Урок русского языка по теме "Вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Данный материал поможет провести урок познавательно и интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.87 КБ |
презентация к уроку | 55.35 КБ |
дополнительный материал | 14.78 КБ |
дополнительный материал | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Вопросительные местоимения»
Цели урока: сформировать понятие о вопросительных местоимениях, об особенностях их лексико-грамматического значения; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ; развивать познавательную активность учащихся. Знать: вопросительные местоимения, их значение в речи.
Уметь: употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом особенностей их склонения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: изучить сведения о вопросительных местоимениях
Задачи урока:
Образовательные
уметь употреблять вопросительные местоимения в речи
развить умение формулировать определение понятий;
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из текстов, схем;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
Ход урока
Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Я рада Вас приветствовать.
- Поднимите правую руку, у кого сейчас хорошее настроение.
- Поднимите левую руку те, кто готов работать.
-Поднимите обе руки те, кто хотел бы сегодня за урок получить хорошие отметки.
- Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы и отличных отметок.
Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках?
-Что такое местоимение?
- Какие разряды местоимений мы изучили?
- Перечислите личные местоимения.
- Давайте посмотрим, хорошо ли мы их знаем.
Задание1: найдите ошибки в распределении личных местоимений по лицам и числам. (Слайд 1) устно
(Слайд 2) Проверь себя
Задание 2: запишите местоимения, поставив их в дательный падеж.
(Слайд 3). Проверь себя
Задание 3. Отгадайте, что это за местоимения.
- В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ямы).
- Сколько личных местоимений в слове «семья»? (7 я)
- Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь).
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
Проверка домашнего задания. Вам нужно было найти фразеологизмы, включающие разные формы возвратного местоимения себя, объяснить значение.
Постановка целей и задач урока. Постановка проблемы. Открытие нового знания
Продолжаем работать над темой «Местоимение». Вам сейчас предстоит посмотреть отрывок из мультфильма всем известного. После просмотра, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких местоимениях пойдет речь?
Показ фрагмента из мультфильма «Простоквашино» («Кто там?»)
Фронтальный опрос:
- Как Вы считаете, исходя из мультфильма, какая тема урока? (вопросительные местоимения)
Записывается предложение на доске : «Кто там?»
? Какие еще местоимения прозвучали в отрывке мультфильма?
- Какие это предложения по цели высказывания?
- Как вы считаете, к какому разряду мы отнесём данные местоимения?
Делаем вывод: какую роль выполняю вопросительные местоимения?
(вопросительные местоимения служат для выражения вопроса)
- Итак, сформулируем тему урока: «Вопросительные местоимения»
Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие задачи мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу:
- сформировать понятие о…(вопросительных местоимениях)
- сформировать умение употреблять…(вопросительные местоимения в речи)
(Актуализация знаний)
- На предыдущих уроках мы с Вами говорили, что непостоянные морфологические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Внимание вопрос:
- А какие части речи могут заменять местоимения?
(существительные)
- Вопросы существительных?
(кто, что)
- Еще, какие части речи?
(прилагательные)
- Вопросы?
(какой, каков, чей)
- И еще одна часть речи?
(числительные)
- Вопросы числительных?
(который, сколько)
- Вопросы этих частей речи и будут являться вопросительными
Задание: откройте учебники на стр. , посмотрите (таблица), какие местоимения относятся к вопросительным? (Который)
Это вопрос который части речи? (числительных)
- По своим морфологическим и синтаксическим признакам местоимения этого разряда очень разнородны!
???Как изменяются местоимения? (по падежам, родам и числам)
Проанализируем:
- Как вы думаете, какие вопросительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам?
(Какой? Который?Чей?)
Какая часть речи изменяется также?(Прилагательное)
Переходим к изменению других вопросительных местоимений
Давайте вместе просклоняем местоимение кто?(1 группа), что?(2 группа)
Как вы думаете, местоимения кто? и что? Могут изменяться по родам и числам?
(Нет)
Тогда давайте сделаем вывод, как изменяются местоимения кто? и что?
(Только по падежам)
Как вы думаете, какое еще вопросительное местоимение изменяется только по падежам – сколько?
(Слайд 4) Красным выделена буква, на которую падает ударение. На какой части слова стоит ударение во всех падежных формах?
(На корне)
И. скОлько?
Р. скОльких?
Д. скОльким?
В. скОлько? скОльких?
Т. скОлькими?
П. о скОльких?
Просклоняйте устно словосочетание сколько скворцов, соблюдая правила ударения.
(ответ ученика)
Давайте подведем итог по этому пункту.
Как изменяются вопросительные местоимения какой? который? чей?
Как изменяются местоимения кто? что? сколько?
(Слайд 5)
Изменяются:
- по падежам: кто? что? сколько?
-по падежам, родам и числам: чей? какой? который?
- по родам и числам: каков?
И мы переходим к последнему пункту, а именно: к синтаксической функции вопросительных местоимений.
- Если местоимение заменяет прилагательное?
(определение)
- Если местоимение заменяет существительное, то какую синтаксическую функцию оно будет выполнять?
(подлежащее, дополнение, определение)
! В предложении вопросительные местоимения могут быть подлежащим, дополнением, определением. Местоимение сколько является тем же членом предложения, что и существительное, с которым оно связано.
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице и прочитайте правило, выделенное жёлтым цветом.
- Чтобы вы хотели добавить к нашим выводам по вышеизложенному материалу?
