методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи "Рассказ о литературном герое" | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: Рассказ о литературном герое по рассказу В.П.Распутина «Уроки французского».
Эпиграф:
«Человек определяется тем,
каков он наедине со своей совестью»
(Олег Волков)
Цель урока:
- научить учащихся выбирать из художественного произведения главноеи составлять рассказ о литературном герое;
- научить учащихся сопереживать героям, научить интонацией собственного голоса передавать авторские чувства;
-продолжить работу со словом и его лексическим значением.
IАктуализация знаний:
-Словарная работа: Значение слов по словарю:
1.Бескорыстный: чуждый корыстным интересам;
2.милосердие: готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;
3.переживание: душевное состояние, вызванное какими-либо сильными ощущениями, впечатлениями;
4.страдание: физическая или нравственная боль.
- Представьте, что вам нужно рассказать о каком-нибудь человеке. На что вы обратите внимание?
(предполагаемые ответы:
-на внешность, как выглядит
-какие события происходят в жизни человека
-какие поступки он совершил
-круг общения человека
-его семья
Вывод: можно ли, опираясь на данный круг вопросов, рассказать о литературном герое?
II Определение цели урока
Как вы определите цель нашего урока?
III. Работа в группах:
- группа: найдите описание семьи и подготовьте рассказ. Ответ на вопрос: Почему главный герой оказался в райцентре?
- группа: есть ли в рассказе описание внешности главного героя, когда оно дается.
- Выразительное чтение эпизода. Цель: передать мысли автора голосом, передать его чувства:
-Какими словами дается описание?
- Подберите синонимы к слову «скрючился» ( сидел, располагался, просиживать, восседать и т.д.)
-Почему автор выбрал слово «скрючился», а не другой синоним?
- В чем разница значения и употребления глаголов?
- К какому стилю относится глагол «скрючился»?
Вывод: Как автор работает над словом, чтобы передать смысл сказанного?
(Работа автора над словом очень кропотлива и важна для понимания смысла сказанного).
4.Найдите дополнительную информацию характеристики семьи для уточнения портретной характеристики.
5.Проверка д\ задания: Дома вы готовили рассказ о самостоятельной жизни главного героя. (Обсуждение плана о самостоятельной жизни главного героя)
План:
1.Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
2. Как он чувствовал себя на новом месте?
3.Какие испытания ожидали его?
6.Как вы понимаете слова «Но самое страшное начиналось, когда я переходил из школы». Найдите в тексте признание героя.
7.Почему автор дает повтор одного слова «тоска» (чтобы подчеркнуть одиночество мальчика)
8.Какие синонимы использует автор при описании состояния героя , и для чего он их использует? (Чтобы читатель почувствовал, что автор сопереживает герою)
9.Какм настроением проникнуты эти строки: «Только самая чуткая душа может почувствовать чужую боль»? Каким настроением проникнуты эти строки?
10 Почему герой рассказа начал играть в «чику»? Найдите строки, в которых говорится, как герой готовил себя на игру?
11. Что еще помогает понять настроение героя, его переживания? (природа). Докажите это текстом.
12. Вывод: С какой целью автор использует описание природы? (Описание природы подводит читателя к пониманию того, что что-то в скором времени произойдет. Соответствует ли это действительности?. И что же произошло?
13.Подготовьте рассказ «Поведение мальчика во время драки». Составьте план ответа.
Примерный план:
-Как вел себя мальчик во время драки?
-Как это его характеризует?
-Какие человеческие качества героя проявились в этой сцене? (стойкость, достоинство)
-Почему мальчик не подумал о побеге? (сильный духом, а не малодушный, гордый.)
14. Как передать в чтении чувства и переживания героя? (Чтение по ролям)
15. С какой целью автор показывает нам поведение Птахи, Вадика и героя? Что противопоставляет автор у этих героев рассказа? (прежде всего он противопоставляет человеческие качества) как называется этот прием? (Антитеза)
III. Коллективная работа Сравнительная характеристика человеческих качеств с использованием антонимов
Птаха, Вадик | герой |
подлость | открытость |
нечестность | честность |
трусость | смелость |
презрение | уважение |
трус | герой |
Обобщение на основе сравнительной характеристики:
- В каких эпизодах просматривается гордость мальчика, чувство собственного достоинства?
- Может ли общение с людьми обогащать человека?
- Какие качества характера мог перенять герой, общаясь с учительницей?
(доброту, способность сопереживать, сочувствие, бескорыстие, желание помочь человеку в беде)
- Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Вывод: Какова основная мысль этого рассказа? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Чем интересен этот рассказ?
Мини-сочинение: Какова основная мысль этого текста?
(В любых ситуациях человек должен оставаться добрым, честным, бескорыстным, с высоким чувством собственного достоинства.)
Д\задание: Встречались ли в вашей жизни люди добрые, щедрые душой, целеустремленные, честные? Расскажите о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"
Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Урок литературы в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...
Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова.
Методическая разработка урока литературы по рассказам А.П. Чехова....
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...