Спецкурс по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии»
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014). Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 7 классов и представляет систему поэтапной работы над орфографией, обеспечивает формирование ключевых компетенций, расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелена на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anikanova_elektivnyy_7_klass.docx | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
Рассмотрено ШМО Протокол № ___ От «____»_______2018 г. Руководитель ШМО _____________________ | Согласовано «__»_______2018 г. Зам директора по УВР ____________________ _____________________ | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2018 г. Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.» ___________ С.А. Асташова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Спецкурс по русскому языку
«Русский язык: трудные случаи орфографии»
Адресат программы: учащиеся 7 классов
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Разработчик программы:
Аниканова Яна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Усть – Илимск, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Русский язык: трудные случаи орфографии» для 7 класса составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, УМК: «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы: сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2014), в Федеральном перечене учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253".
Программа курса (34 часа) рассчитана на учащихся 7 классов и представляет систему поэтапной работы над орфографией, обеспечивает формирование ключевых компетенций, расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелена на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
Срок освоения программы: один учебный год
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю
Актуальностью данного курса заключается в системной, блоковой подаче материала, в широком охвате и глубине изучения представленных тем. его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи.
Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы.
Настоящая программа предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче. Настоящая программа позволит учащимся 7 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-7 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач.
Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представлен в обобщенном и компактном виде, способствует систематизации знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Акцент в обучении делается на раздел русского языка «Орфография», а также обобщаются и систематизируются знания в области лексики, орфоэпии, фонетики, морфемики, словообразования и морфологии, культуры речи.
На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи курса:
- повторение основного теоретического материала курса русского языка за 5-6 классы, систематизация и обобщение полученных знаний в форме таблиц, опорных схем;
- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
- повышение интереса к изучению русского языка;
- подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
• тренинг в овладении орфографическими нормами русского языка.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Критерии оценивания
Письменные работы учащихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально, содержат индивидуальные практические рекомендации, оцениваются в соответствии с критериями проверки и оценки выполнения заданий по русскому языку.
Планируемый результат
Учащиеся, изучившие курс, должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 7 класса, а также практически применять полученные знания;
- все нормы правописания.
У м е т ь:
- формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
- аргументированно доказывать собственную позицию;
- классифицировать ошибки, объяснять их;
- графически обозначать орфограммы и объяснять их;
- пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями;
- продемонстрировать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного литературного русского языка.
Содержание программы
1. Правописание гласных в корне слова 3 часа
2. Правописание согласных в корне слова 1 час
3. Правописание гласных после шипящих и Ц 2 часа
4. Правописание приставок 3 часа
5. Правописание суффиксов 5 часов
6. Н и НН в разных частях речи 3 часа
7. Правописание окончаний разных частей речи 2 часа
8. Правописание Ь и Ъ 1 час
9. Правописание числительных 1 час
10. Правописание сложных слов 3 часа
11. Правописание частиц 3 часа
12. Правописание наречий 4 часа
13.Правописание предлогов 1 час
14. Правописание союзов 1 час
15. Зачетный урок «Секреты русской орфографии». 1 час
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы: диски, Интернет-источники)
Формы итогового контроля по освоению курса и критерии их оценки:
1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий после каждой темы);
2. промежуточный (проводится в форме творческих работ);
3. итоговый (в конце курса) проводится в форме зачета.
Список рекомендуемой литературы:
- В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
- Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
- Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
- Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
- Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
Литература для учащихся:
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г. 2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.
- Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.
- Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.
- Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.
- (Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).
Дополнительная литература
1. http://smetankin-li.narod.ru
Учебно-тематический план.
