урок- презентация по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Баграмян Ирина Николаевна

Урок-презентация по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" с применением регионального компонента (В.Виард "Приключения Кеши")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_taygi.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №2»

Районный тур – конкурс «Учитель года -2008»

Урок литературы в 5 классе

Учитель- Баграмян

 Ирина Николаевна

2008,Зубова Поляна

Тема.  В мире тайги

Цели:        Пробудить интерес к произведениям В.Астафьева и В.Виарда; развивать навыки внимательного отношения к слову; помочь учащимся определить форму поведения в экстремальных ситуациях, определить место семьи в воспитании нравственных ценностей, показать красоту и непредсказуемость тайги; расширять читательский кругозор посредством изучения региональной литературы

Оборудование: Компьютер, мультимедийная приставка, экран, карта «Природные зоны России», указка, отрывок из повести В. Виарда  «Приключения Кеши» на бумажных носителях, книга с повестью В.Виарда «Приключения Кеши»

Ход урока

  1. Организационная часть

Приветствие учащихся, проверка наличия учебников, распечатанных текстов с отрывком  из повести  В. Виарда «Приключения Кеши». Определение степени готовности и организованности учащихся класса.

  1. Проверка знания учащимися текста рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»

(задания даются на слайде №)

Подведение промежуточного итога. (Знаете текст хорошо, умеете выбирать из целого текса основное.)

  1. Основная часть

1.Погружение в тему урока. Работа по карте.

(На доске вывешена  карта «Природные зоны России»)

-Заканчивая  рассказ «Васюткино озеро» Виктор Астафьев советует нам обратиться к карте и  попробовать определить то место, в котором могло быть озеро Васютки. Давайте же посмотрим на карту. Вы уже сказали о том, что действие рассказа происходит в  Сибири, в тайге. Посмотрите, какое огромное место на территории  России занимает тайга.

(показываю на карте границы тайги).

 Тайга велика. Она живая, постоянно меняется, всё в ней живёт по своим законам.  Именно эта земля рождает многих талантливых людей. Таким из них и является автор изученного вами рассказа, Виктор Астафьев.

(слайд № с портретом В.Астафьева)

 Именно поэтому в его творчестве мы часто видим  этот край. Но образ дремучей тайги мы можем встретить и в литературе нашего региона, в частности, в творчестве Василия Ивановича Виарда.

(Слайд № с портретом Василия Ивановича Виарда)

2. Справочный материал о личности В.Виарда.

А) Выступление  подготовленного учащегося

Василий Иванович Виард, настоящая его фамилия Ардеев, родился в селе Мордовская Муромка Мокшанского района Пензенской области в бедной крестьянской семье. Получил педагогическое образование. Долгое время преподавал мордовскую литературу и русский язык в Саранском вузе. В мордовскую литературу Василий Виард вошёл как прекрасный детский писатель. Дедушка Василия Виарда  долгое время жил в Сибири, прекрасно знал жизнь тайги. Обо всём этом он рассказывал своему внуку. Став известным писателем, Виард рассказал истории деда своему читателю.

В повести «Приключения Кеши»- повествование о смелом, отважном мальчике Кеше, который постепенно усваивает секреты таёжной жизни.

Б) Слово учителя

- На уроке сегодня мы ещё обратимся к отрывку из повести Василия Виарда «Приключения Кеши», который вы должны были прочитать к нашему уроку. «Приключения Кеши»- это большое произведение, в котором рассказывается о жизни вашего ровесника. (демонстрирую книгу) Жизнь в тайге многому научила нашего героя, много интересного мы узнаём из повести о мальчике Кеше. Но для урока я выбрала только одну главу «Заблудились», которая во многом перекликается с содержанием рассказа «Васюткино озеро»

3.Образ тайги в рассказе В.Астафьева и повести  В.Виарда.

а) слово учителя

Действия произведений В.Виарда и В.Астафьева происходит с Сибири, в тайге.

«…Сила и очарование тайги не в деревьях- гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве только одни перелётные птицы знают, где она кончается…»- так говорил о тайге Антон Павлович Чехов. В самом деле, велика и разнообразна тайга. Достаточно поглядеть на слайды, и мы убедимся в том, в правоте А. П. Чехова.

(Слайды № с изображением таёжных пейзажей, звучит тихая мелодия )

Кормилицей называет тайгу отец Васютки.

