урок литературы по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Доброневская Анна Владимировна

В помощь школьному учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_v.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты».

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева,  способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы. Урок проводится в 5-м классе по программе В. Я. Коровиной.

 Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, доска.

Ход урока

  1. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
  1. Чтение учащимися (3 ученика, задание им было дано заранее)  «Баллады о потерявшихся в тайге».
  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга.  Ребята, подумайте, что скрывает в себе тайга?(Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

О ком еще мы будем с вами говорить на уроке? Попробуйте догадаться:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек теряется в тайге.  Существуют правдивые жизненные истории, рассказывающие о том, как люди (часто – подростки) терялись в тайге. Однажды в тайге погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” (Учащиеся обращаются к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и находят значение слова «поединок».)

-Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”.

II. Ход урока

1.В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее.

2. Чтение учащимися начала рассказа.

Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?

  1. Конкурс «Разгадай кроссворд».
  2. Викторина.

Вопросы для викторины:

  1. Почему стала плохо ловиться рыба?
  2. На какой реке происходят события?
  3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки в сутки?
  4. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
  5. Что такое затеси?
  6. Какую птицу первой увидел Васютка?
  7. Стрелял ли в нее Васютка?
  8. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
  9. Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
  10. Когда Васютка понял, что он заблудился?
  11. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
  12. Сколько патронов оставалось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух?
  13. По каким  признакам Васютка определил, что выходит к воде?
  14. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
  15. Почему удивился Васютка, увидев на озере рыбу?
  16. Как Васютка выбрался к реке?

Рефлексия 

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

урок- презентация по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок-презентация по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" с применением регионального компонента (В.Виард "Приключения Кеши")...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Уроки выживания(по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Материал к последнему уроку по рассказу В.Астафьва "Васюткино озеро"...

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация к уроку литературы в 5 классе...