Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кондусова Марина Александровна

Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Лексика. Словообразование. Правописание" Урок в форме игры-путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»

Цели:

  • повторить, обобщить и закрепить изученное по теме «Лексика»;
  • формировать ассоциативное мышление, культуру речевого общения;
  • формировать навыки исследовательской работы,
  • развивать коммуникативную культуру учащихся
  • воспитывать осознанное отношение к русскому языку, любовь к слову

Тип урока: обобщающий

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, словари

                                                         Ход урока:

1.Организационный момент.

Добрый день, друзья!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Слушайте внимательно,

Будет занимательно!

Начинаем повторять,

Обобщать и закреплять,

Чтобы вы не позабыли

То, что раньше изучили.

Итак, начнём.

Словарный состав языка

Изучает наука  (отвечают дети) Лексика

 2. Проверка индивидуального домашнего задания.

Стук в дверь. Принесли письмо.

  • Ребята, нам письмо!
  • Посмотрим, от кого оно!

Письмо Вишневскому Андрею, ученику 5 класса от Михайлова Артура.

Вот какую помощь решил оказать Артур своему однокласснику!. Молодец! А сейчас Андрей прочитает нам  его. Я думаю, что это письмо поможет вспомнить изученное не только Андрею, но и всему классу.

  • Вишневский читает письмо.
  • Ребята! Теперь вы вспомнили, что изучает лексика, а это письмо станет путеводной нитью  в дальнейшем вашем пути.
  • Скажите. Кто-нибудь из вас мечтает полететь в космос?  (ответы детей)
  • Сегодня ваши мечты осуществятся.  Мы отправляемся в полёт на космическом корабле «Знание» по просторам великой Лексики. Но полетит тот, кто пройдёт испытание.  Оно трудное, но вы должны с ним справиться. Один в поле не воин, и я предлагаю вам объединиться в микрогруппы:

1 группа: Просветов, Дамишев

2 группа: Низамутдинова, Михайлов

3 группа: Сапронова, Вишневский

-На выполнение задания даётся 30 секунд, на комментирование – 1 минута( учащиеся получают карточки со словами на изученные орфограммы) – у доски 2 группа

3. Урок – путешествие  по Вселенной «Лексика»

Ну что же, испытание прошли все, и я приглашаю вас занять свои места в космическом корабле и отправиться в полёт. ( слайд 4)

Мы отправляемся в полёт,

Корабль нас к знаниям ведёт.

Слайд 5. Посмотрите, как интересно вокруг.

 Мы  с вами попали  на научно-исследовательскую станцию. ( на каждой станции читаем вслух эпиграф)

«Если в мире есть вещи, достойные названия чуда, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.» Л.Успенский.

  • Ребята,  а вы знаете учёных-лигвистов? (называют Ломоносова, Даля)

В нашем классе тоже есть лингвист. Научных открытий он  пока не сделал, но исследовал слово, близкое всем нам – Родина.

Выступление Просветова Кости с докладом.

Слайд 6 –11.

 Мы попали на планету «Всезнайка» -  и здесь нас встречают интересные задания. Я думаю, вы быстро справитесь с ними. ( вопросы по лексике)

1) Отгадайте загадку:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются …(иголки)

  • Как называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию? (омонимы)
  • Много омонимов вам известно? Ответьте на вопросы:
  • Какой ручкой нельзя писать? (дверной ручкой)
  • Какой корень не находится в земле?  (корень слова, корень зуба)

2)

Произнесите правильно:  

звонит, торты, жалюзи, красивее, документ, баловать, щавель, каталог

 3) Какие словари вам известны?

Какими словарями вы  пользуетесь?

4)Выпишите из стихотворения сначала слова греческого, а потом – английского происхождения. 

1.И среди своих законных

Слов, в отечестве рождённых.

Есть под властью словаря

Много слов иноплемённых.

2.Много слов родили греки.

К нам от них в далёком веке

Математика пришла,

С ней грамматика была.

3.А из Англии футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей.

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

- Значение какого слова вам неизвестно? Выясните его значение с помощью словаря иностранных слов.

Тайм – аут - перерыв

Яхта –  парусное судно

Жокей – спортивный наездник

5) 

Объясните орфограммы.

Найдите в стихотворении эпитеты.
Объясните значение слова
живительный.
Найдите устаревшее слово.

Всё мне детство д…рило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет,

Ноч…  в серебряных звёздах,

Летний день з…лотой

И живительный воздух

В сотни вёрст высотой.

        С.Маршак

Серебряные звёзды, день золотой, живительный воздух – эпитеты

Слайд 12 - 14     планета Устаревшие слова

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро» -

«Вран» и «Ворон»,

«Молод» и «млад»?

«Человек, некий име два сына»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

                                               С.Крыжановский.

  • Какие слова «Обжигают горло»?
  • Найдите устаревшие слова. Приведите примеры таких слов.

Немой диктант. Учитель показывает, а дети записывают, затем проверяем.

Лоб – чело, глаза – очи, щёки – ланиты, губы – уста, шея – выя, палец – перст, правая рука – десница, левая рука – шуйца.

