Учебные материалы для подготовка к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ОГЭ по русскому языку | 114.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (теория)
Задание №3 Специальные средства выразительности
тропы | определение | Примеры | |
1. Эпитет | Образное, необычное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием. Эпитет требует пояснений. | Мы набирали большие охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты. Большие, палой – определения Прекрасные, печальные-эпитеты | |
2. Сравнение | Способ описания или характеристики природы, человека, действий и т. д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, подобно, словно, что. | И листочки бегут по дорожке, Словно желтые мышки от кошки. Лес, точно терем расписной. | |
3. Метафора | Скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова. Сходство условное. | Без читателя все произведения – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. | |
4. Олицетворение | Частный случай метафоры, уподобление неживого живому. | Щедра и наша осень. Бульвар тонул в опавшей листве. | |
5. Метонимия | Замена названия предмета понятием или явлением, неразрывно связанным с этим предметом. | Я три тарелки съел. Вся Ивановская площадь шеи вытянула. | |
6.Синекдоха | Использование единственного числа вместо множеств. и наоборот. | …И слышно было до рассвета, Как ликовал француз… | |
7.Гипербола | Художественное преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал… | |
8. Литота | Художественное преуменьшение | …в больших рукавицах…а сам с ноготок! | |
9 Ирония | Скрытая насмешка | Не устал нести сумочку? | |
10.Перифраз | Описательное выражение вместо названия или имени. | «Мод воспитанник прилежный», «забав и роскоши дитя», (Онегин) | |
11. Оксюморон | Сочетание несовместимых понятий. | Грустное веселье продолжалось. |
1.Анафора (единоначатие) | Повторение слов или оборотов в начале предложений | Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах? | |||
2.Эпифора | Повторение слов или выражений в конце строки или предложения. | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. | |||
3.Антитеза | Резкое противопоставление понятий, характеров, образов. | Одна из женщин разговаривала громко и скверно, другая тихо. | |||
4.Градация | Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор | Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! | |||
5.Инверсия | Обратный порядок слов в предложении. | Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь! | |||
6.Многосоюзие | использование повторяющихся союзов для логичес- кого выделения. | Но ты не пришел. И не позвонил. И не предупредил никого. | |||
7. Бессоюзие | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. | Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала, Уходят в себя зеркала. | |||
8.Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжелая обуза. В зале говорили свидетели – торопливо, судьи – неохотно и безучастно. | |||
9.Риторический вопрос | Цель – не ответ, а привлечение внимания | Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? | |||
10. Риторическое обращение | Обращение для усиления выразительности | Ах ты, степь моя, степь привольная! | |||
11.Умолчание | Мысль выражена не до конца… | Нет…я хотел…быть может… | |||
12.Эллипсис | Пропуск члена предложения | Здесь – овраги, дальше – степи. | |||
13. Парцелляция 14Фразеологизмы | Расчленение фразы на части или отдельные слова Устойчивые сочетания слов | Поэт внезапно замолк. Побледнел. Путаться под ногами Вертеть хвостом |
Задание №4 Правописание приставок.
1.Слова с неизменяемыми приставками:
Пред- (предо-) Пере- В- (во-) Об- (обо-) | Под- (подо-) Над- (надо-) О- (об-) До- | За- На- Над- С- (со-) | От- (ото-) По- Про- К- |
2. Слова с приставками пре- и при-.
Задание: Выписать слово с приставкой со значением
При-близость (близко) | При-Прибли жение | При-Неполнота действия | При-Присое- динения | Пре= пере | Пре= очень |
Примор- ский | пришёл | прикрыл | пришил | Пре- рвать | Преза- бавный |
Зависят от лексического значения слова
3. Слова с приставками на –З и –С
Приставки, правописание которых зависит от глухости звука, обозначенного следующей после приставки буквой (оглушение) | Приставки, правописание которых зависит от звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой (озвончение) |
Рас- бес- ис- вс- вос- нис- Приставка с- не относится!!! | Раз- без- из- вз- воз- низ- |
4. Приставки НЕ и НИ ( не путать НЕ как часть корня: ненастье, невежа, невежда)
Задание № 5 Правописание суффиксов.
- –НН- и –Н- в суффиксах
1) В отыменных (значит, образ. от сущ.)прилагательных при помощи суффиксов –ЕНН, -ОНН пишется –НН- | солома+ЕНН= соломеННый, пунктуация+ОНН= пунктуациоННый |
2.В отыменных прилагательных, образованных от существ-х в суффиксах –ИН, -АН, ЯН пишется –Н- | утИНый серебрЯНый кожАНый |
3) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на Н пишется –НН- | (истина – истиННый, овчина – овчиННый, барабан – барабаННый). |
4) В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола совершенного вида, пишется –НН- | купить – что сделать?-сов.вид – куплеННый |
5) В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола несовершенного вида, пишется –Н- | вязаНый берет плетеНая корзина хожеНые тропы |
6) В отглагольных прилагательных и причастиях, имеющих при себе зависимые слова пишется –НН- | полы, крашеННые (когда?) утром; вагоны, гружеННые (чем?) углем |
7) В кратких прилагательных пишется столько –Н- , сколько в полных прилаг. | тумаННый – тумаННа, холодНый – холодНа |
8) В кратких причастиях и отглагольных прилагательных пишется –Н- | связаННый – связаНа, построеННый – построеНа |
9) В наречиях (отвечает на вопрос КАК?)пишется столько –Н-, сколько в прилагательных, от которых они образованы | медлеННый – медлеННо, холодНый – холодНо |
П. Суффиксы глаголов.
1.У глаголов в суффиксах ОВА/ЕВА пишутся буквы О, Е, если они чередуются с суффиксами У/Ю. | ЗаведОВАть-заведУет ночЕВАть-ночУет |
2. У глаголов в суффиксах ЫВА/ИВА пишутся буквы И, Ы | поглядЫВАть-поглядЫВАет высмеИВАть-высмеИВАет |
Ш.Суффиксы прилагательных
1)В суффиксах прилагательных ИВ пишется под ударением | правдИВый, красИВый |
2. В суффиксах прилагательных ЕВ пишется без ударения | оранжЕВый, сиренЕВый, пищЕВой, боЕВой |
3.В суффиксах прилагательных ЧИВ/ЛИВ всегда пишется –И- | застенЧИВый, заботЛИВый |
Задание № 6 Возможные задания:
1) Заменить слово стилистически нейтральным синонимом (синонимичным словосочетанием).
