Урок-путешествие на тему "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Солтанова Раушания Саһман ҡыҙы

Урок закрепления в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_7_kl.docx69.82 КБ
Файл puteshestvie_v_stranu_deeprichastie.pptm2.24 МБ

Предварительный просмотр:

49948051_6f155f5e4c9d.gif

Урок-путешествие по теме «Деепричастие»

7класс

Автор: Султанова Р.С.,

 учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШс.Талачево

Стерлитамакского района

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастие"

Цель – закрепление знаний по теме «Деепричастие».

Задачи:

Образовательные

  • повторить изученные сведения о деепричастии как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • выявить назначение деепричастия в речи.

Воспитательные

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация, таблица «Морфологический разбор деепричастия», карточки,  карта для путешествия.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть! Присаживайтесь!

II. Постановка цели, эмоциональный настрой. (Слайд 1)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

  1. Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом синквейн.

Назовите самостоятельную часть речи по следующим грамматическим признакам.

Угадай  часть речи(Слайд 2)

Часть речи.

Образное, изящное.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

  Соединяет в себе признаки глагола и наречия.

?

Ребята,  сегодня мы отправимся в удивительную страну Деепричастие.Мы знакомились  с ним на протяжении целого ряда уроков. А цель нашего возвращения какая? Да, правильно, чтобы  повторить и обобщить уже известное о Его Величестве, короле этой страны -  Деепричастии;  для того, чтобы  постичь все тайны этого королевства.

- В начале урока, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Ребята, посмотрите на наши облака. Какое облачко вы выберете сегодня в качестве спутника: радостное, спокойное или грустное? Хорошо! Надеюсь, к концу путешествия ваше настроение станет ещё лучше!(Слайд 3)

IV. Учащиеся записывают в тетради число, тему.

V.Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну «Деепричастие».Обычно люди  путешествуют, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно, чтобы закрепить наши  знания по теме, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее.

Каждый из вас получит билет, но сесть на поезд вы сможете, только если ответите на вопрос или выполните задание, написанное на билете.

Билеты: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.(Слайд 4)

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.)

7. Распечатать (деепричастие сов.в.)

2. Сверкать (деепричастие несов. в.)

8. Оторваться (деепричастие сов.в.)

3. Спешить (деепричастие несов. в.)

9. Остановить (деепричастие сов.в.)

4. Купить (деепричастие сов.в.)

10. Стучать (деепричастие несов. в.)

5. Прыгать (деепричастие несов. в.)

11. Играть (деепричастие несов. в.)

6. Увидеть (деепричастие сов.в.)

12. Шествовать (деепричастие несов. в.)

http://festival.1september.ru/articles/508489/img1.gif

Учитель:Итак, вы справились с заданием и получаете билеты  на путешествие.

Путешествие началось. Музыка

Итак, станция  первая – «Биографическая».

Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия. Если вы согласны со мной, то ставите плюс, если нет – минус.

Графический диктант(Слайд 5)

1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. (-)

2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. (+)

3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (-)

4. Деепричастие совмещает значения глагола и наречия. (+)

5. Деепричастие не изменяется. (+)

6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. (-)

7. Деепричастие имеет следующие признаки наречия: неизменяемость. (+)

8. В предложении деепричастие является обстоятельством. (+)

9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов  -а-, -я-. (+)

            10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. (+)

Взаимопроверка (Слайд 6)

2.  Следующая станция  «Словообразовательная» (Слайд 7)

Групповая работа.

- Скажите, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?

 Деепричастия совершенного и несовершенного вида  перемешались. Разделите их на деепричастие  совершенного и несовершенного вида. Докажите правильность своего выбора.

Накормив, расположившись, держа, относя, прикасаясь, нарастая, сказав, покраснев, вливаясь, расспросив,

собираясь, получив.

3. Итак, мы отправляемся на станцию третью«Орфографическую»(Слайд 8)

Работа в парах

- Скажите, как пишутся деепричастия с частицей НЕ. От какой части речи «унаследовало» деепричастие орфографическое правило?

Раскрыть скобки.                                

(Не) видя,                      

(не)годуя,                      

(не)зная,                        

(не)вынимая                  

(не)навидя,                    

(не)общаясь,                    

(не)досыпая,                  

(не)выходя,                    

(не)досыпая,                  

(не)прочитав.                

Физкультминутка. (Слайд 9)

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Тихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А деепричастия  считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

4. Перед нами следующая станция – «Пунктуационная»(Слайд 10).Индивидуальная работа

Задание №1:Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Обозначьте деепричастные обороты.

  1. Ночью в полях под напевы метели
    Дремл..т качаясь берёзы и ели. (И.Бунин)
  2. Первые лучи солнца пробив скво(с,з)ную тучу блеснули в небе и пробежали по земле.

3.Мы замечтались покачиваясь в лодк(е, и) на волнах и задумчиво поглядывая на далёкий берег.

  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Как выделяются деепричастные обороты и деепричастия на письме?

5. Станция «Речевая»   Устно (Слайд 11)

Задание №1:Перестройте  данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием.  

  1. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
  2. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
  3. Фонарь мигал и тускло освещал.

6.  Станция «И это всё о нём» (на доске) (Слайд 12)

Выполните разборы.

1 вариант: синтаксический разбор предложения  Жёлтый клён глядится в озеро просыпаясь на заре4.

