Конспект урока по русскому языку на тему: "Вопросительно – относительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект к уроку открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprositelno_-_otnositelnye_mestoimeniya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык, класс 6 «А»
Ф.И.О. учителя русского языка: Газизова Анастасия Ильясовна
Тема урока: Вопросительно – относительные местоимения
Программа, по которой работает учитель «Русский язык. Учебник для 6 класса под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова.»
Цель урока: Дать представление о вопросительно - относительных местоимениях, их склонениях и употреблении в тексте и предложении
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепить полученные ранее знания о местоимениях;
- научить учащихся отличать вопросительно – относительные местоимения от местоимений других разрядов;
- сформировать у учащихся представление о морфологических особенностях вопросительно – относительных местоимений;
Развивающие:
- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
- формировать интерес к изучению русского языка с помощью занимательного материала;
- обогащать активный словарный запас учеников путем введения в употребление новых языковых средств.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного ответа;
- воспитывать интерес к русскому языку;
- формировать интерес к чтению художественных текстов.
Оборудование: Слайд-проектор, компьютер.
Список используемой литературы:
- «Русский язык. 6 класс под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова»
План урока:
Этапы урока | Методы работы на каждом этапе | Хронометраж |
Организационный | Вводное слово, приветствие, педагогическое требование. | 1 мин |
Повторение изученного материала | Выполнение задания, инструкция, оценочные высказывания. | 6 мин |
Объяснение нового материала | Выполнение задания, беседа, инструкция, педагогические требования, оценочные высказывания. | 18 мин |
Закрепление изученного материала | Выполнение задания, беседа, инструкция, педагогические требования, оценочные высказывания. | 13 мин |
Объяснение домашнего задания | Инструктирующее слово учителя. | 2 мин |
Обобщение изученного материала | Обобщающее слово. | 4 мин |
Заключение | Заключительное слово, похвала, прощание. | 1 мин |
Конспект урока русского языка по теме «Вопросительно - относительные местоимения» (6 класс)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организационный этап | Говорение. Жанр речи: слово учителя, вводное слово. Приветствие. Педагогическое требование. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите дату: восемнадцатое апреля, вид работы: «Классная работа» и тему урока «Вопросительно – относительные местоимения». | Слушание (информативное, детальное). Оформление тетрадей к уроку. Восемнадцатое апреля. Классная работа. Вопросительно – относительные местоимения. | Запись на доске. Восемнадцатое апреля. Классная работа. Слайд 1: «Вопросительно – относительные местоимения» |
Повторение изученного материала | Говорение. Жанр речи: слово учителя, вводное слово. Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с определительными местоимениями. Сегодня нам предстоит узнать еще об одном разряде этой части речи, вопросительно – относительных местоимениях. Но начнем мы работу с повторения. Напишем проверочный диктант. Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструкция к выполнению задания. На ваших столах лежат листочки. Подпишите их в правом верхнем углу Ф.И. в родительном падеже. Ваша задача записать словосочетания, определить падеж местоимения и написать его начальную форму. Слушайте внимательно. Работаем быстро. Каждое словосочетание читаю два раза. Появился у него (Р.п. он), блестит надо мной (Т.п. я), проявлять заботу обо мне (П.п. я), думать о нём (П.п. он), прибыл с ним (Т.п. они), у него (Р.п. он) в оранжерее, расстилаться над нами (Т.п. мы), трава подо мной (Т.п. я), объясняться с ним (Т.п. он), сожалеть о нём (П.п. он), подарил им (Д.п. они). Незаметно для себя( Р.п.) взял меня(Р.п. Я) с собой (Т.п.). Передаем работы с последних парт на передние. Идем дальше. | Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Запись диктанта на листочках. | |