Внимательно прочти не только предложение, в котором заданное слово, но и весь абзац или весь текст. Только тогда ты сможешь правильно подобрать слово. |
Стилистически нейтральный синоним – это слово, которое обозначает то же самое, допустимое во всех стилях речи
Например: подобрать синоним к слову бумажки.
Читаем в абзаце: Мальчик ел конфеты и бумажки бросал на пол (синоним – обёртки).
ИЛИ: Я достал из кошелька несколько бумажек и заплатил за хлеб (синоним – рублей).
2)Заменить слово антонимом - словом с противоположным значением.
Например: подобрать антоним к слову черствый.
Читаем в абзаце: Хлеб оказался черствый (антоним – свежий)
ИЛИ: Отношение к детям было черствым (антоним – бездушным)
Задание №7 Словосочетание
Строение словосочетания: гл.слово +завис.слово
Тип связи | Зависим. слово является | Вопрос к зависимо-му слову | Пример |
согласование | Прилаг. Числит. Местоим. Причаст. | какой | Большого дома В первом доме Для нашего сына Одетый ребенок |
управление | Сущест. Местоим. | Падежные вопросы | Купить книгу Стал рабочим Постройка дома Думая о семье |
примыкание | Наречие Дееприч. Н.ф.гл. | Как, когда, откуда, где | Ехали быстро Позвонил вечером Говорил улыбаясь Жить дружно |
Виды заданий
Задание | Что заменить | Правильная замена |
1.Замените словосочетание, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление | Скифские курганы | Курганы скифов |
Земляная куча | Куча земли | |
Клетчатый платок | Платок в клетку | |
Панельный дом | Дом из панелей | |
Лесной запах | Запах леса | |
Приморский парк | Парк при море | |
2.Замените словосочетание, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование | В здании школы | В школьном здании |
Советы бабушки | Бабушкины советы | |
Бассейн для плавания | Плавательный бассейн | |
Пение птиц | Птичье пение | |
Вода из родника | Родниковая вода | |
3.Замените словосочетание, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание | С радостью отвечал | Отвечал радостно |
Держаться с достоинством | Держаться достойно | |
Жил в одиночестве | Жил одиноко | |
Вернулся в дом | Вернулся домой |
Задания №№ 8, 11 Грамматическая основа предложения
Основа предложения – подлежащее и сказуемое (главные члены предложения).
Подлежащее – КТО? ЧТО? (только в именит. падеже)
Сказуемое – это главный член предложения , обозначает действие и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКОВ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ?
Способы выражения подлежащего:
Чем выражено | Пример |
1. Существит. в Именит. падеже. | Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег |
2. Местоимением в Именительном падеже. | Мы долго поднимались в гору. Каждый получил задание. Кто-то постучал в дверь. |
3.Неопределённой формой глагола. | Охранять природу – значит охранять Родину. |
4. Фразеологизмом. | В поле вышли от мала до велика. |
5.Собственным наименованием. | Белое море находится на севере страны. |
6. Синтаксически цельным словосочетанием | Несколько лодок и небольшая шхуна вышли в море. Мы с другом поступили в институт. |
Сказуемое бывает простым глагольным, составным глагольным и составным именным.
Тип сказуемого | Пример |
Простое глагольное | Уже проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы.(буд. время) |
Составное глагольное (вспомог. гл. + н.ф.гл.) | Скрипач начал играть. Мы не можем выступить на концерте. Я хотел бы помочь вам. Самолёт должен был отправиться вовремя. |
Составное именное (глагол-связка+именная часть) | Именная часть сказуемого выражена: 1) прилагательным: Он был весёлый. Его рассказ был интересен. 2) существительным: Она будет врачом. 3).причастием: Все стулья в зале были сдвинуты в угол. 4) числительным: Два да три будет пять. 5) местоимением: Вишнёвый сад теперь мой. 6) наречием: Ей туфли впору будут. 7) словосочетанием: Он был высокого роста. |
Основа в односоставном предложении. ( Один гл. член предл-ия: либо подлежащее, либо сказуемое)
А) Один гл. член – подлежащее (назывное предложение): Яркие солнечные дни. Пять часов вечера.
Б) Один гл. член – сказуемое: Люблю грозу а начале мая.
В дверь постучали. На улице холодно. Мне плохо.
Задания №№ 9, 10 Простое осложненное предложение и знаки в нем.
1. Вводные слова вносят дополнительное поясне -ние или замечание, кото- рое выражает уверен -ность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовател. Всегда выделяются запятыми. | Безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, конечно, разумеется, вероятно, видимо, возможно, на беду пожалуй, может быть, к радости, к сожалению, к счастью, , чего доброго, на мой взгляд, во-первых, итак, например, значит, однако, впрочем, одним словом. |
2.Вводные предложения | Ягода, я уверен, уже поспела. |
3Вставные конструкции выделяются скобками или тире с обеих сторон | Однажды вечером (это было осенью) мы сидели на даче. Я вынул ключ и – о ужас!- он был сломан. |
4.Обращение всегда выделяется запятой или восклицательным знаком | Чем вы, гости, торг ведете? Храни меня, мой талисман! Милые мои, приезжайте к нам. |
5.Междометия.всегда отделяются запятой или ! | Ах, как солнце светит! Чу! Кто-то крадется. |
6.Обособленное опреде -ле ние – причастный оборот выделен запятыми | Ветер, дувший со всех сторон, все время усиливался. |
7.Одиночные и распрос- траненные согласован- ные определения обособ ляются, если относятся к личному местоимению. | Утомленный дорогой, он быстро заснул. Они, счастливые, покидали свою школу. |
8.Согласованные опре -деления, стоящие перед определяемым словом обособляются, если име- ют добавочное обстоя- тельственное значение. | Привлеченные светом, бабочки кружились у фонаря. (почему у фонаря? – потому что привлек свет). |
9.Обособленные приложения – слова, которые относятся к сущ., стоят рядом с ним, поясняют его | Мы, школьники, больше всех радовались бурану. Настя, наша отличница, была огорчена. В кабинете был только Петров, начальник. |
10.Уточняющие обстоя тельства обычно уточня- ют место или время. | На лавке, у окна, сидел отец. Рано утром, часов в шесть, мы вышли в поход |
11.Обособленные дополнения – существи- тельные с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, сверх, вместо, за исключением, наряду, | Все, за исключением деда, работали на огороде. В книге, помимо ярких картинном, много фотогра- фий. Самолет, наряду с пассажирами, захватил почту. |
12.Однор. члены пр-ия Нет союзов – запятые Противительные (а, но,да | Мы собирали в лесу травы, ягоды, грибы. Букет недорогой, но красивый |
13. После обобщающего слова перед однородны -ми членами ставится двоеточие (часто это могут быть слова:всё, все, все они, никто, ничто, всюду, везде, всегда, нигде, никуда и др.) | В питомнику растут разные породы деревьев: березы, ели, рябины, кедры. Снег лежал всюду: на крышах домов, на дороге, в саду. |
14. Если обобщающее слово стоит после однородных членов – перед ним ставится тире | Столы, кресла, стулья – всё было погружено на машину. |
15Сравнительный оборот (обычно со слова- ми как, словно, точно, будто, что, чем, нежели) | Поползли серые, как дым, облака. Морозило сильнее, чем с утра. Словно стальная птица, самолет поднялся в небо. |
Задание № 12 Знаки препинания в сложносочиненном пр-ии.