№ урока | Дата | Тема урока | Формируемые навыки, умения | Контроль (виды контроля) | Домашнее задание |
1 | Трудные случаи правописания гласных в корне слова: а) проверяемых ударением | Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм. | Анализ текста | Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам | |
2 | Трудные случаи правописания гласных в корне слова: б) непроверяемых ударением | Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм. | Составление диктанта | ||
3 | Трудные случаи правописания гласных в корне слова: в) чередующихся гласных | Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм. | Творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения | Творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения | |
4 | Трудные случаи правописания согласной в корне слова: а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; | Углубить знания по теме, показать трудные случаи правописания двойных согласных и непроизносимых, не проверяемых на письме. | |||
5 | Творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения | ||||
6 | Правописание гласных после шипящих и Ц: а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание; | Обратить особое внимание на случаи правописания О и Ё после шипящих в суффиксах причастий и отглагольных частей речи, углубить знания по теме; уточнить все исключения по теме. | Этимологический разбор; | Работа по опорным таблицам; | |
7 | Правописание гласных после шипящих и Ц: б) гласные И-Ы после Ц. | Сочинения на лингвистическую тему. | Выборочно -распределительные упражнения | ||
8 | Правописание приставок: а) на –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную | Углубление знаний учащихся по темам; научить различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. | Творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения | Словарно -орфографические работы, | |
9 | Правописание приставок: б) при- и пре- | Словообразовательный и морфологический разбор, | |||
10 | Правописание приставок: в) написание некоторых слов иноязычного происхождения. | Выборочно -распределительные работы | |||
11 | Правописание суффиксов: а) существительных; | Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания | Выборочно - распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, | Работа с алгоритмом | |
12 | Правописание суффиксов: б) прилагательных; | ||||
13 | Правописание суффиксов: в) глаголов; | ||||
14 | Правописание суффиксов: г) причастий; | ||||
15 | Правописание суффиксов: д) наречий. | ||||
16 | Н и НН в различных частях речи: а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем. | Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм. | Выборочно - распределительные | ||
17 | Н и НН в различных частях речи: б) в отглагольных частях речи. | Сочинение на лингвистическую тему | Работа с текстом | ||
18 | Трудные случаи. Правописание окончаний разных частей речи: а) падежных окончаний существительных, прилагательных; | Углубить знания по теме, систематизировать знания учащихся о правописании окончаний различных частей речи. | Творческие диктанты, | Работа с опорными схемами, с алгоритмом | |
19 | Правописание окончаний разных частей речи: б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | Сочинение по опорным словам. | Работа с текстом, | ||
20 | Правописание Ь и Ъ: а) разделительные Ь и Ъ; | Уточнить все случаи правописания Ь и Ъ, углубить знания по теме, особое внимание обратить на правописание иностранных слов. | Выборочно -распределительные упражнения | Работа с опорными схемами, | |
21 | Правописание Ь и Ъ: б) Ь после шипящих. | Орфографический разбор, | |||
22 | Трудные случаи правописания числительных | Расширить знания о правописании всех разрядов, в частности всех составленных количественных и сложных количественных. | Диктанты с творческими заданиями | Работа с таблицами, работа с сигнальными карточками. | |
23 | Правописание сложных слов: а) существительных; | Уточнить все случаи правописания существительных и прилагательных, образованных способом сложения, выработать прочный навык написания слов через дефис. | Выборочно -распределительные диктанты | Осложненное списывание, словообразовательный и морфемный разбор. | |
24 | Правописание сложных слов: б) прилагательных; | ||||
25 | Правописание сложных слов: в) правописание слов с пол- и полу-. | ||||
26 | Правописание частиц: а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; | Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ – частицы, НЕ – приставки. | Тест | Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, | |
27 | Правописание частиц: б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.; | Тест | |||
28 | Правописание частиц: в) различение частиц НЕ и НИ. Правописание НИ. | Тест | |||
29 | Правописание наречий: а) слитное написание; | Углубить знания по теме, выяснить все исключения; выработать навык правильного написания наречий. | Проверочные, предупредительные диктанты. Тест | Составление таблиц, тестов | |
30 | Правописание наречий: б) раздельное написание; | ||||
31 | Правописание наречий: в) дефисное написание. | ||||
32 | Правописание предлогов. | Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов. | Тестирование, творческие диктанты. | Осложненное списывание, | |
33 | Правописание союзов. | Углубить знания по теме; научить различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей. | |||
34 | Зачетный урок «Секреты русской орфографии» | Проверка умений и навыков уч-ся | Тестирование |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 7 КЛАСС.
