Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кайгородова Татьяна Васильевна

 

Цели:

Знать:

•Вопросительные местоимения
•Их назначение в речи

Уметь:

•Употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения
•Интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprositelnye_mestoimeniya.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения".       6-й класс

  1. Орг.момент (Мотивация)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ну проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, всё ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять. А начнём мы урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу, гостям. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

  1. Актуализация знаний (Целеполагание)

Ребята, на экране строки из песни на слова Юрия Энтина. Прослушайте их.

Слышу голос из прекрасного далёка,

Он зовёт меня в чудесные края.

Слышу голос- голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

-  Скажите, какая часть речи здесь есть, над которой мы работали на предыдущих уроках? (местоимение)

- Найдите местоимения в этом четверостишии. Назовите их (он, меня, я).

- К какому разряду они относятся? (личные).

- Сколько предложений содержится в этом четверостишии? (2).

- Какие они по цели высказывания? (1-ое повествовательное, 2-ое вопросительное).

- Как вы думаете, в вопросительном предложении есть местоимение, кроме я? (что).

- Слово что может быть местоимением?

- Если предложение вопросительное, то местоимение что является вопросительным? (Да).

- Значит, о каких местоимениях мы будем сегодня говорить на уроке? (о вопросительных).

3. Запишите тему нашего урока. Изучение нового материала.

- Давайте теперь подумаем, что нам надо узнать о вопросительных местоимениях? (какие местоимения относятся к вопросительным,

как они изменяются, где употребляются).

- Чему нам надо научиться сегодня по этой теме? (научиться находить вопросительные местоимения в предложении, отличать их от других местоимений, правильно употреблять их в речи)

- т. е. понять их отличительные особенности при склонении, правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями.

4.    Обратимся к учебнику на с.72, найдите вопросительные местоимения в рамочке и назовите их.

      Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте предложения и запишите их в тетрадь.

Кто стучится в дверь ко мне? Что случилось?

Какая погода будет завтра? Скольким участникам удалось выйти в финал?

- Какие вопросительные местоимения вам встретились в данных предложениях? (кто, что, какая, скольким).

- Какая часть речи отвечает на вопрос кто? Что? (имя существительное).

- Какая часть речи отвечает на вопрос какая? (имя прилагательное).

- Какая часть речи отвечает на вопрос сколько? (имя числительное).

- Значит, какой сделаем вывод? На вопросы каких частей речи отвечают вопросительные местоимения? (вопросительные местоимения отвечают

 на вопросы существительных, прилагательных, числительных).

- т.е. именных частей речи.

5. Обратимся к учебнику на с.72, чтобы убедиться, для чего служат вопросительные местоимения? (для выражения вопроса).

6. Первичное закрепление.

- Перед вами предложения. Найдите ошибки в данных вопросах и запишите в исправленном виде (самостоятельно по вариантам). – Чего ты делаешь? Сколько время? (Что ты делаешь? Сколько времени? или Который час?).

- Какой делаем вывод? Как нужно употреблять вопросительные местоимения в речи? (вопросительные местоимения нужно правильно употреблять в речи).

7. Послушайте видеоролик и подумайте, в чём особенность вопросительных местоимений? (отвечают на вопросы существительных, прилагательных, числительных и наречий, изменяются по падежам, как существительные, по родам и числам, как прилагательные).

8. Применение изученного.

- Зная, что местоимения не называют, а лишь указывают, давайте попробуем определить, на что же указывают вопросительные местоимения.

- Для этого мы проведем небольшое исследование. Даны слова: подберите к этим словам вопросы, на которые они отвечают и определите часть речи.

Человек                                 кто?               Имя существительное

Картина                                 что?               Имя существительное

Синий                                    какой?           Имя прилагательное

Мамин                                   чей?               Имя прилагательное

Пятый (час)                           который?      Имя числительное

Семь                                       сколько?       Имя числительное

Вчера                                      когда?           Наречие

- Все записанные вами посередине слова и есть вопросительные местоимения.

При помощи этих местоимений мы задаем вопросы.

- На что они указывают?

(Они указывают на неизвестный предмет, признак, количество или обстоятельство, при котором совершается действие).

- С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?

(Они соотносятся с существительными, прилагательными, числительными и наречиями).

9.   Физкультминутка.

- Сколько пальцев на руке?

- Пять.

- Сколько будет пятью пять?

- Двадцать пять.

- Кто сегодня руки мыл?

- Я!

- Кто учебники забыл?

- Не я.

- Кто без кисти и белил

 Крыши города белил?

- Мороз.

- Кто сегодня отвечал?

- Я.

 - Кто немножечко устал?

- Я.

- Будем дальше продолжать?

- Да!

- Вам понравилась играть?

- Да!

10. Кто помнит, какими членами предложения могут быть существительные, прилагательные и числительные? (подлежащими, определениями, дополнениями).

Задание: выпишите предложения с вопросительными местоимениями. Подчеркните их как члены предложения. Проверим (1. что- дополнение, 2. кто-подлежащее, 3. какой-определение, 4.- чей- определение).

- Сделаем вывод: какую роль выполняют вопросительные местоимения в предложении? (местоимения заменяют имена -имя существительное, имя прилагательное, числительное, могут быть разными членами предложения).

11. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке о местоимениях? (бывают вопросительными).

- Где могут употребляться вопросительные местоимения? (в вопросительных предложениях).

- Для чего служат вопросительные местоимения? (для выражения вопроса).

- Как изменяются вопросительные местоимения? (по падежам, как существительные, по родам и числам, как прилагательные и числительные).

- Теперь осталось определить, насколько вы поняли материал темы нашего сегодня урока: на парте у вас сигнальные карточки с нарисованными кружками. Если всё понял(а), поднимите карточку с красным кружком, если не всё понял(а)- с синим кружком, ничего не понял(а)- с зелёным кружком. 12. Оценки. Д/З. Упр.451 с.72(теория).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"

Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Урок русского языка (исследование) в 6 классе "Местоимение - Он- Лён"

Данный урок предполагает исследовательскую деятельность на уроке, используются такие технологии как проблемное обучение, ИКТ, а также прием метатемы как средство формирования универсальных учебных дей...

Урок русского языка в 5 классе "Личные местоимения- сушествительные"

Урок русского языка в 5 классе по образовательной системе "Школа 2100" с использованием проблемно-диалогического обучения....