План –конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fgos_po_teme_orfografiya_v_5_klasse.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
План –конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема №4 «Орфография»
Урок №4(18)
Тема урока «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков ».
Цель урока: Добиться полного усвоения у 80% учащихся умения различать согласные , проверяемые произношением в корнях слов, а также непроизносимые и удвоенные согласные с использованием технологии морфемного чтения и письма; сформировать у 80% учащихся умение безошибочно писать согласные в корнях слов .
В ходе работы учащиеся овладевают следующими УУД:
1Личностное – освоение личностного смысла учения, выбор своего образовательного маршрута; продолжить формирование нравственного облика учащихся через воспитание добросовестного отношения к работе на уроке;
2.Регулятивное – самостоятельно определять последовательность и необходимость выполнения заданий в учебном процессе; определять правильность выбранного задания в соответствии с образцом; самостоятельно давать оценку; проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний , умений и навыков , изученных и сформированных на предыдущих уроках : , безударная гласная в корне, проверяемая ударением, роль таких слов в тексте.;
3.Познавательное – ориентироваться в учебном материале; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; анализировать, сравнивать, группировать изученный материал; закрепить овладение способом определения написания проверяемых согласных в корне слова, безударных гласных; закрепить навыки самостоятельного написания творческой работы на заданную тему.
4.Коммуникативное – участвовать в диалоге, уметь слушать других; Оформлять свои мысли устной и письменной в соответствии с речевой ситуацией; сотрудничать в совместном решении проблемы в группе; формирование информационной компетентности при работе с источниками информации.
.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: групповая работа
Оборудование:
- Интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, задания, подготовленные в программе Note Book.
- Дифференцированные инструкции для выполнения групповой работы, алгоритм «Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам».
- Карточки-тесты.
Этапы урока
- Организационный
- Актуализация знаний
- Усвоение новых знаний при работе в группе.
- Первичная проверка понимания изученного, коррекция знаний.
- Контроль результатов.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
- Организационный (2 мин.)
Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Коммуникативное УУД – умение слушать других.
- Приветствие, фиксация отсутствующих,
- сообщение результатов урока и организация деятельности по их
достижению,
- формирование дифференцированных групп для работы на уроке,
в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
II. Актуализация знаний. (7 мин.)
Цель: обеспечение мотивации школьников на принятие целей урока,
актуализация субъектного опыта учащихся.
Познавательное УУД – овладение умением анализировать
Регулятивное УУД - самостоятельно определять последовательность и необходимость выполнения заданий в учебном процессе
- Проецирование слайда «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие написания в словах являются орфограммами?
- Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы?
- По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»?
- Проецирование практического задания.
- Учащиеся списывают с доски слова и обозначают знаком V опознавательный признак орфограммы – гласной. При списывании читают, выделяя голосом корень, подчёркивают гласные.
Земл-я, звезд-а, дерев-ья, троп-а, сноп-ы, пол-я, гроз-а.
- Учащиеся списывают с доски словосочетания, находят по опознавательному признаку (безударности гласного) орфограмму – гласную букву и подчёркивают соответствующую ей букву. При комментировании читают все слова, выделяя голосом морфемы.
Зелён-ые пол-я, сад-ов-ые цвет-ы, ноч=н-ой сторон-е, чист-ая рос-а, тяжёл-ые колос-ья.
Используется приём «работа по цепочке» на интерактивной доске.
ВЫВОД: у учащихся сформировано понятие о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, пятиклассники умеют опознавать названные написания на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания, основываясь на принцип морфемного чтения .
III. Усвоение новых знаний при работе в группе. (10 мин.)
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала на репродуктивном уровне ( инструкция С) , на прикладном уровне (инструкция В), на творческом уровне ( Инструкция А)
Коммуникативное – участвовать в диалоге, уметь слушать других; Оформлять свои мысли устно и письменно в соответствии с речевой ситуацией; сотрудничать в совместном решении проблемы в группе.
Личностное – освоение личностного смысла учения, выбор своего образовательного маршрута
Класс ( 20 человек) делится на группы:
2 группы выполняют работу по инструкции С (наименее подготовленные учащиеся) – 6 человек.
3 группы выполняют работу по инструкции В ( учащиеся, способные действовать самостоятельно по алгоритму ) – 8 человек
2 группы выполняют работу по инструкции А ( «продвинутые» учащиеся )
- 6 человек.
Учащиеся распределяют вопросы в группе, отвечают на них при изучении материала учебника, получают при необходимости консультации учителя, обмениваются информацией (взаимообучение).
Каждый учащийся в рабочую тетрадь заносит ответы на вопросы, предложенные в соответствующей инструкции.
Полученный конспект представляет собой краткий вариант опорных знаний по теме, иллюстрированный конкретными примерами.
КАРТОЧКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ИНСТРУКЦИЙ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ (приложение №1)
IV. Первичная проверка понимания изученного, коррекция знаний(10мин.)
Цель: Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся , провести коррекцию.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые формируются в данном учебном отделе.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Отчёт о работе групп:
«Снежный ком»
План обсуждений:
Изложение основного теоретического материала, повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова», работа с таблицей в упражнении 48 на странице 22, ознакомление с алгоритмом.
1. Представители группы №1 и №2 (инструкция С )один за другим отвечают у доски, продолжая и опровергая друг друга.
2. Представители группы №3 выступают экспертами.
3. Представители групп№4 и №5 (инструкция В) дополняют и расширяют ответы учащихся ( по очереди) проговаривая ответы представителей предыдущих групп.
4. Представители групп №6 и №7 инспектируют, корректируют и дополняют выступающих.
