Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

смелкова татьяна александровна

Рабочая программа соответствует требованиям составления Рабочих программ, прописаны все необходимые пункты

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОРМИЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«БОРЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО:

На заседании методического совета школы

Протокол № _____
от «_____» ______2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР
МБОУ «Борчанская СОШ»

_______ С.Н.Гунштейн

«_____»_______2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор
МБОУ «Борчанская СОШ»

__________ М.С.Сысоева

Приказ № _____
от «__»_________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2018 - 2019 учебный год

Предмет: русский язык

Ступень обучения: основное общее

Класс: 7

Количество часов: 4 (в неделю), всего 136  (за год)

Программу составила: Смелкова Татьяна Александровна,

учитель первой категории

Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Русский язык» разработана  на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированной на планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО.

                Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

            1.        ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

3.        Фундаментальное ядро содержания основного общего образования (стандарты второго поколения).

4.        ООП  ООО МБОУ «Борчанская СОШ»;

5.        Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.

6.        Авторская программа «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2016 г.);

Рабочая программа реализуется средствами УМК Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.

Специфика курса «Русский язык» в том, что русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

•        общения во всех сферах жизни;

•        хранения и передачи информации;

•        связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффект каждого урока.

Данный учебный предмет имеет своей целью:         

  • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Изучение предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:

1) воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

2) овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

3) освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

4)  развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

5) совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Учебный предмет «Русский язык» изучается в 7 классе, рассчитан на 140  часов в год из расчета 4 учебных часа в неделю. Но в связи с тем, что в  учебном плане МБОУ «Борчанская СОШ» в учебном году предусмотрено 34 учебных недели в год и получается 136 часов, программный материал был сокращен на 4 часа (на повторение изученного материала в конце года - 2 часа и уроки развития речи -2 часа). В остальном распределение тем и часов полностью соответствует Программе по русскому языку.

Курс «Русский язык» направлен на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

•        уважительно относиться к своей Родине, к русскому языку, истории и культуре своего народа, к родной литературе, испытывать гордость за неё;

•        ответственно относиться к учению, саморазвитию и самообразованию;

•        уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

•        ответственно относиться к выполнению социальных норм, правил поведения в группах и сообществах;

•        ответственно относиться к своим поступкам, оценивать свои и чужие поступки;

•        бережно относиться к окружающей среде;

•        уважительно и заботливо относиться  к членам своей семьи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

•        целостному восприятию мира, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики;

•        анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

•        коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;

•        эстетическому  сознанию через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•        планировать пути достижения цели;

•        устанавливать целевые приоритеты;

•        оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);

•        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей;

•        соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

•        оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;

•        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Обучающийся получит возможность научиться:

•        учитывать условия выполнения учебной задачи;

•        выделять альтернативные способы достижения цели;

•        осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

•        находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;  

•        анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

•        анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

•        проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

•        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•        проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

•        проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

•        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

•        обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов);

•        критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•        корректно аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•        организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

•        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

•        выделять общую точку зрения в дискуссии, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

•        организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

•        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

•        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•        использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

•        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные результаты

Тексты и стили речи.

Обучающийся научится:

- проводить анализ текстов, формулируя  тему и основную мысль;

- определять принадлежность текста к стилю;

- определять принадлежность текста к  функционально-смысловому типу речи;

- делить текст на микротемы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- извлекать информацию из разных источников по заданной проблеме;

- высказывать свою точку зрения на решение проблемы.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

Обучающийся научится:

 - опознавать причастия в тексте и речи;

 -  склонять причастия, определять падежные окончания причастий;

 - опознавать причастные обороты, выделять их запятыми на письме и интонацией при произношении;

-  различать действительные и страдательные причастия;

-  различать полные и краткие причастия;

-  определять время причастий, определять их формообразующие суффиксы;

- определять условия написания гласных перед Н полных и кратких страдательных причастий;

- определять условия написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

- выполнять морфологический разбор причастия;

- опознавать условия слитного и раздельного написания НЕ с полными и краткими причастиями;

 - определять условия написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Деепричастие.

-  опознавать деепричастия в тексте и речи;

 - опознавать деепричастные обороты, выделять их запятыми на письме и интонацией при произношении;

- определять условия написания НЕ с деепричастиями;

- различать деепричастия совершенного вида и несовершенного вида, определять суффиксы, с помощью которых они образованы;

- выполнять морфологический разбор деепричастия.

