Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментального ядра содержания образования, основных направлений примерной программы по русскому языку для основной школы, с учетом региональных нормативных материалов, программы основного общего образования , с опорой на авторскую рабочую программу А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: «Просвещение», 2019 г. к учебнику _А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой 10-11 класс Базовый уровень.-М.: Просвещение,2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментального ядра содержания образования, основных направлений примерной программы по русскому языку для основной школы, с учетом региональных нормативных материалов, программы основного общего образования , с опорой на авторскую рабочую программу А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: «Просвещение», 2019 г. к учебнику _А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой 10-11 класс Базовый уровень.-М.: Просвещение,2018 г.
Место учебного предмета в учебном плане.
Базисный федеральный учебный план ОУ РФ предусматривает изучение русского языка в 10 классе в объеме 34 часов в год. В соответствии с учебным планом БОУ «Соловьевская СШ» и со сроками каникул для ОУ Полтавского муниципального района на 2018-2019 уч.год количество учебных часов в год составляет 35, в неделю – 1час (35 уч.недель)
Срок реализации программы – 1 год
Рабочая программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по русскому языку.
В соответствии с требованиями ФГОС данная рабочая программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
В целевом разделе рабочей программы содержится общая характеристика учебного предмета, общие цели его изучения с описанием основных подходов к преподаванию русского языка по формированию коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций. Результаты изучения русского языка в основной школе представлены в организационном разделе программы. Для реализации воспитательной и развивающей функции преподавания русского языка в программу включены планируемые результаты освоения учебных предметов ФГОС второго поколения: личностные и метапредметные.
В содержательном разделе рабочей программы даны основные разделы содержания курса русского языка для _10__ класса и тематическое планирование.
В организационном разделе рабочей программы представлены перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса, Интернет-ресурсы, общеучебные умения, навыки и способы деятельности
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Целями изучения русского языка на базовом уровне в 10 классе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения учащимися 10 класса средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения учащимися 10 класса средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися 10 класса средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
- понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».
№ | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Контрольные диктанты, контрольные и практические работы и тесты |
1. | Повторение и углубление изученного в основной школе. Общие сведения о языке. | 5 | 1 | 1 входная к/р |
2. | Русский язык как система средств разных уровней. | 2 | 1 | - |
3. | Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. | 4 | - | 1 |
4. | Лексика и фразеология. | 6 | - | 1 |
5. | Состав слова (морфемика) и словообразование. | 4 | - | 1 |
6. | Морфология и орфография. | 6 | - | 1 |
7. | Речь, функциональные стили речи. | 3 | 2 | - |
8. | Научный стиль речи. | 4 | 1 | 1 итоговая к/р |
9. | Итого | 35 | 5 | 6 |
Содержание тем учебного курса
Повторение и углубление изученного в основной школе
Общие сведения о языке (5 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка
Русский язык как система средств разных уровней (2 ч)
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,
историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление
слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический анализ текста.
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)
Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматически формы и синтаксические функции частей речи.
Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования
.Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (4 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.
Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе среднего общего образования являются:
- Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
- Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки.
- Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
- Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде развернутых планов, выписок, конспектов, рефератов. Редактировать собственные тексты.
- Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания (с учетом ошибок, допускаемых в письменных работах по русскому языку и литературе).
- Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы.
- Анализировать художественный текст, сжато излагать исходный текст, уметь формулировать основные темы текста, грамматически и синтаксически правильно оформлять собственное высказывание.
- Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
- Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
- Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.
- Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма.
- Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.
- Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать реферат, проект.
- Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.
- Распознавать тексты научного стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные) тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых
и лингвистических особенностей.
- Создавать учебно-научные тексты (в устной и письменной форме) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
- Выступать с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; составлять аннотации, тезисы, конспекты; писать рецензии.
- Выбирать тему будущего выпускного реферата, проекта; собирать материал по избранной теме.