1.Какое слово состоит из 3 звуков?
А) ясень
B) юрта
C) лень
2.В какой строке во всех словах ударение падает на второй слог?
А) туфля, баловать, кухонный
B) завидно, зевота, оптовый
C) каталог, бензопровод, завсегдатай
3.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
A) разгадка, высветленный, пригорают, пр..ступление
B) приходит, осмотришь, вырубка, размеренный
C) выходной, приморский, уборка, впереди
4.В каком слове пишется безударная гласная проверяемая ударением?
A) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный
B) вл..стелин, пок..рать, укр..титель
C) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать
D) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон
5.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
A) догон..шь, озадач..вший
B) разбуд..шь, омыва..мый
C) беспоко..шься, подстрел..нный
D) шепч..шься, расчист..вший
6.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А) претерп..вать
B) привередл..вый
C) алюмини..вый
D) успока..ваться
1) А,B,D 2) А,B,C, 3) C,D, 4) А,C.
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
A) 1 B) 2 C) 2, 3 D) 1, 2, 3
8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
A) 1 B) 1,2, 3,4 C) 3,4 D) 2,4
9.В каком слове в приставке пишется гласная И?
A) пр..мудрый
B) пр..строить
C) пр..града
D) пр..ступление
10. Найдите слово с ошибкой
A) к ста сорока семи листкам
B) с двумстами шестьсот сорока пяти единицами
C) от трёх тысяч восьмисот двадцати шагов
D) к семистам сорока восьми метрами
Практическая работа № 1
Вариант 1.
1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.
Плескавш..ся море, образующ..ся глыба, в проснувш..мся лесу, к редеющ..м кустам, о забыт..м случае, намокш..ми цветами, у вырубл..(н,нн)ой рощи, тающ..м снегом, о развевающ..ся флаге, к затеря(н,нн)..му лесу, у находящ..гося вдали дома.
2. Просклоняйте : сыплющийся белый снег
И.п._______________________________________________________________
Р.п._______________________________________________________________
Д.п._______________________________________________________________
В.п._______________________________________________________________
Т.п._______________________________________________________________
П.п._______________________________________________________________
3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.
Но я открыть упорно не хотела глаз зажмуренных от мыльной пены. Из тьмы выступали гружённые углем вагоны. Долина засыпанная обломками обнажённых скал была раска-лена, как печь. Голый бугор с недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками. Блестели отшлифованные росой рельсы. Город растрёпанный сильнейшей бурей выглядел косматым и темным. Все уроки выучены были мной ещё вчера.
4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:
глагол действ. причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие
наст. времени прош. времени наст. времени прош. времени
играть – _____________________________________________________________________
смотреть –___________________________________________________________________
пришить –___________________________________________________________________
отправить – __________________________________________________________________
привязать –__________________________________________________________________
плавать –____________________________________________________________________
вспоминать –_________________________________________________________________
позолотить – _________________________________________________________________
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания и суффиксы причастий.
Падающ..го листа, у волнующ..гося озера, у расстилавш..гося болота, прозвучавш..го в лесу выстрела, плавающ..й у берега птицы, разросш..мся кустом, об улетающ..х на зиму птицах, в движущ..мся предмете, в потемневш..й роще, в тонущ..м корабле, несущ..мся вниз потоком.
2. Просклоняйте : приближающаяся грозовая туча
И.п._______________________________________________________________
Р.п._______________________________________________________________
Д.п._______________________________________________________________
В.п._______________________________________________________________
Т.п._______________________________________________________________
П.п._______________________________________________________________
3.Расставьте пропущенные знаки препинания,обозначьте границы причастного оборота.