1.Определи сначала: простое или сложное это предложение.
2.Найди союзы и определи, что они соединяют: слова или предложения?
3.Если предложения, то это пр-ие сложное. Тогда определяем тип сложного предложения.
4.Тебе нужно найти сложносочиненное и определить, где запятые в ССП.
5.Тебе надо знать СОЮЗЫ в сложносочиненном пр-ии.
1. Сочинительные соединительные союзы(и, да, ни-ни , тоже, также) | Сверкнула молния, И раздался удар грома. Подруга отдыхала на море, я тоже приехала туда. |
2. Разделительные союзы (или, иль, либо, то-то, не то – не то) | В пруду не то утка плавала, не то другая птица держалась на крыльях. Сердито дождь бил в окно, или ветер так стучал. |
3.Противительные союзы (а, но, да, однако, зато, тоже, же) | Гроза сияла за лесом, а тут сияло солнце. Мы собрались уже в дорогу, но дождь спутал все планы. Она была очень строгой, однако мы ее любили. Медведь с берега ушел, зато медвежонок еще барахтался. Голова еще болела, сознание же было ясное. |
Запятая в сложноподчиненном предложении
1.Определи сначала: простое или сложное это предложение.
2.Найди союзы и определи, что они соединяют: слова или предложения?
3.Если предложения, то это пр-ие сложное. Тогда определяем тип сложного предложения.
4.Тебе нужно найти сложноподчиненное и определить, где запятые в СПП.
5.Тебе надо знать СОЮЗЫ в сложноподчиненном пр-ии.
Вид придаточн. | союзы | Примеры |
1.Определительное (отв. на? Какой?) | Который, что, где | В доме, (каком?) где мы поселились, было холодно. |
2.Изъяснитель- ное (отв. на ? падежей) | Что, как, будто, чтобы, кто, ли | Я не знаю, буду ли дома. Дети знают, кто их любит. |
3.Обстоятельст-венное образа действия и степени | как, что, сколько, насколько, чтобы, как будто , словно. | Сделал так, как просил мастер. |
4.Обстоятельст-венное места | Где, куда, откуда | Иди, куда влечет тебя дорога. Мы уедем туда, где теплее. |
5.Обстоятельст- венное времени | Когда, пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока | Когда я вышел на дорогу, то увидел свой автомобиль. Таня просила не будить до тех пор, пока сама не проснется. |
6.Обстоятельст- венное условия | Если, когда, раз | Когда выполнишь уроки, тогда пойдешь погуляешь. |
7.Обстоятельст- венное причины | Потому что, оттого что, ибо, благодаря тому что, так как | В лесу было тихо, потому что птицы улетели. |
8.Обстоятельст- венное цели | Чтобы, для того чтобы | Мы молчали, чтобы услышать шорохи леса. |
9.Обстоятельств. сравнения | Как, чем, точно словно, будто, | Лес стоит молча, точно ждет чего-то. |
10.Обстоятель-ственное уступки | Хотя, пускай, несмотря на то что, как ни | Как мы ни старались, до реки не смогли дойти. |
11.Обстоятельст. следствия | Так что | Было очень жарко, так что мы остались дома. |
Задания №№ 13 Сложные предложенияия с разными видами связи
Последовательное подчинение | От главного -?(вопрос)- к первому придаточн. от первого прид.-?- ко второму придаточ. | Мне страшно вспомнить (что?), что сделалось с матерью (когда?), когда забрали отца. |
Параллельное (неоднородное) соподчинение | Придаточные отно- сятся к разным словам главного предложения и отвечают на разные вопросы | Когда лодка отплыла от берега, мы увидели, что из деревни бежали люди. |
Однородное подчинение | Придаточные относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. | Егорушка видел, как потемнело небо, как засветились звёзды. |
Задания № 14 Бессоюзное сложное предложение.
1.Определи сначала: простое или сложное это предложение.
2. В бессоюзном между предложениями нет союзов!
3. В бессоюзном между предложениями могут стоять знаки , : ; -
Какой знак в БСП | Примеры |
, | Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. |
; | Кусты разрослись по оврагу; около родника зеленеет трава; лучи солнца скользят по ней. |
: | Печален я: со мною друга нет. Осень и зиму он не любил: они приносили ему много страданий. |
- | Настанет утро – двинемся в путь. Солнце дымное встает – будет день горячий. |
Материалы для подготовки к тестовой части (практика)
Задание № 3.
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…
2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.
3) А как жить, чтобы не обсуждать?
4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость...
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.
2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.
3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.
4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?
4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
2) Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?
4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».
2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
3) А Николая била в висок ужасная мысль.
4) ...В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.
6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
3) Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.
4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
8. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
1) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
2) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
3) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
4) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
9. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.
4) М-мда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала: — Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
10.. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) На высоком берегу ручья, на поваленном бурей дереве, сидела Чечек.
