урок- презентация по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок-презентация по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" с применением регионального компонента (В.Виард "Приключения Кеши")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_taygi.rar | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №2»
Районный тур – конкурс «Учитель года -2008»
Урок литературы в 5 классе
Учитель- Баграмян
Ирина Николаевна
2008,Зубова Поляна
Тема. В мире тайги
Цели: Пробудить интерес к произведениям В.Астафьева и В.Виарда; развивать навыки внимательного отношения к слову; помочь учащимся определить форму поведения в экстремальных ситуациях, определить место семьи в воспитании нравственных ценностей, показать красоту и непредсказуемость тайги; расширять читательский кругозор посредством изучения региональной литературы
Оборудование: Компьютер, мультимедийная приставка, экран, карта «Природные зоны России», указка, отрывок из повести В. Виарда «Приключения Кеши» на бумажных носителях, книга с повестью В.Виарда «Приключения Кеши»
Ход урока
- Организационная часть
Приветствие учащихся, проверка наличия учебников, распечатанных текстов с отрывком из повести В. Виарда «Приключения Кеши». Определение степени готовности и организованности учащихся класса.
- Проверка знания учащимися текста рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»
(задания даются на слайде №)
Подведение промежуточного итога. (Знаете текст хорошо, умеете выбирать из целого текса основное.)
- Основная часть
1.Погружение в тему урока. Работа по карте.
(На доске вывешена карта «Природные зоны России»)
-Заканчивая рассказ «Васюткино озеро» Виктор Астафьев советует нам обратиться к карте и попробовать определить то место, в котором могло быть озеро Васютки. Давайте же посмотрим на карту. Вы уже сказали о том, что действие рассказа происходит в Сибири, в тайге. Посмотрите, какое огромное место на территории России занимает тайга.
(показываю на карте границы тайги).
Тайга велика. Она живая, постоянно меняется, всё в ней живёт по своим законам. Именно эта земля рождает многих талантливых людей. Таким из них и является автор изученного вами рассказа, Виктор Астафьев.
(слайд № с портретом В.Астафьева)
Именно поэтому в его творчестве мы часто видим этот край. Но образ дремучей тайги мы можем встретить и в литературе нашего региона, в частности, в творчестве Василия Ивановича Виарда.
(Слайд № с портретом Василия Ивановича Виарда)
2. Справочный материал о личности В.Виарда.
А) Выступление подготовленного учащегося
Василий Иванович Виард, настоящая его фамилия Ардеев, родился в селе Мордовская Муромка Мокшанского района Пензенской области в бедной крестьянской семье. Получил педагогическое образование. Долгое время преподавал мордовскую литературу и русский язык в Саранском вузе. В мордовскую литературу Василий Виард вошёл как прекрасный детский писатель. Дедушка Василия Виарда долгое время жил в Сибири, прекрасно знал жизнь тайги. Обо всём этом он рассказывал своему внуку. Став известным писателем, Виард рассказал истории деда своему читателю.
В повести «Приключения Кеши»- повествование о смелом, отважном мальчике Кеше, который постепенно усваивает секреты таёжной жизни.
Б) Слово учителя
- На уроке сегодня мы ещё обратимся к отрывку из повести Василия Виарда «Приключения Кеши», который вы должны были прочитать к нашему уроку. «Приключения Кеши»- это большое произведение, в котором рассказывается о жизни вашего ровесника. (демонстрирую книгу) Жизнь в тайге многому научила нашего героя, много интересного мы узнаём из повести о мальчике Кеше. Но для урока я выбрала только одну главу «Заблудились», которая во многом перекликается с содержанием рассказа «Васюткино озеро»
3.Образ тайги в рассказе В.Астафьева и повести В.Виарда.
а) слово учителя
Действия произведений В.Виарда и В.Астафьева происходит с Сибири, в тайге.
«…Сила и очарование тайги не в деревьях- гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве только одни перелётные птицы знают, где она кончается…»- так говорил о тайге Антон Павлович Чехов. В самом деле, велика и разнообразна тайга. Достаточно поглядеть на слайды, и мы убедимся в том, в правоте А. П. Чехова.
(Слайды № с изображением таёжных пейзажей, звучит тихая мелодия )
Кормилицей называет тайгу отец Васютки.