Дороги были отремонтированы вовремя. Дорога шла между двумя кустами стриженны-ми садовником. Надвигающиеся справа тучи сулили сильный проливной дождь. Платье высушенное и вычищенное слугой лежало на своём месте. Увешанную картинами комнату заполнил утренний свет. Недочитанная мною книга лежала на столе. Комната загромождённая мебелью казалась совсем маленькой.
4. Образуйте от глаголов причастия по схеме:
глагол действ. причастие действ. причастие страд. причастие страд. причастие
наст. времени прош. времени наст. времени прош. времени
Печь –_______________________________________________________________________
Выслушать – _________________________________________________________________
Красить – ___________________________________________________________________
Засеять – ____________________________________________________________________
Думать – ____________________________________________________________________
Печатать – ___________________________________________________________________
Подстрелить – _______________________________________________________________
Клеить – ____________________________________________________________________
ТЕСТ № 2
Вариант 1
1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.
Солё..ые огурцы, гружё..ый вагон, собра..ый урожай, испуга..ый малыш, замече..ые ошибки, плетё..ая корзина, отшлифова..ая деталь, стира..ое бельё, заплетё..ая коса, пожаре..ые грибы, гружё..ый кирпичом, нескоше..ый луг, пута..ый ответ, плетё..ая из веток, купле..ые книги, писа..ая красками картина, посоле..ая в бочке капуста, тушё..ое мясо, непротуше..ое мясо, квалифицирова..ый рабочий.
2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.
Сто..щиеся дома, дремл..щий старик, трепещ..щий на ветру, скач..щая лошадь, ясно вид..щий цель, шепч..щиеся кусты, пен..щиеся волны, та..щий снег, дыш..щий прохладой, стел..щийся туман, клокоч..щий водопад, плач..щий малыш, кле..щие коробки, хлопоч..щие о детях, бор..щийся с ленью, брезж..щим рассветом.
3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.
Увлека..мый течением, колебл..мый ветром, убира..мый мамой, ороша..мый водой, гон..мые ветром, плохо вид..мый предмет, муч..мый сомнениями, воспева..мый в стихах, движ..мый ветром, прерыва..мый гулом, уважа..мый всеми, завис..мый от погоды.
Вариант 2
1. Вставьте Н или НН, определите часть речи.
Стира..ое много раз бельё, краше..ый пол, некоше..ый луг, золочё..ая рама, лома..ая линия, просея..ая мука, плетё..ая корзина, маза..ый маслом хлеб, ране..ый в руку, плетё..ая из веток, письмо написа..о, краше..ый краской, тетради провере..ы, лакирова..ые туфли, рва..ый рукав, штопа..ые носки, выстрое..ое здание, организова..ая экскурсия, сея..ая мука, слома..ый забор.
2. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы действительных причастий.
Кол..щий предмет, пряч..щийся в кустах, числ..щийся по списку, леч..щий врач, плещ..щееся море, руб..щие лес, слыш..щие шум, рокоч..щая вдали, хвал..щийся успехами, пил..щий дрова, брезж..щий рассвет, хлещ..щий дождь, дежур..щий милиционер, плач..щий малыш, дыш..щий свежим воздухом, се..щий семена.
3. Вставить пропущенные буквы, обозначить суффиксы страдательных причастий.
Исполня..мый певцом, едва вид..мые облака, движ..мый чувством сострадания, невид..мый в темноте, избира..мые народом, завис..мые от обстоятельств, преследу..мый врагом, исследу..мый учёными, леч..мый травами, уважа..мый всеми, вед..мые проводником, окружа..мые заботой.
Практическая работа
Влас…ный пору…чик и ярос…ный наез…ник с ужас…ным акцентом в ненас…ную погоду оказались в захолус…ном городке. Им было интерес…но познакомиться с мес…ными достопримечательностями, искус…но разрекламированными извес…ными тураген…ствами. В чудес…ном музее возле крепос…ной стены собраны редкос…ные экспонаты, найденные в окрес…ностях и отреставрированные совмес…ными усилиями шотлан…ских, голлан…ских и русских мастеров, готовых бескорыс…но и безвозмез…но трудиться даже в кризис…ное время. Клад вряд ли блес…нёт при поверхнос…ном наблюдении, его не обнаружишь и громоз…ким экскаватором. Нужна без…на терпения и сума…шедшее везение, чтобы почу…ствовать своим сер…цем место, где по-преж…нему дремлет история.
