Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов
рабочая программа (11 класс) по теме

Элективный курс по русскому языку предназначен для обучающихся 10-11 классов в объеме 68 часов рассчитан на два года или год изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №25

с углубленным изучением татарского языка Ленинского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

ПРОГРАММА

элективного курса для учащихся 10,11 классов

(базовый профиль обучения)

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

(68 часов)

Автор: учитель русского языка и литературы

В.Е. Виноградова

Уфа 2011


АННОТАЦИЯ

Элективный курс «Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 10,11 классов и рассчитана на  68 часов учебной нагрузки за один или два года обучения.

        Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить содержание базового учебного предмета «русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку.

Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского  языка:

  • фонетика,
  • морфемика и словообразование,
  • грамматика (морфология, синтаксис),
  • текстоведение и речеведение;

         реализация программы предполагает совершенствование практических умений:

  •  по орфографии и пунктуации,
  • анализа текста и его информационной переработки,
  • создания собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ЕГЭ.

Серьёзное внимание в программе уделяется вопросам стилистики и культуры речи.

        Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков.

Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 10,11 классов общеобразовательных школ. Объём программы - 68 часов учебной нагрузки, которая может быть реализована в течение одного или двух лет обучения.

Цели программы:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы;
  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
  • оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.

Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и на основе спецификации.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;
  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

        Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- умение характеризовать композицию публицистического произведения;

- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

        Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

        Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

        Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ п/п

Разделы, темы программы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

2

презентация, аналитическое чтение и изучение

2

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

1

1

конспектирование

3

Общие сведения о языке.

1

опорный конспект

4

Фонетический принцип русской орфографии

2

языковой анализ

5

Орфоэпические нормы.

1

работа со словарем

6

Морфологические нормы.

3

7

опорный  конспект

7

Способы словообразования

1

игра

8

Лексические нормы. Паронимы. Лексическое значение слова.

1

1

составление словарной статьи

9

Фразеологизм и его признаки.

1

работа со словарем

10

Контроль знаний. Тест (часть А)

1

тестирование

11

Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом.

1

практикум

12

Синтаксические  нормы. Нормы управления и согласования.

1

деловая игра

13

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

1

комплексный анализ текста

14

Стили речи.

2

стилистический анализ текста

15

Текстоведение: абзац, строение абзаца, средства связи.

1

практикум по информа-ционной переработке

16

Текст:  тема текста, проблема, позиция автора и собственная позиция.

1

дискуссия

17

Работа с текстом.  Вступление к тексту.

1

дискуссия

18

Работа с текстом. Написание основной части сочинения-рассуждения.

1

практикум

19

Работа с текстом. Написание заключения сочинения.

1

редактирование

20

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения (часть С).

1

творческая работа

итого

7

27

2-й год обучения.

№ п/п

Разделы, темы программы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

1

работа с тестом, составление теста

2

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание.

1

1

практикум

3

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

1

1

опорный конспект

4

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

1

практикум

5

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

2

практикум

6

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

1

практикум

7

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

1

переработка информации в схемы

8

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

1

составление алгоритмов

9

Двоеточие в бессоюзном предложении.

1

составление таблицы

10

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточ-ным.

1

практикум

11

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1

1

практикум

12

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

1

1

переработка информации в схемы

13

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1

деловая игра

14

Цитирование.

1

работа с текстом

15

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

работа со словарем

16

Текст. Средства выразительности.

2

Речеведческий анализ

17

Контроль знаний. Языковой анализ текста (часть В).

2

тестирование

18

Текст. Строение текста: абзацы.

2

Творческая работа, написание эссе

19

Работа с текстом. Анализ сочинения.

1

комплексный анализ

20

Контроль знаний. Работа с текстом. Написание рецензии.

2

Творческая работа

21

Работа с текстом.  Анализ сочинения.

1

комплексный анализ + редактирование

22

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В, С).

3

тестирование, сочинение

23

Результаты тестирования в формате ЕГЭ.  Редактирование

1

анализ работы

итого

5

29

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

  1. Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов.

Единый государственный экзамен как форма итогового контроля.  Кодификатор – структурированное содержание предмета. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания типа  А, В и С. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку.

  1. Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ. Правила заполнения бланков ЕГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С 1).

  1. Общие сведения о языке.

Язык и речь. Функциональные стили речи. Понятие литературного языка. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в

15-17 в.в.; период выработки норм русского национального языка. Понятие нормы и её изменчивости.

  1. Фонетический принцип русской орфографии.

Характеристика звуков русской речи. Фонетика: принцип буквенной орфографии

Блоковая подача орфографии. Правописание падежных и родовых окончаний. Употребление буквы Ь. Чередование  гласных в корне. Безударные гласные в корне. Правописание непроизносимых согласных. Правописание приставок.