2) По хрустящей, подтаявшей тропинке он прошёл через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками.
3) «Как снегирь сидит», – усмехнулся Костя; он подошёл и сел на дерево рядом с Чечек.
4) И совсем нечего тут сидеть одной: подруги тебя ищут, так что вставай, беги!
11. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.
2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
3) Но я даже не подал виду.
4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.
12.. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью.
2) После ужина небо вдруг нахмурилось.
3) Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться.
4) Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
3) Скрипка замолчала надолго.
4) И свет фонариков погас.
15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.
2) Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.
3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
4) Сколько тайн ночью!
16. Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония.
1) — А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.
2) Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
3) Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии. — Орион! — сказал мальчишка. — (25) Ко мне!
4) — Он кусается? — спросила Наташка. Мальчишка улыбнулся. — Погладь, — разрешил он.
17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (18) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.
2) (7) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.
3) (21) — Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.
4) (22) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.
18. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Прославится сразу на весь лагерь!
2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.
19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
20.. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Здорово, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
21.. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
2) (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
3) (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
4) (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
22. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.
3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
23. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Пожилая, с морщинистым лицом продавщица в белом халате и крахмаленой шапочке шуршала промасленными бумагами.
2) Вечернее солнце светило в спину, и впереди Максима — третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, – на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонконогая тень.
3) — От горшка два вершка, а с такими деньгами…
4) Максим ещё раз сказал спасибо и пошёл, оглядываясь и думая о том, как всё-таки странно устроен мир: не сразу поймёшь, хороший человек или плохой, сердитый или добрый, и почему это происходит.
24. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
25. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек».
1) эпитет
2) сравнение
3) гипербола
4) лексика разговорного стиля
26. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
27. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание».
1) сравнительный оборот
2) олицетворение
3) фразеологизм
4) аллегория
28. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.
2) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.
3) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
4) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
29. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?
1) (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны лопухов, сильно тянуло гарью.
2) (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
3) (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
4) (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
30. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
Ключи к заданию № 3
Задания | Номер ответа |
1 | 1 |
2 | 3 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 3 |
6 | 2 |
7 | 4 |
8 | 4 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 2 |
13 | 2 |
14 | 3 |
15 | 2 |
16 | 1 |
17 | 4 |
18 | 3 |
19 | 2 |
20 | 1 |
21 | 1 |
22 | 4 |
23 | 3 |
24 | 3 |
25 | 1 |
26 | 1 |
27 | 3 |
28 | 3 |
29 | 2 |
30 | 3 |
Задание № 4
Вариант - 1
1)Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо».
Сначала мы приехали на привокзальную площадь. Наш поезд прибыл с опозданием. Мы приготовились к посадке в вагон.
2) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения».
Я осмотрел поляну. Притихшие березки пригнули свои веточки. Вот на пень приползла змея и свернулась в причудливый клубок.
3) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».
Приподняв шляпу, Иван поздоровался и пристально посмотрел на Петьку. Тот сказал, что его пригласили и он приехал на встречу.
4) )Из предложений выпиши слово, правописание приставки ПРЕ- в котором определяется лексическим значением слова.
Мы преодолели последние километры и увидели прекрасный пейзаж. Наконец мечты претворились в жизнь.
5) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Увидев появившиеся росточки, ребята восторженно закричали. Потом они вскопали грядку рядом, срезали сорняки.
6)Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
Взволнованный мальчик предложил взамен помочь донести вещи старику, но тот взывал к совести, а не к помощи здесь.
Вариант - 2
1)Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо».
Артистов пригласили приехать в Приморский край.. мы тоже присутствовали на их концерте.
2) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения».
Дед присел на скамейку и по привычке позвал собаку. Она тут же примчалась и присела у ног хозяина.
3) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».
По дороге в приозерный поселок мы приметили следы каких-то зверей. Я пригнул ветку и увидел лося. Он медленно приближался ко мне.
4) )Из предложений выпиши слово, правописание приставки ПРЕ- в котором определяется лексическим значением слова.
Преодолев преогромное желание не брать чужое, вы не только не преступаете закон, но еще даете прекрасный пример другим.
5) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Я посадил сломанный росточек в небольшой горшок с красивой росписью, затем связал его ствол бинтом.
6) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
На практике механик разрешил нам развинчивать разнообразные детали. По разобранным деталям мы изучали механизмы.
Вариант - 3
1)Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо».
Охотник прислушался. В прибрежных кустах кто-то запищал. Он приподнял ветки и приготовился наблюдать.
2) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения».
Приподняв руку, Петр поздоровался со всеми и пристально разглядывал мальчишек. Они сказали, что их пригласили и они прибежали на берег.
3) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».
На озеро мы приехали рано. Мы привезли с собой удочки, приманку мой друг на пригорке разводил костер, а я на берегу присматривал за улочками.
.4) )Из предложений выпиши слово, правописание приставки ПРИ- в котором определяется лексическим значением слова.
Мы принесли с чердака старенький приемник. Включили его в сеть и услышали приятный приглушенный голос диктора.
5) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ветки растений распустились. Мы сделали букет и подарили его ветерану. Он восторженно принял наш подарок.
6) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
Нам разрешили взобраться на вершину горы. С вершины мы разглядывали взошедшее солнце.
Вариант - 4
1)Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему-либо».
На пришкольном участке мы нашли собачку и приютили ее у себя дома. Вскоре мы ее приручили, а она привыкла к нам.
2) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения».
По дороге в приморское село мы приметили следы каких-то зверей. Я пригнул ветку и увидел лося. Он медленно приближался ко мне.
3) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».
Нас пригласили отдохнуть в причудливых местах приморского края. Но я приболел, и поездку пришлось отложить.
4) )Из предложений выпиши слово, правописание приставки ПРЕ- в котором определяется лексическим значением слова.
Преогромное достояние досталось нам от наших предков. Мы – преемники прекрасных культурных ценностей.
5) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ребята сдержали свое слово. Они рассказали о том, как высаживали растения в новом, разбитом на берегу реки парке.
6) Из предложений выпиши слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется –З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
Нам разрешили разложить на столе разнообразные поделки. Родители рассматривали разнообразные интересные вещи.
