Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка | 44.5 КБ |
анализ урока по ФГОС | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО учителя | Фещенко Надежда Евгеньевна |
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 6 е |
Дата урока | 25 марта 2016 г. |
Автор УМК | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. |
Тема урока | Вопросительные и относительные местоимения |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Цели урока | Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать. |
Средства ИКТ и материалы | ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю. | |||||
Список дополнительной литературы |
| |||||
Ссылки на интернет-ресурсы | http://festival.1september.ru/articles/648280/ http://moi-uni.ru/mod/resource/view.php?id=28501 http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901606 http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/razryadyi-mestoimeniy-v-russkom-yazyike.html | |||||
Педагогические методы и приемы | Притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки. | |||||
Дополнительная информация | 1. На следующем уроке при проверке домашнего задания № 4 вводится понятие местоименных (вопросительных и относительных) наречий для ознакомления и последующей актуализации знаний в 7 классе, а также для более системного усвоения материала по теме; озвучивается также альтернативная точка зрения лингвистов на данную классификацию. 2. Длительность урока в МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород — 40 минут. | |||||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин) | ||||||
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности | 1. Чтение притчи Я. Корчака о местоимении, вопросы к учащимся; 2. Проверка домашнего задания (упр. 449); 3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока); 4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения? (3 отметки в журнал) | 1. Отвечают на вопросы к притче: - О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель? - К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов) - Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме «малышки Кто», относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи) - Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное) 2. Проверяют домашнее задание; 3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока; 4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений. | П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11 | |||
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин) | ||||||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | 1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!) 2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько? 3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях; 4. Прием «Я беру тебя с собой». (4 отметки в журнал) | 1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют; 2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся. 3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют «Конструктор «События» в форме таблицы «Если …, то …»; 4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре «Я беру тебя с собой» (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.) | П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9 | |||
3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин) | ||||||
Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | 1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений; 2. Упр. 454; 3. Прием «Письмо по кругу», учитель зачитывает вслух результаты; 4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов. (6-8 отметок в журнал) | 1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения; 2. Упр. 454; 3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил) 4. Упр. 456. | П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11 | |||
4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин) | ||||||
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности | 1. Подведение итогов урока; 2. Выставление и комментирование оценок; 3. Вопросы учащимся для рефлексии; 4. Трехуровневое домашнее задание: I уровень (обязательный) — задания 1, 2; II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор); III уровень (творческий) — задание 5. (5-10 отметок в журнал) | 1. Отвечают на вопросы для рефлексии: - Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил? - Чем они отличаются? - Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением? - Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего? - Укажите начальную форму местоимения чьими? - Какие задания мне особенно понравились на уроке? При выполнении каких заданий я испытывал затруднения? 2. Записывают домашнее задание. | П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7 |
Приложение 1. Притча Януша Корчака:
Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» — это местоимение.
Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний:
- Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
- Что возвратить нельзя? (время)
- С каким «божьим» цветком часто сравнивают старичков? («божий одуванчик»)
- Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
- В каком орехе есть молоко? (кокос)
- Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
- «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода». Чья это песня? (черепахи)
- Кого писатель Н. Носов услал на Луну? (Незнайку) молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)
Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5):
- § 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74
- Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.
- Упр. 457 (устно)
- Почему кто, какой, чей, сколько — это местоимения, а где, куда, почему, как — это наречия?
- Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.
Предварительный просмотр:
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1 | ФИО учителя | Фещенко Надежда Евгеньевна |
2 | Дата посещения урока | 25.03.2016 г. |
3 | Предмет | русский язык |
4 | Класс | 6 «е» |
5 | Учащихся по списку | 26 |
6 | Учащихся по факту | 23 |
7 | Цель посещения урока | Соответствие ФГОС |
8 | Своевременность явки учителя на урок | Вовремя |
9 | Готовность учителя к началу урока | Готов |
10 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | Готовы |
11 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика. | ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме, карточки-подсказки учителю |
12 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Соответствуют нормам |
13 | Наличие технологической карты урока. | В наличии |
14 | Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию | Соответствует |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) | ||
1 | Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | |
2 | Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. | Тип урока: урок общеметодологической направленности Структура урока:
Урок является продолжением уроков раздела «Местоимение». Цели и задачи соответствуют теме урока. Результативность урока: Учащиеся владеют терминами и умеют формулировать имеющиеся знания своими словами, способны действовать по заданному алгоритму и производить коррекцию своих действий. |
3 | Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. | |
4 | Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. | |
5 | Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы. | |
6 | Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. | |
7 | Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. | Проверка домашнего задания охватывает не весь класс, домашнее задание не было дифференцировано. |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | ||
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Присутствует в полном объёме |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | Объем воспроизводящей деятельности – 25 минут, объем творческой деятельности – 15 минут. |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | Подача знаний в готовом виде сочетается с самостоятельным поиском знаний. |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Учитель оценивает знания учащихся на каждом этапе урока, анализ оценки не производится. Самооценка и взаимооценка отсутствуют. |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | Задания требуют от обучающихся как воспроизведения по памяти, так и осмысления материала. |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Используются приемы: притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки. |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | Присутствует |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | Представлен |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы. | В целом соблюдались, не проводилась физминутка. |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | Присутствует |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | Наблюдается сочетание фронтального, индивидуального, группового методов обучения, самостоятельный поиск знаний, элементы проблемного обучения. |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | Присутствуют |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | Присутствует |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Присутствует |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | Присутствует |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Присутствует |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | Присутствует |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | Присутствует связь с биологией, географией и литературой в загадках и занимательных вопросах. |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | Присутствует |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Присутствует |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | Присутствует |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Присутствует всех трех видов |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | Домашнее задание посильно, дифференцировано, инструктаж проведен. Урок окончен вовремя. |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | ||
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Присутствует |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Присутствует |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп и ритм хорошие, но недостаточные для выполнения всех запланированных заданий |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Присутствует |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | Присутствует |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Присутствует |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | Присутствует |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Тактичный, уравновешенный стиль поведения, доброжелательная атмосфера на уроке. |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Присутствует |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | Присутствует |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Присутствует |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Урок построен в соответствии с КТП, с учетом развития УУД и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Урок соответствует представленной технологической карте, намеченные деятельностные и содержательные цели урока достигнуты. Ориентир на формирование адекватной самооценки учащихся присутствует. |
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Самоанализ урока и его результативности проводится. | ||
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ: Результаты урока позволяют сделать вывод, что учитель в должной мере владеет технологиями, формами и методами проведения урока по ФГОС. Рекомендации:
| ||
Подпись посетившего урок: Подпись учителя: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс
УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Технологическая карта и конспект урока русского языка в 5 классе по теме:"Однородные члены предложения"
Планируемые результаты:Знать:Какие члены предложения являются однородными;Особенности интонации предложений с однородными членами;Знаки препинания между однородными членами предложения.Уметь:Нах...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Вопросительно – относительные местоимения"
Конспект к уроку открытия новых знаний...
Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 5 классе на тему: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»
Технологическая карта урока с презентацией по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях», являющаяся уроком обобщения знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе. Готовит обучаю...
Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 5 классе на тему: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»
Технологическая карта урока с презентацией по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях», являющаяся уроком обобщения знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе. Готовит обучаю...
Сообщение на методическом объединении учителей русского языка по теме "Роль игры как средства повышения мотвации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Предназначено для учителей русского языка, работающих с учащимися ОВЗ (ЗПР)....