2014 | Конференция «Мир знаний» | Выступала с докладом на тему: «Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет». | За лучший доклад на конференции я заняла второе место. |
МОИ ЦЕЛИ
В марте 2014 года в нашей школе будет проходить отборочный тур для участия в городской конференции «Планета Знаний». Я планирую принять участие в данной конференции с докладом по русскому языку «Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите…». Мы с Натальей Владимировной ещё в прошлом году начали готовиться. Я верю, что у меня всё получится!
ЧАСТЬ 2. «ЯЗЫКОВАЯ БИОГРАФИЯ»
«Развитие знаний правил речевого этикета и умений оценивания речевого поведения» (5класс)
Заполни первые три колонки. Поставь знак «+» в соответствующей колонке:
- Колонка 1 соответствует критерию «затрудняюсь (не могу)/затрудняется (не может)»;
- Колонка 2 соответствует критерию «могу (может), приложив усилия»;
- Колонка 3 соответствует критерию «могу (может) легко, без затруднений».
- РУСИСТИКА И ЕЁ РАЗДЕЛЫ, УЧЁНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ
содержание | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Знаю/ понимаю | ٧ Что такое культура речи ٧Что изучает культура речи ٧Что такое речевой этикет ٧ Какие учёные изучали русский речевой этикет | ||||||
Умею/ могу | ٧ Дать определение культуры речи ٧Могу объяснить, что изучает культура речи ٧ Дать определение речевого этикета ٧ Назвать 1-2 учёных, изучающих русский речевой этикет ٧ Рассказать о жизни и научной деятельности учёных, изучавших русский речевой этикет |
- ЯЗЫК И РЕЧЬ, ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ
содержание | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Знаю/ понимаю | ٧ Что такое формула речевого этикета ٧ Что такое этикетная формула приветствия ٧ Что такое этикетная формула прощания ٧ Что такое этикетная формула извинения ٧ Что такое этикетная формула благодарности ٧ Что такое этикетная формула просьбы ٧ Что такое этикетная формула обращения ٧ Для чего необходимо изучать речевой этикет ٧Для чего нужно использовать этикетные формулы в речи ٧ Что проблема речевого этикета актуальна в современном обществе ٧ Что знания по речевому этикету пригодятся мне в моей жизни ٧ Что такое система моральных норм и ценностей ٧ Что такое межэтническая толерантность ٧ Что такое доброжелательное отношение к окружающим ٧ Как вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения ٧ О приёмах конструктивного разрешения конфликтов ٧ О необходимости выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности ٧Что такое нормы и правила речевого этикета ٧ Что такое нормы речевого поведения в различных сферах жизнедеятельности ٧ Что такое социальная роль ٧ Какую социальную роль/роли я исполняю ٧ Для чего необходимо учитывать социальную роль собеседника в разговоре с ним | ||||||
Умею/ могу | ٧ Определить понятие «формула речевого этикета» ٧ Привести примеры этикетных формул приветствия ٧ Привести примеры этикетных формул прощания ٧ Привести примеры этикетных формул извинения ٧ Привести примеры этикетных формул благодарности ٧ Привести примеры этикетных формул просьбы ٧ Привести примеры этикетных формул обращения ٧ Объяснить, для чего необходимо изучать речевой этикет ٧ Объяснить, для чего нужно использовать этикетные формулы в речи ٧Мотивировать свои действия, выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения ٧ Объяснить, почему проблема речевого этикета актуальна в современном обществе ٧ Объяснить, как знания по речевому этикету пригодятся мне в моей жизни ٧ Определить понятие «система моральных норм и ценностей» ٧ Определить понятие «межэтническая толерантность» ٧ Определить понятие «доброжелательное отношение к окружающим» ٧Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения ٧ Конструктивно разрешать конфликты ٧ Выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности ٧ Ориентироваться в системе норм речевого этикета ٧ Оценивать своё речевое поведение ٧ Оценивать речевое поведение других людей ٧ Создавать, сохранять, восстанавливать положительные взаимоотношения с окружающими людьми ٧Соотносить свои поступки и поступки других людей с принятыми этическими принципами ٧ Приводить факты, доказывающие соответствие/несоответствие речи нормам и правилам речевого поведения ٧ Комментировать речевую ситуацию сточки зрения требований современного речевого этикета ٧ Определить понятие «социальная роль» ٧ Привести примеры социальных ролей, которые я исполняю ٧ Объяснить, для чего необходимо учитывать социальные роли говорящих ٧Объяснить, каким образом необходимо учитывать социальные роли говорящих |
3.УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
содержание | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Знаю/ понимаю | ٧ Где можно найти дополнительный материал о культуре речи, речевом этикете ٧ Где и как узнать об элементах речевого этикета, этикетных формулах ٧ Как определить отнесённость этикетной формулы к определенной речевой ситуации (приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности ит.д.) ٧Куда можно обратиться при затруднениях в анализе речевого поведения | ||||||
Умею/ могу | ٧ Рассказать, где найти дополнительный материал о культуре речи, речевом этикете ٧ Рассказать, где и как узнать об элементах речевого этикета, этикетных формулах ٧ Показать, как можно определить отнесённость этикетной формулы к определенной речевой ситуации (приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности ит.д.) ٧Рассказать, куда можно обратиться при затруднениях в анализе речевого поведения |
ЧАСТЬ 3. «ЯЗЫКОВОЙ ПАСПОРТ»
Критерии установления уровня сформированности знаний и умений (число условных знаков «+», поставленных в определённой колонке):
1.УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ (РУСИСТИКА И ЕЁ РАЗДЕЛЫ, УЧЁНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ)
Уровень | «Могу, приложив усилия» | «Могу легко, без затруднений» |
Высокий | - | Не менее 3 |
Продвинутый | 1-2 | Не менее 2 |
Норма | Не менее 1 | Не менее 1 |
Низкий | Ни одного | Ни одного |
2. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ (ЯЗЫК И РЕЧЬ, ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ)
Уровень | «Могу, приложив усилия» | «Могу легко, без затруднений» |
Высокий | - | 17-19 |
Продвинутый | 10-14 | 15-16 |
Норма | Не менее 10 | 14 |
Низкий | Ни одного | Меньше 14 |
3. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ (УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Уровень | «Могу, приложив усилия» | «Могу легко, без затруднений» |
Высокий | - | 4-3 |
Продвинутый | 1-2 | 3 |
Норма | Не менее 1 | 2 |
Низкий | Ни одного | Ни одного |
Приложение 3
Проекты, направленные на развитие у учащихся умений оценивания речевого поведения
1. Практико-ориентированный проект на тему «Словарь вежливых слов и выражений». Данный проект способствует развитию у учащихся системы смыслообразования: учебных и познавательных мотивов (учащиеся узнают о вежливых словах и выражениях, учатся их группировать); социальных мотивов (мотив социального сотрудничества – учащиеся учатся работать в группе) и др.
Задания:
- Составьте анкету и проведите анкетирование своих одноклассников на тему «Знаю ли я вежливые слова?»
- Проанализируйте результаты анкетирования и выявите, знают ли ваши одноклассники вежливые слова.
- Выделите тематические группы вежливых слов и выражений (слова приветствия, прощания, обращения, благодарности, извинения, просьбы, пожелания, знакомства, комплимента, отказа и др.).
- Используя различные источники информации (научная литература, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.), подберите к каждой тематической группе вежливых слов и выражений этикетные формулы.
- Самостоятельно решите, как будет выглядеть ваш словарь.
- Оформите «Словарь вежливых слов и выражений» и представьте его классу.