Наречие.

- опознавать наречия в тексте и речи;

- различать разряды наречий;

- определять степени сравнения наречий;

- выполнять морфологический разбор наречия;

- опознавать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и -Е;

- опознавать условия написания букв Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий;

- различать условия написания Н и НН в наречиях на – О, - Е;

- различать условия написания букв О и Е после шипящих  на конце наречий;

- различать  правила написания букв О и А на конце наречий;

- опознавать правила слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных;

- опознавать правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Категория состояния.

- опознавать  слова категории состояния в тексте и речи;

- выполнять морфологический разбор слов категории состояния;

- определять синтаксическую роль слов категории состояния.

Служебные части речи.

- различать служебные и самостоятельные части речи.

Предлог.

- опознавать предлог в тексте и речи;

- различать производные и непроизводные предлоги;

- различать простые и составные предлоги;

- выполнять морфологический разбор предлога;

- опознавать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Союз.

- опознавать союз в тексте и речи;

- различать сочинительные и подчинительные союзы;

- различать простые и составные союзы;

- выполнять морфологический разбор союза;

- опознавать условия слитного и раздельного написания союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ;

- расставлять запятые между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Частица.

- опознавать частицу в тексте и речи;

- определять разряд частиц;

- различать отрицательные частицы НЕ и НИ;

- выполнять морфологический разбор частицы;

- опознавать условия слитного и раздельного написания частиц;

- различать частицу НЕ и приставку НЕ-;

- различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ---НИ.

Междометие.

- опознавать междометия в речи и в тексте;

- различать условия дефисного написания междометий;

- расставлять знаки препинания при междометиях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать основные  выразительные средства морфологии;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей и использовать её в разных видах деятельности.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ .   8 + 2РР

1.Синтаксис и пунктуация.

  Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т.п. Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор.

2 Лексика и фразеология.   Основные понятия раздела. Умение работать с различными словарями.

3. Фонетика и орфография.   Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.

4. Морфемика и словообразование.   Морфемный и словообразовательный разборы. Нахождение слов с омонимичными корнями.

5. Морфология.   Повторение изученных морфологических признаков частей речи, отработка навыков морфологического разбора.

6. Развитие речи. Текст. Стили литературного языка.   Понятие текста, средства связи предложений в нем, определение абзаца, типы высказывания и их признаки; стили речи.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Причастие. 28+4

1. Характеристика причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическая роль причастия в предложении.

 Различие причастий и прилагательных, умение находить причастия и причастные обороты в тексте, определение признаков прилагательного и глагола у причастий, определение синтаксической роли причастия в предложении,  изменение и образование

 причастия, действительные и страдательные причастия. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение  их.

2.  Особенности  публицистического стиля: назначение, сфера употребления, языковые приметы.  Признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Формирование умения адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

  Деепричастие. 11+2

1.  Характеристика деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическая роль деепричастия в предложении;

Умение находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определение синтаксической роли деепричастия; нахождение и исправление ошибки в употреблении деепричастий;  вид деепричастий. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.

2. Особенности в составлении рассказа-описания.

  Наречие. 21+4

I. Повторение пройденного о наречии в 5 – 6 классах; своеобразие наречия как части речи, его место в системе других частей речи, общие и специфические признаки наречия, синтаксическая функция данной категории, словообразовательный и этимологический анализ наречий, смысловые группы наречий; орфографические правила и применение их.

2.  Языковые особенности текста описания действия и дневниковых записей. Умение анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.

Категория состояния. 2+2        

1. Категория состояния как часть речи.  Значение категории состояния; знать, слова категории состояния не изменяются; состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Умение находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

2.  Подробное изложение текста. Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

 Предлог. 8+1

1. Служебные части речи; отличие служебных частей речи от  самостоятельных.

Предлог как служебная часть речи, отличие его от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и предложении, употребление предлогов; виды предлогов; правописание производных предлогов.  

2. Особенности рассказа – репортажа.

  Союз. 12+1

1. Союз как служебная часть речи. Роль союза в предложении и тексте; отличие предлога от союза, простые и составные союзы, союзы по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов; правописание омонимичных союзов.

2 Особенности публицистического стиля. Отработка умений применять эти особенности в работе.

 Частица. 16+3

1. Понятие о частице, отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие , роль частиц в предложении и в образовании форм слов; разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, правописание отрицательных частиц.