Объяснение нового материала | Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструкция к выполнению задания. Ребята, внимание на слайд. Прочитайте предложения, записанные на слайде. (Кто готов заниматься серьезно и упорно? О чём мы мечтаем сейчас? Чего тебе надобно, старче?) Какие это предложения по цели высказывания? (вопросительные) Что помогает нам это определить? (интонация, вопросительные слова) Перечислите вопросительные слова. Это вопросительные местоимения, они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное, прилагательное, числительное. (кто? что? какой (-ая, -ое)? чей? сколько?каков?)Эти вопросы являются вопросительными местоимениями. Вопросительные местоимения кто и что не изменяются по родам и числам. А сейчас прочитаем вторую группу предложений. Внимание на слайд. (Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно. Непременно сбудется то, о чем мы мечтаем сейчас. Я спросил, чего он хочет.) Какие это предложения по цели высказывания? (повествовательные) Простыми или сложными являются эти предложения? (сложными) Прочитайте предложения, опустив в них выделенные местоимения. Сохранилась ли при этом связь между частями сложного предложения? Итак, у вопросительных местоимений есть братья – близнецы. Относительные местоимения, которые употребляются без вопроса, для связи простых предложений в составе сложных. Итак, местоимения кто (?); что (?); какой (?); каков (?); чей (?); который (?); сколько (?) могут употребляться то, как вопросительные местоимения то, как относительные. Поэтому такие слова называют вопросительно-относительными местоимениями. Ребята, а сейчас подумайте и скажите можно ли просклонять местоимения кто и что? (Да) Устно просклоняем эти местоимения И . кто? что? Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. кого? что? Т. кем? чем? П. о ком? о чем? - В каком из вышеназванных местоимений произношение не соответствует написанию? (кого, чего; в транскрипции – [каво], [ч`иво]). Верно, будьте внимательны при написании. Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь. Изменяются ли местоимения какой (?); каков (?); который (?) чей (?) по родам, числам и падежам? (Да) Докажите примерами. (какая (ж.р.), какие (мн.ч.), чьих (род. падеж)). А теперь давайте просклоняем письменно словосочетания птичий пух и чей голос. И.п. птичий пух, чей голос Р.п. птичьего пуха, чьего голоса Д.п. птичьему пуху, чьему голосу В.п. птичий пух, чей голос Т.п. птичьим пухом, чьим голосом П.п. о птичьем пухе, о чьём голосе Что общего в правописании прилагательного птичий и местоимения чей? (появляется мягкий знак при склонении данных слов, это орфограмма «Разделительный ь») Местоимение сколько (?) заменяет собой числительное. Даже склоняется оно в косвенных падежах как порядковое числительное. Когда будете склонять, обратите внимание на ударение. Оно остается неподвижным во всех формах. Составьте предложение с местоимением сколько (?). Итак, ребята, вопросительно-относительные местоимения употребляются в вопросительных и в сложноподчиненных предложениях в роли союзного слова, которое служит для связи частей предложения. Эти местоимения имеют свои особенности. Местоимения кто (?); что (?); сколько (?) изменяются по падежам, но не изменяют форму рода и числа, и при склонении местоимения сколько (?) ударение остается неподвижным. Местоимения какой (?); который (?); чей (?) изменяются по числам, родам и падежам, и в местоимении чей (?) при склонении появляется разделительный мягкий знак. А местоимение каков (?) в отличие от них меняет форму числа и рода, но не склоняется. | Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Ответ устно. Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Ответы учеников. | Запись на слайде. Кто готов заниматься серьезно и упорно? О чём мы мечтаем сейчас? Чего тебе надобно, старче? Запись на слайде Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно. Непременно сбудется то, о чем мы мечтаем сейчас. Я спросил, чего он хочет. Запись на слайде И . кто? что? Р. кого? чего? Д. кому? чему? В. кого? что? Т. кем? чем? П. о ком? о чем? Запись на слайде И . сколько? Р. скольких? Д. скольким? В. сколько? Т. сколькими? П. о скольких? |