Жизнерадос…ные сверс…ники обсуждали прои…шествие, учас…ником которого стал бесхитрос…ный и бескорыс…ный пору…чик. Этот интерес…ный человек, любящий блес…нуть красноречием и вынос…ливостью, безвозмез…но пожертвовал свои средства для организации праз…ничного ше…ствия и че…ствования ветеранов. Работники извес…ного аген…ства преобразили лан…шафт и искус…но украсили крепос…ную стену громоз…кими фонариками редкос…ной красоты, которым позавидовали бы испан…ские и шотлан…ские дизайнеры. Мес…ные мастера словес…ного искусства не остались безучас…ными и проявили свои чудес…ные таланты, пристрас…но освещая события не только ус…но, но и письменно.
Густая рож.., не боиш..ся врача, береч.. дом, красивая реч.., несеш..ся вскач.., спряч..те находку, открыть настеж.., среди рощ.. и чащ.., страшных чудовищ.., говориш.. неверно, ударить наотмаш.. - Найдите строчку , в которой все слова пишутся с Ь: 1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш.. 2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич.. 3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач.. 4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож.. .
1.Тягуч.., колюч.., скрипуч... 2.Настеж.., невмоч.., уж.., точ..- в- точ... 3.Смерч.., врач.., брош.., полноч.., сторож... 4.Среж.., убереч..ся, стереч.., удивляеш... Свеж.., хорош.., проч.., обжеч..ся, замуж.., решиш.., задач.., богач.., невтерпёж.., сплош.., ключ.., стрич.., вскач.., трескуч.., из-за туч.., обознач..те, настеж.., горяч...
Разж..г костёр, реш..тка на окне, модная прич..ска, короткая ч..лка, деревянная щ..тка, упряжные ш..ры, рой пч..л, весёлая чеч..тка, ч..рный квадрат, таинственный ш..пот, ч..ткая линия, еле слышный ш..рох, молочный ш..колад, сильный ш..к, сожж..нный хворост, красный дж..кер. Смешная девч..нка, серый мыш..нок, тюремная реш..тка, стремительный скач..к, парч..вая шаль, ч..порная дама, лесная чащ..ба, ож..г руки, ож..г руку, детская руч..нка, зелёный крыж..вник, камыш..вые заросли, еж..вые рукавицы, жж..ный сахар, корч..вка пней, окруж..нное преследователями убежище, ноч..вка в лесу, вооруж..нный всадник. Тихий ш..рох, говорить общ.., благодарить горяч.., боч..нок с водой, жж..ный кофе, асфальтированное ш..ссе, искусный ж..нглёр, вертеть трещ..тку, словно ш..лковая ш..рстка, опытный ш..фер, двойной ш..в, холщ..вый меш..к, моч..ные яблоки, золоч..ная серёжка.
Б) Ч..ткие контуры, бессч..тное богатство, смешной медвеж..нок, ж..лтый пуш..к, ш..коладный торт, камыш..вая крыша, разожж..нный костёр, заверш..нный урок, ударил вожж..й, кот уч..ный, поч..тный гражданин, суш..ные груши, возвращ..нное обещание, последние подсч..ты, обреч..нный на смерть узник.
Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч..рт, весело встряхнув ч..лкой, пустился танцевать чеч..тку так, что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и, совершив один неудачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятачок, покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятяч..к. “Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т!”, - чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.
бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.
Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
(Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.
Задание: выделить графически причастные обороты, если нужно, поставить знаки препинания.
1. Испуганный шорохом конь бросился в сторону. 2. Контуры деревьев обрызганных дождем выступают из мрака ночи. 3. Побежали по деревенским улицам сверкающие на солнце ручейки.