2. Особенности написания сочинения по картине.

Междометие. 2 ч.

  Междометие как часть речи, назначение в языке, знаки препинания при междометиях, правописание междометий. Конструирование предложений с междометиями.

 Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.  7 + 1

 Повторение определений основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, отработка умений и навыков, презентации по выбранным изученным темам.

Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

Содержание

Количество

часов

Развитие

речи

Контрольные работы

Русский зык как развивающееся явление.

1

-

Повторение пройденного в 5-6 классах

8

2

1

Причастие

28

4

1

Деепричастие

11

2

1

Наречие

21

4

1

Категория состояния

2

2

-

Предлог

8

1

-

Союз

12

1

1

Частица

16

3

1

Междометие

2

-

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

7

1

1

Итого: 136 часов

116

20

7

График работ  по развитию речи

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Текст.

1

2

Стили русского литературного языка

1

3

Публицистический стиль.

1

4

Описание внешности человека.

1

5

Выборочное изложение.

1

6

Сочинение «Мой знакомый».

1

7

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

2

8

 Сочинение в форме дневниковых записей.

2

9

 Подробное изложение.

2

10

 Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

11

Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

1

12

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

2

13

Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

14

Разделы науки о языке.  Р/р. Текст. Стили речи.

1

15

Сочинение-описание действий.

2


Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Оценочная деятельность обучающегося и учителя

(виды и формы  контроля)

Домашнее задание

Дата проведения

Русский язык – один из развитых языков мира. 1ч.

1

Русский язык как развивающееся явление

Отвечать на вопросы по содержанию упражнений. Работают над лексикой текстов. Создают аргументированный текст по теме урока.

Повторение изученного в 5-6 классах 8 + 2 ч.

Планируемые результаты:

Личностные:  1.Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; 2. Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Коммуникативные: 1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные:  1.Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные:  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета. 2. Понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Отвечать на вопросы по теме урока. Составлять словосочетания и предложения на разные темы. Выразительно читать текст и списывать тексты, работая над орфограммами. Выполнять синтаксический разбор.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Отвечать на вопросы по теме урока. Составлять из простых предложений сложные, анализировать в них пунктуацию. Оформлять предложения с прямой речью и обращением, анализировать в них пунктуацию. Выразительно читать текст и списывать тексты, работая над орфограммами. Выполнять пунктуационный разбор предложений.

Самоконтроль,

тест

4

Лексика,  фразеология.

Отвечать на вопросы по теме урока. Работать над лексическим значением слов, подбирать примеры лексических явлений. Читать интонационно правильно, списывать тексты, работая над орфографией и пунктуацией.

Самоконтроль

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выразительно читать поэтические тексты, работать над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками, подбирать примеры фонетических явлений. Читать интонационно правильно, списывать тексты, озаглавливать текст, составлять план художественного текста.

Взаимоконтроль  и взаимопроверка

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выразительно читать поэтические тексты, озаглавливать, списывать, работать над орфограммами со словообразовательными условиями. Выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Групповой контроль

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

Отвечать на вопросы по теме урока. Читать текст и рассуждать о нем на основе его содержания. Формулировать основную мысль текста, создавать аргументированную часть высказывания. Классифицировать части речи, выполнять морфологический разбор.

Самоконтроль;

Тест

8

Р/р. Текст.

Отвечать на вопросы, читать тексты, озаглавливать, находить языковые средства. Списывать текст, делить на абзацы, работать над орфографией. Формулировать определение текста, его типы

Развитие речи

9

Р/р. Стили русского литературного языка.

Отвечать на вопросы по теме урока. Определять стиль текста, соотносить с жанрами. Работать с текстами разных стилей. Находить в тексте диалоги, составлять диалоги на разные темы.

Развитие речи

10

Контрольный диктант.

Урок контроля. Писать диктант, самостоятельно выполнять задания на пройденные правила. Находить орфограммы в тексте.

Текущий контроль

11

Работа над ошибками.

Анализ ошибок.  Учиться находить и объяснять ошибки, сделанные в диктанте и при выполнении грамматического задания.

Самоконтроль

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие – 28 + 4 ч.

Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД: 1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: Ставить цель работы, учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Составлять  план и определять последовательность действий; Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

12-13

Причастие как часть речи

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Отвечать на вопросы по теме урока. Определять стиль текста, соотносить с жанрами. Работать с текстами разных стилей. Находить в тексте диалоги, составлять диалоги на разные темы. Находить  в тексте причастия.

