Технологическая карта
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта к уроку изложения в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_._izlozhenie.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
(составлена на 2 урока)
(по УМК М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской)
Класс: 5
Тема: Выборочное изложение текста с изменением лица
Тип урока: урок развития речи
Цель педагогической деятельности учителя:
Дидактическая: показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; формировать умение определять тип текста, его основную мысль, умение составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица.
Развивающая: способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся.
Воспитательная: формировать культуру учебного труда.
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из микротем, находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста микротему; излагать одну из микротем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно настроиться на урок. Регулятивные: планировать необходимые действия. |
II. Формулирование темы и целей урока Цель: включить учащихся в работу, активизировать опорные знания. | Учитель предлагает посмотреть за окно. Что мы там видим? Какое время года? Какая погода? Какие деревья? Много ли листочков на них осталось? Учитель уточняет, что будут писать выборочное изложение с изменением лица. Учитель выводит на слайде презентации цель урока. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что будут писать изложение. Учащиеся формулируют цель урока. | Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: Слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
III. Актуализация знаний и подготовка к написанию изложения. Цель: научить работать с текстом изложения. | Учитель выводит на слайде презентации текст изложения. Последний лист орешника. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои. Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком. Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу. 1.Введение в тему изложения. - Прочитайте название текста. Что вы можете предположить о содержании этого текста по его заглавию? Проверим ваши предположения. 2.Чтение текста учителем. - Подтвердились ли ваши предположения? 3.Работа с текстом. Анализ языковых средств. - Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена. - К какому типу речи можно отнести этот текст? - Найдите слова, которые характеризуют осенний лес. - Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им? 4.Составление примерного плана. - Основная мысль раскрывается автором с помощью сопоставления осеннего леса и листка на орешнике. Выделите в тексте эти описания. 5.Сведения об авторе. - Вспомним автора текста. Кто он? - Какую задачу ставит перед собой В.М.Песков? Ваша задача – написать изложение от 3 лица. Помимо местоимения он можно использовать контекстные синонимы главный герой, В.М.Песков, рассказчик. Возможные варианты дальнейшей работы: 1) запись по памяти изложения по вопросам; 2) выборочное списывание по вопросам; 3) запись ответа на один из вопросов. Учитель создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. | Учащиеся вспоминают последние уроки развития речи («Стили речи», «Типы речи»). Отвечают на вопросы. Понимают, что знаний недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова. Находят слова, в которых выражена основная мысль («Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им»). Вместе с учителем производят анализ языковых средств. Находят слова, которые характеризуют осенний лес (Осиновый лист успел уже почернеть. Лес холодный. Всё уснуло в лесу (олицетворение). Всё готово к зиме.) Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им? («Всё… осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком».) Учащиеся записывают определения, составляют план изложения: 1.Всё осыпалось после морозов и обильного снега. 2.Лес чёрный, пустой и холодный. 3.Жёлтый живой огонёк. Выделяют в тексте описания. С помощью учителя выполняют орфографический и пунктуационный анализ текста, лексический анализ слов со звёздочкой. Отвечают на вопросы учителя о В.М.Пескове (Автор написал текст для читателей. В нём он передает своё отношение к листочку орешника, который увидел в осеннем лесу, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.) | Духовно-нравственное воспитание: Воспитывать нравственные чувства, эмоциональное отношение к красоте природы. Личностные: Иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: Составлять план. Коммуникативные: 1. Владеть приёмами рационального слушания. 2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста. 3. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова). 4. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой и жанровой принадлежностью текста. Познавательные: 1. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные виды чтения. 2. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы. 3. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста; основной и дополнительной информации). |
IV. Физкультминутка. Цель: снять физическое и психологическое напряжение. | Выполняют упражнения за учителем. | Регулятивные: Выполнять действия по заданному образцу, правилу. | |
V. Написание изложения. Цель: научиться правильно оформлять свои мысли на письме. | Текст изложения учитель читает еще раз. | Сначала учащиеся пишут изложение (или выбранный вариант задания для более слабых детей) в черновике. Затем изложение проверяется, редактируется. | Личностные: Осознавать свои возможности в учении; понимать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: Систематизировать собственные знания. Регулятивные: Работать по плану. Коммуникативные: 1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). 2. Редактировать письменное высказывание. |
VI. Самопроверка. Цель: развить умение видеть ошибки в письменной работе, контроль. | Переписывают изложение в тетрадь по развитию речи. Ещё раз проверяют написанное. | Регулятивные: 1.Выполнять действия по алгоритму. 2.Контролировать, корректировать, проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. | |
VII. Рефлексия. Цель: обобщить полученные знания на уроке, оценить деятельность учащихся. | Организовывает рефлексию, задаёт вопросы: что интересного на уроке вы узнали? чему научились? что вызвало затруднение? что полезного для вас было? что пригодится в будущем? над чем заставил задуматься материал урока? и т.п. Для оценки работы можно использовать смайлики или другие карточки. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную учебную деятельность. | Регулятивные: Оценивать результат, соотносить результат с целью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...