методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Мытин Валерий Львович

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока:  Рассказ о литературном герое по рассказу  В.П.Распутина «Уроки французского».

Эпиграф:

«Человек определяется  тем,

каков он наедине со своей совестью»

(Олег Волков)

Цель урока:

- научить учащихся выбирать из художественного произведения главноеи составлять рассказ о литературном герое;

- научить учащихся сопереживать героям, научить интонацией собственного голоса передавать авторские чувства;

-продолжить работу со словом и его лексическим значением.

IАктуализация знаний:

-Словарная работа: Значение слов по словарю:

1.Бескорыстный: чуждый корыстным интересам;

2.милосердие: готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;

3.переживание:  душевное состояние, вызванное какими-либо сильными ощущениями, впечатлениями;

4.страдание: физическая или нравственная боль.

- Представьте, что вам нужно рассказать о каком-нибудь человеке. На что вы обратите внимание?

(предполагаемые ответы:

-на внешность, как выглядит

-какие события происходят в жизни человека

-какие поступки он совершил

-круг общения человека

-его семья

Вывод: можно ли, опираясь на данный круг вопросов, рассказать о литературном герое?

II Определение цели урока

Как вы определите цель нашего урока?

     

III. Работа в группах:

  1. группа: найдите описание семьи и подготовьте рассказ. Ответ на вопрос: Почему главный герой оказался  в райцентре?

  1. группа: есть ли в рассказе описание внешности главного героя, когда оно дается.

  1. Выразительное чтение эпизода. Цель: передать мысли автора голосом, передать его чувства:

-Какими  словами дается описание?

- Подберите синонимы к слову «скрючился» ( сидел, располагался, просиживать, восседать и т.д.)

-Почему автор выбрал слово «скрючился», а не другой синоним?

- В чем разница значения и употребления глаголов?

- К какому стилю относится глагол «скрючился»?

Вывод: Как автор работает над словом, чтобы передать смысл сказанного?

(Работа автора над словом очень кропотлива и важна для понимания смысла сказанного).

4.Найдите дополнительную информацию характеристики семьи     для уточнения   портретной характеристики.

5.Проверка д\ задания:  Дома вы готовили рассказ о   самостоятельной жизни главного героя. (Обсуждение плана  о самостоятельной жизни   главного героя)

План:

1.Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?

2. Как он чувствовал себя на новом месте?

3.Какие испытания ожидали его?

6.Как вы понимаете слова «Но самое страшное  начиналось, когда я переходил из школы». Найдите в тексте признание героя.

7.Почему автор дает повтор одного слова «тоска» (чтобы подчеркнуть одиночество  мальчика)

8.Какие синонимы использует автор при описании состояния героя ,  и для чего он их использует? (Чтобы читатель почувствовал, что автор сопереживает герою)

9.Какм настроением проникнуты эти строки: «Только самая чуткая душа может почувствовать чужую боль»? Каким настроением проникнуты эти строки?

10 Почему герой рассказа начал  играть в «чику»?  Найдите строки, в которых говорится, как герой готовил себя на игру?

11. Что еще помогает понять настроение героя, его переживания? (природа). Докажите это текстом.

12. Вывод: С какой целью автор использует описание природы? (Описание природы подводит читателя к пониманию того, что что-то в скором времени произойдет. Соответствует ли это действительности?. И что же произошло?

13.Подготовьте рассказ «Поведение мальчика во время драки». Составьте план ответа.

Примерный план:

-Как вел себя мальчик во время  драки?

-Как это его характеризует?

-Какие человеческие качества  героя проявились в этой сцене? (стойкость, достоинство)

-Почему мальчик  не подумал о побеге? (сильный духом, а не малодушный, гордый.)

14. Как передать в чтении чувства и переживания героя? (Чтение по ролям)

15. С какой целью автор показывает нам поведение Птахи, Вадика и героя? Что противопоставляет  автор у этих героев рассказа? (прежде всего он противопоставляет человеческие качества) как называется этот  прием? (Антитеза)

III. Коллективная работа Сравнительная характеристика человеческих качеств с использованием антонимов

Птаха, Вадик

герой

подлость

открытость

нечестность

честность

трусость

смелость

презрение

уважение

трус

герой

Обобщение на основе сравнительной характеристики:

  1. В каких эпизодах просматривается гордость мальчика, чувство собственного достоинства?
  2. Может ли общение с людьми обогащать человека?
  3. Какие качества  характера мог перенять герой, общаясь с учительницей?

(доброту, способность сопереживать, сочувствие, бескорыстие, желание помочь человеку в беде)

  1. Осуждает или оправдывает  автор своего героя?

Вывод: Какова основная мысль этого рассказа? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Чем интересен этот рассказ?

Мини-сочинение:  Какова основная мысль этого текста?

(В любых ситуациях человек должен оставаться  добрым, честным, бескорыстным, с высоким чувством собственного достоинства.)

Д\задание: Встречались ли в вашей жизни люди добрые, щедрые душой, целеустремленные, честные? Расскажите о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...

Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова.

Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...