Ключи к заданию №4
Вариант - 1
1) привокзальную
2) приползла
3)приподняв
4) претворились
5) вскопали
6)взволнованный
Вариант - 2
1) Приморский
2) примчалась
3) пригнул
4) преступаете
5) росписью
6) развинчивать
Вариант - 3
1 прибрежных
2) прибежали
3) присматривал
4) приемник.
5) распустились.
6) разглядывали
Вариант - 4
1) пришкольном
2) приближался
3)приболел,
4) преемники
5) рассказали.
6)разложить
Задание № 5
Вариант №1
Выпишите слово, в котором правописание –Н- или –НН- обусловлено правилом:
1)В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН –ЕНН- пишется –НН-.
В обыкновенной позолоченной коробочке лежали подаренные мне на день рождения именные часы.
2)В отыменных прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ИН-АН-ЯН пишется одна буква –Н-.
На штопаной тканой скатерти было небольшой масляное пятно.
3)В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н- пишется –НН-.
Какой-то таинственный ценный подарок находился в посеребренной шкатулке, стоящей на письменном столе.
4)В отглагольных прилагательных и причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется –НН-.На письменном столе лежали резанные на широкие полосы листы с лекционными записями и обыкновенная шариковая ручка.
5)В кратких прилагательных пишется столько –Н-, сколько в полных прилагательных (выпиши только слово).
Говорил уверенно, побережье пустынно, прыгнуть легко, встретил холодно, окно вставлено.
6)В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола совершенного вида, пишется –НН-
Утренний туман окутал лиственные деревья, посаженные в прошлом году на пустынном участке.
7)В кратких причастиях пишется –Н-(выпиши только слово).
На улице холодно, картина восхитительна, лицо взволновано.
8)В отглагольных прилагательных , образованных от глагола несовершенного вида, пишется –Н-.
Путаными словами он рассказывал о змеиной атаке на песчаном берегу.
9)В наречиях пишется столько –Н-, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Посмотрел удивленно, дерево посажено, задание решено.
Вариант №2
Выпишите слово, в котором правописание –Н- или –НН- обусловлено правилом:
1) В отглагольных прилагательных и причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется –НН-.
Письменный и обеденный столы, крашенные в светлые тона, поставили у каменной стены.
2)В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола совершенного вида, пишется –НН-.
Ломанный у берегов лед растаял, и по реке пошли нагруженные лодки. Люди везли хозяйственный инвентарь и выращенную рассаду.
3) В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН –ЕНН- пишется –НН-.
На столе появились тыквенный и лимонный сок, засахаренные орехи и подсушенные фрукты.
4) В наречиях пишется столько –Н-, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Утро туманно, объявление приклеено, шел медленно.
5) В кратких причастиях пишется –Н-(выпиши только слово).
Сказал честно, поле расчищено, решение сложно.
6) В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола несовершенного вида, пишется –Н-.
К песчаному берегу, на котором стоял дровяной склад, приближались ломаные ледяные глыбы.
7) )В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н- пишется –НН-.
Построенный отряд под барабанный бой шагал по мощенной ровными камнями мостовой и пел торжественный марш.
8) В отыменных прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ИН-АН-ЯН пишется одна буква –Н-.
Резаные и ломаные овощи добавляли в лошадиный корм.
9) В кратких прилагательных пишется столько –Н-, сколько в полных прилагательных (выпиши только слово).
Окно заморожено, предложение ценно, предложение оценено, посмотрел удивленно.
Вариант №3
Выпишите слово, в котором правописание –Н- или –НН- обусловлено правилом:
1) В наречиях пишется столько –Н-, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Занимался увлеченно, задание получено, платье длинно.
2) В кратких причастиях пишется –Н-(выпиши только слово).
Построил замечательно, здание построено, мне холодно.
3) В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН –ЕНН- пишется –НН-.
Из телефонного разговора я узнал, что лекционные занятия состоятся в отремонтированной и покрашенной аудитории.
4) )В отыменных прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ИН-АН-ЯН пишется одна буква –Н-.
В рваных сапогах и штопаной одежде брел по звериной тропе заблудившийся путник.
5) )В отглагольных прилагательных и причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется –НН-.
Неожиданный и ценный подарок я получил из деревни от деда. Он прислал копченную в собственной коптильне рыбу.
6) В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола несовершенного вида, пишется –Н-.
По размытой глиняной дороге ехали груженые машины. На песчаном берегу они остановились у дровяного склада.
7) В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола совершенного вида, пишется –НН-
На оживленном перекрестке рядом с хозяйственным магазином поставили телефонный аппарат.
8) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н- пишется –НН-.
На столе появились тыквенный и лимонный сок, подкопченная колбаса и сушенные на солнце фрукты.
9) В кратких прилагательных пишется столько –Н-, сколько в полных прилагательных (выпиши только слово).
Платье укорочено, платье длинно, окно вставлено.
Вариант №4
Выпишите слово, в котором правописание –Н- или –НН- обусловлено правилом:
1) )В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола совершенного вида, пишется –НН-.
На выставке прикладного искусства мы увидели связанные макраме, ценные ювелирные изделия, плетенные из прутьев корзины и оловянные украшения.
2) В отглагольных прилагательных и причастиях, образованных от глагола несовершенного вида, пишется –Н-.
На серебряном подносе стоял граненый стакан с ледяным овсяным напитком.
3) В наречиях пишется столько –Н-, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Белье поглажено, говорил уверенно, поле пустынно.
4) ) В кратких причастиях пишется –Н-(выпиши только слово).
Кольцо позолочено, говорил честно, сделать сложно.
5) В кратких прилагательных пишется столько –Н-, сколько в полных прилагательных (выпиши только слово).
Говорил уверенно, озеро взволновано, здание построено, утро туманно, глаза затуманены.
6) В отыменных прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н- пишется –НН-В обыкновенной позолоченной коробочке лежал даренный на день рождения телефонный аппарат.
7) ) В отглагольных прилагательных и причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется –НН-.
Построенный отряд под барабанный бой шагал по мощенной ровными камнями мостовой и пел торжественный марш.
8) В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН –ЕНН- пишется –НН-.
Из-за бедственного положения в далекие заброшенные районы отправили ценный груз по восстановленной дороге.
9) В отыменных прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ИН-АН-ЯН пишется одна буква –Н-.