Согласно ФГОС среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников по русскому языку являются основой разработки контрольно-измерительных материалов, определения видов и форм текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний, умений, ведущих компетенций обучающихся. Основными формами контроля на данном этапе обучения являются контрольные диктанты с грамматическими заданиями, изложения, сочинения, тесты, практические работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2018
- Русский язык. Методические рекомендации и поурочные разработки. 10-11 классы. Авторы: В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М., Добротина И.Г. – М.: «Просвещение», 2017
- Русский язык. Тетрадь-тренажер. 10 класс. Авторы: А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева. – М.: «Просвещение», 2016
- Н а р у ш е в и ч А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы. – М.: «Просвещение», 2011
- В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10—11 классы. Базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2010
Интернет-ресурсы
- Методика преподавания русского языка. Публикации. http://www.twirpx.com
2. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru/
3. Справочно-информационный портал Грамота.ру: http://www.gramota.ru/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru
5. https://proshkolu.ru/ Методические материалы
6. Сравнительная таблица Стандартов - http://sch109.tgr/DswMedia/sravnenie-nayatablicastandartov.docx
7. Образовательные стандарты ФГОС - http://www.glushsosh.siteedit.ru/page19
8. Подходы к системе оценивания - http://www.iro.yar.ru/fgos/kuzhetsoval.ppt
9. http://festival.1september.ru/articles/527236/
Словари, справочники, энциклопедии
Материалы на электронных носителях и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№№ | Основное содержание | К-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
Общие сведения о языке (5 ч) | |||||
1 | Повторение и углубление изученного в основной школе | 1 | |||
2 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. | 1 | |||
3 | Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. | 1 | |||
4 | Язык и речь. Р.Р. Изложение лингвистического текста (устно) | 1 | |||
5 | Входная контрольная работа | 1 | |||
Русский язык как система средств разных уровней (2 ч) | |||||
6 | Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. | 1 | |||
7 | Р.Р. Изложение (сжатое) с элементами сочинения | 1 | |||
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч) | |||||
8 | Разделы науки о языке. Фонетика. Фонетический разбор. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. | 1 | |||
9 | Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. | 1 | |||
10 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | |||
11 | Контрольная работа, включающая фонетический разбор | 1 | |||
Лексика и фразеология (6 ч) | |||||
12 | Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. | 1 | |||
13 | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно- бытовая и книжная. Просторечие. | 1 | |||
14 | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. | 1 | |||
15 | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. | 1 | |||
16 | Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Р.Р. Лексико-фразеологический анализ текста. | 1 | |||
17 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями | 1 | |||
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч) | |||||
18 | Состав слова (морфемика) и словообразование | 1 | |||
19 | Выразительные словообразовательные средства. | 1 | |||
20 | Словообразовательный разбор. | 1 | |||
21 | Практическая работа по теме | 1 | |||
Морфология и орфография (6 ч) | |||||
22 | Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. | 1 | |||
23 | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. | 1 | |||
24 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | 1 | |||
25 | Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. | 1 | |||
26 | Морфологический разбор частей речи. | 1 | |||
27 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями | 1 | |||
Речь, функциональные стили речи (3 ч) | |||||
28 | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. | 1 | |||
29 | Р.Р. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Р.Р. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика. | 1 | |||
30 | Р.Р. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося) | 1 | |||
Научный стиль речи (4 ч) | |||||
32 | Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. | ||||
33 | Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы. Нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. | ||||
34 | Р.Р. Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки, описываемого в тексте факта, события, изображённого в нём персонажа). | ||||
35 | Итоговая контрольная работа Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов и проектов |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
- Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
- Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
- Оценка сочинений и изложений
- Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
- 1) умение раскрывать тему;
- 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
- Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
- Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
- Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценки | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
- Оценка устных ответов учащихся
- Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
- Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
- Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
- Оценка диктантов.
- Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
- Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...
- Мне нравится (1)