Работа в парах

14

Р/р. Публицистический стиль. Диалог.

Отвечать на вопросы по теме урока. Определять стиль текста, соотносить с жанрами. Работать с текстами разных стилей. Находить в тексте диалоги, составлять диалоги на разные темы.

Развитие речи

15

Склонение причастий.

Путем наблюдения выявлять особенности склонения причастий. Склонять словосочетания с причастиями. применять на практике правило склонения причастий. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль

16-17

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Определять причастный оборот. Анализировать словосочетания с причастным оборотом. Опознавать причастные обороты в предложениях, выделять в соответствии с правилом.

Самоконтроль

тест

18

Р/р. Описание внешности человека.

Словесно описывать внешность человека. Распознавать тексты с описанием внешности. анализировать предложения с причастным оборотом.

Самостоятельная творческая работа

19

Действительные и страдательные причастия.

Анализировать материал для наблюдений, давать определение действительных и страдательных причастий, опознавать причастия, по типу рассуждения.

Самоконтроль

20

 Полные и краткие страдательные причастия

Распознавать полные и краткие страдательные причастия. Работать по образцу над формой причастий. Определять синтаксическую роль причастий.

Индивидуальный контроль

21-22

 Действительные причастия настоящего времени. Гласные  суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Распознавать действительные причастия настоящего времени. Работать с таблицей, образовывать действительные причастия от разных глаголов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Отрабатывать пунктуацию при причастных оборотах.

Самоконтроль

Взаимоконтроль

23

Действительные причастия прошедшего времени.

Распознавать действительные причастия прошедшего времени. Работать с таблицей, образовывать действительные причастия прошедшего времени от разных глаголов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль

24

 Страдательные причастия настоящего времени.

Распознавать  страдательные причастия настоящего времени. Работать с таблицей, образовывать страдательные причастия настоящего времени от разных глаголов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль

25

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Распознавать  страдательные причастия настоящего времени. Работать с таблицей, образовывать страдательные причастия настоящего времени от разных глаголов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль

26

Страдательные причастия прошедшего времени.

Распознавать  страдательные причастия прошедшего времени. Работать с таблицей, образовывать страдательные причастия прошедшего времени от разных глаголов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Индивидуальный контроль

27

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Путем наблюдения над материалом делать вывод  о выборе гласной перед Н. Применять на практике правило написания гласных перед Н в полных и кратких причастиях. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль

28-30

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Применять на практике правило выбора Н и НН в суффиксах причастий и Н в суффиксах отглагольных прилагательных. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Индивидуальный контроль

31-32

Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и краткие прилагательные, образованные от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи

Взаимоконтроль

33

Р/р. Выборочное изложение.

Художественное описание портрета литературного героя . Писать изложение.

Адекватно понимать содержание художественного

текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности

Самостоятельная творческая работа

34

Морфологический разбор причастия.

Работать с учебной статьёй, пользоваться алгоритмом при выполнении разбора. Выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи.

Самоконтроль

Взаимоконтроль

35-37

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Наблюдать за условиями слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.  Различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему;

на основе наблюдения делать выводы.

Индивидуальный контроль

38

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Применять на практике правило выбора букв Е и  Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль

39

Р/р. Сочинение «Мой знакомый».

Писать сочинения по личным наблюдениям. Адекватно понимать содержание художественного

текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план.

Самостоятельная творческая работа

40-41

Повторение изученного о причастии.

Отвечать на вопросы по теме «Причастия», выполнять задания на составление таблиц. Распределять причастия по видам орфограмм. Подбирать собственные примеры из художественных произведений на изученную тему по причастию.

Самоконтроль

42

Контрольный диктант.

Урок контроля. Писать диктант, самостоятельно выполнять задания на пройденные правила. Находить орфограммы в тексте.

Текущий контроль

43

Работа над ошибками.

Анализ контрольного диктанта. Анализ ошибок.  Учиться находить и объяснять ошибки, сделанные в диктанте и при выполнении грамматического задания.

Самоконтроль

Деепричастие 11 +2 ч.

Личностные УУД: Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация). Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД: 1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).  2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Составлять  план и определять последовательность действий; Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

44

Понятие о деепричастии.