На штопаной тканой скатерти было небольшой масляное пятно.
Ключи к заданию № 5
Вариант №1
1) именные
2) масляное
3)ценный
4) резанные
5) пустынно
6) посаженные
7) взволновано.
8) Путаными
9) удивленно
Вариант №2
1) крашенные
2) нагруженные
3) тыквенный
4) медленно.
5) расчищено
6) ломаные
7) барабанный
8) лошадиный
9) ценно
Вариант №3
1) увлеченно,
2) построено,
3)лекционный
4) звериной
5)копчённую.
6) груженые
7) оживленном
8) лимонный
9) длинно
Вариант №4
1) связанные
2) граненый
3) уверенно,
4 позолочено
5) туманно,
6) телефонный
7) мощенной
8 бедственного
9) масляное
Задание № 6
Вариант – 1
1)Замените слово «слинять» стилистически нейтральным синонимом.
За воротами показалась голова отца, я приготовился слинять, так как встреча с ним ничего хорошего мне не обещала.
2) Замените слово «двинулась» нейтральным синонимом.
Группа туристов двинулась в путь рано утром.
3) Замените слово «пустынных» стилистически нейтральным синонимом.
Я стою на перекрестке двух пустынных московских улиц.
4) Замените слово «почитают» нейтральным синонимом.
Ветеранов войны и труда в нашей стране почитают.
5) Замените слово «тонкий» нейтральным синонимом.
Мимо прошла женщина. Я сразу почувствовал тонкий аромат духов.
6) Замените слово «неистово» стилистически нейтральным синонимом.
На поверхность воды всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук.
7) Замените слово «обложили» стилистически нейтральным синонимом.
Он сел на мох, хотел выбрать направление по солнцу, но тучи плотно обложили серое небо.
8) Замените слово «голые» стилистически нейтральным словосочетанием.
Вот и поздняя осень. И деревья в лесу все голые.
9) Замените слово «возглавил» стилистически нейтральным словосочетанием.
Игорь Семенович возглавил управление в прошлом году.
10) Замените слово «прилегающих» стилистически нейтральным словосочетанием.
На прилегающем к дому участке мы уже вскопали землю под грядки.
11)Подберите антоним к слову «пассивно».
В классе он вел себя пассивно, ничем не интересовался.
12) Подберите антоним к слову «бездельник».
Напарник оказался бездельником, и всю работу Иван сделал один.
13) Подберите антоним к слову «действовали».
Разведчики действовали быстро и слаженно.
14) ) Подберите антоним к слову «отсутствовал».
Я из-за болезни отсутствовал на соревнованиях.
Вариант – 2
1)Замените слово «врачебную» стилистически нейтральным синонимом.
В самолете деду стало плохо, и первую врачебную помощь ему оказала стюардесса.
2)Замените слово «мучился» стилистически нейтральным синонимом.
Петька обманул бабушку и теперь не знал, как сказать ей правду, и от этого еще сильнее мучился.
3) Замените слово «пристально» нейтральным синонимом.
Вышел ее старший брат и стал меня пристально рассматривать.
4) Замените слово «скрылся» нейтральным синонимом.
Пароход через некоторое время скрылся за горизонтом. 5) Замените слово «точно» нейтральным синонимом.
Все задания я решил точно.
6) Замените слово «массивную» стилистически нейтральным синонимом.
Тренер подошел к дому и толкнул приоткрытую массивную дверь.
7) Замените слово «ностальгию» нейтральным синонимом.
В Лондоне Петренко быстро заскучал, а вскоре начал ощущать ностальгию по родине.
8) Замените слово «раздвоилась» стилистически нейтральным словосочетанием.
И душа ее как будто раздвоилась.
9) Замените слово «вопрошал» стилистически нейтральным словосочетанием.
Я мысленно обращался сам к себе и вопрошал: когда же все проблемы разрешатся?
10) Замените фразеологизм «сломя голову» стилистически нейтральным словосочетанием.
Миша сломя голову бежал по коридору.
11) Подберите антоним к слову «голодный».
Голодный кот жалобно мяукал.
12) Подберите антоним к слову «нагреть».
Чтобы нагреть дом, нам надо было затопить печь.
13) ) Подберите антоним к слову «простодушный».
Простодушный дед искренне поверил внуку.
14) ) Подберите антоним к слову «беспечно».
К порученному делу она отнеслась беспечно и подвела класс.
Вариант – 3
1)Замените слово «разлука» стилистически нейтральным синонимом.
Нам предстояла близкая разлука.
2)Замените слово «перебросили» стилистически нейтральным синонимом.
Во время войны большинство заводов перебросили на Дальний Восток.
3) Замените слово «прекрасно» нейтральным синонимом.
Он умел прекрасно рассказывать.
4) Замените слово «страшно» нейтральным синонимом.
Ивану вдруг стало страшно в темном лесу.
5) Замените слово «беспрерывно» нейтральным синонимом.
В голове беспрерывно крутится мысль: «А делать-то что?»
6) Замените слово «плешинами» стилистически нейтральным синонимом.
На склонах гор белыми плешинами лежит снег.
7) Замените слово «уникальных» нейтральным синонимом.
Дельту считают центром происхождения уникальных рыб.
8) Замените фразеологизм «кот наплакал» стилистически нейтральным словосочетанием.
Ягоды набрали как кот наплакал.
9) Замените слово «вопрошал» стилистически нейтральным словосочетанием.
Я мысленно обращался сам к себе и вопрошал: когда же все проблемы разрешатся?
10) Замените слово «поредел» стилистически нейтральным словосочетанием.
Он с трудом пробрался сквозь чащу, вышел на просвет и увидел, что лес поредел.
11) Подберите антоним к слову «яркий».
Яркий свет освещал площадку возле дома.
12) Подберите антоним к слову «старый».
На старом автомобиле мы приехали на озеро.
13) ) Подберите антоним к слову «интересный».
Новый фильм оказался очень интересный.
14) ) Подберите антоним к слову «удовлетворить».
Просьбу жителей решили удовлетворить.
