Программа факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя школа № 9»
Рассмотрено Руководитель МО ф.и.о. Протокол № от “___” _________20__ г. | Согласовано Зам. директора по УР ф.и.о. “___” _________ 20___ г. | Утверждено приказом по школе ОД №____ от ______20__г. Директор школы ___________(С.Л.Барбаков) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку "Трудные случаи орфографии"
8 Б класс
Петровой Татьяны Аркадьевны
(Ф.И.О. разработчика)
2015
(год составления программы)
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 классе.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов и направлен не только на расширение знаний в области орфографии, но, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Главные методические принципы, реализуемые в курсе, – системность и коммуникативный подход в изучении материала, переход от простого к сложному.
Предполагается, что, усвоив программу курса «Трудные случаи орфографии», учащиеся будут иметь опыт:
- уметь излагать свои мысли в письменной форме в соответствии с нормами русского литературного языка;
- уметь подобрать необходимую литературу на определённую тему.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2011 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. "Программа для общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 5-9 кл". Москва, «Просвещение»,2011.
Цели обучения.
Цели обучения школьников по программе «Трудные случаи орфографии» в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
освоение знаний об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения.
-закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
- повышение уровня культуры речевого поведения в сфере письменной коммуникации;
-формирование практических умений в области речевого поведения в письменной форме.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса русского языка «Трудные случаи орфографии» в 8 классе учащийся должен уметь:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
- лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.);
- морфология:
распознавать части речи и их формы; - соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарём грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического анализа;
- орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста.
Тематическое планирование учебного материала
| Тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Орфография и морфология | 23 | 2 | 5 |
Виды контроля.
Промежуточный и итоговый контроль проводится в различной форме: различные творческие задания, тесты с использованием техники множественного выбора, открытые тестовые задания, тесты на установление соответствия, исключения лишнего и т. д.
Практические занятия проводятся в виде семинаров по заранее известным темам. Кроме того, в курсе возможно использовать минилекции, групповые дискуссии, письменные упражнения, работу в малых группах, выполнение тестов и практических работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Аргументация изменений | |||||
План | Факт | ||||||||
1 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Буква Э. | ||||||||
2 | Гласные после шипящих и Ц в корне. Чередующиеся гласные. | ||||||||
3 | Чередующиеся гласные. | ||||||||
4 | Звонкие и глухие, двойные и непроизносимые согласные. | ||||||||
5 | Прописные буквы в собственных именах. | ||||||||
6 | Прописные буквы в собственных именах. | ||||||||
7 | Употребление Ъ и Ь. | ||||||||
8 | Приставки на -з и -с, приставка с-. Гласные Ы и И после приставок. | ||||||||
9 | Приставки пре- и при-. | ||||||||
10 | Правила переноса слов. | ||||||||
11 | Гласные о – е после шипящих и Ц. Гласные и – ы после Ц. | ||||||||
12 | Окончания имён существительных. | ||||||||
13 | Суффиксы имён существительных. | ||||||||
14 | Окончания имён прилагательных. | ||||||||
15 | Суффиксы имён прилагательных. | ||||||||
16 | Соединительные гласные О и Е. Сложные слова без соединительных гласных. | ||||||||
17 | Правописание сложных существительных. | ||||||||
18 | Правописание сложных прилагательных. | ||||||||
19 | Числительные количественные, порядковые и дробные. | ||||||||
20 | Склонение числительных по падежам. | ||||||||
21 | Отрицательные и неопределённые местоимения. | ||||||||
22 | Личные окончания глаголов. | ||||||||
23 | Употребление буквы Ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов. | ||||||||
24 | Окончания и суффиксы причастий. | ||||||||
25 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | ||||||||
26 | Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | ||||||||
27 | Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. | ||||||||
28 | Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных выражений. | ||||||||
29 | Правописание предлогов. | ||||||||
30 | Правописание союзов. | ||||||||
31 | Раздельное и дефисное написание частиц. Различение частиц НЕ и НИ. | ||||||||
32 | Различение частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | ||||||||
33 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | ||||||||
34 | Дефис в сложных междометиях. |
Литература и средства обучения
1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 2001.
2. Лекант П. А., Гольцова Н. Г., Жуков В. П. и др. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 2009.
3. Рейнке И. Н., Шапкин В. И. О трудном в орфографии и пунктуации. – СПб.: Просвещение, 2011.
4. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку. – М.: Просвещение, 1990.
Лингвистические словари (толковый, словарь имен, орфоэпический, словообразовательный и т.п) разных авторов.
5. "Программа для общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 5-9 кл".
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др..Москва, «Просвещение»,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Секреты орфографии »
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раск...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.
Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...
Программа факультативного курса для 6 класса «Секреты орфографии»
Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непоср...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...