Технологическая карта
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта к уроку изложения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_._izlozhenie.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

(составлена на 2 урока)

(по УМК М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской) 

Класс: 5

Тема:        Выборочное изложение текста с изменением лица

Тип урока: урок развития речи

Цель педагогической деятельности учителя:

Дидактическая: показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; формировать умение определять тип текста, его основную мысль, умение составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица.

Развивающая: способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся.

Воспитательная: формировать культуру учебного труда.

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из микротем, находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста микротему; излагать одну из микротем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно настроиться на урок.

Регулятивные: планировать необходимые действия.

II. Формулирование темы и целей урока

Цель: включить учащихся в работу, активизировать опорные знания.

Учитель  предлагает посмотреть за окно. Что мы там видим? Какое время года? Какая погода? Какие деревья? Много ли листочков на них осталось?

Учитель уточняет, что будут писать выборочное изложение с изменением лица.

Учитель выводит на слайде презентации цель урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что будут писать изложение.

Учащиеся формулируют цель урока.

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

III. Актуализация знаний и подготовка к написанию изложения.

Цель: научить работать с текстом изложения.

Учитель выводит на слайде презентации текст изложения.

Последний лист орешника.

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

1.Введение в тему изложения.

- Прочитайте название текста. Что вы можете предположить о содержании этого текста по его заглавию? Проверим ваши предположения.

2.Чтение текста учителем.

- Подтвердились ли ваши предположения?

3.Работа с текстом. Анализ языковых средств.

- Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена.

- К какому типу речи можно отнести этот текст?

- Найдите слова, которые характеризуют осенний лес.

- Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?

4.Составление примерного плана.

- Основная мысль раскрывается автором с помощью сопоставления осеннего леса и листка на орешнике. Выделите в тексте эти описания.

5.Сведения об авторе.

- Вспомним автора текста. Кто он?

- Какую задачу ставит перед собой В.М.Песков? Ваша задача – написать изложение от 3 лица. Помимо местоимения он можно использовать контекстные синонимы главный герой, В.М.Песков, рассказчик.

Возможные варианты дальнейшей работы:

1) запись по памяти изложения по вопросам;

2) выборочное списывание по вопросам;

3) запись ответа на один из вопросов.

Учитель создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

Учащиеся вспоминают последние уроки развития речи («Стили речи», «Типы речи»). Отвечают на вопросы. Понимают, что знаний недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова. Находят слова, в которых выражена основная мысль («Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им»). Вместе с учителем производят анализ языковых средств. Находят слова, которые характеризуют осенний лес (Осиновый лист успел уже почернеть. Лес холодный. Всё уснуло в лесу (олицетворение). Всё готово к зиме.)

Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?

Всё… осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком».)

Учащиеся записывают определения, составляют план изложения:

1.Всё осыпалось после морозов и обильного снега.

2.Лес чёрный, пустой и холодный.

3.Жёлтый живой огонёк.

Выделяют в тексте описания.

С помощью учителя выполняют орфографический и пунктуационный анализ текста, лексический анализ слов со звёздочкой.

Отвечают на вопросы учителя о В.М.Пескове (Автор написал текст для читателей. В нём он передает своё отношение к листочку орешника, который увидел в осеннем лесу, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.)

Духовно-нравственное воспитание:

Воспитывать нравственные чувства, эмоциональное отношение к красоте природы.

Личностные:

Иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные:

Составлять план.

Коммуникативные:

1. Владеть приёмами рационального слушания.

2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

3. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

4. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой и жанровой принадлежностью текста.

Познавательные:

1. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные виды чтения.

2. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

3. Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста; основной и дополнительной информации).

IV. Физкультминутка.

Цель: снять физическое и психологическое напряжение.

Выполняют упражнения за учителем.

Регулятивные:

Выполнять действия по заданному образцу, правилу.

V. Написание изложения.

Цель: научиться правильно оформлять свои мысли на письме.

Текст изложения учитель читает еще раз.

Сначала  учащиеся пишут изложение  (или выбранный вариант задания для более слабых детей) в  черновике.

Затем изложение проверяется, редактируется.

Личностные:

Осознавать свои возможности в учении; понимать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

Систематизировать собственные знания.

Регулятивные:

Работать по плану.

Коммуникативные:

1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

2. Редактировать письменное высказывание.

VI. Самопроверка.

Цель: развить умение видеть ошибки в письменной работе, контроль.

Переписывают изложение в тетрадь по развитию речи. Ещё раз проверяют написанное.

Регулятивные:

1.Выполнять действия по алгоритму.

2.Контролировать, корректировать, проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

VII. Рефлексия.

Цель: обобщить полученные знания на уроке,  оценить деятельность учащихся.

Организовывает рефлексию, задаёт вопросы: что интересного на уроке вы узнали? чему научились? что вызвало затруднение? что полезного для вас было? что пригодится в будущем? над чем заставил задуматься материал урока? и т.п. Для оценки работы можно использовать смайлики или другие карточки.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные:

Оценивать результат, соотносить результат с целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...