б) работа в группах
- Найдите, пожалуйста, как в своих произведениях изображают тайгу Василий Виард и Виктор Астафьев. Первый вариант работает по тексту «Васюткино озеро», второй- по отрывку из повести Василия Виарда. Выберите выражения, эпитеты, которые используют авторы.
(дети находят описания тайги, данные в текстах)
В.Астафьев: молчаливая, равнодушная, огромное зелёное море, сонная, оживлённая, глухая и угрюмая.
В.Виард: красива, от красок пестрило в глазах, мёртвая, нигде не звука.
Тайга… Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко- далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась них.
(В. Астафьев)
Тайга стояла словно мёртвая, нигде ни звука.
(В. Виард)
в) слово учителя
- Свою тайгу В.Астафьев и В.Виард наделяют сказочным, волшебным характером, когда показывают приключения героев. Она наполнена враждебными, невидимыми силами, которые словно водят по лесу, не давая сориентироваться и выйти. Заблудившись, Васютка говорит, обращаясь к неведомой силе:
- Тьфу, ведьма проклятая! Эх, и пакость же ты!
А Гришка говорит, вспоминая байку:
- Заблудившихся один день черти кругом водят, а на другой день черти добреют и показывают дорогу. Только не надо их ругать.
-Но не так уж страшна тайга, потому что есть в ней спасение для человека- это река. Рек в Сибири, в тайге, много. Посмотрите на карту. Это великие реки: Енисей, Ангара, Лена, Обь. Посмотрите на величие этих рек, их красоту, и необъятность.
(Слайд № с пейзажами рек)
- Какую роль в жизни героев рассказа «Васюткино озеро» играет река?
- Чем занимается бригада дедушки Васютки?
- Как он называет Енисей?
- Откуда мы узнаём, рядом с какой рекой происходят действия в отрывке «Заблудились»?
- Почему к реке так трепетно относятся жители Сибири?
(Слайд №)
4. Поведение героев в тайге.
а) Беседа по вопросам
-Почему герои рассматриваемых нами произведений заблудились в тайге? Что явилось причиной?
-Что помогло им выжить в тайге?
- Что припомнили герои из того, чему их научили старшие в семье: родители, дедушка, бабушка?
-Какие черты характера помогают Васютке, Кеше и Гришке не погибнуть в тайге?
- Как герои устраивают свою жизнь в тайге?
б) Художественное чтение отрывков «Ночёвка в тайге».
1. В.Астафьев- «В лес бесшумно… до слов …Спать» стр. 126-127.
2.В.Виард- «Но дождь и не думал… до слов … К тётке в гости…»стр.1-2.
в) Беседа по прочитанному
- Какую ситуацию описывают писатели?
-Что объединяет эти отрывки?
- Как ведёт себя Васютка?
-Чьи слова он припоминает?
- Почему Кеша и Гришка отказываются идти дальше?
-Какие моменты в предложенных отрывках совпадают?
- Как по- вашему, кому из героев пришлось труднее в эту ночёвку?
- Каким образом дети готовят себе еду? Как вы думаете, откуда они знают такой способ приготовления дичи?
5. Формулировка законов тайги
а) Подготовка к формулировке законов таёжной жизни
-Каков характер тайги?
- Какие слова могут подтвердить, что она может жестоко обойтись с человеком?
-Каким должен быть человек, попадающий в мир тайги?
(слайд №)
а) Формулировка законов таёжной жизни
- Каким законам, правилам должен вести себя человек, оказавшийся в тайге? Давайте попробуем сформулировать эти законы.
(учащиеся предлагают свои варианты)
(Слайд № )
- Скажите, могут ли нам пригодиться эти правила. Запишите эти законы в тетради.
IV.Заключительная часть
1.Итог урока
2.Домашнее задание. Нарисовать рисунки к изученным произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...
Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Творческие задания помогут учащимся полнее представить содержание и главных героев рассказа, а фотографии из одноименного кинофильма повысят эмоциональность урока....
Урок-презентация по рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок-презентация к рассказу Л.Андреева "Кусака" ( урок литературы в 6-ом классе)...
Урок-презентация по географии на тему "Озера. Вода в «земных кладовых»"
Презентация для урока географии в 6 классе. Урок подготовлен учителем МКОУ СОШ №22 Голобоковым Михаилом Гавриловичем. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....
Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация
Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация к уроку литературы в 5 классе...
Урок на тему "Уроки выживания по рассказу "Васюткино озеро"
Вариант урока по литературе...
Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...