Анализировать лексическое, грамматическое значение деепричастий, их общекатегориальное значение. Разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного действия

Взаимоконтроль

45

Деепричастный оборот.

Определять деепричастный оборот. Анализировать словосочетания с деепричастным оборотом. Опознавать деепричастные обороты в предложениях, выделять в соответствии с правилом.

Индивидуальный контроль

46

Запятые при деепричастном обороте.

Разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль

47-48

НЕ с деепричастиями.

Применять на практике письма правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль

49

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Опознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида, применять и понимать способы образования деепричастий,  образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в

речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий

Взаимоконтроль

50

Деепричастия совершенного  вида.

Опознавать деепричастия совершенного вида, правильно выбирать гласную перед –в, -вши. употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий

Индивидуальный контроль

51-52

Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь».

Адекватно понимать содержание задания, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, писать сочинение от имени одного из действующих лиц картины.

Самостоятельная творческая работа

53

Морфологический разбор деепричастия.

Распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей

речи, уметь безошибочно писать суффиксы в

деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки

препинания, исправлять ошибки в речи

Самоконтроль

54

Повторение по теме «Деепричастие».

Отвечать на вопросы по теме урока, правильно использовать в речи деепричастия и деепричастные обороты, применять на письме полученные знания о деепричастии.

Самоконтроль

55

Контрольный диктант.

Урок контроля. Писать диктант, самостоятельно выполнять задания на пройденные правила. Находить орфограммы в тексте.

Текущий контроль

56

Работа над ошибками

Анализ контрольного диктанта. Анализ ошибок.  Учиться находить и объяснять ошибки, сделанные в диктанте и при выполнении грамматического задания,  делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

          Самоконтроль

Наречие 21+4 ч.

Личностные УУД: Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация). Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД: 1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).  2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;  Составлять  план и определять последовательность действий; Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

57

Наречие как часть речи.

Опознавать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Индивидуальный контроль

58-59

Смысловые группы наречий.

Определять разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль, работа в парах

60-61

Р/р.Сочинение в форме дневниковых записей.

Определять особенности текста в форме дневниковых записей, уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу.

Самостоятельная творческая работа

62-63

Степени сравнения наречий.

Опознавать способы образования степеней сравнения, знать критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов,  образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от

прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения разных смысловых оттенков. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль и групповой контроль

64

Морфологический разбор наречия.

Определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значение грамматических омонимов. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Индивидуальный контроль

65-66

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е.

Путем наблюдения выводить правило, определять способ образования наречия, условия выбора правильного написания, безошибочно писать. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль, работа в парах

67

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

Опознавать условия выбора на письме букв Е, И в приставках НЕ-НИ, опознавать наречия с орфограммой, в упражнениях различать приставки НЕ, НИ в отрицательных наречиях и местоимениях. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Тест

68-69

Н и НН в наречиях

на -о и -е.

Определять способ образования наречий от прилагательных, применять на практике письма условия выбора орфограммы, разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно писать тексты упражнений.

Индивидуальный контроль

70-71

Р/р. Сочинение-описание действий.

Определять структуру и языковые особенности текста описания действия. Анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при написании сочинения.

Самостоятельная творческая работа

72

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Отвечать на вопросы по теме урока. Отличать наречия от кратких прилагательных, определять способ образования наречий, синтаксическую функцию в предложениях, употреблять в речи. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль, работа в парах

73

Буквы О и А на конце наречий.

Отвечать на вопросы по теме урока.  Правильно писать буквы О и А на конце наречий, выделять морфемы, определять, анализировать роль наречий в связных текстах. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль

74-75

Дефис между частями слова в наречиях.

Применять на письме правила дефисного написания, распознавать наречия с этой орфограммой, конструировать словосочетания с наречием, распознавать наречия с этой орфограммой, анализировать роль наречия, образованного повтором слов в тексте. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Текущий контроль тест

76-77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

Отличать наречия от существительных,

прилагательных,  местоимений, пользуясь алгоритмом. Отвечать на вопросы по теме урока. Анализировать роль наречий. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.  

Взаимоконтроль, работа в парах

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Применять правило на письме при выполнении упражнений, опознавать наречия с орфограммой, определять синтаксическую функцию в предложении. Отвечать на вопросы по теме урока.

Самоконтроль

79

Повторение изученного по теме «Наречие».

Распознавать наречие, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения, выполнять упражнения, применяя изученные правила.