4. Воробьи стаями обсыпавшие соседние деревья кричали радостно и возбужденно. 5. Лениво поворачивалось мельничное колесо почерневшее от времени и набирало в коробки сонную журчащую воду. 6.Ему снился конь уносящий его от погони. 7. Люди идущие с цветами и оркестры играющие веселую музыку заполнили улицы. 8. Он убежденный в своей правоте упрямо отстаивал свою точку зрения 9. С этого берега открытого всем ветрам был высажен десант. 10. Солнечные частицы проникающие в атмосферу вызывают полярное сияние поражающее своей красотой. Ветер трепал ветви берез обнаженные на холоде. 2. Выпадающая утром на траве роса блестит на солнце, словно драгоценный камень. 3. Они остановились на краю заполненного серым туманом гигантского обрыва.
4. Сквозь редкие деревья был виден двор залитый лунным светом. 5. Он спокойно, уверенно читал повесть написанную им накануне и ждал похвалы. 6. Кот укравший у мальчишек рыбу удирал вдоль дороги к лесу. 7. Байкальские рыбы выловленные на большой глубине могут жить в аквариуме специально приспособленном для их содержания. 8. Озеро окруженное горами расстилается у наших ног. 9.Озеро Байкал хранит множество тайн еще не разгаданных исследователями. 10. Мальчик огорченный неприятным разговором убежал в сад расположенный у реки. (В)следстви.. какой(то) задержк.. в пути лошади отстали, а мы ушли (в)перёд.
Грянул гром - и тучи охваче….ые син…м огнём дрогнули. 2.Они казались старше нас оставшихся здесь. 3. Люди пользуют…ся водой из к…лодца выт…кающей из недр земли. 4.Хорошо обработан….ое и засе…нное поле дало прекрасный урожай. 5. Сгибающаяся под тяжестью колосьев рожь созрела в июле. 6. В тот же веч…р Галка напевая что-то про себя принялась перебирать письма получе….ые в её отсутствие. 7. Бабушка задумавшись смотрела на вделан…ый в рамку портрет. 8. Вскоре щенок пр…вратился в огромного пса преда….ого своей хозяйке. 9. На заводе установлены новые станки являющ…еся последним достижением отечестве…ой науки. 10. Лес т…нувшийся возле дороги внезапно отступил ,и путники (не)потерявшие надежду найти жильё увидели огни деревни. На деревьях р…стущих около дома распустились первые л…сточки. 2. По спущенным из вагона доскам непр…рывным потоком катились кирпичи. 3. Пастух зан…чевавший в горах увид…л наш костер.
Тут не одно воспоминанье, туг жизнь заговорила вновь, - и то (же) в вас очарованье, и та (ж) в душе моей любовь!... (Тютч.). 2. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так (же) создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых (Булг.). 3. Ты произнес свои слова так, как (будто) ты не признаешь теней, а так (же) и зла (Булг.). 4. Только обыватели, сидя в полумраке своего жилища, любят думать, что путешествия уже не раскрывают никаких тайн; на самом деле горный ветер так (же) будоражит кровь, как и всегда, и умереть, пускаясь в достойную авантюру, всегда было законом человеческой чести (Наб.). 5. В то (же) время из чащи раздался злобный лай лисицы (Биан.). 6. Здесь все то (же), то (же), что и прежде, здесь напрасным кажется мечтать (Ахм.). 7. Он то (же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался (Биан.).
II. 1. За что купил, (за) (то) и продаю (Посл.). 1 На то и щука, что(бы) карась не дремал (Посл). 3. - Как же смотреть правильно: сразу на весь лес или на отдельные деревья? - (И) так (и) так (Биан.). 4. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что (бы) делало твое добро, если бы не существовало зла, и как (бы) выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? (Булг.). 5. (И) так, почти все объяснилось, и кончилось следствие, как вообще все кончается (Булг.). 6. Ложка нужна, что (бы) суп хлебать, а грамота, что (бы) знания черпать (Посл.). 7. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом.