б) работа в группах

- Найдите, пожалуйста, как в своих произведениях изображают тайгу Василий Виард и Виктор Астафьев. Первый вариант работает по тексту «Васюткино озеро», второй- по отрывку из повести Василия Виарда. Выберите выражения, эпитеты, которые используют авторы.

(дети находят описания тайги, данные в текстах)

В.Астафьев: молчаливая, равнодушная, огромное зелёное море, сонная, оживлённая, глухая и угрюмая.

В.Виард: красива, от красок пестрило в глазах, мёртвая, нигде не звука.

Тайга… Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко- далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась них.

(В. Астафьев)

Тайга стояла словно мёртвая, нигде ни звука.

(В. Виард)

в) слово учителя

- Свою тайгу В.Астафьев и В.Виард наделяют сказочным, волшебным характером, когда показывают приключения героев. Она наполнена враждебными, невидимыми силами, которые словно водят по лесу, не давая сориентироваться и выйти. Заблудившись, Васютка говорит, обращаясь к неведомой силе:

- Тьфу, ведьма проклятая! Эх, и пакость же ты!

А Гришка говорит, вспоминая байку:

- Заблудившихся один день черти кругом водят, а на другой день черти добреют и показывают дорогу. Только не надо их ругать.

-Но не так уж страшна тайга, потому что есть в ней спасение для человека- это река. Рек в Сибири, в тайге, много. Посмотрите на карту. Это великие реки: Енисей, Ангара, Лена, Обь. Посмотрите на величие этих рек, их красоту, и необъятность.

(Слайд № с пейзажами рек)

- Какую роль в жизни героев рассказа «Васюткино озеро» играет река?

- Чем занимается бригада дедушки Васютки?

- Как он называет  Енисей?

- Откуда мы узнаём, рядом с какой рекой происходят действия в отрывке «Заблудились»?

- Почему к реке так трепетно относятся жители Сибири?

(Слайд №)

4. Поведение героев в тайге.

а) Беседа по вопросам

-Почему герои рассматриваемых нами произведений заблудились в тайге? Что явилось причиной?

-Что помогло им выжить в тайге?

- Что припомнили герои из того, чему их научили старшие в семье: родители, дедушка, бабушка?

-Какие черты характера помогают Васютке, Кеше и Гришке не погибнуть в тайге?

- Как герои устраивают свою жизнь в тайге?

б) Художественное чтение отрывков «Ночёвка в тайге».

1. В.Астафьев- «В лес бесшумно… до слов …Спать» стр. 126-127.

2.В.Виард- «Но дождь и не думал… до слов … К тётке в гости…»стр.1-2.

в) Беседа по прочитанному

- Какую ситуацию описывают писатели?

-Что объединяет эти отрывки?

- Как ведёт себя Васютка?

-Чьи слова он припоминает?

- Почему Кеша и Гришка отказываются идти дальше?

-Какие моменты в предложенных отрывках совпадают?

- Как по- вашему, кому из героев пришлось труднее в эту ночёвку?

- Каким образом дети готовят себе еду? Как вы думаете, откуда они знают такой способ приготовления дичи?

5. Формулировка законов тайги

а) Подготовка к формулировке законов таёжной жизни

-Каков характер тайги?

- Какие слова могут подтвердить, что она может жестоко обойтись с человеком?

 -Каким должен быть человек, попадающий в мир тайги?

(слайд №)

а) Формулировка законов таёжной жизни

- Каким законам, правилам должен вести себя человек, оказавшийся в тайге? Давайте попробуем сформулировать эти законы.

(учащиеся предлагают свои варианты)

(Слайд № )

- Скажите, могут ли нам пригодиться эти правила. Запишите эти законы в тетради.

 

IV.Заключительная часть

 1.Итог урока

2.Домашнее задание. Нарисовать рисунки к изученным произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Творческие задания помогут учащимся полнее представить содержание и главных героев рассказа, а фотографии из одноименного кинофильма повысят эмоциональность урока....

Урок-презентация по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок-презентация к рассказу Л.Андреева "Кусака" ( урок литературы в 6-ом классе)...

Урок-презентация по географии на тему "Озера. Вода в «земных кладовых»"

Презентация для урока географии в 6 классе. Урок подготовлен учителем МКОУ СОШ №22 Голобоковым Михаилом Гавриловичем. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Презентация к уроку литературы в 5 классе...

Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...