Повторение, обобщение и систематизация знаний

80

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Контроль знаний. Писать диктант, самостоятельно выполнять задания на пройденные правила. Находить орфограммы в тексте диктанта.

Текущий контроль

81

Работа над ошибками

Анализ контрольного диктанта. Анализ ошибок.  Учиться находить и объяснять ошибки, сделанные в диктанте и при выполнении грамматического задания,  делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Самоконтроль и самопроверка

Категория состояния.          2 + 2 р.р.

Личностные УУД: Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация). Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД: 1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).  2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;  Составлять  план и определять последовательность действий; Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.  3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

82-83

Категория состояния.

Опознавать слова категории состояния, определять их принадлежность к определенной группе, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.  

Групповой контроль

84-85

Р/ р. Подробное изложение.

Определять главную мысль содержания художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности

Самостоятельная творческая работа

Предлог 8+1 ч.

Личностные УУД:  Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация).  Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;  Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД:  1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).   2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД: Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;   Составлять  план и определять последовательность действий;  Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

86

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.  Различать самостоятельные и служебные части речи, отличать их роли в тексте. Различать и опознавать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи. Отличать предлоги от омонимичных им приставок.

Самоконтроль

87

Употребление предлогов.

Различать однозначные и многозначные предлоги; отвечать на вопросы о способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки

Взаимоконтроль и взаимопроверка

88

Непроизводные и производные предлоги.

Различать разряды предлогов по происхождению,  отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом

Индивидуальный контроль

89

Простые и составные предлоги.

Опознавать разряды предлогов по составу, применять в ответах понятия «простые и составные предлоги». Выполнять морфологический разбор предлога. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом

Взаимоконтроль и взаимопроверка

90

Морфологический разбор предлога.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, производить морфологический разбор предлога.

Самоконтроль

91-92

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Опознавать условия слитного и раздельного, дефисного написания предлогов. Отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно писать их, обосновывая свой выбор, употреблять в речи. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Групповой контроль

93

Р/р. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине.(А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

Создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при написании сочинения. Находить и применять на письме особенности текста-репортажа, составлять репортаж, подбирая необходимые языковые средства.

Самостоятельная творческая работа

94

Систематизация и обобщение по теме «Предлог».

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, правильно писать производные предлоги, отличать их от созвучных сочетаний, правильно употреблять в речи и письме.

Текущий контроль, тест

Союз 12 + 1 ч.

Личностные УУД:  Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация).   Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;    Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД: 1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).  2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:  Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;   Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:   1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета.   2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.   3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

95

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

Опознавать союзы, его рол в предложении и в целом в тексте, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Различать разряды союзов по строению, определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания

при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы.

Самоконтроль

96

Сочинительные и подчинительные союзы.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Различать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, разграничивать

сочинительные и подчинительные союзы,

сложносочинённые и сложноподчинённые

предложения, правильно ставить знаки препинания.

Взаимоконтроль

97-98

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Разграничивать сложносочинённые и

сложноподчинённые предложения, правильно ставить знаки препинания.

Самоконтроль

99

Сочинительные союзы.

Разграничивать группы сочинительных союзов, их назначение. Выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Индивидуальный контроль

100

Подчинительные союзы.

Различать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений.  Опознавать подчинительные союзы по значению, употреблять для связи предложений и целого текста, производить синонимическую замену синтаксических

конструкций.

Самоконтроль

101

Морфологический разбор союза.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы.

Индивидуальный контроль

102

Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

Создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при написании сочинения. Писать сочинения в публицистическом стиле.

Самостоятельная творческая работа

103-104

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. Отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правило на письме.

употреблять союзы в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции.

Индивидуальный контроль

105

Повторение сведений о предлогах и  союзах.

Систематизировать, обобщать знания, подбирать материал, работая с различными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно их писать, определять роль в предложении и тексте.

Групповой контроль

106

Контрольная работа по теме «Союзы и предлоги»

Контроль знаний. Писать диктант, самостоятельно выполнять задания на пройденные правила. Находить орфограммы в тексте диктанта.

Текущий контроль

107

Работа над ошибками

Анализ контрольной работы. Анализ ошибок.  Учиться находить и объяснять ошибки, сделанные в диктанте и при выполнении грамматического задания,  делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Самоконтроль и самопроверка

Частица 16 + 3 ч.