Из истории слов:

Словарный состав  русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу. Сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает.

Старые корни вы можете обнаружить и в других наших словах, например:

1) телятина – мясо телёнка, свинина – мясо свиньи, А почему говядина? Какое это мясо?

Говядо – крупнорогатый скот (коровы, быки, волы)

2)Рех – «дыра», «отверстие» -  мы говорим прореха, решётка, решето.

  - Скажите, какая денежная единица используется у нас в России? – рубль. А знаете историю его происхождения?

Грош – полкопейки

Гривенник – 10 копеек( гривна – украшение на шею, гриву, а затем монета)

Двугривенный – 20 копеек

Алтын – монета в 3 копейки (золотая монета)

Пятиалтынный – 15 копеек

Рубль – обрубок –в старину рубили от золотого или серебряного бруска

Слайд 15  планета  Диалектные слова

Любите слово!

И оно природа.

Цветенье плодоносящих садов,

Как из окна,

Глядит душа народа

Из коренных,

Видавших виды слов.

                                           В.Боков

  • поясните смысл выражения из  эпиграфа – «глядит душа народа».
  • В каком значении употреблено слово глядит?

В каждой местности, в самом отдалённом населённом пункте России есть диалектные  слова. Сапронова Катя провела небольшое исследование и составила словарик диалектных слов.

Слайд 16 Синонимы и антонимы

Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

                              Л.Леонов.

- Запишите высказывание Л.Леонова.

  • Найдите в предложении антонимы.
  •  -Образуйте от них имена существительные.
  • - Подберите синонимы к словам истинный  (подлинный), добрый, красивый. Используйте словарь синонимов русского языка.

Слайд 17- 19   Словообразование.

«Я большой любитель разбирать слова. Пристанет к тебе слово и не даёт покоя.»

                                     К.Паустовский

 Игра «Собери слово»

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.

расписание

  • составьте  предложение со словом расписание

1)Найдите в предложении имя прилагательное, возьмите из него приставку:

 Это был беспокойный человек.

2)Найдите глагол, возьмите  из него корень.

Моряки не страшатся бурь.

3)Добавьте суффикс прилагательного прелестный

4) Добавьте окончание от одного из слов из следующего предложения: Огромный шар поднялся в воздух.

бесстрашный

составьте  предложение со словом бесстрашный

слайд 20 – 23  Фразеология.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов-

Купаться ежечасно!

 А.Шибаев.

Какое сравнение содержится в строфе? ( море слов). Объясните его смысл.

Какие фразеологизмы вам известны? Давайте отгадаем некоторые из них по рисункам Низамутдиновой Юлии.

 Крылатые слова нравятся нам своей образностью. Сколько их, этих словосочетаний с крыльями, которые спешат на помощь, когда мы хотим эмоционально, образно выразить своё отношение к чему-нибудь! Они очень точно передают наше одобрение ил насмешку, иронию.

Прочитайте рассказ одного школьника, очень полюбившего крылатые выражения. Постарайтесь  найти все фразеологизмы, а один из них выберите для заглавия!

Попались на удочку!

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка  голову потерял от счастья. Как же!

В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорит, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

-- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.

-- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову!

-У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

-- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.

Из истории фразеологизмов

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой – засучив рукава.

                                  В.Викторов

Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно. Появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось. Рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, медленно, нехотя, что они работают спустя рукава. А об умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть короткими.

 Слайд 24. Анализ текста.

Родная речь – дарованное благо,

Сложным-сложна, а то простым-проста.

Пусть сожжена бесценная бумага,

Слова живут, текут из уст в уста.

Но если жизнь отнимет слух и зренье,

Лишит движений, голоса лишит,

Единственное есть тогда спасенье:

То слово, что  в груди твоей дрожит.

Пускай его никто и не услышит:

Как верный друг, оно всегда с тобой.

Творит тебя, зовёт, живёт и дышит.

Живёт! И значит, ты ещё живой.

                                                                     Л.Васильева

  1. Прочитайте выразительно стихотворение.
  2. Определите тему, основную мысль стихотворения.
  3. Какие антонимы используются в тексте. Какова их роль? ( сложным-сложна –  простым-проста).
  4. Как вы понимаете выражение из уст в уста?( от одного к другому)
  5. Какие слова употребляются в переносном смысле?(слова живут. Слово дрожит. Творит, зовёт, живёт, дышит)
  6. Какие слова повторяются в тексте? Можем ли мы назвать эти слова ключевыми? (живут, жизнь, живёт, живой)
  7. Подберите синонимы  к слову благо. ( добро, благополучие)
  8. Согласны ли вы с мыслью, что слово, язык «творит тебя»?

 Слайд 25 Итог урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Что было трудным, а что лёгким

Чьи ответы вам показались наиболее интересными?

  Слайд 26 Домашнее задание:

Написать сочинение на одну из тем:

1.Почему у каждого слова «запах особый».

2.Где спрятана «душа слова».

3.Какое слово меня больше всего обижает и какое радует.

Слайд 27.

А напоследок отгадайте ещё одну загадку:

Корень мой находится в «цене»

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке мы встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Оценка

Выставление оценок. Награждение дипломами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...