Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" Урок в форме игры-путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Словообразование" | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»
Цели:
- повторить, обобщить и закрепить изученное по теме «Лексика»;
- формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения;
- формировать навыки исследовательской работы,
- развивать коммуникативную культуру учащихся
- воспитывать осознанное отношение к русскому языку, любовь к слову
Тип урока: обобщающий
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, словари
Ход урока:
1.Организационный момент.
Добрый день, друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Слушайте внимательно,
Будет занимательно!
Начинаем повторять,
Обобщать и закреплять,
Чтобы вы не позабыли
То, что раньше изучили.
Итак, начнём.
Словарный состав языка
Изучает наука (отвечают дети) Лексика
2. Проверка индивидуального домашнего задания.
Стук в дверь. Принесли письмо.
- Ребята, нам письмо!
- Посмотрим, от кого оно!
Письмо Вишневскому Андрею, ученику 5 класса от Михайлова Артура.
Вот какую помощь решил оказать Артур своему однокласснику!. Молодец! А сейчас Андрей прочитает нам его. Я думаю, что это письмо поможет вспомнить изученное не только Андрею, но и всему классу.
- Вишневский читает письмо.
- Ребята! Теперь вы вспомнили, что изучает лексика, а это письмо станет путеводной нитью в дальнейшем вашем пути.
- Скажите. Кто-нибудь из вас мечтает полететь в космос? (ответы детей)
- Сегодня ваши мечты осуществятся. Мы отправляемся в полёт на космическом корабле «Знание» по просторам великой Лексики. Но полетит тот, кто пройдёт испытание. Оно трудное, но вы должны с ним справиться. Один в поле не воин, и я предлагаю вам объединиться в микрогруппы:
1 группа: Просветов, Дамишев
2 группа: Низамутдинова, Михайлов
3 группа: Сапронова, Вишневский
-На выполнение задания даётся 30 секунд, на комментирование – 1 минута( учащиеся получают карточки со словами на изученные орфограммы) – у доски 2 группа
3. Урок – путешествие по Вселенной «Лексика»
Ну что же, испытание прошли все, и я приглашаю вас занять свои места в космическом корабле и отправиться в полёт. ( слайд 4)
Мы отправляемся в полёт,
Корабль нас к знаниям ведёт.
Слайд 5. Посмотрите, как интересно вокруг.
Мы с вами попали на научно-исследовательскую станцию. ( на каждой станции читаем вслух эпиграф)
«Если в мире есть вещи, достойные названия чуда, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.» Л.Успенский.
- Ребята, а вы знаете учёных-лигвистов? (называют Ломоносова, Даля)
В нашем классе тоже есть лингвист. Научных открытий он пока не сделал, но исследовал слово, близкое всем нам – Родина.
Выступление Просветова Кости с докладом.
Слайд 6 –11.
Мы попали на планету «Всезнайка» - и здесь нас встречают интересные задания. Я думаю, вы быстро справитесь с ними. ( вопросы по лексике)
1) Отгадайте загадку:
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются …(иголки)
- Как называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию? (омонимы)
- Много омонимов вам известно? Ответьте на вопросы:
- Какой ручкой нельзя писать? (дверной ручкой)
- Какой корень не находится в земле? (корень слова, корень зуба)
2)
Произнесите правильно:
звонит, торты, жалюзи, красивее, документ, баловать, щавель, каталог
3) Какие словари вам известны?
Какими словарями вы пользуетесь?
4)Выпишите из стихотворения сначала слова греческого, а потом – английского происхождения.
1.И среди своих законных
Слов, в отечестве рождённых.
Есть под властью словаря
Много слов иноплемённых.
2.Много слов родили греки.
К нам от них в далёком веке
Математика пришла,
С ней грамматика была.
3.А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей.
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
- Значение какого слова вам неизвестно? Выясните его значение с помощью словаря иностранных слов.
Тайм – аут - перерыв
Яхта – парусное судно
Жокей – спортивный наездник
5)
Объясните орфограммы.
Найдите в стихотворении эпитеты.
Объясните значение слова живительный.
Найдите устаревшее слово.
Всё мне детство д…рило,
Чем богат этот свет:
Ласку матери милой
И отцовский совет,
Ноч… в серебряных звёздах,
Летний день з…лотой
И живительный воздух
В сотни вёрст высотой.
С.Маршак
Серебряные звёзды, день золотой, живительный воздух – эпитеты
Слайд 12 - 14 планета Устаревшие слова
Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания «оло» и «оро» -
«Вран» и «Ворон»,
«Молод» и «млад»?
«Человек, некий име два сына»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян.
С.Крыжановский.
- Какие слова «Обжигают горло»?
- Найдите устаревшие слова. Приведите примеры таких слов.
Немой диктант. Учитель показывает, а дети записывают, затем проверяем.
Лоб – чело, глаза – очи, щёки – ланиты, губы – уста, шея – выя, палец – перст, правая рука – десница, левая рука – шуйца.