Личностные УУД:  Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация).   Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;   Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД:  1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).   2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:  Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:   1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета.  2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.    3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

108

Частица как часть речи.

Осознавать особенности частицы как служебной части речи, отличать частицу от знаменательных частей речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола, употреблять частицы для выражения смысловых оттенков.

Индивидуальный контроль

109-110

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Различать разряды частиц по значению, опознавать роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимоконтроль и взаимопроверка

111-112

Смысловые частицы.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, распознавать смысловые частицы.  Выделять

модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства.

Групповой контроль

113-114

Раздельное и дефисное написание частиц.

Комментировать правила раздельного и дефисного написания частиц. Выделять частицы среди других частей речи, определять стилистическую роль частиц, употреблять их

в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами.

Самоконтроль или самопроверка

115-116

Р/р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при написании сочинения. Писать сочинение по картине в соответствующем стиле.

Самостоятельная творческая работа

117

Морфологический разбор частиц.

Отвечать на вопросы по теме урока. Производить морфологический разбор частиц. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, различать частицы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста.

Индивидуальный контроль

118

Отрицательные частицы.

Осознавать смысловое значение и роль частицы НЕ. Определять смысловое значение НЕ, правильно писать частицу НЕ с различными частями речи.  Понимать смысловое значение частицы НИ,  определять смысловое значение частицы НИ, уметь употреблять в речи, различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять с разными частями речи

Самоконтроль или самопроверка

119-120

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со

значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме.

Взаимоконтроль и взаимопроверка

121

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, различать частицу НЕ и приставку НЕ

Индивидуальный контроль

122

Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Создавать собственное высказывание,

соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания, распространять текст характеристикой героя, элементами описания, диалогом.

Самостоятельная творческая работа

123

Различение на письме частицы НИ и приставки НИ.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, различать частицу НИ и  приставку НИ, выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словам

Взаимоконтроль и взаимопроверка

124

Обобщение и систематизация по теме «Частица».

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ-НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи.

Индивидуальный контроль

125

Контрольная работа по теме «Частица»

Контроль знаний. Писать диктант, самостоятельно выполнять задания на пройденные правила. Находить орфограммы в тексте диктанта.

Текущий контроль

126

Работа над ошибками

Анализ контрольной работы. Анализ ошибок.  Учиться находить и объяснять ошибки, сделанные в диктанте и при выполнении грамматического задания,  делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Самоконтроль и самопроверка

Междометие 2 ч.

Личностные УУД:   Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация).  Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;   Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД:   1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).    2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.  

Регулятивные УУД:  Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;   Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:   1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета.   2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.  3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

127

Междометие как часть речи.

Находить междометие в тексте, осознавать  о его назначении в речи, конструировать предложения с междометиями. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Взаимопроверка

128

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Понимать и применять на письме правила дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль и самопроверка

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. 7 + 1 ч.

Личностные УУД:   Оценивать действие нравственно – этического содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (нравственно-этическая ориентация).   Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;   Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД:   1. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).   2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.  

Регулятивные УУД:   Ставить цель работы, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;   Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:   1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернета.   2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.   3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

129

Разделы науки о языке.  Р/р. Текст. Стили речи.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, давать определения разделов лингвистики, что такое текст и его особенности, стили речи.

Индивидуальный контроль

130

Фонетика и графика.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, соблюдать произносительные нормы, проводить орфоэпический и фонетический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Взаимопроверка

131

Промежуточная аттестация

Самостоятельно выполнять задания на пройденные правила.

Итоговый контроль

132

Лексика и фразеология.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, разъяснять значения слов правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, соблюдать лексические нормы,  работать

с фразеологическим словарём, использовать синонимы в речи, проводить элементарный анализ текста.

Индивидуальный контроль

133

Морфемика и словообразование.

Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом, способы образования слов, производить морфемный и словообразовательный разборы.

Взаимопроверка

134

Морфология.

Давать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, выполнять морфологический разбор, правильно употреблять изученные части речи.

Индивидуальный контроль

135

Орфография.

Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль и самопроверка

136

Синтаксис и пунктуация. Заключительный урок.

Отличать  словосочетание от предложения,

простые предложения от сложных, главные члены от второстепенных. Расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, соблюдать правильную интонацию речи, объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, подбирать примеры на изученные правила. Отвечать на вопросы по теме урока. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

Самоконтроль и самопроверка

Итого: 136 часов в год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....