урок русского языка в 5 классе "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изучения новой темы, соответсвует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beglye_glasnye.docx | 27.22 КБ |
beglye_glasnye.pptx | 313.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Беглые гласные.
Цели:
Образовательные:
- продолжить формирование представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;
- дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;
- введение в активный словарь обучающихся термина «беглые гласные».
Развивающие:
- развитие орфографической зоркости;
- развивать интерес к языку и речевому творчеству.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, родной земле, её обитателям;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).
- Воспитывать умение дружить.
Оборудование: презентация, толковый словарь, карточки для исследовательской работы.
Ход урока.
Ӏ. Мобилизующий этап.
1. Приветствие. Знакомство. Запись даты.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте начнем урок с проверки домашнего задания.
-Скажите, пожалуйста, что вам было задано? (упр. 424.)
- Назовите мне однокоренные слова к слову друг из этого упражнения.
Друзьями, дружба, друг, дружка, дружно. Какие чередующиеся согласные вы отметили? ж//г//з.
-А теперь скажите мне, пожалуйста, вы можете вспомнить еще несколько пословиц о дружбе? ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Для милого дружка и сережку из ушка.)
- А не составить ли нам предложения о дружбе! ( 1 или 2 читают).
- Итак , ребята, взгляните на все эти пословицы и скажите мне, как их можно обобщить? К какому выводу можно прийти?
- Давайте будем сегодня работать, дружно, слажено.
3. Работа с фразеологизмом.
Ребята, предлагаю продолжить урок фразеологизмом.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, запомнить навсегда.
- А давайте узнаем, откуда взялся этот фразеологизм. ( Отвечает заранее подготовленный ученик.)
- Надеюсь, на то, что вы сегодня зарубите у себя на носу все, что узнаете на уроке.
4. Синтаксическая разминка:
А) - Листья осины дрожат на ветру.
Прочитайте предложение, выпишите глагол – сказу емое, к нему однокоренные слова.
Дрожь, дрогнуть, вздрагивать.
- Какие чередования вы заме тили? г//ж, О//а.
(Чередования гласных и согласных в корне).
Б) Игра «найди пару».
Таскать готовлю
Кормить блистать
Ездить тащить
Готовиться кормлю
Осмотреть езжу
Блестеть осматривать
Назовите чередования. Ск//щ, в//вл, м//мл, д//ж, и//е, о//а.
Чередоваться могут не только согласные, но и гласные. Зарубите это на носу!
II. Целеполагание.
1. Определение темы, самостоятельно учениками.
- А теперь обратите внимание на доску. Прочитайте слова, что вы заметили в склонении этих существительных?
Лоб- лба
Пень –пня
Сынок- сынка
- Являются ли они однокоренными? Нет, они изменили форму.
Гласные в этих словах убежали. Как мы их назовем? Как будет звучать наша тема? Беглые гласные. Запишите тему.
2. Постановка цели.
Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока « Беглые гласные»?
- Почему они убежали?
- Какие гласные могут убегать?
- в каких частях слова можно наблюдать беглые гласные?
3. Исследовательская работа в группах.
- Давайте попытаемся найти ответы на них самостоятельно. Для этого предлагаю поработать в группах.
- Каждой группе я раздам план исследовательской работы. Используя учебники , ответьте на вопросы по плану. Заранее выберите того, кто будет озвучивать результат вашей работы.
1 зона: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»
План работы:
-Прочитайте самостоятельно статью
-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных
- Поясните, что произошло.
2 зона: Какие гласные могут убежать?
План работы:
1.Сравните слова Зоркий - зрение,
полдень -полдня,
2. Назовите гласные, которые убегают.
3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)
3-я зона: В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
План работы:
1.Рассмотрите примеры правила
2.Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»
3. Приведите примеры из учебника, дополните их своими собственными.
4. Рез. исследования.
-Итак, пришло время прослушать результаты ваших исследовательских работ.
-Ваши ответы должны быть последовательными, для этого у вас есть план, д/б с примерами. А начать ответ нужно с поставленного вопроса. Например, почему убежали гласные?
- Будьте внимательны, слушайте сообщения других групп. Ответы можете дополнять, исправлять, пояснять.
- Мы смогли найти ответы на поставленные нами вопросы к уроку? Да!
Молодцы!
- Кто желает обобщить все ответы? Молодец!
III. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
- Найдите тему, Выполняем упражнение 25 + еще 400, на странице 5 х5.
Кт0 Меня понял, Какое упр., на какой стр.? (425 упр. Стр. 25.)
- Выполняем устно. По очереди.
2. Словарная работа.
- Слово вихор, вихрь. Ученик подготовленный отвечает.
- составьте словосочетания со словом ЛИСТОК в разных лексических значениях. ( отвечают по желанию 2-3 трое).
3. Динамическая пауза.
- Мы немного поработали, можно и отдохнуть. ( физминутку).
4. Найди лишнее слово. Слово в кот. Нет беглого гласного.
1) а) подсылать, б) сломать, в) срывать, г) угля.
2) а)сбивать, б) успех, в) чехол, г) ветер.
5. А теперь поработаем у доски.
- Помогите вернуть беглые гласные. Изменяем форму слова.
Окно – окон
Мне – меня
Платка - платок
Сбить - собью
Чехол - чехла
Надрывать – надорву.
В какой морфеме беглая гласная, какая?
Слова какой части речи?
IV. Самоконтроль и закрепление урока.
Чтобы знания были впрок,
Кратко повторим урок.
Прошу вас продолжить мои фразы по изученной теме:
-Итак, гласные убегают, потому что………?
- Обычно убегают такие гласные как, ……..?
- Беглые гласные обычно встречаются…….?
V. Рефлексия.
Урок подошел к концу. Проанализируем свою работу на уроке.
Свое мнение об уроке опираясь на начало фраз из рефлексивного экрана.
По цепочке.
- сегодня я узнал(а)……
-Было интересно…..
- Было трудно…..
- Я понял(а)…..
- Теперь я могу…
- Я научился (ась)….
- У меня получилось…
- Меня удивило…..
VI. Оценивание.
Самооценка по таблице.
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? | Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
Домашняя работа.
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Упр. 426, 428.
2. Упр. 430. Попробовать придумать конец сказки.
3. Просклонять слова МЕШОЧЕК, КЛЮЧИК и объяснить правописание гласной в суффиксах –ЕК; -ИК.
Урок окончен, до свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крепко –накрепко. Запомнить навсегда. Зарубить на носу.
Листья осины дрожат на ветру.
дрожат Дро ж ь Дро г нуть Вздр а гивать г//ж - о//а
Найди пару. Та ск ать гото вл юсь Кор м ить осм а тривать Ез д ить кор мл ю Бл е стеть бл и стать Гото в иться та щ ить Осм о треть ез ж у с к //щ, м//мл, д//ж, е// и, в // вл , о//а.
Зарубите на носу! Чередуются не только согласные, но и гласные .
Беглые гласные
Цели урока. Почему они убежали? Какие гласные могут убегать? В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?
Работа с учебником . Упражнение 425, стр. 25.
Вихор. В ихр а . Клок, прядь торчащих волос. Причесать вихр ы …….
Вихрь. Вихр я . Буря мглою небо кроет; Вихр и снежные крутя,….
Найди четвертую лишнюю . а)подсылать б)срывать в)сломать г)угля а)сбивать б) успех в)чехол г)ветер.
Верни беглую гласную Окно окон Мне меня Платка платок сбить собью Чехла чехол Надрывать надорву.
Зарубить на носу !
Сегодня я узнал (а)… Было интересно….. Я понял(а), что …… Теперь я могу……. Я приобрел(- рела )…….. Я научился (-ась)….. Я смог (-ла)……. Меня удивило…..
Самооценка. знак результат ? Научился находить беглые гласные, но понял не все. Поставлю знак ? ! Научился находить беглые гласные в разных частях слова, но не уверен, что смогу отличить беглые гласные от чередующихся гласных. Скажу о себе: « Я работал хорошо!» !!! Понял все, смогу объяснить товарищу. Скажу себе : «Молодец!»
Ваши оценки . ? - «3» ! – «4» !!! – «5»
Домашняя работа 1. Упр. № 426, 428. 2. Упр. № 430, прочитать, написать продолжение сказки. 3. Просклонять слова КЛЮЧИК , МЕШОЧЕК – найти особенность правописания гласных в суффиксах – ИК, - ЕК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".
Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".
Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами....
Конспект урока русского языка на тему : «Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«.
laquo;Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«....
- Мне нравится (1)