Закрепление навыков склонения вопросительных местоимений.
При склонении в некоторых вопросительных местоимениях появляется разделительный Ь. Давайте выясним, какие это местоимения.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- Еще раз посмотрите, какие выводы мы сделали по теме и устно монологически передайте содержание.
Монологический рассказ.
IV. Формирование умений и навыков. Самостоятельная работа.
1.Практическое задание: придумайте предложения с вопросительными местоимениями. (2-3)
Слайд 6
2.Выпишите из текста вопросительные местоимения, укажите их грамматические признаки.
1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
2) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю.Друнина)
3) Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех?
4) Сколько звезд на небе?
5) Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? (А.Пушкин)
Упр. Учебника устно)
Обобщение изученного
Слайд 7
Укажите неверное утверждение
1. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и стоят в начале предложения.
2. Все вопросительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
3. Вопросительные местоимения чей? чья? чьё? в косвенных падежах пишутся с ь.
4. Вопросительное местоимение сколько имеет постоянное ударение, которое падает на первый слог.
Слайд 8
В каком предложении есть вопросительное местоимение?
- Вы слышали, что наши футболисты заняли первое место?
- Я не знаю, кто выступит за честь класса на соревнованиях.
- Кто рисует лучше всех у вас в классе?
- Тех, кто любит Родину, зовут патриотами.
Слайд 9
Укажите, в каком ряду все вопросительные местоимения не склоняются:
1. кто? чего? каков? сколько?
2. чей? кем? который? какова?
3. каков? какова? каково? каковы?
4. что? кто? какой? сколько?
Домашнее задание
1. Выполнить упр. 644
2. Составить 3 предложения с вопросительными местоимениями.
Рефлексия
- Тема урока
- Что вы узнали о вопросительных местоимениях?
Что у вас получилось сегодня лучше всего?
А может, в чем-то испытали затруднения?
Самооценка
- Оцените свою работу на уроке и поставьте отметки на полях в тетради.
- Поднимите руку. У кого отметки «хорошо» и «отлично»
Молодцы, спасибо за урок?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполни задание Найдите ошибки в распределении личных местоимений по лицам и числам Единственное число Множественное число 1л ты я 2л Он ,она, оно вы 3л мы они
Проверь себя Единственное число Множественное число 1л я мы 2л ты вы 3л Он, она, оно они
Проверь себя Единственное число Множественное число 1 л мне нам 2л тебе вам 3л Ему (ей) им
И. ск О лько ? Р. ск О льких ? Д. ск О льким ? В. ск О лько ? ск О льких ? Т. ск О лькими ? П. О ск О льких ?
Изменяются: п о падежам : Кто? Что? Сколько? п о падежам, родам, числам: Чей? Какой? Который? по родам и числам: Каков?
Выпишите из текста вопросительные местоимения, укажите их грамматические признаки 1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? ( М.Лермонтов ) 2) Кто сказал, что нет чудес на свете? ( Ю.Друнина ) 3) Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех? 4) Сколько звезд на небе? 5) Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? ( А.Пушкин )
Укажите неверное утверждение 1. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и стоят в начале предложения . 2. Все вопросительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам . 3. Вопросительные местоимения чей? чья? чьё? в косвенных падежах пишутся с ь . 4. Вопросительное местоимение сколько имеет постоянное ударение, которое падает на первый слог.
В каком предложении есть вопросительное местоимение? 1.Вы слышали, что наши футболисты заняли первое место? 2.Я не знаю, кто выступит за честь класса на соревнованиях. 3. Кто рисует лучше всех у вас в классе ? 4.Тех , кто любит Родину, зовут патриотами.
Укажите, в каком ряду все вопросительные местоимения не склоняются: 1. кто? чего? каков? сколько? 2. чей? кем? который? какова? 3. каков? какова? каково? каковы? 4. что? кто? какой? сколько?
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Выпишите из текста вопросительные местоимения, укажите их грамматические признаки.
1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
2) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю.Друнина)
3) Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех?
4) Сколько звезд на небе?
5) Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? (А.Пушкин)
Выпишите из текста вопросительные местоимения, укажите их грамматические признаки.
1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
2) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю.Друнина)
3) Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех?
4) Сколько звезд на небе?
5) Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? (А.Пушкин)
Выпишите из текста вопросительные местоимения, укажите их грамматические признаки.
1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
2) Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю.Друнина)
3) Какой зверь не кусается, ни на кого не бросается, а живет выше всех?
4) Сколько звезд на небе?
5) Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? (А.Пушкин)
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Укажите неверное утверждение
1. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и стоят в начале предложения.
2. Все вопросительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
3. Вопросительные местоимения чей? чья? чьё? в косвенных падежах пишутся с ь.
4. Вопросительное местоимение сколько имеет постоянное ударение, которое падает на первый слог.
В каком предложении есть вопросительное местоимение?
- Вы слышали, что наши футболисты заняли первое место?
- Я не знаю, кто выступит за честь класса на соревнованиях.
- Кто рисует лучше всех у вас в классе?
- Тех, кто любит Родину, зовут патриотами.
Укажите, в каком ряду все вопросительные местоимения не склоняются:
1. кто? чего? каков? сколько?
2. чей? кем? который? какова?
3. каков? какова? каково? каковы?
4. что? кто? какой? сколько?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....
урок русского языка. Суд над местоимением
Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...
Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"
Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.
С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...
Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой
Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...
Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....