Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу Ю.Яковлева Багульник | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5классе.
Тема урока «В детях стараюсь разглядеть…»
(По рассказу Ю.Яковлева «Багульник»).
Цель: открыть для учащихся имя писателя Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.
Задачи:
Образовательная: показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр); организовать работу с лексическим значением слов «молчальник», «раздражение», «милосердие», «милосердный», «личность».
Развивающая: учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать тест от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к людям, животным , помочь ученикам увидеть в человеке личность, а не внешность.
Наглядность:
компьютерная презентация, книги писателя, иллюстрации к рассказу, цветочки из бумаги для ребят, веточки в стеклянной банке.
«…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»
(Ю.Яковлев «Багульник»)
Лексическая работа:
Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.
Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.
Милосердный – проявляющий милосердие.
Милосердие – готовность помочь кому - нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, не огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя - такой дом . ---«…Мой дом -мои книги,- писал Ю. Яковлев, - а мои герои - люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Я буду очень рад, если ты, мой читатель, на этот раз застал в моем доме своих старых добрых знакомых….Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку….Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями. Писатель Ю.Яковлев приглашает нас , читателей, в свой дом - в книгу. Вперед….
Сегодня, перелистывая страницы рассказа « Багульник », поучимся друг у друга. Вы у меня, а я - у вас понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…..
Главными героями рассказа являются дети, и сам Ю. Яковлев так сказал: « В детях стараюсь разглядеть…. ( завтрашнего взрослого человека….» (ТЕМА УРОКА)
Наша задача последить, как удается писателю это сделать.
1 БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.
Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу года в ноябре 1940 в обороне , участвовал в обороне Москвы, был ранен.Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году.
Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов.
Основные темы произведений: жизнь пионеров и школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие. Викторина по сообщению.
БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ « БАГУЛЬНИК».
Учитель. Ребята, мы прочитали рассказ «Багульник». Кто является главным героем рассказа. (Правильно, мальчик Коста) Какое о нем у вас сложилось впечатление: (как вел себя на уроках). Понравилось ли вам его поведение ? Докажите примерами из текста.
(Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. При этом энергично тряс головой- разгонял сон- и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал).
Учитель. Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке.
Как ученик он производил неприятное впечатление. Правильно я вас понимаю.
Учитель. Кем считали Косту в классе (Молчальником)
Учитель. Объясните лексическое значение слова. Работа со словарем. ( Слайд)
Молчальник- нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.
Учитель. Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников
(Одноклассники его не понимали, он был для них неинтересным человеком. У учителей он вызывал раздражение).
Работа со словарем. Лексическое значение слова разражение.
Раздражение- нервное состояние, недовольство и злость. (Сидят такие ученики, как Коста, тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.
Учитель. Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник.
Индивидуальное задание. Чтение наизусть отрывка ( « Он принес в класс пучок тонких прутиков…….
-Багульник!- буркнул он и пошел прочь.)
Учитель. Как отнеслись к этому поступку ребята. Найдите в тексте. (Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята.
Учитель. Что же говорили ребята? ( можно сценку- полилог).
1 Ученик:
у него ирландский сеттер. Он охотится на уток.(слайд)
Автор: утверждали одни.
2Ученик: Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!(слайд)
Автор: говорили другие. Третьи смеялись.
3 Ученик:(рассмеявшись) : Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера! ( слайд)
Автор: Были и такие, которые спорили со всеми:
4Ученик:Он держит трех собак! Правду говорю!
Автор: на самом деле у него не было ни одной собаки.
1ученик: А сет тер.
2 ученик: А боксер.
3 ученик: А такса.
Автор: Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, Кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел.
Физминутка.
Учитель. А как относилась к нашему герою учительница.( Она стала присматриваться к нему тоже с нескрываемым любопытством. Исчезло раздражение, недоверие. Оказывается, Коста -интересный человек).
Что нового узнала Евгения Ивановна о мальчике, приглядевшись к нему, что заметила.
Задание. Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока…….(запись звонка). Что делает Коста. (Вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью.)
