Программа элективного курса по русскому языку " Основы речевой культуры" 10 класс
элективный курс по русскому языку (10 класс)
Данная программа расчитана на повышение культуры речи школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ СОШ №7
Рабочая программа
элективного курса « Основы речевой культуры»
10 класс
Учителя: Бондаренко
Алевтины Васильевны
г. Когалым
Пояснительная записка
Элективный курс “Русский язык и культура речи” направлен на решение этой актуальной и важной для нашего государства задачи.
Предлагаемая программа элективного курса развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Программа позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.
Изучение элективного курса в полном объёме предполагается за 34 часа (при нагрузке 1 ч. в неделю) Каждый тематический раздел курса состоит из 2-х частей: “Основные сведения” и “Практическая деятельность учащихся”. В I части даются основные научные понятия курса. Во II части содержится перечень примерных упражнений и различных видов творческих работ, которые рекомендуется проводить при изучении данных тем.
Цель курса:
- познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
- пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
- помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
- развитие творческих способностей учащихся;
- способствовать овладению учащимися исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе.
Задачи курса:
- составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
- расширить знания по основным вопросам культуры речи;
- помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;
- выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;
- дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
- подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.
Актуальность
Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Научность
Культура речи – лингвистическая дисциплина. Культура речи – умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
Доступность
Курс культуры речи связан с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.
Системность
Курс строится от частных вопросов (особенности образования определённых форм слов) к общим (качество идеальной речи).
Практическая направленность.
1.Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.
2.Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие культуры речи, во-вторых, успешная сдача ЕГЭ.
Предполагаемые результаты
Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.
Учащиеся должны усвоить знания: норм языка, сформировать умения правильной, точной, логичной, уместной и выразительной речи.
Усвоение знаний должно способствовать: улучшению качества письменной и устной речи учащихся, успешной сдаче ЕГЭ.
Данный курс поможет учащимся овладеть способами исследовательской деятельности.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство с нормами русского литературного языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области культуры речи, знакомит с работой корректора – работника издательства, редакции или типографии, читающего и исправляющего корректуру.
Основные организационные формы проведения занятий: семинары-практикумы, интерактивные лекции, лабораторные занятия, творческие практикумы, деловая игра: “Экзамен для редактора”; деловая игра: “Заседание редакторской коллегии”; дискуссия, проектная деятельность, урок-кроссворд, игра – общение, викторина, урок – тест.
Формы контроля: доклады, презентация, проекты, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.
К программе элективного курса прилагается пособие “Сборник упражнений по культуре речи”, словарь – минимум по культуре речи, тест – контроль. Тестовые задания способствуют подготовке учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | |
1 | Национальный русский язык | 2 | Русский язык, его составляющие (территориальные диалекты, жаргоны, арго, литературный язык как высшая форма национального русского языка).Язык и речь. Признаки, характеризующие язык и речь. Особенности устной и письменной речи. |
2 | Понятие культуры речи | 2 | Характеристика понятия “культура речи”. Три составляющих компонента культура речи.Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. |
3 | Языковая норма, её динамика и вариативность. . | 3 | Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Языковая норма – явление историческое.Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая. |
4 | Орфоэпические нормы языка. | 2 | Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. |
5 | Акцентологические нормы. | 2 | Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке. |
6 | Лексика. Фразеология. Лексические нормы. | 4 | Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи.Особенности заимствованных слов в русском языке. Признаки иноязычного происхождения слов.Фразеологизмы. |
7 | Морфемика: словообразовательные нормы. | 2 | Грамматические трудности, связанные с образованием слов. |
8 | Морфология. Морфологические нормы. | 8 | Понятие морфологии. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке.Морфологические нормы. Имя существительное: ошибки в формах числа, ошибки в падежных формах, склонение имён собственных, трудности в определении рода имён существительных. Имя прилагательное: употребление степеней сравнения. Имя числительное: ошибки в образовании форм. Местоимение: трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений, трудности в употреблении, местоимения и вежливость. Глагол и его форма: трудность в образовании глагола и его форм, нарушение видо-временных отношений глаголов. Наречие: трудности в образовании и употреблении. Служебная часть речи: трудности в употреблении предлогов и союзов. |
9 | Синтаксис. Синтаксические нормы. | 7 | Понятие о синтаксисе. Синтаксические нормы. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Фигура умолчания. Использование риторических вопросов, восклицаний и обращений. Нарушение порядка слов. Инверсия как средство выразительности. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в использовании прямой и косвенной речи |
10 | Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы | 2 | Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. |
11 | Контрольный тест по курсу “Русский язык и культура речи” | 1 | |
ВСЕГО | 34 часа |
Содержание курса
Тема 1. Национальный русский язык(2 часа)
Русский язык, его составляющие (территориальные диалекты, жаргоны, арго, литературный язык как высшая форма национального русского языка). Язык и речь. Признаки, характеризующие язык и речь. Особенности устной и письменной речи.
Практическая деятельность учащихся
Коллективное составление схемы “Структура языка”. Работа с толковыми словарями русского языка. Выполнение упражнений по культуре речи.
Тема 2.Понятие культуры речи.(2 часа)
Характеристика понятия “культура речи”. Три составляющих компонента культура речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность.
Практическая деятельность учащихся.
Диагностирующий тест по нормам русского языка.
Тема 3.Языковая норма, её динамика и вариативность.(3 часа)
Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Языковая норма – явление историческое. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая. Формирование норм литературного языка. Три степени нормативности.