  1. Орфоэпические нормы.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задания в формате ЕГЭ (часть А).

  1. Морфологические правила и нормы.

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы). Задания в формате ЕГЭ (части А, В).

Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Именительный и родительный падежи существительных множественного числа.

Блок 2.  Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Блок 3.  Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4.  Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5.  Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6.   Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи.  

Блок 7.  Разряды местоимений.

Блок 8.  Союзы сочинительные и подчинительные.

Блок 9.  Прилагательные в сравнительной степени.

  1. Способы словообразования.

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Словообразовательная цепочка. Трудные случаи словообразования. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Лексические нормы.

Лексическое значение слова. Нормы сочетаемости. Паронимы и их использование в речи. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Фразеологизм и его признаки.

Фразеологический словарь. Задания в формате ЕГЭ.

  1.  Контроль знаний. 

 Тест (часть А).

  1.  Синтаксические нормы.

Построение предложений с деепричастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Синтаксические  нормы.

Нормы управления и согласования.  Задания в формате ЕГЭ.

  1. Типы речи. 

Повествование, описание, рассуждение.

  1. Стили речи.

Общие особенности публицистического. научного и художественного стилей. Языковые особенности. Средства выразительности в них.

  1. Текстоведение.

Работа по текстоведению: абзац, строение абзаца (абзацный зачин, комментирующая   часть), средства связи.

  1. Работа с текстом.

Тема текста и фактические ошибки.  Формулировка проблемы  исходного текста и комментарий к сформулированной проблеме. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.  Задания в формате ЕГЭ (часть С).

  1. Работа с текстом. 

Вступление к тексту (определение темы и основной мысли текста,  определение проблем, затронутых автором).

  1. Работа с текстом.

Написание основной части сочинения-рассуждения (комментарий к сформулированной проблеме, отражение позиции автора и собственной точки зрения по проблеме, приведение аргументов из литературы или жизненного опыта).

  1. Работа с текстом.

Написание заключения сочинения (в финальной части развернем  мысль высказанную во вступлении, или логически завершим её).

  1. Контроль знаний.

Написание сочинения-рассуждения (часть С).

2-й год обучения

  1. Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

  1. Синтаксис. 

Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование,   примыкание).

  1. Простое односоставное предложение.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное,   безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Принципы и функции пунктуации.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки  препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в  формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания 

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации. 

Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.  Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Сложноподчиненное предложение 

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.

  1. Замена придаточной части С П П.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Цитирование. 

Виды цитирования. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Изобразительно-выразительные средства языка 

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

  1. Работа с текстом.

Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (часть В и С).

  1. Контроль знаний.

Тест (часть В). Анализ текста.

  1. Работа с текстом.

Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).

  1. Работа с текстом.

Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.

  1. Контроль знаний.

Работа с текстом. Написание рецензии.

  1. Работа с текстом.  

Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических  ошибок.

  1. Итоговый контроль знаний.

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В, С).

  1. Результаты тестирования в формате ЕГЭ.

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

Список основной литературы для учителя:

  1. О.Ф.Вакурова, С.И.Львова, И.П.Цыбулько «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык». - М.: Дрофа, 2004.
  2. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс» -  М.: ВАКО, 2003.
  3. Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс».- М.: ВАКО, 2004.
  4. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы»  - М.: Просвещение, 2000.
  5. В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11классы». - М.: Дрофа, 2002.
  6. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова «Единый государственный экзамен. Русский язык». - М.: Просвещение, 2003.
  7. Г.Т.Егораева «Русский язык. Выполнение части 3 (С)». - М.: Экзамен, 2005.
  8. Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М.: Айрис пресс, 2009.
  9. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2008. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2007.
  10. Л.И.Пучкова «ЕГЭ. Типовые тестовые задания». -  М.: Экзамен, 2008.
  11. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2009. Русский язык». - М.: АСТ.Астрель, 2008.
  12. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2010 г. Русский язык». - M.: АСТ.Астрель, 2009.
  13. С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку». - Санкт-Петербург.: Норинт, 2004.
  14. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова «Русский язык. Анализ текста». -  Санкт-Петербург: САГА, 2004.
  15. Ю.Н.Сивакова «ЕГЭ. Русский язык». - Санкт-Петербург: САГА, 2004.

Список литературы для учащихся:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» - М: Просвещение, 2002.
  2. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» - М: Просвещение, 2000.
  3. В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11 классы» - М: Дрофа, 2002.
  4. Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
  5. С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену  по русскому языку» - Санкт-Петербург: Норинт, 2004.
  6. Сборники тестов контрольно измерительных материалов по ЕГЭ. (Выпуск последних лет).

Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:

http://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.noc.spb.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов

Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Русский язык в формате ЕГЭ"

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...