Правописание безударной гласной в корне
Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.
Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»
1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) препод..вать, пол..гается, упр..щать
2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория
4) пригл..шать, уг..сать, выр..сти
2.В каком ряду во всех словах пропущено И?
1) проб..раться, соед..нение, от..гощать
2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет
3) прив..легированный, пост..лать, изв..нился
4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно
3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?
1) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия
2) з..ря, г..лантерея, пок..яние
3) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп
4) укр..щать, предл..жение, зап..нки
4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) б..режливый, выб..рем, выб..раем
2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться
3) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять
4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание
5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?
1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед
2) к..сающийся, изл..жение, п..стух
3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать
4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра
6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) благосл..вить, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама
7.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение
2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая
3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать
4) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ст..рательно, прик..снуться, кв..танция
2) эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать
3) пре..бладать, п..чать, тор..пясь
4) осл..жненный, м..лькают, м..тодика
9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание
2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея
3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный
4) дел..гат, перег..реть, об..зательныйй
10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?
1) пригл..шать, уг..сать, выр..сти
2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация
3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория
4) препод..вать, пол..гается, упр..щать
11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
1) с..мейный, ч..ловечество, оз..рять
2) м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться
3) возвр..щение, согр..вать, л..рический
4) гл..внейший, преод..ление, д..намичный
12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) умн..жать, напр..вление, фин..нсист
2) р..альный, ск..зание, м..тинговать
3) м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться
4) мин..ральный, зап..саться, повт..рение
13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) нагр..вать, стр..мление, подж..гатель
2) под..рить, хв..стун, просл..вляя
3) переб..решь, к..варный, ст..рона
4) об..яние, прик..снуться, л..скающий
14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) в..зти, к..пучий, взр..стить
2) выт..рать, р..гламент, огр..жденный
3) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать
4) пр..зидиум, пож..мать, см..гченный
Правописание чередующихся гласных в корне
Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек;аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.
Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»
1. В каком слове окончание Е?
1) в комментари... 2) присутствовать на заседани...3) по алле...4) о благосостояни...
2. В каком слове окончание Е?
1) сообщить о метел...2) в ближнем зарубежь...3) отправить письмо Анастаси...4) свидетельство о рождени...
3. В каком слове окончание И?
1) окна в ине...2) конфликт в Закавказь...3) обратиться к Наталь... Петровне4) приехать из Турци...
4. В каком слове окончание И?
1) готов к отправк...2) в глубоком ущель...3) в усть... реки4) в теплом помещени...
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
1) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
2) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
3) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...
1) За столом обедали три человека старушка девушка и парень, глазами похожий на старушку. 2) Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. 3) Хотите чайку спросила Люда поглядывая то на Никодима Павловича то на бабушку и едва сдерживая смех. 4) И рука его и лицо и синяя спецовка л..снились от сажи и маши(н, нн)ого масла. 5) Тихое небо скромно мерцающ.. звездами и (не)подвижные рябины с черной листвой и еще более черными грозд(?)ями ягод и белые, словно меловые, тропки пересече(н, нн)ые тенями и полосатый туман (в)дали за овинами все было спокойно бе..страс(?)но. Блёкнут к осени деревенские полянки. Летом они щедро разукраш..(н, нн)ы алыми б..рюзовыми белыми цветами и густой тяжелый от медовых запахов воздух (не) подвижно стоит над землей. А сейчас все потускнело и цветы и травы (По С. Антонову.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык.Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа кружка по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»
Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...
учебный курс по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации"
Учебный курс предназначен для 9 класса как помощь в подготовке к ОГЭ. Составлен на 34 уч. часа. В основном идет работа на основе ООД....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....
Программа элективного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии и пунктуации. 8 класс
Программа предназначена для подготовка учащихся 8 класса к предстоящей итоговой аттестации в формате ОГЭ....