РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Математика здоровья»
рабочая программа по математике (8 класс)

Федченко Светлана Николаевна

Необходимость реализации образовательного курса «Математика здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья обучающихся.

 Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается "Здоровье Нации".Каждый мечтает иметь идеальную фигуру: девушки хотят быть стройными, а парни – увеличить свою мышечную массу, иметь чёткий рельеф мышц. В подростковой среде бытует мнение, что для этого девушкам нужно ограничивать себя в еде, парням же, напротив, - нужно больше есть.

В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. А можно ли получать такие знания на занятиях по математике? Могут ли математические задачи стать источником знаний учащихся о здоровье человека. Ведь если в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках и другие факты из реальной жизни, то это может оказать большое влияние на человека. Именно на занятиях математикой можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье.

По инициативе Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева с 1 сентября 2017 года во всех общеобразовательных организациях Ростовской области стартует пилотный проект по изучению основ здорового питания (пленарное заседание II Всероссийского форума продовольственной безопасности в г. Ростове-на-Дону 28.04.2017). Главная цель проекта - создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания. В МБОУ Куйбышевской СОШ им.А.А.Гречко в этом учебном году началось внедрение программы «Формирование здоровой культуры обучающихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_8_klass_matematika_zdorovya.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Куйбышевский район, с. Куйбышево                                                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени  Маршала Советского Союза А.А.Гречко

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  педагогическим советом от. 20.08.2021,

 протокол №1                      

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от 20.08.2021 №_____ОД

Подпись ____________

                                                                                                                                                                                                                                        М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

на 2021-2022 учебный год

 «Математика здоровья»

Уровень общего образования   основное общее, 8«А» класс

Количество часов  31

Учитель   С.Н.Федченко

Рассмотрена на заседании

 методического объединения  

19.08.2021, протокол №1

Пояснительная записка.

«Любым способом следует избегать и отсекать огнём,

 железом, любыми средствами от тела болезнь,

 от души невежество, от желудка излишество,

от города смуту, от дома разногласие,

от всего в целом – неумеренность.»

Пифагор

       

Необходимость реализации образовательного курса «Математика здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья обучающихся.

 Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается "Здоровье Нации".Каждый мечтает иметь идеальную фигуру: девушки хотят быть стройными, а парни – увеличить свою мышечную массу, иметь чёткий рельеф мышц. В подростковой среде бытует мнение, что для этого девушкам нужно ограничивать себя в еде, парням же, напротив, - нужно больше есть.

В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. А можно ли получать такие знания на занятиях по математике? Могут ли математические задачи стать источником знаний учащихся о здоровье человека. Ведь если в содержании задач присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках и другие факты из реальной жизни, то это может оказать большое влияние на человека. Именно на занятиях математикой можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье.

По инициативе Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева с 1 сентября 2017 года во всех общеобразовательных организациях Ростовской области стартует пилотный проект по изучению основ здорового питания (пленарное заседание II Всероссийского форума продовольственной безопасности в г. Ростове-на-Дону 28.04.2017). Главная цель проекта - создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания. В МБОУ Куйбышевской СОШ им.А.А.Гречко в этом учебном году началось внедрение программы «Формирование здоровой культуры обучающихся».

Поэтому мною была разработана программа внеурочной деятельности «Математика здоровья», которая является актуальной на сегодняшний день и направлена на решение проблемы сохранения здоровья и  рационального питания школьников.

Нормативными документами для составления программы являются:

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2017-2018 учебном году.
  • Образовательная программа МБОУ Куйбышевской СОШ им.А.А.Гречко.
  • Учебный план МБОУ Куйбышевской СОШ им.А.А.Гречко

на 2017-2018 учебный год.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования и направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников.                                  Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательного и образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни путём решения математических задач, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

     

Поставленные цели и задачи:

Цели:

  • исследовать применение математических знаний в области медицины;
  • используя возможности математики, доказать необходимость рационального питания школьников;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  • собрать и систематизировать материал по теме;
  • провести внутришкольный мониторинг по вопросам питания и здоровья;
  • изучить формулы идеального веса и ИМТ;
  • соотнести фактические показатели калорийности  питания с расходом энергии;
  • доказать, что существует связь между питанием и математикой;
  • сделать анализ полученной информации;
  • разработать информационные материалы для пропаганды здорового питания и здорового образа жизни.

Так как программа составлена соответствии с ФГОС, то она направлена на решение  следующих задач:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

     

Программа «Математика здоровья» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;

практическая целесообразность.                                            

В настоящее время уже разработано множество программ внеурочной деятельности по математике. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что  она направлена не просто на занятия математикой, а на погружение обучающихся в социальную практику формирования культуры здоровья. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности. Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, а самое главное-сохранение здоровья обучающихся. Программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в  социуме.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:13-14 лет(8 класс)

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

        Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

     Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание курса.

Программа состоит из нескольких блоков. Содержание этих блоков раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ. В программе в соответствии с возрастом обучающихся рассматриваются:

  • основы развития познавательной сферы;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.

Планируемые результаты освоения курса.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: решать и составлять математические задачи; составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал по математике и задания по основам здорового образа жизни.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Оздоровительные результаты программы:

  • Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

   

Средством формирования этих действий служат:

  • поисковые операции;
  • дидактические игры;
  • интеллектуальные игры;
  • социальные пробы;
  • исследовательские проекты.

Сроки реализации: 1 год (1 занятие в неделю, итого 34 часа в год).

Формы контроля. Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в   проектных и исследовательских работах, тематических неделях.  

Итогом реализации данной программы является выпуск рекламных буклетов для обучающихся, учителей и родителей на тему «Сохрани свое здоровье», разработка «Сборника задач по математике о здоровье».

Календарно-тематическое планирование

«Математика здоровья» 8 класс

№ занятия

Дата проведения

Наименование изучаемой темы

Формы работы

1-4

06.09

13.09

20.09

27.09

Изучение отношения школьников и учителей к своему здоровью.

Сообщение по теме. Анкетирование и анализ анкет.

5-8

04.10

11.10

18.10

25.10

Математика и медицина.

Сообщение по теме.

Выполнение практических заданий.

Решение задач в группах.

9-12

08.11

15.11

22.11

29.11

Математика и здоровое питание.

Сообщение по теме.

Исследовательская работа по результатам школьного мониторинга.

Анкетирование и анализ анкет. Решение задач в парах и группах.

13-15

06.12

13.12

20.12

Суточный рацион питания и режим дня.

Сообщение по теме.

Исследовательская работа.

Составление суточного меню и режима дня. Решение задач.

16-18

27.12

17.01

24.01

Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен).

Сообщение по теме.

Исследовательская работа.

Составление таблиц расхода энергии за день.

Решение задач.

19-20

31.01

07.02

Вред мобильного телефона на организм человека.

Сообщение по теме.

Исследовательская работа с использованием Интернет ресурсов.

21-22

14.02

21.02

Математика и вредные привычки.

Сообщение по теме.

Анкетирование и анализ анкет.

Решение задач.

23-24

28.02

14.03

Активный отдых

Сообщение по теме.

Исследовательская работа.

25-28

21.03

04.04

11.04

18.04.

Выпуск рекламных буклетов.

Выполнение творческих заданий.

29-31

25.04

16.05

23.05

Защита рекламных буклетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»

Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Вырасти здоровым"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 - 3 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты здоровья» 5

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Секреты здоровья» 5...