Из истории слов:
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу. Сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает.
Старые корни вы можете обнаружить и в других наших словах, например:
■1) телятина – мясо телёнка, свинина – мясо свиньи, А почему говядина? Какое это мясо?
■Говядо – крупнорогатый скот (коровы, быки, волы)
■2)Рех – «дыра», «отверстие» - мы говорим прореха, решётка, решето.
- Скажите, какая денежная единица используется у нас в России? – рубль. А знаете историю его происхождения?
■Грош – полкопейки
■Гривенник – 10 копеек( гривна – украшение на шею, гриву, а затем монета)
■Двугривенный – 20 копеек
■Алтын – монета в 3 копейки (золотая монета)
■Пятиалтынный – 15 копеек
■Рубль – обрубок –в старину рубили от золотого или серебряного бруска
Слайд 15 планета Диалектные слова
Любите слово!
И оно природа.
Цветенье плодоносящих садов,
Как из окна,
Глядит душа народа
Из коренных,
Видавших виды слов.
В.Боков
- поясните смысл выражения из эпиграфа – «глядит душа народа».
- В каком значении употреблено слово глядит?
В каждой местности, в самом отдалённом населённом пункте России есть диалектные слова. Сапронова Катя провела небольшое исследование и составила словарик диалектных слов.
Слайд 16 Синонимы и антонимы
Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
Л.Леонов.
- Запишите высказывание Л.Леонова.
- Найдите в предложении антонимы.
- -Образуйте от них имена существительные.
- - Подберите синонимы к словам истинный (подлинный), добрый, красивый. Используйте словарь синонимов русского языка.
Слайд 17- 19 Словообразование.
«Я большой любитель разбирать слова. Пристанет к тебе слово и не даёт покоя.»
К.Паустовский
Игра «Собери слово»
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
расписание
- составьте предложение со словом расписание
1)Найдите в предложении имя прилагательное, возьмите из него приставку:
Это был беспокойный человек.
2)Найдите глагол, возьмите из него корень.
Моряки не страшатся бурь.
3)Добавьте суффикс прилагательного прелестный
4) Добавьте окончание от одного из слов из следующего предложения: Огромный шар поднялся в воздух.
бесстрашный
составьте предложение со словом бесстрашный
слайд 20 – 23 Фразеология.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов-
Купаться ежечасно!
А.Шибаев.
Какое сравнение содержится в строфе? ( море слов). Объясните его смысл.
Какие фразеологизмы вам известны? Давайте отгадаем некоторые из них по рисункам Низамутдиновой Юлии.
Крылатые слова нравятся нам своей образностью. Сколько их, этих словосочетаний с крыльями, которые спешат на помощь, когда мы хотим эмоционально, образно выразить своё отношение к чему-нибудь! Они очень точно передают наше одобрение ил насмешку, иронию.
Прочитайте рассказ одного школьника, очень полюбившего крылатые выражения. Постарайтесь найти все фразеологизмы, а один из них выберите для заглавия!
Попались на удочку!
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Как же!
В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорит, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
-- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
-- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову!
-У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
-- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.
Из истории фразеологизмов
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой – засучив рукава.
В.Викторов
Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно. Появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось. Рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, нехотя, что они работают спустя рукава. А об умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими.
Слайд 24. Анализ текста.
Родная речь – дарованное благо,
Сложным-сложна, а то простым-проста.
Пусть сожжена бесценная бумага,
Слова живут, текут из уст в уста.
Но если жизнь отнимет слух и зренье,
Лишит движений, голоса лишит,
Единственное есть тогда спасенье:
То слово, что в груди твоей дрожит.
Пускай его никто и не услышит:
Как верный друг, оно всегда с тобой.
Творит тебя, зовёт, живёт и дышит.
Живёт! И значит, ты ещё живой.
Л.Васильева
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Определите тему, основную мысль стихотворения.
- Какие антонимы используются в тексте. Какова их роль? ( сложным-сложна – простым-проста).
- Как вы понимаете выражение из уст в уста?( от одного к другому)
- Какие слова употребляются в переносном смысле?(слова живут. Слово дрожит. Творит, зовёт, живёт, дышит)
- Какие слова повторяются в тексте? Можем ли мы назвать эти слова ключевыми? (живут, жизнь, живёт, живой)
- Подберите синонимы к слову благо. ( добро, благополучие)
- Согласны ли вы с мыслью, что слово, язык «творит тебя»?
Слайд 25 Итог урока.
■Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
■-Что было трудным, а что лёгким
■Чьи ответы вам показались наиболее интересными?
Слайд 26 Домашнее задание:
■Написать сочинение на одну из тем:
1.Почему у каждого слова «запах особый».
2.Где спрятана «душа слова».
3.Какое слово меня больше всего обижает и какое радует.
Слайд 27.
А напоследок отгадайте ещё одну загадку:
Корень мой находится в «цене»
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке мы встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Оценка
Выставление оценок. Награждение дипломами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...