Ключи к заданию № 6
Вариант – 1
1)Сбежать
2) Отправилась
3) Безлюдных
4) Уважают
5) Изысканный, едва уловимый
6) Отчаянно
7) Заслонили
8) Деревья без листвы
9) Стал руководить
10) Расположенном вблизи дома
11)Активно
12) Трудоголик
13) Бездействовали
14) ) Участвовал
Вариант – 2
1)Медицинскую
2)Страдал
3) Внимательно
4) Исчез
5) Правильно
6) Тяжёлую
7) Тоску
8) Разделилась надвое
9) Задавал вопрос, спрашивал
10) Очень быстро, стремительно
11) Сытый
12) Охладить
13) ) Хитрый
14) ) Ответственно
Вариант – 3
1)Расставание
2)Перевели
3) Интересно
4) Жутко
5) Постоянно
6) Местами
7) Редких, экзотических
8) Очень мало
9)Задавал вопрос, спрашивал
10) Стал редким
11) Тусклый
12) Новый
13) Скучный
14) Скучный
Задания №№ 8, 9, 10, 11
Выписать грамматические основы, указать их количество
Выписать номера предложений, осложненных
1.Обособленным определением;
2.Обособленным обстоятельством;
3.Вводными словами;
4.Однородными членами предложения;
Обращением.
Вариант – 1
Первая рота, отставшая во время переправы, догнала нас только к вечеру.
Берег, как я уже сказал, был низкий, пологий.
Солнце, спрятавшись за небольшое облачко, золотит края его.
Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своем, мой замечательный город!
Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое, перепрыгивал заяц.
Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
Дмитрий, так звали моего соседа, был мало заметен в классе.
Мне помогал маляр или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ.
От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник.
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Всё кругом: зеленая трава, листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.
Дорога, поросшая зеленой придорожной травой, вьётся между двумя колеями.
Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Вариант – 2
По словам полковника, бои скоро передвинутся на запад.
Мы тебя, земля родная, никогда в обиду не дадим.
На лесном аэродроме, расположенном в таежной глуши, живет старик, который всегда встречает нас.
На лесной дороге, расходясь веером, лежали бок о бок тени от сосен, берез и елей.
Из ручейка, бесшумно бегущего в мягком и пышном овраге, мы черпали воду.
Он пошел в лес по орехи да и заблудился.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный.
Признаюсь, чем больше я глядел на удаляющийся пароход, тем тоскливее становилось на душе.
В лесу то и дело попадаются болотца, черные от сгнивших деревьев.
Над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея бирюзой, кроткое вечернее небо.
Я понял, Алеша, в чем особенности сложного предложения.
Книга интересна как для взрослых, так и для детей.
Не останавливаясь и не замедляя шаг, мы прошли лес.
По мнению организаторов выставки, картины молодого художника должны вызвать большой интерес.
На взгляд-то он хорош, да зелен.
Вариант – 3
К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
Жителям села, пострадавшего от наводнения, была оказана своевременная помощь.
Дорога, извиваясь, все ближе подходит к берегу.
Я сошел с дороги и сразу попал в небольшой лесок.
Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.
Планёр, круто взмыв вверх и, описав большой круг, стал плавно спускаться.
Пурга, кажется, никогда не кончится.
Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.
Вы, я вижу, любите природу.
Выглянь, милая соседка, в окна комнаты своей.
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
Сделав разворот, самолет снижается на расчищенную площадку.
Стало тихо и темно во всей деревне.
Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил…
Никогда не отступала, никому не кланялась Москва.
Вариант – 4
Ещё не выходя из кабины, летчик что-то кричит механику.
Однажды вечером (это было в декабре) я смотрел телепередачу «Жди меня».
Тишина громадных комнат, нарушаемая только пением, доносившимся из нижнего этажа, нагоняла тоску.
Давным-давно на острове поставили люди монастырь, возвели жилые и хозяйственные постройки.
Ну вот, дорогие мои, завтра мы уже будем в Москве.
Я жалел друга, понимая, что осенью ему снова придется сдавать экзамен.
Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю сада.
Во-первых, ты неправильно определил основу предложения и окончание.
Ёлка со сломанной верхушкой растет в ширину и похожа на торговку в растрепанной шали.
Как быстро пролетело время, мой дорогой лес, и я снова уезжаю в душный город.
Заря только занималась, разливая по небу нежный свет.
Мы проезжали мимо деревень, окруженных садами и пашнями.
Внутри сказки, все мы понимаем, таится правда.
А вы, товарищи, не обращайте внимание на реплики.
Прилетев в Москву, сын, мы, во-первых, отправимся на Красную площадь, во-вторых, посетим Русский музей.
Ключи к заданиям №№ 8-11
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Обособленное определение | 1, 7, 13 | 3, 5, 9 | 2, 5, 11 | 3, 7, 12 |
2 | Обособленное обстоятельство | 3,6,14 | 4, 10, 13 | 3, 6, 12 | 1,6,11,15 |
3 | Вводные слова | 2, 8, 9 | 1, 8, 14 | 1, 7, 9 | 2,8,13,15 |
4 | Однородные члены предложения | 5, 10, 12 | 6, 12, 15 | 4,5,6,13,15 | 4,7,8,9,15 |
5 | Обращение | 4, 11, 15 | 2, 7, 11 | 8, 10, 14 | 5,10,14,15 |
ГИА9 (А7) Вариант – 1
Задание №№ 12, 14
Запишите только номера предложений:
1. ССП, 2СПП, 3.БСП, 4. ПП
Вариант № 1
В Мещёрском крае нет особенных красот и богатств, но этот край обладает большой притягательной силой.
Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость.
Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать.
Там тень моя осталась и тоскует, в той светлой комнате живет.
Во влажном саду стояла тишина и крепко пахло душистым тополем.
Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Мы долго шли сквозь вихрь и зной, и загрубели наши лица.
Идет апрель с целебным духом почек, худеет снег в ракитнике пустом.
Несется конь быстрее лани, храпит и рвется, будто к брани.
Он занимался тем, что скупал и перепродавал и поэтому часто бывал в разъездах.
Река вышла из берегов и широко разлилась по лугу.
Я знаю: нам общее нечто дано.
Вода сегодня такая тихая, что кулик над водой и его отражение в воде были совершенно одинаковые.
Чичиков извинился, что побеспокоил неожиданным приездом.
Выхожу один я на дорогу: сквозь туман кремнистый путь блестит.