2 вариант: морфологический разбор деепричастия из этого же предложения.

7. Станция «ОГЭ». (Слайд 13)

Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Дельфины (1) опускаясь (2) на большую глубину (3) и (4) быстро возвращаясь на поверхность (5) не страдают кессонной болезнью.

- Найдите правильный ответ:

Глядя вдаль,

        1) у нее возникают грустные мысли

        2) она грустит

        3) у нее из глаз капают слезы

Думая о прошлом,

        1) в ее воспоминаниях оживают счастливые дни

        2) темная вода успокаивает девушку

        3) она вспоминает счастливые дни

Рассматривая картину,

        1) мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке

        2) чувствуется отношение художника к Аленушке

  3) на душе становится грустно

8. Слово учителя.

Вот мы и приплыли в гостеприимную страну «Деепричастие». Наше  путешествие подошло к концу. Преодолев все препятствия, выполнив все задания, вы показали хорошие знания пройденного материала.

  • Что сегодня на уроке мы повторили?

(Мы сегодня повторили морфологические признаки деепричастия; знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;

 правописание НЕ с деепричастиями; употребление деепричастий в речи.)

9. ИТОГ УРОКА:(Слайд 14)

Интерес –        Что интересно    было на уроке?

Творчество – Какие творческие работы вы         выполняли?

Обучение – Чему вы научились?

Главное –         Что сегодняшний урок принес мне?

10.- Я хочу познакомить вас со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад».

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взрываясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Скажите чем необычно это стихотворение? Посмотрите на него, на что оно похоже?  Какую роль  выполняют деепричастия  в стихотворении (стремительность действия, мощь водопада.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз Я знаю: каждый в классе - гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу.

Слайд 2

Угадай часть речи Часть речи. Образное, изящное. Добавляет, уточняет, разъясняет. Соединяет в себе признаки глагола и наречия. ?

Слайд 4

Путешествие в страну Деепричастие Девятнадцатое февраля 7 класс

Слайд 6

Пунктуационная Биографическая Словообразовательная Речевая И это всё о нем Орфографическая ОГЭ Физминутка

Слайд 8

Графический диктант 1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. 2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. 3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? 4. Деепричастие совмещает значения глагола и наречия. 5. Деепричастие не изменяется. 6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. 7. Деепричастие имеет следующие признаки наречия: неизменяемость. 8. В предложении деепричастие является обстоятельством. 9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. 10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов – енн -, - нн -, -т-.

Слайд 9

Графический диктант 1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. (-) 2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. (+) 3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (-) 4. Деепричастие совмещает значения глагола и наречия. (+) 5. Деепричастие не изменяется. (+) 6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. (-) 7. Деепричастие имеет следующие признаки наречия: неизменяемость. (+) 8. В предложении деепричастие является обстоятельством. (+) 9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. (+) 10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов – енн -, - нн -, -т-. (+)

Слайд 10

Деепричастия совершенного и несовершенного вида перемешались. Разделите их на деепричастие совершенного и несовершенного вида. Докажите правильность своего выбора. Накормив, расположившись, держа, относя, прикасаясь, нарастая, сказав, покраснев, вливаясь, расспросив, собираясь, получив

Слайд 11

Скажите, как пишутся деепричастия с частицей НЕ. Раскрыть скобки. (Не) видя, (не) годуя, (не) зная, (не) вынимая (не) навидя, (не) общаясь, (не) досыпая, (не) выходя, (не) досыпая, (не) прочитав.

Слайд 12

Тихо встаньте, оглянитесь И друг другу улыбнитесь, Руки вытянув вперед, Посмотрите вправо, влево, А теперь их поднимите, А сейчас наоборот. Подбоченясь , вы присядьте, Поклонившись, встаньте в ряд, Лихо топните ногой Да притопните другой Мы, играя, отдыхали, А деепричастия вы считали? Сколько их вам назвала, Кто ответит мне, друзья?

Слайд 13

Задание: Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Обозначьте деепричастные обороты. Объясните свой выбор графически. Ночью в полях под напевы метели Дремл ..т качаясь берёзы и ели. ( И.Бунин ) Первые лучи солнца пробив скво ( с,з ) ную тучу блеснули в небе и пробежали по земле. Мы замечтались покачиваясь в лодк (е, и) на волнах и задумчиво поглядывая на далёкий берег. Что называется деепричастным оборотом? Как выделяются деепричастные обороты и деепричастия на письме?

Слайд 14

Задание: Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал

Слайд 15

6 . Выполните разборы. С интаксический разбор предложения Костёр, потрескивая в ночи, весело горел . Отметив маршрут, туристы устроились на отдых. М орфологический разбор деепричастия из этого же предложения.

Слайд 16

ИТОГ УРОКА: И нтерес – Что интересно было на уроке ? Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли? О бучение – Чему вы научились? Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?

Слайд 18

Рефлексия Сегодня я узнала… Было интересно… Было трудно… Я теперь могу… Я научилась… У меня получилось… Мне захотелось…

Слайд 19

Домашнее задание: 1. Выполнить морфологический разбор деепричастия по выбору. 2. Выписать из текста повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» 5 предложений с деепричастными оборотами. 3. Передайте ваше состояние, составив предложение с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Слайд 20

Спасибо за урок!

Слайд 21

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взрываясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд убегая в свободолюбивом задоре, Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре ! Роберт Саути «Лодорский водопад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...