Практическая деятельность учащихся.
Выступления учащихся с докладами: “Историческая смена норм литературного языка”, “Источники установления языковой нормы”
Выполнение упражнений по культуре речи.
Тема 4.Орфоэпические нормы языка.(2 часа)
Звуковой уровень речи. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс.
Практическая деятельность учащихся
Работа с орфоэпическими словарями. Типы орфоэпических ошибок (твёрдое\ мягкое произношение согласных в заимствованных словах, произношение сочетания чн и т.д.)
Тема 5.Акцентологические нормы.(2 часа)
Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.
Практическая деятельность учащихся.
Типы акцентологических ошибок (трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени).
Выполнение упражнений по культуре речи.
Тема 6. Лексика. Фразеология. Лексические нормы.(4 часа)
Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи (использование в устной и письменной речи метафор, метонимии, синекдохи, антитезы, оксюморона, контекстуальных и общеязыковых синонимов и антонимов, омонимов, устаревших слов и неологизмов).Особенности заимствованных слов в русском языке. Признаки иноязычного происхождения слов.Фразеологизмы, их использование в речи. Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.Лексические нормы. Нарушение лексических норм как речевая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, лишние слова в речи, тавтология и неуместное повторение слов, смешение паронимов, плеоназм)
Практическая деятельность учащихся.
Лексический анализ текстов. Работа со словарями и справочниками. Выполнение упражнений по устранению лексических ошибок.
Тема 7.Морфемика: словообразовательные нормы.(2 часа)
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. Уместность употребления слов различных словообразовательных типов. Словотворчество. Словообразовательные модели.
Практическая деятельность учащихся.
Работа с этимологическими и словообразовательными словарями. Выполнение упражнений по культуре речи.
Тема 8.Морфология. Морфологические нормы.(8 часов)
Понятие морфологии. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке. Морфологические нормы. Имя существительное: ошибки в формах числа, ошибки в падежных формах, склонение имён собственных, трудности в определении рода имён существительных. Имя прилагательное: употребление степеней сравнения. Имя числительное: ошибки в образовании форм. Местоимение: трудности в формообразовании личных и притяжательных местоимений, трудности в употреблении, местоимения и вежливость. Глагол и его форма: трудность в образовании глагола и его форм, нарушение видо-временных отношений глаголов. Наречие: трудности в образовании и употреблении. Служебная часть речи: трудности в употреблении предлогов и союзов.
Практическая деятельность учащихся.
Нахождение морфологических ошибок (род заимствованных существительных и аббревиатур; формы мн. ч. именительного и родительного падежей; склонение числительных).Коррекция текстов.
Тема 9.Синтаксис. Синтаксические нормы.(7 часов)
Понятие о синтаксисе. Синтаксические нормы. Ошибки в согласовании и управлении слов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Фигура умолчания. Использование риторических вопросов, восклицаний и обращений. Нарушение порядка слов. Инверсия как средство выразительности. Выразительные возможности односоставных и неполных предложений. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Ошибки в использовании прямой и косвенной речи Синтаксическая бедность языка. Параллелизм как выразительное средство.
Практическая деятельность учащихся.
Синтаксический анализ текстов, их коррекция. Выполнение упражнений по устранению синтаксических ошибок (согласование подлежащего и сказуемого; употребление деепричастного оборота; ошибки в построении словосочетаний; ошибки в структуре сложных предложений)
Тема 10.Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.(2 часа)
Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи)
Практическая деятельность учащихся.
Составление таблицы “Характерные особенности функциональных стилей литературного языка.”Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи.
Тема 11.Контрольный тест по курсу “Русский язык и культура речи”(1 час)
Используемая литература
Для учителя
- Бахтин М.Эстетика словесного творчества.М., 1986 г.
- Виноградов В.Проблемы русской стилистики. М., 1980г.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. В 2-х т. М., 1997 г.
- Горшков Л.И.Русская словесность М., 2000 г.
- Гальперин И. Общие проблемы стилистики. М., 1969 г.
- Головин Б.Н.Основы культуры речи. 2-е изд., испр.-М., 1988г.
Для учащихся
- Введенская Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. – Ростов, 2003.
- Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., – Ростов, 2002.
Использование ИКТ на занятиях элективного курса « Основы речевой культуры»
№ | Тема | Форма использования |
1 | Диагностирующий тест по нормам русского языка. | Презентация (учитель) |
2 | Историческая смена норм литературного языка | Презентация (ученик) |
3 | « В стране фразеологизмов» | Конкурс (презентация) |
4 | Лексический анализ текстов | Работа с текстом через проектор |
5 | Морфемика: словообразовательные нормы. | Составление теста учащимися |
6 | Имя прилагательное: употребление степеней сравнения. | Презентация ( учитель) |
7 | Служебная часть речи: трудности в употреблении предлогов и союзов. | Презентация ( учитель) |
8 | Заполнение таблицы “Характерные особенности функциональных стилей литературного языка” | Презентация ( учитель, ученик) |
9 | Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи. | Работа с текстами через проектор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов
Элективный курс по русскому языку предназначен для обучающихся 10-11 классов в объеме 68 часов рассчитан на два года или год изучения....

Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов
Программы элективных курсов по русскому языку для 10,11 классов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Основы редактирования"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Основы редактирования" рассчитана на 2 год обучения в 10-11 классах в объеме 34 часа в год. Направлена на подготовку обучающихся к ЕГЭ....

Программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Русский язык в формате ЕГЭ"
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...