Все кругом спит, а может, не спит, а только притворяется искусно.
Вариант № 2
Смотрит в горы небо голубое, молодое утро сходит с гор.
Они не созданы для мира, и мир был создан не для них.
Я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилег в траве.
Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.
Листва была навалена горами и, нагретая солнцем, издавала тонкий запах.
Печь горела плохо, тускло, без оживления, в избушке же стало теплее от звонких голосов ребятишек.
Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный.
В горах, если столкнуть с высоты камень, целая лавина каменьев, глыб и комьев рушится в пропасть.
Катер не мог одолеть ветра, и его относило все дальше от берега.
С деревьев, окутанных легким туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги.
Из леса, где еще оставался снег, чуть слышно текла вода.
Сентябрь был тихий, теплый и, на счастье, без дождей.
Смотрят тени вдоль стены, светит месяц с вышины.
От снега тянет холодком, а солнце пригревает уже по-весеннему.
Никто не понимал, почему нас задерживают.
Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты…
Вариант № 3
Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.
Над долиной, где мы ехали, спускались тучи.
Далеко за рекой носились тучи, наискось резали небо молнии.
В это время послышался звонок и она встала.
То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.
Лиза вышла из леса, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в дом.
Меня спросили, куда я поеду летом.
Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы.
Староста спросил у него документ, но документа у него не оказалось.
Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет.
Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега.
Теплоход наконец пришел и, сбавив скорость, занял своё место у причала.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
Солнце сильно палит, так что к вечеру соберется гроза.
Вариант № 4
И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает желтый лист.
Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил из рук Егорущки узелок.
Нам не было видно берега, и оттого ощущение величия морского простора увеличивалось.
В лугах, поросших буйной растительностью, водилось много птиц.
Однажды наступил май, но никто, кажется, не заметил тогда ледохода.
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
Рядом с домом был небольшой огород, на котором росла картошка.
Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют…
В снежных просторах, обманывающих неопытный глаз, трудно определить расстояние.
Наступило утро, мы стали снимать палатки.
Когда наступило утро, мы стали снимать палатки.
Наступило утро, и мы стали снимать палатки.
Утром мы стали снимать палатки и тушить костер.
Хребет, по которому мы шли, состоял из ряда вершин.
Снегопад прекратился; регулярное движение транспорта возобновилось.
Вскоре все просветлело да на море появилась серебряная дорожка.
Ключи к зданиям №№ 12, 14
1 | 2 | 3 | 4 | |
ССП | 1,5,7,10 | 2,7,9,14 | 1,5,6,11 | 3,5,12,16 |
СПП | 3,6,13,14 | 4,8,11,15 | 3,8,10,16 | 2,7,11,14 |
БСП | 2,8,12,15 | 1,6,13,16 | 4,9,12,15 | 1,8,10,15 |
Простые | 4,9,11,16 | 3,5,10,12 | 2,7,13,14 | 4,6,9,13 |
Задание№ 13
Определите вид подчинения придаточных предложений в составе сложного
Вариант 1
1.Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и не требовал от другого больше того, что он может
2. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило.
3. Мы не знали, по какой тропинке идти, чтобы попасть в березовую рощу!
4. Как только строительная площадка открылась перед нами, я заметил, что все рабочие толпятся у забоя.
5. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее.
6. Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
7. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился.
Вариант 2
1.Я так ушел в свои думы, что совершенно забыл, зачем пришел сюда в этот сумеречный час.
2. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея.
3. Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты.
4. Не страшно знать, что смерть идет, коль умираешь ты за свой народ.
5. В детстве мы впервые узнавали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы, неповоротливые медведи и хитрые лисицы.
6. Машина рванулась с места и понеслась по улице с сумасшедшей скоростью, которую любил командующий вне зависимости от того, нужно было ему торопиться или нет.
7. Когда я сошел утром в Брянске, был такой мороз, что весь воздух выл от скрипа сапог.
Вариант 3
1. Бойцы ясно осознавали, что нет такой жертвы, которую они не принесли бы без колебания, если бы она была нужна родине.
2.Кирилл без устали мурлыкал песню о человеке, который шел впереди всех, которому было трудно, который оставил глубокий след.
3.Света луны оказалось вполне достаточно, чтобы части шли туда, куда им было указано, и делали потом то, что диктовал жестокий закон штыковых атак.
4.Неожиданная и слишком ранняя смерть Пушкина поразила горестью всех, кто сколько-нибудь любил русскую литературу, которая лишилась величайшего из всех писателей, какие только являлись в ней до того времени.
5.Тишина на границе такая, что слышится, как залетная птаха присела на куст и упругая ветка под ней колышется.
6. Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий луг рано утром, как в шершавых листиках травы накапливается огромная хрустальная капля росы, какой яркий темный след остается на лугу от твоих ног.
7.В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.
8.Пока бегали за винтовкой, Мечик чувствовал, как щупают его со всех сторон десятки любопытных глаз.
Вариант 4
1.Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.
2.Он расспрашивал меня про то, что я люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы.
3.В воздухе висит зной, от которого клонится лист и покрывается трещиной земля.
4.Уже вечерело, когда грузовик влетел на улицу небольшой деревеньки, где опытный глаз сразу угадал бы командный пункт небольшой авиационной части.
5.Когда же раздавался выстрел и падала птица, я всякий раз подпрыгивал на месте и даже кричал.
6.Я отвечал, что природа хороша и особенно хороши в наших местах закаты.
7.Когда Каштанка проснулась, она услышала доносившийся с улицы шум, какой бывает только днем.
8.Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.
Ключи к заданию № 13
Вариант 1
1.последовательное
2. однородное
3. последовательное
4. неоднородное (параллельное)
5. неоднородное (параллельное)
6. однородное
7. неоднородное (параллельное)
Вариант 2
1. последовательное
2. однородное
3. неоднородное (параллельное)
4. последовательное
5. однородное
6. последовательное
7. неоднородное (параллельное)
Вариант 3
1. последовательное
2. однородное
3. последовательное
4. последовательное
5.последовательное и однородное
6. однородное
7. однородное
8. неоднородное (параллельное)
Вариант 4
1. последовательное
2. однородное
3. однородное
4. последовательное
5.однородное
6. однородное
7. неоднородное (параллельное)
8. последовательное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...