Учитель. Чем для Косты является звонок? (Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления)
-Куда он мчится? ( К людям и к собакам, которым нужна помощь).
Задание .1 группа .Пересказ эпизода «Прогулка с первой собакой» (от лица учительницы) Анализ пересказа учащимися.
Задание 2 группа. Пересказ эпизода от лица Косты « Прогулка с бсксером.»
Задание 3 группа .Чтение по ролям эпизода «Коста и больной мальчик». (Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать.)
Учитель .Что вас больше всего поразило в эпизоде Встреча с четвертой собакой. Учитель.Как собаки относятся к мальчику? они рады встрече с Костой, они верят (Собаки разных пород, но все человеку, они преданы ему).
Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы). Позиция автора. Автор не становится в суровую позу судьи человеческих поступков, не осуждает явно равнодушных и безразличных. Автор призывает всех обратить внимание на своё поведение, работает над тем, чтобы каждый читатель встал на сторону добра и милосердия, а его сердце стало чутким и отзывчивым к чужой беде.
Учитель. Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).
Учитель. Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Милосердие. Что это значит? Работаем со словарем.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Учитель. Можно ли считать Косту милосердным?
Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?( Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга.)
Учитель. Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?( Может быть, собак, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)
Учитель .Вспомним других героев рассказа. Учительница. Задание. Найдите в тексте слова, характеризующие учительницу, её портрет: «Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы - конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. На улице её никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго ещё не затихает стук подковок…»
-Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; дети её любят и между собой называют Женечкой, так называют близкого родного человека. Хороший и интересный учитель и человек эта Женечка).
Инсценировка окончания рассказа:
Автор: На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул .Сперва никто не замечал, что он спит.Потом кто-то захихикал.
Учительница: Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу…Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших….Им надо помогать.
Автор( звенит колокольчиком): Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Коста не слышал звонка, он спал.
Учительница: Звонок с последнего урока, тебе пора.
Автор: Коста вскочил, схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.
Учитель. С какими героями ещё вы встретились в данном рассказе? (Одноклассники)
Учитель. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них так, как вы представляете Косту? (Наверное, автору они не так интересны. Хорошие они или плохие- неясно. Неизвестно, как бы они повели себя в ситуации, подобно Костиной. Ясно одно: им нужна помощь Женечки
Вывод: В отличие от одноклассников ,- Коста - личность.
Лексическое значение слова. Работа со словарем
Слайд. Личность- человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.
Смысл названия рассказа.
_ Учитель. Ребята, как называется наш рассказ? ( «Багульник»). Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение « Багульник» , а не « Коста ?» (Косту можно сравнить С багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка « шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»
Тема. Идея , Жанр.
Учитель. Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа? ( Основную мысль).
Учитель. Назовите жанр произведения. (рассказ) Какую задачу ставил перед собой автор. ( Задача, которую решал автор в данном рассказе- показать отрицательные поступки людей и выразить симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.)
Учитель. Дети должны понять, что в окружающей нас действительности не все спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «НЕТ» БОЛИ, УНИЖЕНИЯМ, СТРАДАНИЯМ.
Работа с темой урока.
Тема урока: «В детях стараюсь разглядеть…». Это фраза самого Юрия Яковлева. Только она незаконченная. Попробуем разгадать окончание фразы.
Какого человека разглядел Яковлев в своем герое Косте? Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети , и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».
Учитель. А какого завтрашнего человека видите вы в себе. Коллективная творческая работа. Напишите это на цветочках багульника, что есть у вас на столе и прикрепите цветы к веточкам (звучит музыка)
Учитель. Вот и наши веточки багульника расцвели!
Что полезного вы взяли для себя и что можете посоветовать взрослым?
Вывод. Писателю дан ОСОБЫЙ ДАР – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Вот и Юрий Яковлевич Яковлев обращает внимание ЧИТАТЕЛЯ на то, что «… Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве. И пусть тебя не удивит, что и эта книга в какой-то степени обо мне самом. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь!»
Учитель. В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева?
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
Домашнее задание. Смотри слайд
Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе
Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....
"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева
Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).
Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....
урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс
Методическая разработка метапредметного урока по литературе....
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....