2. Исследовательский проект на тему «Проблема речевого этикета современных школьников». Данный проект помогает учащимся осознать актуальность проблемы речевого этикета, высказать свою точку зрения по проблеме, провести анкетирование одноклассников, т.е. узнать их мнение по проблеме, сделать выводы, т.е. проект способствует развитию у школьников жизненного, личностного самоопределения.
Задания:
- Установите проблему, сформулируйте цели и определите задачи работы над проектом.
- Сформулируйте предварительную гипотезу.
- Решите, какими методами вы будете пользоваться, чтобы проверить выдвинутую гипотезу (эксперимент, моделирование, опрос, анкетирование и др.).
- Определите, в какой форме вы изложите результаты исследования (реферат, доклад, творческий отчет и т.д.).
- Изучите научную литературу по теме «Речевой этикет», используя различные источники информации.
- Составьте вопросы анкеты «Роль речевого этикета в моей жизни» для своих одноклассников и проведите анкетирование. Это поможет вам обосновать актуальность исследования.
- Систематизируйте источники исследования и проанализируйте анкеты.
- Оформите результаты исследования в соответствии с выбранной формой.
- Создайте презентацию проекта в выбранной форме.
- Определите, удалось ли вам достичь цели и поставленных задач, установите перспективы и новые проблемы исследования.
3.Информационный проект на тему «Речевой этикет современных СМИ (на примере детских телепередач)». Данный проект позволяет учащимся осуществлять нравственно-этическое оценивание речевого поведения героев.
Задания:
- Используя различные источники информации (научная литература, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.), изучите тему «Речевой этикет».
- Распределитесь на группы и выберите по 1-2 телепередачи для просмотра: на телеканале «Карусель», передачи: «Форт Боярд», «Мода из комода», «Лови момент», «Навигатор. Апгрейд», «Волшебный чуланчик», «Вопрос на засыпку», «Дорожная азбука», «Мультстудия», «Уроки хороших манер».
- В течение одного месяца смотрите выбранные вами передачи и фиксируйте ошибки, связанные с несоблюдением правил речевого этикета (название телепередачи, её герой, который совершил ошибку, дата), а также записывайте примеры-образцы нормативного употребления этикетных слов и выражений.
- Обработайте полученную вами информацию: докажите актуальность темы вашего проекта, проанализируйте, систематизируйте информацию, сделайте аргументированные выводы.
- Оформите результат проекта в виде статьи.
- Данная статья будет опубликована в школьной газете.
4.Творческий проект на тему «Кодекс этикетных норм». Данный проект развивает у учащихся систему смыслов и мотивов, а также жизненное, личностное самоопределение.
Задания:
- Обсудите кодекс этикетных норм, которыми вы должны руководствоваться в школе при общении с одноклассниками (время для обдумывания и составления набора необходимых правил и норм – 1 неделя, количество правил – 5-7).
- Объединитесь в пары, обсудите и на основании общего решения выделите 5-7 моральных норм.
- По 2-3 пары объединитесь в группы и обсудите общие правила для группы. Объединитесь группами. Таким образом формулируется кодекс класса.
- Запишите предложения к кодексу на отдельных листах.
- Оформите «Кодекс этикетных норм» в виде плаката и поставьте свою подпись на нём, дав обязательство следовать заложенным в нём нормам.
5. Ролевой проект на тему «Мои социальные роли и межличностные отношения». Такой проект направлен на развитие умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Задания:
- Познакомьтесь с предложенными вам темами: «В магазине», «В транспорте», «В гостях», «Дома», «В школе».
- Разделитесь на группы и составьте диалог на одну из предложенных тем, выбрав себе определенную социальную роль.
- Разыграйте диалоги перед своими одноклассниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов
Элективный курс по русскому языку предназначен для обучающихся 10-11 классов в объеме 68 часов рассчитан на два года или год изучения....
Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов
Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...
рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...
Программа элективного курса по русскому языку " Основы речевой культуры" 10 класс
Данная программа расчитана на повышение культуры речи школьников...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...