5. Один представитель от группы даёт оценку работы команды на уроке.
- Контроль результатов урока (6 мин.)
Цель: определение качества и уровня усвоения учащимися цели урока.
Регулятивные: самостоятельно определять последовательность и необходимость выполнения заданий в учебном процессе, использовать в работе литературу.
Учащиеся по карточкам-тестам выполняют дифференцированную самостоятельную работу , включающую элементы заданий из инструкций.
( Приложение №2)
- Информация о домашнем задании (3 мин.)
Цель: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её из различных видов текста.
Уровень I уметь отвечать на вопросы .
Уровень II выполнить упражнения §14
Уровень III провести сравнительный анализ опознавательных признаков орфограмм и применения орфографических правил.
- Рефлексия (2 мин.)
Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: критически относиться к своему мнению, уметь понять позицию другого человека, предвидеть последствия коллективных решений.
Предложение написать три прилагательных на листочке, характеризующих
«Я», « МЫ», « учитель»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Групповое изучение темы: «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков»
Инструкция А.
Изучить §14; выполнить упражнения:
1. Ознакомление с алгоритмом
Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам.
Определи, заканчивается ли слово на согласный, парный по глухости – звонкости. При написании использовать морфемный анализ.
Да Нет
Вывод: эта орфограмма – согласная буква. 2. Установи, есть ли в слове стечение гласных букв.
Да Нет
Вывод: эта орфограмма – согласная буква. 3. Проверь, есть ли н в конце слова перед гласным.
Да Нет
Вывод: эта орфограмма – согласная буква. Вывод: в этом слове нет орфограмм – согласных букв
2. Запишите в четыре столбика слова, в которых
а) происходит изменение согласного в конце слова;
б) происходит изменение согласного в середине слова;
в) есть непроизносимые согласные;
г) есть удвоенные согласные:
Кад-к-а, не-счаст-н-ый, рож-ь, молод-ёж-ь, пере-воз-к-а, групп-а, капуст=н-ый, ошиб-к-а, коллекц-и-я, овраг, лест-н-ичн-ый, вокзал, круг, хоккей, улыб-к-а, ярост-н-ый, теннис.
3. Работа с учебником.
Распределите данные слова по видам орфограмм и запишите их в составе словосочетаний. Правильность написания справкой из морфемного словаря Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка.,1986 г. Корень обозначьте другим (не синим) цветом.
Пло(д,т), гри(б,пп), пру(д,т), кла(с,сс), ка(р,рр)икатур-а, по(з,зд)-ний, не-че(с,ст)-ный, пра(з,зд)-ничный, те(р-рр)-итория.
Групповое изучение темы: «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков»
Инструкция B.
Изучить §14; выполнить упражнения:
1. Ознакомление с алгоритмом (см. инструкцию А)
2. Записать только корни, при устном прочтении проговаривать все морфемы, в два столбика, работая над морфемным анализом корня. Какая морфема использована во всех словах? Рассказать о роли этого суффикса при определении значения слова:
-ст- -сн-
Власт-н-ый, уст-н-ый, глас-н-ый, запас-н-ой, опас-н-ый, доблест-н-ый, вкус-н-ый, словес-н-ый, чудес-н-ый, хлест-н-уть, блес-н-ут.
3) Работа с учебником.
Запишите пары словосочетаний. От чего зависит выбор буквы? Отметить смешанные корни. Корни выделять с использованием цветной пасты.
Образец: М(е,я)чи, Крас-ивые мяч-и ( мяч) – остр-ые меч-и (меч).
Сп(и,е)ш-у, об(б)(е,и) ж-ать, вы-ж(а,и,)-ть, раз-в(и,е)-ваться, раз-р(я,е)д-ить, (о)-тв(о,а)р-ить, по-с(и,е)д-еть, ч(и,а)ст-ота, у-в(и,я)д-ать.
Групповое изучение темы: «Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.»
Инструкция С.
Изучить §14; выполнить упражнения:
1. Ознакомление с алгоритмом (см. инструкцию А)
2.Запишите, графически объясните написание согласной в корне. При ответе использовать принцип морфемного чтения и письма. При затруднении использовать морфемный и этимологический словари (например, при определении корня в слове « соревновании»).
Звёзд-н-ое неб-о, шест-в-ова-ть по дорог-е, у-част-в-ова-ть в со-ревн-ова-ни-и, шеф-ств-ова-ть над мал-ыш-ами, опас-н-ый пере-ход, чест-н-ое при-зна-н-и-е, напрас-н-ые у-сил-и-я, груст-н-ая мелод-и-я, хваст-лив-ый заяц, громозд-к-ий узел, долг-о здравств-ова-ть, трост-ник-ов-ые за-рос-л-и, страст-н-ый при-зыв, блес-н-у-ть на солнц-е, прос-ьб-а отц-а.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Образцы карточек- тестов разноуровневого контроля
Уровень 1 Вариант 1.(2,3,4)
- Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм- согласных букв; обозначить опознавательные признаки орфограмм сверху знаком V,корни выделить другой пастой..
Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.
- В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выделить эти слова и места применения орфографических правил в них.
Уровень 2 Вариант 5. (6,7,8)
1.Обозначить опознавательные признаки орфограмм – согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил. Выписать эти слова, выделить корни, проверить по морфемному словарю.
1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
2) …Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
3). Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
А.С. Пушкин
Уровень 3 Вариант 9. (10,11,12)
1. Найти лишнее слово.
Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.
Известный, участник, вкусный, яростный.
2. Составить с этими словами предложения или связный текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
План-конспект урока русского язык, 8 класс
Урок русского языка в 8 классе с использованием сингапурских структур...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....