Закрепление изученного материала Объяснение домашнего задания Закрепление изученного материала | Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструктивное слово, продуктивная беседа. А сейчас для того, чтобы закрепить изученное, выполним несколько заданий. Взгляните на слайд. Ваша задача внимательно прочитать написанное и выписать себе в тетрадь лишь вопросительно - относительные местоимения. (выполнение задания) Давайте проверим, какие местоимения вы выписали. (сколько, какой, кто, который, чей). Говорение. Жанр речи: слово учителя, оценочное высказывание Молодцы, отлично справились с заданием. Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструкция к выполнению задания. А теперь вашему вниманию будут представлены вопросительные предложения, в которые нужно вставить местоимения. Внимание на слайд. Кто не понял задание? Работаем быстро и внимательно. Говорение. Жанр речи: слово учителя, комментирующее слово к выполнению задания. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вы выполните упражнение 644 на странице 121. Здесь нужно придумать и записать сложноподчиненные предложения, используя данные сочетания слов. Выделить относительные местоимения, составить схемы предложений и сделать морфологический разбор относительных местоимений. Кому не понятно задание? Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструктивное слово, продуктивная беседа. Прочитайте текст, написанный на слайде, соблюдая вопросительную интонацию. Найдите вопросительные местоимения. Спишите, подчеркните главные члены предложения. | Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) Запись в дневник. | Запись на слайде Укажите относительные местоимения: А) нисколько, несколько, сколько Б) какой, самый, другой В) кто, некто, никто Г) который, чтобы, где Д) чей, мой, твой Запись на слайде. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! … ты тих, как день ненастный?» «Ладно ль за морем иль худо? И … в свете чудо?» « … тебе надобно, старче?» « … вы, гости, торг ведете и … теперь плывете?» « … стучится в дверь ко мне?» « У меня зазвонил телефон. - … говорит? - Слон. - … ? - От верблюда. - … вам надо? - Шоколада. - Для … ? - Для сына моего.» « … в теремочке живет?» « Снег на полях, лед на реках. Ветер гуляет. … это бывает?» Запись на слайде Кто варе..ки пёстрые вяж..т, Стари(н,нн)ые песни поёт? Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т, Что снится всю ночь напролёт? Ч..и волосы снега белее, А руки желты и сухи? Кого я люблю и ж..лею? О ком соч..няю стихи? (Е. Благинина) |
Обобщение изученного материала Заключи- тельный этап | Говорение. Жанр речи: слово учителя, обобщающая беседа. Итак, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке. 1) Какие местоимения относятся к разряду вопросительно – относительных? (кто (?); что (?); какой (?) и т.д.) 2) В каких предложениях употребляются вопросительные местоимения, а в каких относительные? 3) Какие из этих местоимений изменяются по родам, числам и падежам? 4) Какие местоимения изменяются только по падежам? 5) В чем особенность местоимения каков (?) Говорение. Жанр речи: слово учителя, похвальное слово, прощание. Ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! Урок окончен. | Слушание (детальное, информативное, рефлексивное) 1) кто (?); что (?); какой (?); чей (?); каков (?); сколько.
2) вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях, а относительные в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях. 3) какой, чей, который. 4) кто (?), что (?), сколько (?) 5) изменяется по родам и числам, но не изменяется по падежам. Слушание (детальное, рефлексивное) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
конспект урока по русскому языку на тему "Правописание личных местоимений".
урок русского языка в школе 8 вида....
Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения".
Цели:Знать:•Вопросительные местоимения•Их назначение в речиУметь:•Употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения•Интонационно правильно прои...
Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения»
Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения»...
Урок русского языка по теме "Вопросительные местоимения"
Данный материал поможет провести урок познавательно и интересно....
Разработка урока русского языка в 6 классе "Относительные местоимения"
Цели:Повторение материала о местоимении; закрепление знаний о разрядах местоимений; закрепление знаний о сложном предложении; умение определять относительные местоимения и отличать их от союзов ...